Хорошее соседство



бет1/2
Дата12.07.2023
өлшемі42,86 Kb.
#179422
  1   2
Байланысты:
ресурс 16.2 Инклюзивное обр



Хорошее соседство
Во время прогулки я увидел под своими ногами одинокий листок дерева. Он был уже наполовину сухим, но распространял очень приятный тонкий аромат. Я поднял его с земли и понюхал с огромным удовольствием.
- Ты распространяешь такой приятный аромат, - спросил я его, - ты – роза?
- Нет, - ответил он, - я не роза, но я жил некоторое время рядом с розой. Вот откуда исходящий от меня аромат.
Т.Барро
ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ: ОТ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ К ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРАКТИКЕ
Аспекты инклюзивного образования: инклюзивная культура, инклюзивная политика, инклюзивная практика 

Инклюзивное образование предполагает изменение системы,
но не ребенка

Оно признает, что все дети разные, а школы и образовательная система должны подстраиваться под индивидуальные потребности всех учащихся ... инклюзивность не означает … стремление сделать всех одинаковыми.


Ее ключевой компонент – гибкость, признание того, что дети обучаются с разной скоростью, а учителям необходимы специальные навыки, чтобы поддерживать гибкость процесса обучения.
В большинстве случаев детям просто необходимо хорошее, понятное, доступное преподавание. А это в свою очередь предполагает использование различных методов, соответствующих индивидуальным потребностям, способностям и особенностям развития ребенка.

(«Школы для всех. Включение детей со специальными


нуждами в образование». Фонд «Спасите детей» Лондон, 2002 г.)

Инклюзивная школа – это образовательная организация, ориентированная прежде всего на систему социальных результатов образовательной деятельности. Основная цель инклюзивного образования – социализация и адаптация обучающихся, в том числе обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. Основой социальной эффективности такой школы является личностная эффективность обучающихся. Под личностной эффективностью мы понимаем качество взаимодействия личности с собой и окружающим миром, иными словами – насколько хорошо человек умеет договариваться и сотрудничать с окружающими, достигать поставленных целей и при этом чувствовать себя комфортно и уверенно [1]. Процесс развития личностной эффективности во многом определяется индивидуальными особенностями ребенка, его физическим состоянием, комплексом психических процессов, состояний и свойств его сознания и бессознательного [2], т.е. его субъектностью.


Инклюзивная школа включает обучающихся, значительно отличающихся друг от друга по образовательным потребностям и индивидуальным особенностям, в том числе и по отношению к учебной деятельности, по способности к ее проектированию, планированию, по способности к мобилизации волевых усилий, и, следовательно, уровень субъектности обучающихся тоже будет очень разным. К показателям субъектности ученика, которые будут определять особенности организации образовательного процесса, в том числе и особенности педагогических взаимодействий, можно отнести:

  • сформированность собственного (позитивного) отношения к учебной деятельности;

  • индивидуальный стиль осуществления учебной деятельности;

  • способность мобилизовать интеллектуальные и волевые усилия для достижения учебных целей;

  • способность проектировать, планировать и прогнозировать учебную деятельность;

  • способность инициировать свою познавательную активность на основе внутренней положительной мотивации;

  • готовность к продуктивному взаимодействию с педагогами;

  • готовность к продуктивному взаимодействию со сверстниками;

  • осознание ответственности за результаты и последствия своей деятельности, поведения [3].

