МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И ПРОСВЕЩЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ МОЛДОВА
КОМРАТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ
КАФЕДРА «БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА И ФИНАНСОВ»
РЕФЕРАТ
по дисциплине «Философия в экономике»
на тему «Гуманистические аспекты экономического развития»
выполнила студентка II курса
группы ЭФ – 19
Златова Валерия
Проверил
Таушанжи К.П.
КОМРАТ 2021
Жизнеспособность разных социальных общностей, их самосохранение и саморазвитие во времени и в пространстве в условиях трансформации рыночной экономики и перехода к информационному (постиндустриальному) обществу
связываются с повышением значимости и роли субъективного человеческого фактора, с рaзвитиeм чeлoвекa, с поиском социальных, экономических и иных механизмов, регулирующих современные воспроизводственные процессы.
Поскольку исследование различных аспектов развития человека как социального явления в высшей степени многозначно, многосторонне, в отечественной и зарубежной литературе предложено немало ключевых теорий, концепций и моделей, имеющих целью сформировать интегральные, обобщенные представления о человеке, которые, с одной стороны, могли рассматривать его в контексте человеческой деятельности, современной экономической и социальной практики, а с другой – позволяли бы отразить представления о самоценности человека.
В современном отечественном обществоведении, в том числе в экономической науке, сложилось несколько макротеорий (иначе – парадигм), которые признают человека в качестве главной движущей силы эволюции общества. Среди них – цивилизационная, институциональная и гуманистическая парадигмы.
Активное освоение гуманистической парадигмы началось относительно недавно, с середины 1980-х гг. При этом возрастающий интерес к ней во многом объясняется надеждами на ее познавательную эффективность при изменении различных экономических и социокультурных трансформаций современности.
Развитие гуманистической парадигмы в экономической науке представляет собой процесс накопления знаний и научных взглядов, не отвергающих прошлое наследие экономической мысли. Скорее всего, это процесс эволюции, синтеза достижений различных научных школ, накопления идей и взглядов на человека, на его роль в экономике. В настоящее время данная парадигма получает свое дальнейшее развитие, аккумулируя в значительной мере современные научные подходы (в частности, модернизационные, социоэкономические и др.), которые значительно расширяют рамки исследований и обогащают гуманистическую парадигму, наиболее адекватно отражающую реально протекающие экономические, социальные, нравственные процессы в обществе, а также дают импульс ее дальнейшему развитию
Человек, его творческие качества, силы и способности, с помощью которых он в процессе своей деятельности преобразует себя и окружающий мир, традиционно занимали центральное место в экономических и социальных науках.
Исходя из целевых установок настоящей работы, мы не ставим задачу дать исчерпывающую характеристику проблем человека как объекта исследования экономической науки, тем более что она более или менее глубоко раскрыта в ряде исследований. Выделим лишь главные линии изучения человека – в качестве работника, предпринимателя, потребителя.
В советской научной литературе с ее «приматом общественного производства» преимущественное внимание уделялось проблематике человека- работника, трудящегося человека, как непосредственной производительной силы. По выражению В. И. Ленина, рабочий – это «первая производительная сила всего человечества»[1]. При рассмотрении взаимодействия вещественных и личных факторов производства приоритет отдавался технологиям и организации производства.
Как следствие, долгие годы производительные способности человека рассматривались и оценивались как один из количественных факторов роста общественного производства. Задача состояла лишь в том, чтобы удачно соединить труд, основной и оборотный капитал в процессе производственной деятельности.
В настоящее время во многих работах раскрываются роль и значение человека-предпринимателя, экономического субъекта, который представляется в качестве ключевой фигуры в рыночном хозяйстве.
В экономической литературе человек нередко рассматривается как производитель (предприниматель) и потребитель, при этом анализируются мотивы, детерминанты и способы его экономического поведения (так называемая концепция или модель homoeconomicus).
С середины 1980-х гг. в научный оборот вошло понятие «человеческий фактор», включающее в себя экономический аспект основных свойств человека и всех видов его деятельности. Однако в своем большинстве ученые-экономисты исследовали человеческий фактор в демографическом, психологическом,
техническом и других аспектах, где человек представал в различных ипостасях, но так или иначе рассматривался как составная часть экономического механизма, как средство достижения экономических целей. Несмотря на большое количество исследований и разработок, понятие «человеческий фактор» так и не получило должной аналитической проработки, не стало корректным научным термином, с помощью которого можно было глубоко исследовать и представить процессы социально-экономического, человеческого развития, человеческой деятельности.
