Гу «Отдел культуры и развития языков г. Темиртау» Централизованная система городских библиотек Информационно-библиографический отдел



бет1/3
Дата23.11.2016
өлшемі0,63 Mb.
#2360
  1   2   3
ГУ «Отдел культуры и развития языков г. Темиртау»

Централизованная система городских библиотек

Информационно-библиографический отдел


АСТАНА

КУЛЬТУРНАЯ СТОЛИЦА

ТЮРКСКОГО МИРА -2012

Дайджест

Темиртау, 2012

К читателю

Решением международной организации ТЮРКСОЙ в этом году Астана стала культурной столицей тюркского мира.

Этому знаменательному событию посвящен предлагаемый дайджест.

Дайджест включает в себя материалы из периодических изданий и Интернета.

Источником отбора послужили электронные каталоги ЦБ, а также Интернет.

Предназначен широкому кругу читателей

"Мы - ветви одного могучего дерева"

Н. А. Назарбаев

Решением международной организации ТЮРКСОЙ в этом году Астана стала культурной столицей тюркского мира.

Открытие года Астаны – Культурной столицы тюркского мира – 2012 состоялось 24 февраля 2012 года во Дворце Мира и Согласия (Пирамида). В гала- концерте приняли участие более 250 артистов из стран-членов ТЮРКСОЙ.

Об открытии Года объявил со сцены Дворца Мира и Согласия министр культуры и информации Казахстана Дархан Мынбай. Тепло приветствуя всех участников и гостей вечера, он подчеркнул, что «дружественные контакты тюркоязычных стран являются важным фактором развития стратегического партнерства, углубления традиций добрососедства и взаимовыгодного сотрудничества между народами. ТЮРКСОЙ своими инициативами и активной деятельностью создает уникальную атмосферу доверия. … Астана неизменно продвигает вопросы диалога между культурами и религиями. По инициативе Казахстана 2010 год был провозглашен ООН Международным годом сближения культур. Столь высокая оценка нашей инициативы стала возможной благодаря международному авторитету Казахстана и его лидера». (3)



ТЮРКСОЙ

Создание Международной Организации по Совместному Развитию Тюркской Культуры и Искусства (ТЮРКСОЙ) основано на идее объединения и уважительного паритета родственных культур тюркоязычных народов, сложения нового культурного пространства в рамках Тюркского мира.

Важное значение для Казахстана имеет сближение со странами тюркского, тюркоязычного мира – Турцией, Кыргызстаном, Узбекистаном, Туркменистаном, Азербайджаном. Основой тесных взаимоотношений с этими государствами является языковое и конфессиональное родство, схожесть исторического и культурного наследия. Поэтому со дня обретения независимости развиваются двусторонние и многосторонние отношения со странами тюркского мира. Напомню, что Турция первой признала независимость Казахстана в 1991 году, и с этого момента отношения Казахстана и Турции отличаются тесным сотрудничеством в политической, торгово-экономической, культурно-гуманитарной сферах, взаимоуважением и доверием. С 1992 года по предложению Президента Турецкой Республики Тургута Озала, заложившего современную традицию тюркоязычных контактов, стали проводиться встречи глав тюркоязычных государств. (8)

Основы ТЮРКСОЙ были заложены весной 1992 года во время Первой Встречи Министров культуры тюркоязычных стран в Стамбуле (Турция). 12 июля 1993 года в г.Алматы шестью странами учредителями и постоянными членами Организации – Азербайджанской Республикой, Республикой Казахстан, Кыргызской Республикой, Туркменистаном, Турецкой Республикой и Республикой Узбекистан - был подписан «Договор о создании и принципах функционирования ТЮРКСОЙ».

Основными целями и задачами ТЮРКСОЙ являются:

-развитие сотрудничества в области культуры и искусства между тюркоязычными странами, народами и общинами;

-изучение, исследование, сохранение и приумножение культурных ценностей тюркского народа, их популяризации в мировом масштабе;

-создание единого культурного пространства, устранение отчужденности, связанной с историческими, политическими и географическими условиями;

-определение и систематизация общих культурных ценностей, памятников истории, культуры и архитектуры тюркского мира, принятие мер по их сохранению;

-придание динамизма процессу развития национальных культур тюркских народов, сохранение, возрождение и качественное обновление их художественной уникальности и самобытности;

-создание условий для сближения алфавитов и языков тюркской языковой группы, перехода на латинскую графику и общую языковую среду;

-приобщение подрастающего поколения к самобытной национальной культуре и языку с учетом мировых интеграционных процессов в гуманитарной области;

-создание Международного информационного центра и архива по культуре и искусству тюркоязычных стран.

