Конспекты лекций по истории Казахстана лекции (модуль 1) № Наименование тем 1



бет1/14
Дата26.06.2018
өлшемі1,71 Mb.
#44550
түріКонспект
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   14

testent.ru Page 6/25/2018

Конспекты лекций по истории Казахстана

ЛЕКЦИИ (МОДУЛЬ 1)



Наименование тем



1.

Введение в «Историю Казахстана»




Раздел: Казахстан в эпоху древности

2.

Древнейшая история Казахстана.

3.

Ранние государственные образования.




Раздел: Казахстан в средние века

4.

Государства раннего средневековья (VI-Xвв.).

5.

Экономическая и культурная жизнь Казахстана VI-Xвв.

6.

Государства развитого средневековья (XI- нач. XIII в.).

7.

Развитие экономики и культуры Казахстана XI- начала XIII в.

8.

Казахстан в период монгольского завоевания. Золотая Орда

9.

Средневековые государства в XIV- XV вв.

10.

Образование казахской народности. Этноним «қазақ» (казах). Казахские жузы.

11.

Казахское ханство в XV – начале XVIII вв.


МОДУЛЬ 1
Тема лекции № 1 Введение в «Историю Казахстана»
Цель лекции – определение и характеристика основных параметров изучения курса истории Казахстана
Ключевые слова – этногенез, историческая периодизация, общественно-экономическая формация, исторические источники
План лекции

  1. Предмет, цели, задачи курса «История Казахстана»

  2. Периодизация истории Казахстана. Исторические источники и литература

Тезисы лекции



  1. Предмет, цели, задачи курса «История Казахстана»

История Казахстана - наука, которая в целостном виде изучает исторические события, явления, факты, процессы, выявляет исторические закономерности, имевшие место на территории Казахстана с древнейших времен до наших дней.

Цель курса истории Казахстана - дать объективные исторические знания об основных этапах истории Казахстана с древнейших времен до наших дней, о непрерывности и преемственности этногенеза, становления и развития государственности казахского народа (этногенез – от греческих слов этнос – племя, народ и генез – развитие, означает возникновение какого-либо народа, дальнейшее формирование его этнографических, лингвистических, антропологических особенностей).

Основные задачи курса истории Казахстана – возрождение исторической памяти народа, формирование национального самосознания и единства, воспитание гражданственности и патриотизма.


  1. Периодизация истории Казахстана. Исторические источники и литература

Историческая периодизация – разделение исторических процессов развития на основные, качественно отличающиеся друг от друга периоды истории в соответствии с объективными закономерностями развития общества.

История Казахстана делится на следующие периоды:



1. Древнейший период (2,5 млн. лет до н.э.-VIII в. до н.э.) – от появления человека на территории Казахстана до начала возникновения первых государств

2. Древний период (VII в. до н.э. – V в. н.э.) – появление первых государств на территории Казахстана (саки, усуни, канглы, хунны), их расцвет, кризис, падение

3. Средневековая история Казахстана (V в. н.э. – 30-е гг. XVIII в.)- 1-й этап – домонгольский период – до начала XIII в., 2-й этап – позднее средневековье – до начала присоединения Казахстана к России

4. Новая история Казахстана (30-е гг. XVIII в. – до февраля 1917 г.) – вхождение Казахстана в состав России, колониальный период.

5. Новейшая история Казахстана - 1-й этап – свержение царизма, Октябрь 1917 года, установление советской власти (1917-1920 гг.) до фактического распада СССР (август-декабрь 1991 г.) 2-й этап – провозглашение независимости РК 16 декабря 1991 года и до настоящего времени – становление и развитие РК как суверенного, демократического, правового государства.

Данная периодизация основана на формационном подходе, то есть на разделении истории по общественно-экономическим формациям. Общественно-экономическая формация- это общество, находящееся на определенной ступени исторического развития (первобытно-общинная, рабовладельческая, феодальная, капиталистическая).

Исторические источники – это все то, что создано руками человека и что несет информацию о различных сторонах жизни общества, его материальной и духовной культуре. Согласно общепринятой классификации исторические источники, в том числе по истории Казахстана, делятся на письменные (старинные книги, летописи, всевозможные документы, художественная и научная литература) и вещественные (материалы археологическиз раскопок). Кроме того, выделяются произведения устного народного творчества и на более поздних этапах истории – кино/фото/фонодокументы.

Письменные источники и литературу по истории Казахстана можно условно разделить на несколько групп:



1. Письменные сообщения античных (древнегреческих и древнеримских) авторов – греческий историк Геродот («История греко-персидских войн»), греческий ученый Страбон («География»), римский историк Плиний и др.