В последние годы делаются попытки вовлечь в рассмотрение не только производственные потенции человека, но и его первичные и вторичные потребности.
По А. Маслоу, все потребности человека можно разбить на несколько уровней в порядке убывания их важности: физиологические, потребности в образовании, в любви и принадлежности к обществу, в уважении и самореализации [2].
Мы особо выделяем две концептуальные позиции:
человек удовлетворяет свои потребности посредством труда, материального производства. Труд – это уникальный социальный процесс, возникающий вместе с человеком. Удовлетворяя другие потребности, труд сам превратился в важнейшую потребность общества;
потребности человека постепенно эволюционируют и заметно различаются в разные исторические эпохи. У конкретного человека они формируются в сложном взаимодействии со всей общественной системой.
В середине XX в. пришло понимание того, что «человек – не статический центр мира, как он долго полагал, а ось и вершина эволюции, что много прекраснее» [3].
В Декларации о праве на развитие (ООН, 1986 г.) утверждалось, что «человек является основным субъектом процесса развития и должен быть активным участником и бенефициарием права на развитие» [4].
В первом Докладе о современных перспективах человека в рамках Программы ООН (ПРООН) в 1990 г. была обозначена главная идея: «смысл и цели экономического и в целом общественного развития состоят в расширении
возможностей каждого человека реализовать свои потенции и устремления, вести здоровую, полноценную, творческую жизнь. При таком подходе человек рассматривается не только как фактор социального развития, но и как главный субъект, пользующийся его результатами. Под развитием человека понимается расширение спектра и возможностей интеллектуального, социального, экономического и политического выбора, доступных каждому члену общества» [5].
Идея развития, право общества и человека на развитие были в центре внимания Всемирной встречи на высшем уровне в интересах социального развития (Копенгаген, 1995 г.), утвердившей Декларацию и программу действий. В Декларации отмечалось, что главы государств и правительств впервые в истории собрались для того, чтобы «признать значение социального развития и благосостояния людей и выдвинуть эти цели на первый план, как в нынешнем столетии, так и в XXI в.» [6]. Одной из основополагающих идей, получивших поддержку на встрече и отраженных в ее документах, стала идея о взаимосвязанности и взаимообусловленности экономического и социального развития, о том, что одного без другого быть не может. В Декларации тысячелетия, принятой на Саммите тысячелетия ООН в сентябре 2000 г., ключевая концептуальная установка – достижение глобального человеческого развития, утверждение принципов человеческого достоинства, справедливости и равенства на глобальном уровне, обеспечение человеческой безопасности [7].
А. Печчеи, один из основателей Римского клуба, писал, что человеческое развитие представляет собой «ту цель, на достижение которой в ближайшие годы и десятилетия должны быть направлены концентрированные, совместные усилия всего человечества. Это развитие поистине революционное, так как оно должно охватить все стороны человеческого существования» [8].
Особенно актуализируется значимость человеческого развития в эпоху больших глобальных трансформаций, к числу которых относится, например, современный процесс модернизации. Именно в такие периоды человек превращается в «точку бифуркации», когда траектория развития оказывается в существенной зависимости от воли и выбора самого человека.
Резюмируя вышеизложенное, следует подчеркнуть, что экономическая наука должна воспринимать человека не как бесчувственный винтик или валик хозяйственного механизма, раскручиваемый «невидимыми» или «видимыми» руками плана или рынка. Главный и единственный путь человека к счастью и благополучию – это следование долгу и нравственному закону, этим двум вечным принципам, которые только и должны править в экономике и обществе и которые не могут быть заменены ни постулатами либерального монетаризма, ни кодексом строителя коммунизма, ни чем-либо подобным[9].
В настоящее время необходимо воспринимать человека исходя из идей и концептуальных установок, признающих, прежде всего ценность человека как личности, его право на свободу, счастье, всестороннее развитие и полномерное проявление своих способностей; считающих благо человека критерием оценки общественных институтов, а принципы равенства, справедливости, человечности – желаемой нормой отношений между людьми. Данная система воззрений определяется как гуманизм.