ТЮРКСОЙ осуществляет региональное руководство развитием культурных связей между тюркоязычными странами в сфере культуры и искусства, обеспечивает всем членам Содружества равные права в области культурного сотрудничества независимо от политической ориентации их государственных структур. По роду деятельности, целям и задачам, принципам работы ТЮРКСОЙ близка к структуре ЮНЕСКО. Призванная играть объединяющую роль для тюркоязычных регионов, организация также способствует ускорению интеграции общетюркской культуры в мировое культурное пространство.

В рамках ТЮРКСОЙ проводятся крупные международные мероприятия, в которых принимают участие деятели культуры и искусства тюркоязычных государств. Это – музыкальные и театральные фестивали, выставки изобразительного и прикладного искусства, конкурсы, юбилейные торжества, посвященные знаменательным датам, издание книг и календарей.

На X Саммите глав тюркоязычных государств, состоявшемся в 2010 году в Стамбуле, было принято решение объявлять один из городов стран-членов тюркской культурной столицей тюркского мира. Честь быть первой в этом начинании выпала молодой столице Казахстана – Астане. (3)



Культурное родство тюркских народов

Тю́рки — этноязыковая общность, сформировавшаяся на территории степей Северного Китая в I тыс. до н.э. Традиционной деятельностью тюрок является кочевое скотоводство. На непригодных для этого территориях распространено земледелие.



Не следует понимать современные тюркоязычные народы прямыми этническими родственниками древних тюрок. Многие тюркоязычные этносы, называемые сегодня тюрками, образовались в результате многовекового влияния тюркской культуры и тюркского языка на другие народы и этносы Евразии.

Из-за особенностей сурового центральноазиатского континентального климата, а также отсутствия естественных природных границ (горы, реки) и постоянной опасности нападения врагов, тюрки вели кочевой образ жизни, постоянно перемещаясь с места на место в поисках пищи для скота. Кочевой образ жизни был широко распространён у тюркских народов вплоть до XX века.

Древние тюрки считали волка своим прародителем. Изображения волка существовали на символике многих тюркских государств.

Религией древних тюрок было Тенгрианство. Представление о Тенгри (восходящее своими корнями к V—IV тысячелетиям до н.э.) как о Творце было характерно для всех тюрок и монголов. Тенгрианство возникло естественным историческим путем на основании народного мировоззрения, воплотившего и ранние религиозные и мифологические представления, связанные с отношением человека к окружающей природе и ее стихийным силам. Однако арабские завоевания и дальнейшая исламская экспансия привели к тому, что сегодня подавляющее большинство тюрок являются мусульманами. Есть также православные тюрки. У некоторых сибирских народов (алтайцы, тувинцы, якуты и др.) сохраняется шаманизм.

В VIII—X вв. в Центральной Азии применялось орхонское письмо. С принятием ислама появилась письменность на основе арабской графики. Сегодня большинство тюркских языков основаны на латинице и кириллице с добавлением символов для специфических звуков. В отличие от народов индоевропейской языковой семьи дифференциация тюркских народов не так очевидна. Большинство тюркских языков взаимопонятны несмотря на большие географические расстояния. (16)

Тюркологам хорошо известно что, большинство тюркских народов имеют общее происхождение, единый в недалеком прошлом литературный язык, общую религию и территорию расселения, и в прошлом являлись великим кочевым суперэтносом северной Евразии. Современные тюркоязычные народы и государства занимают обширные пространства от Якутии до Балканского полуострова и имеют общую численность порядка 150 - 160 млн. человек.

Но в современную эпоху тюрок разделяют политические границы, идеологические и религиозные барьеры, все более обособляющиеся языки и даже применяемые алфавиты (арабица, латиница и кириллица). (18)

Тюркские народы, населяющие бескрайние просторы Евразии от берегов Тихого океана до Балкан уже в глубокой древности смогли создать уникальную культуру, стали инициаторами возникновения первых человеческих цивилизаций и оказали огромное влияние в формировании современного облика мира. Тюркская цивилизация, тюркская культура и сегодня остаются одними из неотъемлемых составляющих общечеловеческой культуры.

В то же время, тюркская культура является выражением богатого разнообразия субкультур тюркских этносов, стремящихся к постоянному развитию и взаимообогащению. Однако, за последние века такое стремление ограничивалось государственными границами и господствующими идеологиями.