2. Китайские династийные хроники, произведения китайских ученых и путешественников Сыма Цяня, Чжань Цяня

3. Ираноязычные (персидские) источники – «Авеста» (свод книг зороастрийской религии), персидские клинописные тексты

4. Древнетюркские источники – особое место занимает первый тюркский летописец Йоллыг-тегин – автор знаменитых надписей в честь Кюль-тегина, Бильге-кагана

5. Сведения по истории средневекового Казахстана содержатся в трудах средневекового арабского историка Ибн-аль–Факиха, записках путешественников Плано Карпини, Марко Поло, Гильома Рубрука

6. Древнерусские летописи – «Слово о полку Игореве», Ипатьевская, Сибирская летописи (по истории кипчакско-кимакских племен)

7. Труды - Мухаммед Хайдара Дулати «Тарих-и-Рашиди», Кадыргали Жалаири «Сборник летописей», Ибн Рузбехана «Записки бухарского гостя» (по истории образования Казахского ханства)

8. Научно-историческая литература дореволюционного, советского, современного периодов
Вопросы для контроля:

1. Дать определения предмета, цели, задач курса истории Казахстана

2. Что такое историческая периодизация?

3. На какие основные группы делятся исторические источники по истории Казахстана?

Литература:


  1. История Казахстана с древнейших времен до наших дней: Очерк -Алматы, 1993

  2. Учебное пособие по истории Казахстана с древнейших времен до наших дней - Алматы, 1992

  3. История Казахстана: Пособие для студентов (Автор-составитель Г.В.Кан) – Алматы, 1998

  4. История Казахстана: Учебное пособие.- Акмола, 1993

  5. Кузембайулы А., Абил Е. История Республики Казахстан: Учебное пособие - Алматы, 1998

  6. История Казахстана. В 4-х томах - Т.1.-Алматы, 1996.

  7. История Казахстана. – Т.2.-Алматы, 1997.

  8. История Казахстана – Т.3.-Алматы, 2001.

См. также список основной и дополнительной литературы


МОДУЛЬ 1

Тема лекции № 2 Древнейшая история Казахстана.

Цель лекции – рассмотреть основные аспекты исторического развития древнейших человеческих групп, населявших территорию Казахстана в периоды каменного и бронзового веков


Ключевые слова – палеолит, мезолит, неолит, «неолитическая революция», андроновская культура, матриархат, патриархат
План лекции

1) Каменный век Казахстана

2) Бронзовый век Казахстана

Тезисы лекции

1) Каменный век Казахстана

Каменный век – самый первый и продолжительный период в мировой истории, в том числе истории Казахстана. Он представлен исключительно вещественными историческими источниками, обнаруженными в результате археологических раскопок. За основу периодизации каменного века взяты изменения в технике обработки камня. Традиционно каменный век делится на три основных периода:

1. Палеолит – древнекаменный век (от греческих слов палайос-древний, литос-камень) – 2,5 млн. лет-10 тыс. лет до н.э.

2. Мезолит (мезос-средний) – среднекаменный век – 10 тыс.- 6 (5) тыс. лет до н.э.

3. Неолит (нео-новый) – поздне/новокаменный век- 6 (5) -3 (2) тыс. лет до н.э.

Иногда еще выделяется энеолит (меднокаменный век) как промежуточный период между каменным и бронзовым веком.

В течение этого периода произошли очень серьезные изменения в антропологическом типе человека его материальной, духовной культуре:

1) Формирование современного антропологического типа человека - человек разумный. Основные этапы антропологической эволюции человека в период каменного века: 1. Человек умелый (хомо хабилис), 2. Человек выпрямленный (хомо эректус), 3. Человек разумный (хомо сапиенс)

2) Прогресс в технике изготовления орудий труда из камня и других подручных материалов

3) Переход от присваивающего хозяйства (охоты, рыболовства, собирательства) к производящему (земледелие, скотоводство)

4) Эволюция общественных отношений, переход от первобытного стада к семейной (родовой) общине, начало формирования племен и племенных объединений. Господствующий тип общественного устройства в период каменного века – матриархат

5) Зарождение и дальнейшее развитие духовной культуры (первобытные религиозные культы, живопись, музыка и т.д.)

В исторической науке существует понятие «неолитическая революция», которое включает в себя серьезный изменения в жизни человека того времени а именно-переход от присвоения к производству, появление керамики и текстиля, новых форм общности-племен и племенных объединений. Материалы археологических раскопок свидетельствуют о существовании древнейших человеческих групп на территории Казахстана в эпоху каменного века. Самые древние из находок, обнаруженных в Казахстане в результате археологических исследований, датируются примерно 700-м тысячелетием до н.э. Первые следы пребывания человека на территории Казахстана найдены в Южном Казахстане. Постепенно человек расселялся и в другие районы и уже в эпоху бронзы практически вся территория Казахстана была достаточно плотно заселена.
2) Бронзовый век Казахстана

Бронзовый век Казахстана можно разделить на следующие периоды: ранний, средний, поздний. В это время на территории Казахстана утверждается экономика производящего хозяйства, двумя главными направлениями которой выступают скотоводческо-земледельческое хозяйство и высокоразвитая древняя металлургия. В этническом и культурном отношений – время сложения на обширной территории Казахстана и сопредельных зонах ареала родственных племен, получивших название андроновской культуры. Эпоха поздней бронзы представлена памятниками бегазы-дандыбаевской культуры.



