Санкт-Петербургский государственный университет аэрокосмического приборостроения
Кафедра истории и философии
Е.А.Королькова, А.А. Королькова
ФИЛОСОФИЯ НОВОГО ВРЕМЕНИ:
ЭМПИРИЗМ БЭКОНА И РАЦИОНАЛИЗМ ДЕКАРТА
Санкт-Петербург
2014
Учебно-методическое пособие рассмотрено и рекомендовано на заседании кафедры истории и философии 4 декабря 2013 г., протокол №3.
Учебно-методическое пособие составлено в соответствии с требованиями ГОСТ, учебной программой и соответствующим лекционным курсом по философии.
Работа выполнена на кафедре истории и философии.
Авторы-составители: Елена Антоновна Королькова (к.ф.н., доцент кафедры истории и философии СПбГУАП) и Анна Александровна Королькова (к.ф.н., старший преподаватель кафедры гуманитарных и социальных дисциплин АОУ ВПО ЛО ГИЭФПТ)
Рецензенты: М.Л.Бурова, к.ф.н., доцент кафедры истории и философии СПбГУАП;
Г.А.Норкин, к.ф.н., доцент кафедры гуманитарных и социальных дисциплин АОУ ВПО ЛО ГИЭФПТ.
Данное учебно-методическое пособие представляет собой фрагменты из наиболее значимых трудов Фрэнсиса Бэкона и Рене Декарта – мыслителей, заложивших фундамент новой эпохи в истории мысли.
Учебно-методическое пособие составлено в соответствии с учебными программами по философии, материал в ней хорошо организован и тщательно продуман, что, без всякого сомнения, поможет студентам в более глубоком освоении курса философии.
Данное методическое пособие предназначено для студентов дневной и заочной формы обучения.
СОДЕРЖАНИЕ
ПРЕДИСЛОВИЕ 4
ТЕМА №1. ЭМПИРИЗМ ФРЭНСИСА БЭКОНА 6
Фрагменты из работы Бэкона «Вторая часть сочинения, называемая Новый Органон, или истинные указания для истолкования природы» 9
Фрагмент из сочинения Бэкона «Великое Восстановление Наук» 14
Фрагменты из работы Бэкона «Новая Атлантида» 14
ТЕМА №2. РАЦИОНАЛИЗМ РЕНЕ ДЕКАРТА 17
Фрагмент из «Первоначал философии» Декарта 19
Фрагмент из работы Декарта «Разыскание истины посредством естественного света» 23
Фрагмент из работы Декарта «Рассуждение о методе, чтобы верно направлять свой разум и отыскивать истину в науках» 28
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА 36
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 38
БИБЛИОГРАФИЯ 39
ПРЕДИСЛОВИЕ
Данное учебно-методическое пособие представляет собой фрагменты из наиболее значимых трудов Фрэнсиса Бэкона и Рене Декарта – мыслителей, заложивших фундамент новой эпохи в истории мысли. В хрестоматии представлены следующие философские произведения: «Новый органон», «Новая Атлантида», «Великое восстановление наук» Бэкона и «Первоначала философии», «Разыскание истины посредством естественного света» и «Рассуждение о методе» Декарта.
Тексты указанных мыслителей подобраны таким образом, чтобы студент, направляемый в процессе чтения авторскими вопросами, смог не только определить различия между эмпиризмом и рационализмом, но и самостоятельно оценить аргументацию философских положений Бэкона и Декарта. Наличие вопросов очень ценно, так как помогает читателю расставить необходимые смысловые акценты и выстроить с их помощью проблемное поле философии. Методическая значимость вопросов заключается в возможности использовать данную хрестоматию для самостоятельного освоения студентами новоевропейской философии, а также для контроля их знаний по заданной теме.
К достоинствам предлагаемого учебного пособия следует отнести биографии философов, создающие впечатление живого присутствия на страницах книги интеллектуальных гениев эпохи Нового времени.
Завершается пособие контрольной работой, что также является хорошим методическим дополнением к изложенному материалу.
Хочется отметить важность данного методического труда в контексте формирования у студентов таких компетенций, как владение культурой мышления, способность к критическому анализу, умение логически верно, аргументированно строить свою речь и отстаивать собственное понимание проблемы в процессе дискуссии. Философия, как никакая другая дисциплина, направлена на развитие критического мышления, однако эта способность к критическому осмыслению и оцениванию должна быть основана, в первую очередь, на знании текстовых источников. В этом смысле предлагаемое учебное пособие содержит необходимый фундамент для развития научного мышления и исследовательского потенциала обучающихся.