Наступившая информационная эпоха и определенная проницаемость границ, позволила возобновить робкие взаимодействия фрагментированных частей тюркской культуры между собой и с культурами других народов мира. Но этого недостаточно для выживания многих субкультур и поднятия тюркской культуры на былые вершины в целом.

Для достижения тюркской культурой уровня, достойного нашего прошлого и имеющихся возможностей, удовлетворяющего потребности тюркских народов и служащего их интересам, требуются и новые подходы во взаимодействии, взаимообогащении, создании новых форм и в популяризации всего того, что имеем. (14)

Самым надежным средством получения представления об уровне и формах доисторической культуры какого-либо народа может служить язык.

Общее богатство тюркского языка также говорит о том, что тюрки уже в доисторический период достигли довольно высокого уровня развития культуры. С точки зрения богатства смысловых корней, тюркский язык - один из самых богатейших языков мира. В этом плане ни один из европейских языков даже не может сравниться с тюркским языком.

На сегодня в немецком языке, который в результате сознательной и целенаправленной работы над ним со стороны специалистов стал одним из богатейших языков мира, в общей сложности существует около 900 корней слов. Все остальные слова являются производными от этих корней.

Между тем в тюркском языке вкупе с корнями уже забытых и устаревших слов набирается около 8000 самостоятельных лексических единиц.

Если эти языковые сокровища, как это было сделано другими нациями, будут сознательно обработаны, тюркский язык будет одним из самых богатейших языков мира. (13)

Разнообразный и богатый мир тюркской музыкальной культуры издавна служит объектом пристального внимания ученых. Помимо своеобразия и уникальности каждой современной тюркской культуры, исследователи неизбежно сталкиваются и с очевидностью их генетического родства. На основе изучения тюркского музыкального инструментария можно реконструировать историческое прошлое тюркских народов, берущее свое начало от единого общего корня.

Сохранившиеся и дошедшие до нас музыкальные инструменты, вокально-инструментальные произведения и другие образцы культурного наследия тюркских народов являются связующей нитью, бесценным сокровищем и требуют серьезного научного подхода в деле их изучения, сохранения и популяризации в масштабах мировой цивилизации». (15)

«Тюркский мир объединяет более 40 наций и народностей на обширном Евразийском пространстве. Тюрки, численность которых достигает около 200 миллионов человек, внесли особый вклад в историю человечества и культуру. Наши славные предки оставили неизгладимый след в мировом искусстве, поэзии и науке. Поэтому нам предстоит большая работа по сближению наших братских народов, имеющих общие корни», - об этом, сегодня в Алматы, на 1-ом Саммите Совета сотрудничества тюркоязычных государств, сказал Глава РК Нурсултан Назарбаев. (11)



Культура Казахстана

Казахская культура – прямая наследница древнетюркской цивилизации. Благодаря достижениям археологической науки теперь мы знаем, что наши предки имели средневековую городскую культуру, ирригационные сооружения, архитектуру, искусство. Доказано, что наша родина была колыбелью своеобразной степной цивилизации, сочетавшей в себе симбиоз культуры земледельцев и скотоводов, Города и Степи. Причем традиции взаимодействия прослеживаются и ранее - в эпоху бронзы. (10)



Сегодня культура Казахстана - комплекс эстетических ценностей казахстанского народа, выраженных в самобытных и разнообразных духовных и материальных формах. В силу своей природы культура обеспечивает развитие и обогащение своего творческого потенциала и индивидуальное место в мировой семье национальных культур.

Музыкальное искусство.
Инструменты. Душу народа озвучивает музыка. Древние казахские инструменты – домбра и кобыз (щипковые), глиняная свирель – саз-сырнай, тростниковая флейта – сабызгы. Создатель кобыза и инструментального жанра – кюй – легендарный тюркский философ и музыкант Коркыт.

Музыканты. Великие казахские домбристы-кюйши – Асан кайгы (XV в.), Таттимбет, Даулеткерей, Курмангазы, кобызист Ыкылас (ХІХ в.), Нургиса Тлендиев (ХХ в.). Народные певцы. Великие песенники – Жаяу Муса, Акан Сере, Амре, Мади, Кенен (ХІХ-ХХ вв.), Шамши Калдаяков (ХХ в.).