Андроновская культура представляла собой культурно-историческую общность, протоцивилизацию, определившую историческое развитие значительной части Евразии. Важными ее центрами были части центрального, восточного и северного Казахстана. На западе Казахстана параллельно андроновской существовала близкая ей срубная культура. На юге андроновская культура соседствовала с родственной ей тазабагьябской в Приаралье. По данным археологов, андроновская культурно-историческая общность включает в себя: петровскую, алакульскую, федоровскую и культуру валиковой керамики. Причем каждая из них имеет свои особенности в изготовлении жилища, керамической посуды, в способах захоронения, в технологии плавки и литья металла. Между тем, общим для них является то, что они знали весь цикл производства металлических изделий от добычи руды выплавки до изготовления предмета. Имелись специальные плавильные печи, литейные мастерские, хорошо знали приемы ковки, чеканки и тиснения.

Происхождение андроновской культуры – проблема дискуссионная. Наиболее сложным является вопрос об определении этнической принадлежности населения. Существуют несколько мнений. Большинство (Чернецов В., Вереш П. И др.) относят андроновцев к финно-угорской этнической группе. В исторической и филологической науке утвердилась гипотеза об индоиранской или арийской принадлежности андроновских племен на основе анализа древнейших памятников индоиранцев – Авесты, Ригведы, Атхарваведы и других данных топонимики, ономастики, археологических материалов. Буквально, в последние годы у языковедов-тюркологов, этнологов, историков появилось ряд исследований, где выдвигается гипотеза о тюркоязычности андроновских племен. По антропологическому типу андроновцев относят к протоевропеоидной расе без какой-либо примеси монголоидных черт.

У андроновцев было скотоводческо-земледельческое хозяйство. Жилищами у них были землянки, полуземлянки. Строили они свое жилье из камня и дерева. Установлено, что жили они в больших поселениях, окруженных оборонительными сооружениями – стенами с деревянными частоколами и рвами, башнями. Аркаим – считают протогородом той эпохи. Археологические данные позволяют констатировать следующие факты, у андроновцев были широко развиты домашние промыслы. Так, например, они пряли, ткали, выделывали кожу, шили одежду, обувь. И мужчины и женщины носили шерстяные и кожаные шапочки с ушками.

В конце 2-го и начале 1-го тысячелетия до н.э. в Центральном Казахстане появляются оригинальные архитектурные погребальные комплексы, отнесенные академиком А.Маргуланом к бегазы-дандыбаевской культуре. Культура получила название по могильникам Бегазы (Жезказган) и Дандыбай (Караганда). Таким образом, в Центральном Казахстане комплексная андроновская культура в XII-X вв. до н.э. сменяется бегазы-дандыбаевской культурой. Отличительная черта этой культуры–монументальные погребальные сооружения, имеющие сложную планировку. Внушительный вид и богатый погребальный инвентарь говорят и принадлежности их к родоплеменной знати. Вполне возможно, что мы имеем дело с уже сформированным стратифицированным обществом, близким к образованию государства.

Первую форму организации общества называют «первобытным человеческим стадом» или праобщиной. Формирование данной формы совпало с выделением человека из животного мира и образованием общества. Дальнейшая эволюция человеческого социума привела к возникновению общины, как постоянной хозяйственной единицы. При этом основой для укрепления социальных связей были стихийно возникшие узы естественного, кровного родства. Одной из отличительных черт родовой общины является – экзогамия, т. е запрет на брачные отношения внутри общины. Первой формой упорядоченного эгалитарного общества была кровнородственная материнская община – материнский род. Власть внутри рода принадлежало собранию всех взрослых сородичей, сообща решавших хозяйственные и общественные вопросы. Наибольшим авторитетом пользовались старейшины. Разделение труда по полу и возрасту получило дальнейшее развитие. Мужчины – охотились, женщины – были собирательницами и хранительницами домашнего очага, дети и старики помогали. Переход в категорию взрослых отмечался торжественными обрядами - инициацией.

С появлением дуальной организации в обществе возникли семья и брак.

Эпоха неолита было временем родовых общин, где господствовали коллективный труд и общая собственность на средства производства. Вместе с тем в этот период возникают такие формы родовой организации как племена или объединение племен. Племена состояли из нескольких родовых общин, объединенных кровнородственными узами и однородным характером хозяйства. Они имели свое имя, территорию, диалект, культурно-бытовые особенности.

Изменения в хозяйстве андроновцев нашли отражения в их социальной структуре общества. В эпоху бронзы доминирующей формой становятся патриархально-родовые отношения. У андроновцев наблюдалась и социальная дифференциация: появились своеобразные «цари», особая группа привилегированных и высокочтимых воинов, что свидетельствовало о большой роли военных столкновений, битв, сражений в эпоху бронзы.


Вопросы для контроля:

  1. Что такое «неолитическая революция»?