Международная практика инклюзивного образования свидетельствует, что при внедрении инклюзивного образования в образовательном учреждении происходит взаимопроникновение трех важных показателей: инклюзивной политики, инклюзивной практики и инклюзивной культуры [4].
За последние годы в нашей стране создана законодательная основа государственной политики в области социальной интеграции, совершенствуются системы медицинской, профессиональной и социокультурной реабилитации. Однако, несмотря на наличие достаточно разработанной нормативно-правовой базы в области социальной интеграции, существуют трудности при реализации законодательных положений на практике. Проблема, связанная с изменением общественного отношения к людям данной категории, может быть разрешена при помощи формирования инклюзивной культуры.
Большом энциклопедическом словаре «культура» (от лат. cultura – возделывание, воспитание, образование, развитие, почитание) – это исторически определенный уровень развития общества, творческих сил и способностей человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей, в их взаимоотношениях, а также в создаваемых ими материальных и духовных ценностях [5]. Опираясь на него, можно дать следующее определение: инклюзивная культура – это такой уровень развития общества, который выражается в гуманном, терпимом, безопасном отношении людей друг к другу, где разделяются идеи сотрудничества, стимулируется развитие всех участников образовательного процесса, где ценность каждого является основой общих достижений, а также формируются всеми принимаемые инклюзивные ценности. Инклюзивные ценности в данном контексте являются важнейшими компонентами инклюзивной культуры наряду с нормами и идеалами.
Термин «инклюзивная культура» изучали ряд исследователей – С. В. Алехина, Т. Бут, М. А. Колокольцева, Е. И. Попова и др., рассматривая ее как в широком (применительно ко всему обществу и культуре), так и в узком (применительно к образовательному учреждению) смысле.
Некоторые ученые считают, что инклюзивная культура – это особая философия, согласно которой ценности, знания об инклюзивном образовании и ответственность приняты и разделены между всеми участниками данного процесса [6].
Инклюзивную культуру общества можно рассматривать не только как фактор успешной реализации инклюзивного образования, но и как фактор развития общества в целом. Важно отметить, что все то, что дано в его определении, можно отнести не только к людям с инвалидностью и с ограниченными возможностями здоровья, но и к людям другой национальности, вероисповедания или какими-либо другими особенностями.
Уважение личности, гуманное отношение, отзывчивость важны для любого человека. Поэтому инклюзивную культуру, овладени ею людьми, в первую очередь педагогами, родителями, учащимися, можно рассматривать в качестве наиважнейшего основания в том числе и для развития инклюзивного образования.
Если современное общество научится принимать каждого своего члена таким, какой он есть, преодолевать в себе чувства раздражения от непохожести других, то проблему воспитания терпимости к разным людям, чужим культурам, пробуждения интереса и уважения к ним можно будет считать разрешенной [7].
Реализация инклюзивного образования на всех ступенях образовательной системы является главным компонентом успешной социализации, полноценного участия в жизни общества, самореализации и саморазвития людей (как с ограниченными возможностями здоровья, так и с нормой развития) в различных видах профессиональной и социальной деятельности. Однако для того, чтобы инклюзивное образование выполняло свою роль в социуме, необходимо построение особых взаимоотношений участников инклюзивного образования на основе ценностей и норм инклюзивной культуры. Ценности и нормы такой культуры должны быть приняты всеми участниками образовательного процесса: обучающимися с особыми образовательными потребностями и условно здоровыми, педагогами, администрацией образовательного учреждения и родителями (законными представителями и опекунами).
Основной целью процесса формирования инклюзивной культуры, прежде всего, является социализация и интеграция лиц с особыми образовательными потребностями в общество. С помощью данной культуры прививаются такие моральные понятия, как гуманность, толерантность, терпимость, уважение. Одним из важных факторов успешности и результативности инклюзии является сформированная на высшем уровне инклюзивная культура субъектов образовательных отношений. Организация может создать благоприятные условия реализации инклюзии, но исключать человеческий фактор нельзя. Учитывая эту особенность, в научнометодической литературе отмечается¸ что актуальным вопросом остается устранение барьеров и трудностей реализации инклюзивного образования. Данный процесс обусловлен такими факторами, как:
● частичное использование в учебном процессе основных образовательных адаптированных программ, дистанционных программ обучения;
● некомпетентность многих педагогов в вопросах разработки индивидуальных планов для обучения детей с особыми образовательными потребностями;
● несоответствующая материальнотехническая база образовательных учреждений;
● неудовлетворительный уровень знаний в вопросах психолого-педагогического сопровождения образования лиц с особыми образовательными нуждами [7].
В случае, когда современный социум научится принимать каждого своего члена таким, какой он есть, несмотря на психофизические особенности, преодолевать в себе чувство презрения, то вопрос воспитания терпимости к людям с ограниченными возможностями здоровья, чужим культурам, пробуждения интереса и уважения к ним можно будет считать решенным.