Биография Фрэнсиса Бэкона
Фрэнсис Бэкон (1561 – 1626) – английский философ, основатель эмпиризма и экспериментальной науки. Бэкон родился в богатой и знатной семье, имевшей значительный политический вес при дворе королевы Елизаветы I (1533 – 1603). Из стен Кембриджского университета Бэкон вынес нелюбовь к философии Аристотеля и мечту о реформации науки. После дипломатической практики во Франции Бэкон осуществляет головокружительную карьеру у себя на родине, пройдя путь от старшины юридической корпорации до лорда-канцлера Англии. Однако неуемная жажда власти и привычка к роскоши приведут честолюбивого Бэкона к заключению в Тауэр, потере родового поместья и отстранению от политической деятельности. Философия Бэкона во многом определила черты классического типа рациональности, став своеобразным камертоном в истории научной и философской мысли. На смену греческому Логосу, символизировавшему универсальный закон мироздания, приходит латинское Рацио, сводящее порядок космоса к сугубо человеческой способности структуировать мир. Человек из почтительно созерцающего превращается в законодателя, рассматривающего природу не как Универсум жизни, наполненный божественной энергией, а как бездушный объект для проведения опытов, подтверждающих властные полномочия ученого. Благодаря таким трудам Бэкона, как «Великое Восстановление Наук», «Новый органон» (1620) и «Новая Атлантида» (1624), формируется фундамент новоевропейской науки, провозглашающей приоритет экспериментально доказанного знания. Особую семантическую нагрузку в контексте указанного преобразования приобретает понятие «новый», указывающее на сущностные изменения, произошедшие в интеллектуальном мире 17 века и ознаменовавшие разрыв с традицией: Новое время, Новый органон, Новая Атлантида, Новая наука. Примечательно, что, наряду с возникновением индукции как нового метода поиска истины, возникает и новая этическая модель, провозглашающая как гносеологическую, так и нравственную ценность пользы. Если Платон вводит любовь в само определение философии как любви к мудрости, то Бэкон считает, что «невозможно любить и быть мудрым», так как «любовь есть дитя безрассудства». Предлагаем читателю самостоятельно аргументировать свою позицию в понимании любви, а также оценить правомерность следующей сентенции Бэкона: «Можно заметить, что среди всех великих и достойных людей (древних или современных, о которых сохранилась память) нет ни одного, который был бы увлечен любовью до безумия; это говорит о том, что великие умы и великие дела, действительно, не допускают развития этой страсти, свойственной слабым»1. Интересно, что сам Бэкон, тщательно оберегавший себя от влияния любовного недуга, стал жертвой иных страстей: сперва тщеславия, а затем и научной одержимости. Бэкон умер, простудившись при проведении опыта по заморозке курицы. Вопрос о том, возможно ли человеку достичь полной свободы от всех страстей и является ли любая страсть разрушительной, до сих пор остается открытым.
Вопросы по философии Бэкона:
Почему Бэкон является родоначальником эмпиризма?
Что означает термин «органон» и кто является создателем первого в истории философии органона?
Считает ли Бэкон, что существуют границы человеческого познания? Если да, то чем они обусловлены?
Какой человек, согласно автору «Нового Органона», обладает властью и могуществом?
Как вы понимаете высказывание Бэкона: «Природа побеждается только подчинением ей»?
Что лежит в основе ошибочных умозаключений, препятствующих познанию истины?
В каком значении использует Бэкон понятие идолов? Перечислите четыре типа идолов.
Что, помимо чувств, составляет основу научного опыта, направленного на познание природы?
Какие два типа опытов различает Бэкон?
Что, согласно философу, является лучшим доказательством истинности того или иного научного положения?
Кто из мыслителей наделяет знание причин большей ценностью, нежели опытное знание: Аристотель или Бэкон?
Почему, согласно Бэкону, «путь наук еще не пройден»?
Отличается ли философия английского мыслителя благоговейным отношением к античности или же почитание древности низводится Бэконом до статуса предрассудка? В этом контексте прокомментируйте следующее положение ученого: «правильно называют истину дочерью времени, а не авторитета».
Что в теории Бэкона символизируют муравьи, пауки и пчелы?
Почему, по мысли автора Нового Органона, человеческому разуму нужно придать не крылья, а свинец и тяжесть?
Какую индукцию Бэкон противопоставляет простому перечислению, усматривая в новом методе ключ к построению нерушимого здания науки?
Что следует изучать с большей основательностью: частое и привычное или же редкое и исключительное?
Выберите синонимы истины, отвечающие мировоззрению Бэкона: знание первопричин, власть, польза, любовь к идеям.
Кто впервые в истории философии предложил классификацию наук?
Заложен ли в бэконовской структуре научного знания принцип иерархичности?
Способна ли философия, согласно ученому, постичь высший закон мироздания?
Кто из античных философов описывал в одном из своих произведений Атлантиду, а также разработал собственный проект идеального государства?
Характерно ли для мыслителей Эллады стремление к господству над природой, составляющее сущность новоевропейского учения? Проиллюстрируйте свой ответ знанием текстов.
Распространяют ли законы этики свое действие на отношение человека к природе или же ограничиваются антропологической плоскостью? Можно ли оценить следующий проект Бэкона через призму этических норм: «сохранение жизнеспособности после того, как погибли и были удалены органы, которые вы считаете жизненно важными; оживление животных после того, как, по всем признакам, наступила смерть и тому подобное»?
Как соотносится идея научного прогресса, изложенная Бэконом в Новой Атлантиде, с современным экологическим сознанием?
Должен ли ученый, на ваш взгляд, нести ответственность за последствия своих экспериментов?
Рассматривает ли Бэкон природу как совершенную или же считает человека способным улучшить творение Бога?
Достарыңызбен бөлісу: |