  2. К какому периоду истории относится смена матриархата патриархатом?

  3. Где на территории Казахстана были впервые обнаружены протогородские поселения?

  4. Где на территории Казахстана были обнаружены древнейшие следы пребывания человека?

Литература:

  1. История Казахстана с древнейших времен до наших дней: Очерк -Алматы, 1993

  2. Учебное пособие по истории Казахстана с древнейших времен до наших дней - Алматы, 1992

  3. История Казахстана: Пособие для студентов (Автор-составитель Г.В.Кан) – Алматы, 1998

  4. История Казахстана: Учебное пособие.- Акмола, 1993

  5. Кузембайулы А., Абил Е. История Республики Казахстан: Учебное пособие - Алматы, 1998

  6. История Казахстана. В 4-х томах - Т.1.-Алматы, 1996.

  7. История Казахстана. – Т.2.-Алматы, 1997.

  8. История Казахстана – Т.3.-Алматы, 2001.

См. также список основной и дополнительной литературы

МОДУЛЬ 1

Тема лекции № 3 Ранние государственные образования.

Цель лекции – дать общеисторическое представление о развитии раннегосударственных образований на территории Казахстана


Ключевые слова – ранний железный век, эпоха ранних кочевников, «звериный стиль», «Великое переселение народов»
План лекции

1) Сакские племена на территории Казахстана

2) Усуни и канглы (кангюи)

3) Хунны (гунны)


Тезисы лекции

1) Сакские племена на территории Казахстана

1-е тысячелетие до н.э.- первая половина 1-го тысячелетия н.э.- новый этап отечественной истории, который известен под названиями-сакская эпоха, период ранних кочевников, эпоха раннего железа. Наряду с материалами археологических раскопок, история этого периода освещается уже письменными источниками, к числу которых можно отнести произведения античных (древнегреческих) авторов - «отец истории» Геродот («История греко-персидских войн»), Страбон («География»); персидские источники (надписи на каменных стеллах в честь персидских царей, Авеста- свод книг зороастрийской религии древних иранцев); китайские династийные хроники.

Достоверно известно, что сакские племена (тиграхауда, массагеты, парадарайя, хаомоварга, исседоны, аримаспы, аргипеи) были расселены по всей территории Казахстана. Однако в имеющихся исторических материалах нет точной географической привязки. Предположительно, массагеты занимали территорию Приаралья, тиграхауда - Семиречье, аримаспы - Восточный Казахстан, Алтай. Саки были активными участниками многих исторических событий тех лет - греко-персидских войн, сражений против персов, Александра Македонского. Они активно развивали политические, экономические, культурные связи с цивилизациями древнего мира.

В хозяйственной жизни саки унаследовали и продолжили традиции эпохи бронзы – скотоводство (кочевое, полукочевое, оседлое), земледелие, металлургия, различные ремесла. Одним из символов эпохи, отражающим высокий уровень развития сакской цивилизации является «золотой человек», обнаруженный в результате археологических раскопок на территории Алматинской области (1969-1973 гг.) научной экспедицией под руководством доктора исторических наук, профессора Кемаля Акишевича Акишева.

Сакское общество не является ни рабовладельческим, ни феодальным в классическом смысле этого слова. Оно сочетало в себе различные формы эксплуатации. На высшей ступени сакского общества находилась аристократия, среди которой особо выделялся «царский род». По представлениям саков только царскому роду было ниспослано свыше право власти над соплеменниками. Большим влиянием в сакском обществе пользовались жрецы. Имелось воинское сословие. Основную массу населения составляли простые свободные саки. Рабов, в основном военнопленных, было немного. Их труд использовался, главным образом, в домашнем хозяйстве.

Саки были «язычниками». Их религиозные верования представлены различными культами - предков, семейно-родовых святынь, огня, солнца и т.д. Особое место в сакском искусстве и мифологии занимает «звериный стиль», который по своей сути был не просто стилем искусства. В большей степени он отражал идеологическую основу сакского общества. Есть различные версии, по-своему трактующие происхождение звериного стиля и его проникновение в жизнь саков - «ближневосточная», «европейская». Однако наиболее вероятной и исторически корректной является точка зрения, согласно которой звериный стиль имеет «местное» происхождение, олицетворяя собой исторические традиции номадной цивилизации.
2) Усуни и канглы (кангюи)

В ІІІ в. до н.э. на территории Казахстана главную роль играли племенные союзы – усуни, канглы (или кангюй).


