Казахстанская правда.- 2010.- №313.- 18 ноября Мустафин Б.
Вчера в Президентском центре столицы состоялся концерт народного композитора Муратхана Егинбаева. Это был своего рода творческий отчет музыканта. К слову сказать, Муратхан Егинбаев – ровесник Союза композиторов, который в прошлом году отметил 70-летие, и в члены которого он, не имея специального музыкального образования, был единогласно принят в 2003 году. Более полувека М. Егинбаев посвятил музыкальному творчеству.
Его талант состоит в умении глубоко чувствовать характер народной музыки и творчески преломлять ее традиции в своих произведениях. Не случайно Муратхан Егинбаев многократно отмечен званием лауреата областных и республиканских конкурсов. Он автор сборников песен «Жастық шақ әуендері», «Аққу жеткен», «Сағыныш», «Әнім менің Алашым». Его песни звучат в документальных фильмах киностудии «Казахфильм», более 100 из них вошли в Золотой фонд казахского радио, а 35 самых популярных записаны на диск «Қазақша караоке».
Муратхан Егинбаев родился 5 января 1939 года и вырос в ауле Жамбыл Андреевского района Талдыкорганской области. Детские годы прошли в казахском ауле, а первые впечатления связаны с природой живописного Семиречья, народной песней и кюем. Воспитывался он у деда – Ахмади Жилкыбаева, который был известен как великолепный мастер по изготовлению домбры. С детских лет Муратхан наблюдал за работой деда и его игрой. Заметив интерес мальчика, тот сделал домбру и для внука, который к шести-семи годам уже играл несложные кюи «Елімай», «Кеңес», «Келіншек». Став постарше, начал петь, подыгрывая себе на домбре. Не пропускал ни одного аульного праздника, тоя, где всегда звучали народные песни, кюи. А дед купил ему патефон и пластинки с записями таких певцов, как Ж. Елебеков, М. Ержанов. К. Джандарбеков, К. Байсеитова и других, которые исполняли народные песни, и песни народных композиторов – Биржан-сала, Ахана-серэ, Абая,Мади,Калка...
В школьные годы Муратхан был одним из самых активных участников художественной самодеятельности, а в 9-м классе впервые попытался сочинять. Так в 1957 году появились песни «Сағындым» на слова М. Макатаева, «Қарай берші наздана» на слова К. Сыдыкова. Нот Муратхан не знал, поэтому передавал свои мелодии другим голосом. И уже скоро на школьных праздниках и аульных торжествах стали петь его песни. Паренек не думал, что когда-нибудь они будут записаны, но у него было огромное желание выучиться нотной грамоте и стать профессиональным композитором.
…Столица Республики Алма-Ата оглушила Муратхана своим великолепием. Приехав сюда с горячим желанием поступить на композиторское отделение консерватории, он ни на минуту не сомневался, что вскоре его мечта осуществится. Накануне вступительных экзаменов Муратхан неожиданно заметил известного композитора Евгения Брусиловского.
– Талантлив, без всякого сомнения, – резюмировал мэтр, прослушав несколько песен Егинбаева, добавив, – и все же, прежде чем поступать в консерваторию, надо получить начальное музыкальное образование.
Зная, что на материальную помощь из дома рассчитывать не придется, Муратхан решил, что надо скорее встать на ноги и самому помогать родственникам.
В 1958 году он поступает в Целиноградский сельскохозяйственный институт на факультет строительства и архитектуры. Здесь стал руководителем студенческой художественной самодеятельности, организовал домбровый оркестр. В репертуаре наряду с народными и песнями профессиональных композиторов Казахстана были и песни самого Егинбаева, такие как популярная «Сағыныш назы» на слова К. Салыкова. После окончания института М. Егинбаев возвращается в родное село Жансугурово, где работает главным архитектором около 25 лет.
С 1962 по 1978 год у него случился своеобразный творческий перерыв в связи с большой загруженностью по основной работе и семейными заботами. Но однажды друг – самодеятельный поэт Галымбек Омарханов – попросил его написать песню на свои стихи. Так появилась «Ақсу әні», которую впервые исполнили на праздничном концерте для хлеборобов и овцеводов. Песня полюбилась и очень быстро получила широкую известность.
Творческая удача вдохновила. За последующие четыре года Муратхан создал 16 песен, среди них – «Туған елім, туған жерім», «Ақ бата», «Аңсағаным ауылым», «Жігіт сыны».