Следует напомнить, что гуманизм (лат. humanus – человечный, человеческий) как мировоззрение возник и сформировался в эпоху Ренессанса (XIV–XVI вв.), но получил организационное оформление в XX в. и интенсивно развивается в наше время. Важной теоретической проблемой остается вопрос о том, что такое гуманизм. Внутренняя противоречивость и необходимость гуманизма стала причиной острых дискуссий между философами.
В наиболее обобщенном, лаконичном виде гуманизм – это признание ценности человека как личности, его права на свободное развитие и проявление своих способностей, утверждение блага человека как критерия оценки общественных отношений.
В процессе развития информационного постиндустриального общества существенно усиливается переплетение и конвергенция экономики и социальной сферы, а также происходит включение в орбиту их влияния гуманистических принципов, признающих ценности, потребности, нужды и многочисленные
духовно-нравственные аспекты экономической деятельности отдельного человека как базовые условия прогрессивного развития всего человеческого общества.
Член-корреспондент РАН А. Сахаров отмечает: «…настоящая модернизация возможна в том обществе, где сам человек является новым. …Модернизация человека – это повышение качества его жизни, духовное развитие, материальная обеспеченность, наконец, понимание собственных горизонтов. …Дело в том, что не может развиваться личность, и соответственно, не может быть речи о модернизации, если человек со всех сторон ограничивается. В то же время важно, чтобы и сами люди хотели этого продвижения» [10].
Как подчеркивает Б. Н. Кузык, «только здоровое, интеллектуально развитое и дееспособное население может обеспечить прорывное движение страны по инновационному пути развития» [11].
Именно на этих базовых концептуальных установках и формируется гуманистическая экономика.
Следует отметить, что российская политико-экономическая мысль с самого своего становления отличалась особым вниманием к «гуманитарным» аспектам экономического бытия. Так, первый российский академик политэконом А. К. Шторх в предмет курса политической экономии (1815) включал «нематериальный капитал»
– здоровье, развитие способностей человека, досуг, безопасность и т. п., утверждая, что труд, направленный на его создание, не менее важен, чем труд, направленный на создание материальных ценностей [12]. Российские политэкономы Т. Степанов [13] и А. Бутовский [14] также поддерживали и развивали эту линию и критиковали классическую политическую экономию, не учитывавшую морально-этические начала человеческой деятельности.
Профессор К. И. Бабст выделял нравственный капитал, заключающийся, по его мнению, в народной частности, народной предприимчивости и степени трудолюбия, в живом и ревностном участии к общему благу [15].
Н. Г. Чернышевский полагал, что «капитал, который можно назвать нравственным, гораздо важнее материального. Этот важнейший национальный капитал есть запас нравственных сил и умственной развитости в народе» [16].
С. Ю. Витте критиковал материализм классической политической экономии, основанный только на меновой ценности и не учитывавший ни нравственных, ни политических интересов настоящего и будущего [17].
Академик И. Янжул включал фактор честности в число составляющих экономического роста [18].
Таким образом, российская политическая экономия более чем на столетие предвосхитила появление категории «человеческий капитал» и сформулировала концептуальные основы методологии его исследования.
В настоящее время существенный прогресс происходит в экономической науке, которая стала искать консенсус в определении взаимосвязей между развитием человека и экономическим ростом.
Экономический рост становится неотделимым от гуманизации, которая присутствует в каждой составляющей этого процесса, причем не только в качестве внешнего импульса, а как имманентно присущая самой его сути.
Доминирующим фактором экономического развития является человеческий прогресс, воспроизводство человеческого потенциала. Альтернативы гуманистическому типу экономического развития в современном мире, на любом структурном уровне не существует.
Первостепенное значение приобрела проблема качественных критериев экономического роста – аксиологическая проблема выбора будущего, связанная с вопросами качества жизни, гуманизации, возможностями человеческого развития. Человеческое развитие, культура, система ценностей общества стали выступать сначала как детерминирующие факторы, а затем как главная цель роста.