В конце первого тысячелетия до н.э. на территории Семиречье, Тянь-Шаня и Тарбагатая складывается государство, известное из китайских источников как «Страна Усунь».
Усуни обитали первоначально в районе реки Денхэ, но в III веке до нашей эры под натиском племен юечжи вынуждены были откочевать в Монголию, а после ряда поражений, нанесенных им хуннами,– в Семиречье и Джунгарию. Здесь усуни, признав зависимость от хуннов, основали в 177 году до нашей эры собственное государство, объединившее потомков сакских племен Семиречья, Восточного Казахстана и Джунгарии.
Государство усуней было зависимо от хуннов, но уже в середине ІІ в до н.э. они фактически отделились от империи хунну и начали сближаться с Китаем.
В 53 г. до н.э. Усунь распалась на две части. Центром усуньских владений была Илийская долина в Семиречье, а ставка находилась в г.Чигучене (г.Красной долины) на берегу оз.Иссык – Куль. Усуни – этнокультурные преемники саков.
Политический строй. Во главе государства стоял правитель, носивший титул «Гуньмо» (великий бек), передававший престол по наследству. Ему подчинялись родоначальники и мелкие племенные вожди, называвшиеся беками (малый куньбек). Кроме Великий и малый гуньмо существовали еще восемь категорий чиновников. Помощник правителя носил титул дуглу и был фактически главой исполнительной власти. Ниже находились два великих полководства и три правителя уделов, их называли князьями. Помощники военачальников носили титул дарту. Кроме того, были чиновники, ведавшие делами ставки гуньмо (куньбека), сбором налогов, исполнением законов и т.д.
Китайцы, ища союзников в борьбе с хунну, обращаются к усуням и выдают за усуньского куньбека свою царевну. Хунну, обеспокоенные этим, начинают в 80 году до н.э. набеги на восточные границы государства, но после длительной борьбы терпят поражение от объединенных сил усуней и Китая. После этого связи Джетысу с Поднебесной империей еще более упрочились.
Дальнейшая история усуней полна междоусобных войн Великих и Малых гуньмо, причем первые опирались в этой борьбе на Китай, вторые – кангаров и хунну. Однако после распада империи Хунну отношения северных усуней с ней испортились. В 49 году до н.э. усуни потерпели поражение в нескольких пограничных сражениях. В 44 году хунну напали на южных усуней и разграбили столицу – город Чигучен. Эти события привели к сближению усуней с Китаем, в союзе с которым в 36 году до н.э. был совершен поход против северных хунну. В 30-х годов отношения между Великим и Малым Куньбеками вновь обострились. Вскоре оба владения практически потеряли самостоятельность и управлялись китайским наместником.
Во II веке нашей эры усуньские владение окончательно обособились от Китая. В начале V века Джетысу попадает под власть сяньби, монголоязычного народа. С конца IV - до VI века нашей эры гегемония в степях переходят к жужаням, центр империи которых был в Монголии. Постоянные набеги жужаней заставили усуньские племена переселиться из равнинной части Джетысу на Тянь – Шянь. В 425 году усуни направили в Китай посольство, а в 436 году принимают ответное посольство империи Вэй. После этого усуни ежегодно отправляли в Китай послов с дарами. В начале V века имя усуней окончательно сходит со страниц исторических хроник. Остоется добавить, что этноним «Усунь» сохранился и по сей день. Один радов Старшего жуза казахов называются «усунь».
Государство канглы. На запад от усуней, в долинах Таласа, Сырдарьи и Центральном Казахстане, обитали многочисленные племена кангюйцев (канглы). Китайцы называли эти земли «страной Канцзюй (кангюй)». Данный этноним известен с очень давних времен. Так, в священной книге зороастризма «Авесте» есть упоминания о расположении в степях Казахстана крепости Кангха, враждебной древним иранцам. Индийцы также говорят о народе «канка», живущем к северу от арийцев вместе с саками и тохарами. Это говорит о том, что, этноним «кангюй» существовал уже в VI веке до н.э.
Государство Кангюй возникло в III веке до н.э. в среднем течении Сырдарьи, в районе Кангхи. Во главе этого государства стоял род Усын, происходящий из восточно – сакского народа юечжи. Источники очень скудно освещают историю кангюев.
Государством управлял царь, носивший титул «би» и «ябгу». Кроме того, в государственный аппарат входили «заместитель» царя и три советника. Канглам подчинялись пять «малых владений»: Сусе, Фуму, Юени, Гии, Юетянь, во главе которых стояли поставленные царем наместники. Столица государства – город Битянь – находилось в среднем течении Сырдарьи.
Относительно этнической принадлежности кангюев существует две точки зрения. Часть исследователей считают их ираноязычными, другие относят их к тюркоязычным этносам.
Хозяйство усуней и канглы. Занятием усуней и канглов было кочевое скотоводство. Основной пищей было мясо и молоко. Главное их богатство было скот. Они разводили лошадей, овец, верблюдов. Также им было известно земледелие.
Усуни и канглы занимались ремеслом, они умели изготовлять глиняную посуду и различные предметы из бронзы и золота. Особенно большой интерес для истории культуры усуней представляют тщательно выполенные золотые пластики с изображением домашних животных, зверей и птиц.
Государство усуней и кангюй имели связи с Китаем и Средней Азией. В 108 году до н.э. посольство Китая заключило военный союз с усунями и канглами для борьбы против гуннов.
Усуни и канглы не оставили после себя письменных источников. Их культура и быт изучаются только на основании археологических памятников и письменных китайских источников.
3) Хунны (гунны)