С этого момента начинается бурная, плодотворная, творческая деятельность, он оказался в стихии музыки и архитектуры. И удивительным образом в его творчестве «застывшая» и живая музыка словно дополняли друг друга. Муратхан Егинбаев написал еще 166 замечательных песен и кюев.
Создание каждой песни вызвано впечатлениями и переживаниями, тесно связанными с жизнью самого Муратхана. Глубоко тронутый любовью человека к родной земле он создает песню «Тырналарым келдін ме», потом появляется на свет «Туған елім,туған жерім», «Дүние», в которых с большой теплотой и искренностью воспевается также любовь к родному краю. Особое место в его творчестве занимают песни, обращенные к детям. «Я всегда выбираю стихи, которые воспитывали бы ребят, оказывали бы на них благотворное влияние, – признается М. Егинбаев. – Такие стихи я нашел в поэтических сборниках К. Баянбаева и А. Асылбекова. И появились песни «Егер сені жек көрсе» и «Анамның мерекесы».
Муратхан Егинбаев старается всегда быть среди людей, его часто приглашают в качестве почетного гостя на семейные торжества, свадьбы, чабанские тои. И в подарок молодым им создана песня «Шынарым», популярность получила также «Жайлау әуені». Печаль несбывшейся надежды пронизывает песню «Шақырдың неге көктемді», поводом к созданию которой послужила история разлуки двух влюбленных.
Под впечатлением прочитанной поэмы «Аққу мен ару» К. Салыкова появилась «Ғашық кез». Любовной тематике также посвящены песни «Ақ тырналар» и «Сен менің жалғыз жарымсың».
Большая творческая дружба связывает М. Егинбаева со многими поэтами. В частности, стихотворение «Сағыныш назы» было предложено К. Салыковым, чтобы укрепить еще больше их творческий союз. Поэтом Ж. Бухарбаевым был написан «Алтын Ордам – туған жер», и по его предложению М. Егинбаев пишет песню для хора. Еще одна песня патриотического содержания «Не жаман» создана для хорового исполнения. За нее автор был удостоен звания лауреата на областном фестивале художественной самодеятельности. Творческий союз связывает М. Егинбаева с известным скульптором Хакимжаном Наурызбаевым, и песня «Мүсінші» написана на стихи Ж.Баязитова о нем.
Популярность народного музыканта постепенно растет, его песни неоднократно звучат в эфире в исполнении известных в стране певцов. В 1979 году Е. Хасангалиевым была исполнена песня «Ақсу әні» и З. Койшибаевой «Жаунгер жарым оралшы». В последущие годы К. Байбосынов исполнил пять его песен, а в репертуаре В. Кармысовой появляются три песни М. Егинбаева. В основном они исполняются в радиопрограммах «Шалкар», «Ушқын», «Ауыл өмірі». 23 августа 1981 года в популярной телевизионной программе «Тамаша» прозвучала песня «Аңсағаным ауылым» в исполнении К. Байбосынова. Песни М. Егинбаева появляются также в республиканской и областной периодической печати.
Пик творческого подъема М. Егинбаева приходится на период становления независимости республики, к которому он подошел уже зрелым композитором. У него появились сочинения в таких сложных жанрах, как песни-толгау, песни-жырау, песни-терме, которые исполняются в сопровождении оркестра казахских народных инструментов, что подчеркивает их национальный колорит, патетику, драматизм .
Композитор обращается к теме становления и развития Республики Казахстан («Қазақ Елі», «Тунғыш Президент туралы толғау», «Тәуелсіздік Қазақстан», «Астана – Ақорда», «Жасасын тәуелсіз еліміз», «Жаса Қазақстан» и другие песни).
Муратхан Егинбаев неоднократно давал концерты в Талдыкоргане, Алматы, а также в Астане, в которых участвовали известные артисты.
Но, по признанию самого композитора, самой дорогой для него наградой является Гран-при международного конкурса «Новому веку – новые песни», в котором самодеятельные и профессиональные композиторы на суд жюри представили около 1 800 песен в пяти номинациях. Лучшей среди исторических песен была названа его «Абылай» на слова Темирхана Медетбекова. Две его песни в других номинациях заняли третьи места, а еще три получили поощрительные призы.
Свежая по колориту, эмоциональная по силе своего воздействия, доходчивая и простая для восприятия и понимания музыка М. Егинбаева сохраняет тесную связь с народно-песенным искусством. Все его мелодии светлые, оптимистичные, в основном лирического характера. Этот лиризм – особенный, тонкий, оригинальный, чувственный – притягивает сердца людей, поэтому тянет человека слушать и петь эту музыку.
Достарыңызбен бөлісу: |