Инклюзивную культуру субъектов образовательного процесса школы условно можно поделить на следующие элементы:
1) ценности, нормы, установки и этика в отношении инклюзивного образования;
2) ценности и установки в отношении инклюзии;
3) социально-личностные качества, способствующие благоприятному взаимодействию всех участников инклюзивного образования.
Ценности, нормы, установки и этика в отношении инклюзивного образования – это процесс принятия всеми участниками образовательных отношений идеологии инклюзивного образования, нравственных принципов, ценностно-смысловых установок восприятия «другого», определяющих отношение к идее инклюзии, внутренняя мотивация на обогащение новым – «инклюзивным» опытом.
Создание позитивной культуры школы, или школьного этоса, включает в себя определение и достижение целей развития школы. Эти цели отражают общие ценности, взгляды, традиции и нормы поведения для всех членов школьного сообщества, особенно для руководства. Для инклюзивных школ это означает формирование: а) стойкой приверженности идее разнообразия, б) уважение к другим культурам и в) установление высоких, но реалистичных стандартов.
Культура школы и определяет, и отражает то, как ее члены ведут себя по отношению друг к другу: педагог к педагогу, педагоги к ученикам, ученики к ученикам, родители к педагогам и родители к ученикам.
В общем, культура школы — это характеристика школы как организации, а не отдельных членов, хотя все они вносят свой вклад в ее формирование [8].
Инклюзивная культура, инклюзивная политика и инклюзивная практика отражают наиболее важные направления улучшения ситуации в школах. Эти аспекты – задают векторы мышления, направленного на реформирование школ для развития инклюзии в школе. В любом плане реформ и изменений, проводимых в школе, необходимо уделять внимание всем трём направлениям.
Создание инклюзивной культуры показывает, что создание инклюзивной культуры в школе способствует созданию безопасного, терпимого сообщества, разделяющего идеи сотрудничества, стимулирующего развитие всех своих участников, сообщества, в котором ценность каждого является основой общих достижений. Такая школьная культура создаёт общие инклюзивные ценности, которые разделяются и принимаются всеми новыми сотрудниками, учениками, администраторами и родителями/ опекунами. В инклюзивной культуре эти принципы и ценности влияют как на решения в отношении всей школьной политики, так и на ежесекундную практику обучения в каждом классе. Развитие школы становится при этом постоянным и непрерывным процессом. [11].
Разработка инклюзивной политики показывает необходимость присутствия инклюзивных подходов во всех школьных планах. Принципы включения каждого ученика в образовательный процесс и школьную жизнь поощряют всех сотрудников и учащихся школы в том, чтобы участвовать в этой работе с самого первого этапа и минимизируют давление исключающих практик. Все принципы включают в себя ясные стратегии реформирования школы в направлении создания инклюзивной образовательной среды. Поддержкой считаются любые действия, способствующие тому, чтобы школа надлежащим образом реагировала на разнообразие потребностей своих учеников. Все виды поддержки разрабатываются в соответствии с инклюзивными принципами и объединяются в общую систему. [11].
Развитие инклюзивной практики показывает направление развития практики обучения, отражающей инклюзивную направленность культуры и политики школы. При внедрении такой практики, на уроках обязательно учитывается разнообразие потребностей учащихся, а ученики поощряются к активному участию в собственном образовании, основанном на опыте и знаниях, полученных вне школы. Сотрудники школы проявляют активную заинтересованность в поиске дополнительных ресурсов, не только материальных. Поиск ресурсов, которые могут быть задействованы для поддержки обучения и полноценного участия каждого ребёнка в школьной жизни ведётся среди всех сотрудников школы, родителей/опекунов и среди местных сообществ. [10].
В идеале, политики и преподаватели педагогических учебных заведений должны понимать, что:
- Инклюзивное образование представляет собой процесс учета и удовлетворения разнообразных потребностей всех учащихся за счет расширения участия в процессе обучения, культуре и общине, а также снижения изоляции внутри и со стороны образования.
- Инклюзивное образование представляет собой динамический процесс, который требует постоянной поддержки и повышения квалификации учителей. Это постоянный анализ и самооценка в рамках всего школьного сообщества барьеров, с которыми дети могут столкнуться в доступе к качественному образованию и способов устранения этих барьеров. - Инклюзивное образование затрагивает все аспекты образования (разработка учебных программ и материалов, оценка, школьная инфраструктура, управление данными и информацией об образовании и т.д.). Это не отдельный проект, а философия, которая лежит в основе всей системы образования. Инклюзивное образование должно рассматриваться как ответственность всех заинтересованных сторон в области образования, а не только специальных учителей или экспертов.
- Политики, преподаватели педагогических учебных заведений и учителя должны принять ценности и практики, которые поддерживают всех учащихся, и обладать навыками и знаниями, необходимыми для удовлетворения конкретных потребностей детей с ограниченными возможностями. [11; 29]



Достарыңызбен бөлісу:
  1   2




©engime.org 2024
әкімшілігінің қараңыз

    Басты бет