По рассказу Китайского историка Сыма Цяня (135-67 гг) радикальное изменение общей ситуации в Центарльной Азии произошло в «период воюющих царств», т.е. 403 – 221 гг. до н.э. Эти изменения связаны с образованием первой кочевнической империи в Центральной Азии, которая была создана племенным союзом хунну или гуннов. До поселения хунну в Центральной Азии жили сильные племена жунов и юэчжей -восточноскифские (сакские) племена, они занимали огромную территорию от Тянь-Шаня до Центральной Монголии, и вот вместо прежних жунов на севере и западе появляются сильные объединения кочевых племен Сюнну, т.е. хунну.


Первое упоминание хунну в письменных источниках относится к 822 году до н.э., когда хунну совершают грандиозный поход на Китай. В ІІІ в. до н.э. хунские нападения на Китай усиливаются, что заставило китайских императоров построить Великую стену. Хунну в этот период представляли собой союз родственных родов, возглавляемых, выборным вождем (шаньюем).
В 209 году до н.э. сын вождя Тоумана (Тумана) Маодунь (Моде) объявил себя сенгиром – «высочайшим» - шаньюй. Посмотрим, как пришел Моде к власти.
Шаньюем у гуннов был Тоумань. Он имел двух сыновей от разных жен. Для того, чтобы сделать наследником младшего, сенгир (шаньюй) решил избавиться от старшего и отправил его заложником к юэчжам. Затем Тоумань напал на юэчжей. Но Моде ( Маодунь) не погиб, он украл коня и ускакал к своим. Отец дал ему под начало отряд. Маодунь обучал воинов, приказал им стрелять туда, куда летит его «свистунка – стрела» (боевые стрелы гуннов снабжались костяными шариками с отверстиями – сотни свистящих стрел наводили ужас на врагов и пугали их коней).
Вскоре Маодунь пустил стрелу в своего любимого и прекрасного коня. Тем, кто не выстрелил в коня он приказал отрубить головы. Некоторое время спустя Маодунь пустил стрелу в свою любимую жену. Он отрубил головы тем, кто не выстрелил. На охоте Маодунь направил стрелу в коня отца, и никто из его воинов не опоздал выстрелить. Следующий раз, когда он пустил свои стрелы в отца, никто из его воинов не дрогнул. Тоумань был усыпан стрелами. Тогда Моде понял, что время настало. Казнив младшего брата, мачеху и всех приближенных отца, Маодунь стал шанюем, и начал активную деятельность по созданию хуннской державы. Правил он в 209-174 г.г. до н.э.
Узнав о событиях в Орде (так называли гунны военный лагерь и княжескую ставку) правитель дунху решил, что смута ослабила гуннов, и потребовал от Маодуня уступить пограничную территорию. Многие старейшины, опасаясь войны, советовали Моде отдать землю. «Крайне разгневанный Моде» ответил: «Земля – основа государства, разве можно отдавать ее!» Всем, советовавшим уступить землю, он отрубил головы. Затем Моде сел на коня, приказал рубить головы каждому, кто опоздает явиться, двинул на восток и внезапно напал на дунху и разгромил их на голову, убил их правителя, угнал людей и скот. Так начались гуннские завоевания.
В 203-202 гг. до н.э. Моде подчинил племена Саян-Алтая и Верхнего Енисея, кыргызов и окончательно установил северные границы своей державы, затем племена лоуфань и байян на юге. Но оставались два главных противника Китай и Юэчжи.
В 202 году до н.э. закончилась гражданская война в Китае. К власти пришла новая династия Хань. Ее основатель Лю Бан (император Гао-ди) стремясь обезопасить границу, зимой в 200 году лично повел войска против хунну. Война между хунну и Китаем закончилась в 188 году поражением ханьских войск. Китайский император Гао – ди попал в окружение у горы Байден. Императора спасло от гибели только обещание заключить с гуннами мирный договор, основанный на родстве, т.е. выдать за Моде принцессу из императорского дома и платить ежегодную дань гуннам.
Самую жесткую войну Маодуню и его наследнику Лаошань шаньюю пришлось выдержать с юэчжами. Борьба длилась четверть века и лишь в 174-161 годы до н.э. они окончательно разгромили юэчжи, а из черепа вождя юэчжи Лаошань сделал чашу для питья. Оттесненные в Среднюю Азию юэчжи завладели землями в верховьях Аму-Дарьи и впоследствии создали там Кушанскую державу.
После смерти Моде мирный договор продолжался недолго и Китай в 123 году начал войну против хунну, война протекала с переменным успехом.
В 90 г. до н.э. у горы Яньшань китайцы потерпели сокрушительное поражение. Сенгир Хулагу продиктовал императору условия мира (основан на родстве). Однако мир сохранялся недолго.
В 59 (56) году до н.э. в государстве хунну начались междоусобицы связанные с борьбой наследников Сенгира за власть и в 47 г. до н.э. хунну распались на две части южную и северную. Южные хунну приняли подданство Китая, а северные откочевали на запад, сохраняя свою независимость. Но они находились под постоянным давлением Китая и были вынуждены откочевать в страну канглы. Таким образом, начинается массовое переселение хуннских племен на территорию Казахстана.