В конце XX в. начали формироваться новые научные направления, стремящиеся обосновать новые модели устойчивого социально-экономического развития и роста. В частности, можно отметить основные направления, получившие значительное теоретическое и практическое развитие в современной науке:
социоэкономика – научное междисциплинарное направление, исследующее закономерности современной экономической жизни во времени и пространстве сквозь призму морально-этических требований и критериев социальной
справедливости. Социоэкономика изучает процессы и отношения, протекающие в сфере хозяйствования, при этом предметное поле социоэкономики значительно шире по сравнению с традиционной экономикой, так как здесь возрастает значение морально-этических требований [19];
экономика счастья – наука, которая исследует экономические основы счастья человека. На Западе вопрос о счастье был поставлен на научную основу уже с середины ХІХ в. Начиная с экономики благосостояния А. Смита и Т. Мальтуса и заканчивая экономикой счастья современных гедонистов-экономистов, ученые пытались понять взаимосвязь наличия у человека денег и счастливого расположения духа.
Счастье – локальный феномен, зависящий от всех аспектов жизни, с которыми соприкасается человек: удовлетворенности базовых потребностей, наличия работы и ее качество, защищенности людей системой закона и правопорядка, развития институтов и инфраструктуры. Экономический рост в данном случае выступает в качестве одного из важных факторов, но не единственного.
В экономике счастья система отсчета благосостояния, основана на «честной торговле, природном и социальном капитале».
Эталоном успешного бизнесмена является человек, думающий о собственном счастье, которое состоит из представлений о своем здоровье, успешном бизнесе и счастливой личной жизни;
экономика благосостояния – раздел экономической науки, который рассматривает проблемы влияния экономического устройства общества на благосостояние его членов, условия и методы организации хозяйственной деятельности, обеспечивающие максимизацию общественного благосостояния. Экономика благосостояния пытается фиксировать качество жизни, исходя из объективно измеряемых критериев: покупательной способности, среднедушевого дохода и т. п.
Обозначенные научные теории (концепции) формируются в рамках гуманистической парадигмы развития, выступающей теоретическим базисом для данных научных направлений.
Рассматривать экономическое развитие с точки зрения гуманизации – значит представить его в «человеческом измерении», показать прямые и обратные связи экономических процессов с развитием человека на всех структурных уровнях социума, вплоть до глобального.
Воспроизводство человеческого потенциала становится главным компонентом моделей роста, тесно сопряженных с индексами человеческого прогресса. Создаются модели, учитывающие множество качественных переменных, отталкивающиеся от гуманистической направленности экономического развития и в качестве его критерия выдвигающие степень реализации социокультурных потребностей, т. е. развитие сфер жизни, связанных с прогрессом самого человека (многообразные аспекты индивидуальной человеческой жизни и групповых взаимосвязей, включая здоровье, образование, состояние среды обитания, социальное равенство, экономическую безопасность, культурное богатство).
Мировой опыт показывает, что успешное развитие современной экономики невозможно без ее всесторонней гуманизации, обращения к нуждам и потребностям человека, развития его способностей и творческого потенциала. В настоящее время необходимо максимальное совмещение социальных стимулов развития общественного производства с его естественным назначением – служить удовлетворению потребностей людей, что, в свою очередь, является абсолютным императивом современного социально-экономического развития.
В противоположность традиционному пониманию экономики, в которой человек служит одним из факторов производства, в экономической деятельности выступает расчетливым, рациональным и эгоистичным существом, преследующим исключительно личные практические цели, исходя из собственной функции полезности (homoeconomicus), в гуманистической экономике (humanuseconomicus) человеческая деятельность основывается на других принципах. Здесь главенствующая роль в процессах экономической деятельности отводится ценности человека как личности, а свободное и всестороннее развитие человека, проявление его способностей, ума, здравого смысла, знаний, умений, инициативы, отношение к труду, к закону, к своему здоровью, морально-этические нормы, правила и ценности,
личностно-квалификационный потенциал, а также соответствующие психологические установки представляются важнейшими источниками экономического роста и развития.
В экономике с гуманистическим преломлением главным критерием деятельности и общественных отношений становится утверждение блага не только в материальном смысле, но, в первую очередь, в плане личностно-духовного и душевного развития. Поэтому собственно экономика (экономический рост) – не самоцель. Экономика служит людям, а не человек экономике. При этом общество имеет возможность улучшать функционирование экономики, поддерживать баланс между материальными, общественными, духовными и душевными потребностями. Гуманистическая экономика подчинена интересам людей, интересам общества в целом и каждого человека в отдельности.
