Введение
Христианство есть домостроительство (созидание) нашего спасения в
Господе Иисусе Христе. Так как человеку
нельзя спастись без Бога, то
христианская вера (религия) учит: с одной стороны, тому, что Бог сделал
для спасения человека (вероучение), с другой, тому, что должен делать сам
человек, чтобы спастись.
Предмет Христианского Нравоучения
Последнее составляет предмет христианского нравоучения. Человек,
ищущий спасения, просвещаясь верой,
должен иметь основательное
знание о том, чего требует от него христианская вера, как следует ему
жить и действовать как христианину.
Это знание может быть приобретено
чрез чтение и слушание слова
Божия, святоотеческих писаний, чтение жития святых,
бесед и поучений,
предлагаемых с церковной кафедры и во взаимном общении с
христианами. Но вернейшим способом к тому служит изображение
христианской
жизни в общем обзоре, где разные правила христианской
жизни были бы изложены в порядке, во
взаимной связи и возможной
полноте. Правила жизни в этом случае легче могут быть усвоены и вернее
поняты.
Систематическое
изложение
учения
о
христианской
жизни
необходимо еще и по другой причине. О должной христианской жизни и
должном поведении христианина существуют самые разнообразные
понятия, часто отрывочные и превратные. Правила христианской жизни
часто доходят до сведения по
частям и поэтому допускаются
многообразные их толкования и применения, по причине чего упускается
из виду главное в религиозно-нравственной жизни и др. И св. Василий
Великий в свое время (IV век) заметил подобное смещение в понятиях, в
понятиях о нравственной жизни, когда «всякий самовластно свои мысли и
положения выдавал за
истинное правило жизни, а укрепившиеся
человеческие обычаи и предания сделали то, что одни грехи извиняли, а за
другие без всякого разбора взыскивали, – на
некоторые, по-видимому,
малые, негодовали, а иные не удостаивали и легкого выговора».
Такие отклонения легче всего предотвратить полным изображением
всего христианского нравоучения, изображением истинно-христианской
(нравственной) жизни, – иначе христианской нравственности (
см. Еп.
Феофан. Начертание христианск. нравоучения, с. 5–6
).