Вторая волна началась в 1 в. до н.э. (93 г), когда северные хунну боясь агрессии Китая снова двинулись на запад Под давлением хунну началось движение племен в Центральный Казахстан на севере, а также в районе Аральского моря. Этот процесс протекал лавинообразно и длился более 300 лет с ІI - до V века н.э. Это было Великое переселение народов.
Государственное устройство. Устройство гуннского государства было столь же строго иерархично, как их общественная структура. Держава хунну, выросшая из военной демократии жунских племен V-IV вв. до н.э., сложилась в борьбе не на жизнь, а на смерть с соседними племенными союзами и китайскими царствами. Основатели державы и их преемники видели свою главную цель в господстве над «всеми народами, натягивающими лук» (т.е. над кочевниками), и превосходстве над «людьми, живущими в земляных домах» (т.е. над оседлыми землепашцами); такое государство могло существовать только как централизованная империя, организованная на военно-административных принципах.
Во главе государства стоял шаньюй, чья власть была строго наследственной и освященной божественным авторитетом. Сенгира называли «сыном неба» и «Небом и Землей рожденный», Солнцем и Луной поставленный, великий гуннский шаньюй.
Власть государя определялась его правами и функциями: а) правом распоряжаться всей территорией государства, всеми землями, принадлежавшими гуннам, и функцией охраны этой территории; б) правом об объявления войны и заключения мира и функцией личного руководства войсками; в) правом концентрировать в своих руках все внешние сношения государства и функцией определения внешнеполитического курса; г) правом на жизнь и смерть каждого подданного и функцией верховного судьи.
У него в руках была сосредоточена сакральная власть, т.е. соблюдения культа (культовые обряды) исходили от шаньюя, он «утром выходил из ставки и совершал поклонение восходящему солнцу, а вечером совершал поклонения луне».
Сенгира окружала многочисленная группа помощников, советников и военачальников, однако, решающее слово всегда оставалось за шаньюем, даже если он действовал вопреки единодушному мнению своего окружения.
Высшие после шаньюя лица в государстве – левый и правый т.е. (западный и восточный) «мудрые князья». Они были его сыновьями или родственниками. Они управляли западными и восточными территориями империи, и одновременно командовали левым и правым крылом армии. Ниже их стояли другие родичи шаньюя, управлявшие определенной территорией – все они носили различные титулы и назывались «начальники над десятью тысячами всадников (т.е. темники). Их число было строго фиксировано – 24 высших военачальника, распределенных между левым и правым крыльями войска, западной и восточной частью империи. Темников назначал сам государь. Он же выделял подвластную каждому темнику территорию вместе с населением, проживающим на этой территории. Каждый из 24 начальников имел от десяти тысяч до нескольких тысяч войска. Сместить и наказать темника мог только шаньюй. Какое – либо перемещение племен без приказа шаньюя строго возбранялось.
В пределах своих владений, темник, подобно шаньюю, назначал тысячников, сотников и десятников, наделяя их землей с кочующим на ней населением.
Основной повинностью всего мужского населения государства была военная служба. Каждый гунн считался воином, и малейшее уклонение от исполнения военных обязанностей каралась смертью. Все мужчины с детства и до смерти были приписаны к строго определенному воинскому подразделению, и каждый сражался под командованием своего темника.
Гунны имели хорошо организованное войско. Его основу составляли подвижные организованные конницы. Вооружение состояло из лука, копья, меча, кольчуги и лат. Военная тактика у хуннов стояла довольно высоко, и не уступала китайской.
Трижды в год все начальники, как правило, выходцы из 4-х аристократических родов, съезжались в ставку шаньюя для принесения жертв предкам, небу, земле, духам и для обсуждения государственных дел и один раз, осенью – «для подсчета и проверки количества людей и домашнего скота. Эти совещания (собрания) были не столько государственным, а сколько семейным советом родственников – все их участники были родичами шаньюя.
Основным источником права у хуннов был обычай. За тяжкие преступления полагалась смертная казнь. За воровство конфискация имущества преступника, за легкие проступки делались порезы на лице.
В то же время у них появляются и кодексы законов. Так, кодекс, созданный Моде – сенгиром, карал смертью за нарушение воинской дисциплины и уклонение от службы в армии.
Хозяйство. Экономика гуннского общества по описанию Сыма Цяня весьма примитивна. Основным видом хозяйственной деятельности гуннов всегда было кочевое скотоводство. При экстенсивном скотоводческом хозяйстве, когда корма для скота на зиму не заготовлялись, лошадь имела и то преимущество, что она могла тебеневать, т.е. круглый год находится на подножном корму, добывая траву из-под неглубокого снега.