В гуманистической экономике хозяйственные системы рассматриваются в широком социальном контексте, где предметами исследования выступают процессы, отношения, состояния, ситуации, характеризирующие связь экономических, социальных и собственно человеческих, гуманистических (в том числе психоэмоциональных) составляющих (компонентов).
В центре внимания гуманистической экономики оказываются базовые процессы, протекающие в человеческом обществе (уже – в социуме), но способные оказывать (или оказывающие) заметное влияние (воздействие) на экономику: в частности, качество жизни, уровень жизни, изменение человеческого капитала, состояние здоровья человека (населения), динамику продолжительности здоровой жизни и т. п.
Резюмируя сказанное, следует подчеркнуть, что гуманистически ориентированная экономика хотя и включает в себя социально ориентированную экономику как одно из направлений, функционирование которой призвано в первую очередь удовлетворять потребности человека, семьи, людей в материальных и духовных благах, обеспечивать социальное развитие, гарантировать социальную справедливость, но не сводится только к ней; она представляет собой нечто гораздо большее. Гуманистическая экономика – это экономика, отвечающая принципам
гуманизма, активно поддерживающая наиболее здоровую, духовно и нравственно зрелую, светлую умом и эффективно работающую часть общества, стимулирующая переход в эту категорию всех тех, кто имеет такое желание и способности, и создающая для этого необходимые благоприятные условия.
Библиографический список
1954.
Ленин В. И. Полн. собр. соч. [Текст] / В. И. Ленин. – Т. 38.
Maslow, A. H. Motivation and personality [Text] / A. H. Maslow. – New York,
Тейяр де Шарден, П. Феномен человека. Преджизнь. Жизнь. Мысль.
Сверхжизнь [Текст] / П. Тейяр де Шарден. – М. : Наука, 1987.
Декларация о праве на развитие [Электронный ресурс].–Режим доступа : un.org/ru/documents/decl_conv/declarations/right_to_development.shtml.
Доклад о развитии человека [Электронный ресурс]. – Режим доступа : www.un.org/ru/development/hdr/2010/hdr_2010_complete.pdf.
Копенгагенская декларация о социальном развитии [Электронный ресурс]. – Режим доступа : un.org/ru/documents/decl_conv/declarations/copdecl.shtml.
Декларация тысячелетия [Электронный ресурс]. – Режим доступа : www.un.org/ru/documents/decl_conv /declarations/summitdecl.shtml.
Печчеи, А. Человеческие качества [Текст] / А. Печчеи. – М., 1980.
Львов Д. С. Экономика в человеческом измерении [Текст] / Д. С. Львов // Экономическая наука современной России. – 2006. – № 1(32).
Сахаров, А. Модернизация XIX в. [Текст] / А. Сахаров // Известия. – 2011.
– 24 февр.
Кузык, Б. Н. Россия в цивилизованном измерении: фундаментальные основы стратегии инновационного развития [Текст] / Б. Н. Кузык. – М. : Ин-т экон. стратегий, 2008.
Шторх А. Курс политической экономии, или Изложение начал, обуславливающих народное благоденствие. Размышление о природе национального
дохода. – М.: Издательский дом «Экономическая газета», 2008.
Степанов, Т. Записки о политической экономии [Текст] / Т. Степанов. – СПб., 1844. – Ч. 1.
Бутовский, А. Опыт о народном богатстве или о началах политической экономии [Текст] / А. Бутовский. – СПб., 1847. – Т. 1.
Бабст, К. И. Изложение начал народного хозяйства [Текст] / К. И. Бабст. – М., 1872.
Чернышевский, Н. Г. Соч. [Текст] / Н. Г. Чернышевский. – Т. 3.
Витте, С. Ю. Национальная экономика и Фридрих Лист [Текст] / С. Ю. Витте. – Киев, 1889.
Янжул, И. Экономическое значение честности (забытый фактор производства) [Текст] / И. Янжул. – М., 1912.
Анимица, Е. Г. Пространственно-временная парадигма в социоэкономике : регион.аспект [Текст] : [монография] / Е. Г. Анимица, В. А. Сухих ; Перм. ун-т. – Пермь, 2007.
Достарыңызбен бөлісу: |