Новые жанры. Мировую известность снискали композиторы профессиональной школы: Е. Брусиловский (автор первой национальной оперы «Кыз Жибек»), Е. Рахмадиев (создатель жанра «симфонический кюй»); виртуозы – пианистка Ж. Аубакирова, скрипачи А. Мусаходжаева, М. Бисенгалиев; оперные певцы Е. Серкебаев, Б. Тулегенова, А. Днишев, Э. Курмангалиев; звезда эстрады Р. Рымбаева. В Казахстане три театра оперы и балета, ряд симфонических и множество фольклорных оркестров и ансамблей.
Изобразительное искусство.
В ряде регионов Казахстана сохранились древние наскальные изображения (І-ІІ тысячелетия до н.э. – VIII-IX в. н.э.). Петроглифы Тамгалы-тас (Алматинская обл.) включены во всемирный список культурного наследия ЮНЕСКО.

Живопись и графика. Первый национальный профессиональный художник – акварелист А. Кастеев (1904-73). Его учитель Н. Хлудов (11850-1935) – автор этнографически точных и романтичных картин о жизни кочевников. Широко известны виртуозные пейзажи Ж. Шарденова (1927–92); полотна Е. Толепбая, создателя «магического импрессионизма»; работы фантаста С. Калмыкова (1891-1967) – «алматинской легенды» мировой значимости; графические листы М. Кисамединова, воспевшего образ казахского батыра и поэта XІХ в. Махамбета.

Монументальное искусство. Национальным наследием стали памятники в г. Алматы – Абаю (1960) первого национального ваятеля Х. Наурызбаева (1925-2009); в г. Кокшетау – Ч. Валиханову (1971) – авт. Т. Досмагамбетов; в Астане – памятник хану Кенесары (2001) – авт. Н. Далбай; монумент «Байтерек» (2002) – авт. Н. Фостер, «Қазақ елі» (2008) – первый в стране арх.-скульптурный комплекс о судьбе казахского народа (гр. скульпторов во главе с Н. Далбаем, арх. – С. Жунусов и др.).
Театральное искусство Казахстана.
Началось в 1926 г. спектаклем «Енлик-Кебек» по пьесе М. Ауэзова (г. Кызылорда). В 1928 г. театр был перебазирован в г. Алматы. В 1930-е гг. казахские театры возникли в ряде областных центров. В 1933 г. сформирован Русский театр драмы в г. Семипалатинске, вскоре переведенный в Алматы. Там же в 1934 г. открылся Уйгурский театр, в 1937 г. – Корейский (в Кызылорде), в 1935 г. в Алматы – Театр кукол. В 1944 г. там же – ТЮЗ. 1960-90-е гг. – эпоха самых ярких спектаклей в Казахском театре драмы им. М. Ауэзова (гл. режиссер – народный артист СССР А. Мамбетов): «Укрощение строптивой» У. Шекспира с Х. Букеевой и Ш. Аймановым (Катарина и Петруччио), «Материнское поле» Ч. Айтматова с С. Майкановой (Толганай), «Кабала святош» М. Булгакова с Н. Жантуриным (Мольер).

Казахский академический театр оперы и балета им. Абая открылся в г. Алматы в 1934 г. Первая в Казахстане опера была поставлена в 1936 г. С тех пор написано около 50 опер и балетов. В 2000 г. оперой М. Тулебаева «Биржан и Сара» началась биография Национального театра оперы и балета им. К. Байсеитовой в г. Астане – самом молодом музыкальном театре страны. Всего в Казахстане ныне действуют 50 театров. (9)


Каталог: doc
doc -> Тақырыбы: Ғарышты игеру (аудандық семинар)
doc -> 6 Хромтау гимназиясы тәрбие жұмысының жылдық жұмыс жоспары Азаматтық-патриоттық, құқықтық және полимәдениеттік тәрбие
doc -> Ғарыш әлеміне саяхат
doc -> Сабақ тақырыбы: Шерхан Мұртаза «Ай мен Айша» романы Сабақ мақсаты: ҚР «Білім туралы»
doc -> Сабақтың тақырыбы Бала Мәншүк ( Мәриям Хакімжанова) Сілтеме
doc -> Ана тілі №2. Тақырыбы: Кел, балалар, оқылық Мақсаты
doc -> Қызылорда облысының жер – су атаулары қызылорда, 2013 жыл сыр елі қызылорда облысы
doc -> Қазақстанның театр режиссурасы: сабақтастық және жаңашылдық
doc -> Сабақ жоспары «Сәулет және дизайн» кафедрасының арнаулы пән оқытушысы, ҚР «Еуразиялық Дизайнерлер Одағының» мүшесі: Досжанова Галия Есенгелдиевна Пәні: Сурет және сұңғат өнері


Достарыңызбен бөлісу:
  1   2   3




©engime.org 2024
әкімшілігінің қараңыз

    Басты бет