Кроме огромных табунов лошадей, основным богатством у гуннов были стада быков, яков и верблюдов, громадные отары овец и коз. Скот находился в семейной собственности: каждая семья имела права на определенную часть родовой территории для выпаса скота и пользовалась защитой всего рода. Для сохранения численности и нераздельности имущества семьи гунны, как отмечает Сыма Цянь «после смерти отца берут в жены мачех, после смерти старшего или младшего брата женятся на их женах». Как и многих кочевников у гуннов существовало многоженство. Предусматривалась и семейная ответственность за чужого имущества, прежде всего скота – семья виновного могла быть обращена в рабство.
Хунну, как и другие кочевники Евразии жили в крытых повозках, войлочных шатрах, зимних жилищах. В жилищах хуннов имелась система – отопления – дымоходы очагов, положение горизонтально у стен, обогревали дома. Одежда у гуннов изготовлялись в основном из кожи и шерсти. Также применялись китайский шелк и хлопчатобумажный материал.
Сегодня известно 10 укрепленных городов хунну и большое количество неукрепленных поселков. Однако с представлениями о чисто кочевом характере гуннского общества никак нельзя согласиться. Упоминания в источниках о городах в глубине гуннских земель, о хранимых там запасах зерна можно сделать вывод о том, что гунны занимались земледелием, охотой и ремеслом.
В Забайкалье археологи исследовали один из гуннских городков у впадения р. Иволга в Селенгу. Там обнаружены следы железоделательного и бронзоволитейного производства, а главное сошники из чугуна и литейные формы для них, железные серпы и каменные зернотерки. Судя по малым размерам сошников, плуги у гуннов были небольшие деревянные, и земля выкапывалась не глубоко. Развитию земледелия, однако, препятствовали суровые природные условия страны гуннов, и собственное производство зерна (главным образом, проса и ячменя) никогда не удовлетворяло потребности довольно многочисленного населения (по расчетам исследователей около 1,5 млн. человек).
Социальное устройство. Социальное устройство гуннского общества и его государственная организация не могут реконструированы с достаточной полнотой, но социально развитый характер гуннской империи несомненен. Верхушку общества хунну составляли четыре аристократических рода, связанных между собой брачными отношениями, когда мужчины любого из этих родов брали себе жен только из трех других знатных родов. Глава государства, шаньюй, мог быть только из рода Люаньди, самого знатного из четырех. Из сказанного можно сделать вывод, что в обществе хунну иерархия родов и племен играла немалую роль. На низшей ступени общества находились покоренные племена, адаптированные в родоплеменную систему хунну. Ниже них были покоренные племена, не включенные в состав хунну; они подвергались особенно безжалостной эксплуатации. Так, подвластные хунну дунху выплачивали постоянную дань тканями, овчиной и кожей. Если дань задерживалась, то хунну казнили родовых старейшин, отнимали и обращали в рабство женщин и детей данников, требуя затем особый выкуп за их освобождение.
Рабство у хунну часто упоминается источниками. Рабами были пленные, но в рабство за различные преступления попадали и сами хунну. Рабы – иноплеменники использовались, прежде всего, в оседлом хозяйстве, они жили вместе с хуннами в укрепленных городах, копали оросительные канавы, пахали землю, участвовали в строительных и горных работах, в различных ремесленных промыслах. Положение рабов – хунну неясно; возможно они составляли низшую часть большой патриархальной семьи.
Таким образом, правящий класс империи хунну, сложился из родоплеменной знати; отношение родства и свойства сохраняли решающее значение для определения социального положения и политической роли каждого, кто принадлежал к высшим слоям гуннского общества.
Вопросы для контроля:

  1. Какой период истории Казахстана начинает освещаться письменными источниками?

  2. Назовите столицы государств усуней и канглов и их географическое месторасположение

  3. Какую роль в жизни сакских племен играло искусство «звериного стиля»?

  4. С историей какого из раннекочевых племен связано начало и развитие эпохи «Великого переселения народов»?

Литература

  1. История Казахстана с древнейших времен до наших дней: Очерк -Алматы, 1993

  2. Учебное пособие по истории Казахстана с древнейших времен до наших дней - Алматы, 1992

  3. История Казахстана: Пособие для студентов (Автор-составитель Г.В.Кан) – Алматы, 1998

  4. История Казахстана: Учебное пособие.- Акмола, 1993

  5. Кузембайулы А., Абил Е. История Республики Казахстан: Учебное пособие - Алматы, 1998

  6. История Казахстана. В 4-х томах - Т.1.-Алматы, 1996.

  7. История Казахстана. – Т.2.-Алматы, 1997.

  8. История Казахстана – Т.3.-Алматы, 2001.

См. также список основной и дополнительной литературы

МОДУЛЬ 1



Достарыңызбен бөлісу:
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   14




©engime.org 2024
әкімшілігінің қараңыз

    Басты бет