Кто же она такая Золотая Баба? Юмала, Золотая Баба, Золотая Старуха, Калтась, Гуаньинь, Дьес Эмигет (Медная Статуя), Сорни Най (Золотая Владычица), Сорни Эква (Золотая Женщина), Злата Майя



Дата30.11.2016
өлшемі362,81 Kb.
#2873
Кто же она такая Золотая Баба?

Юмала, Золотая Баба, Золотая Старуха, Калтась, Гуаньинь, Дьес Эмигет (Медная Статуя), Сорни Най (Золотая Владычица), Сорни Эква (Золотая Женщина), Злата Майя — вот сколько имен имел золотой идол, неизвестно откуда появившийся на капищах древней Биармии, Югры и Перми и неизвестно куда исчезнувший, как полагают, в конце XVI в.

В наши края она попала по приданиям из-за Урала.Спасая её от искателей наживы идлопоклонники постепенно всё дальше и дальше увозили её в глухие края.



Австрийский барон Зигмунд фон Герберштейн (1486 — 1566). В 1517 г. он прибыл в Москву в качестве посла, но перед этим добился свидания с Иваном Челядниным, рассказавшим ему, как отыскать на Москве Семена Курбского, который был в 1499 — 1501 гг. одним из предводителей московской рати, посланной на завоевание Югорской земли. Второй раз барон побывал в Москве в 1526 г. и снова в роли посла. Собранный им материал был настолько богат, что он приступил к написанию книги о Московии, которую и выпустил в 1549 г. Она называлась "Записки о московитских делах", и к ней прилагалась карта Московии, составленная также им и долгое время служившая верой и правдой всем, кто интересовался загадочной Великой Татарией, как называли в то время Московское государство в Западной Европе.

Среди прочих достопримечательностей карты была одна, тотчас привлекавшая внимание: неподалеку от того места, где река Обь впадала в Ледовитый океан (фламандский картограф Герард Меркатор называл его "Океан Семизвездья"), помещалось изображение женщины, сопровождаемое надписью латинскими буквами: SLATA ВАВА.



.

А в тексте самих «Записок» находились удивительные сведения: "За Обью, у Золотой Бабы, где Обь впадает в океан, текут реки Сосьва, Березва и Данадым, которые все берут начало из горы Камень Большого Пояса и соединенных с ней скал. Все народы, живущие от этих рек до Золотой Бабы, называются данниками князя Московского. Золотая Баба, то есть Золотая Старуха, есть идол у устьев Оби, в области Обдоре. Рассказывают, что этот идол Золотой Бабы есть статуя, представляющая старуху, которая держит сына в утробе, и что там уже снова виден другой ребенок, который, говорят, ее внук. (По типу матрешки.— Б.В.).



Кроме того, уверяют, что там поставлены какие—то инструменты, которые издают постоянный звук вроде трубного. Если это так, то, по моему мнению, ветры сильно и постоянно дуют в эти инструменты".

Будда ГуаньИнь

Но были и другие представления о внешнем виде Золотой Бабы. Например, те исследователи, которые придерживались мнения, что Золотая Баба — это тибетская богиня бессмертия ГуаньИнь, предпочитали ее изображение, где она выражает извечную суть бодхисатвы (буквально — "существо, стремящееся к просветлению") Авалокитешвары, одного из высших существ, достойных со временем достичь степени Будды. Золотая Баба, хранившаяся в Белогорском мольбище на Иртыше, представляла собой нагую женщину с ребенком — "нага с сыном на стуле седящая", как повествует о том сибирская Кунгурская летопись.



Золотая 4м Гуань Инь Китай.

Сведения о Золотой бабе есть и в русских летописях. Софийская но­вгородская летопись /I398 г./, сообщая о кончине св. Стефана Пермского, не преминула упомянуть о ней:  "Живяше посреди неверных человек, ни бо­га знающих, ни закона ведающих, молящихся идолам, огню и воде, и кам­ню, и Золотой бабе, и волхвам, и древью". Сообщает о ней и новгородс­кая повесть "О человецех незнаемых в полунощных странах". Там расска­зывается, что северные люди одеваются в звериные шкуры, ездят на соба­ках и оленях и поклоняются дереву, красному знамени /?/, камню иссе­чённому, Золотой бабе.

Кстати, не все считали, что божество наготовлено из золота. Так, итальянец А.Гваньини в "Описании Европейской Сарматии" /1578 г./ на­писал: "В этой Обдорской области около устья реки Оби находится некий древний истукан, высеченный из камня, который москвитяне называют Зо­лотой бабой..

Этому истукану обдорцы, угричи, вогуличи, а также и другие соседние пле­мена воздают культ почитания, жертвуют идолу самые дорогие и высоко­ценные собольи меха... закалывают в жертву ему отборнейших оленей, кровью которых мажут рот и глаза и прочие члены изображения. Сырые же внутренности жертвы пожирают, и во время жертвоприношения колдун во­прошает истукана, что им надо делать и куда кочевать; истукан же /ст­ранно сказать/ обычно даёт вопрошающим верные ответы и предсказывает истинный исход их дел".



Легенда о Золотой бабе, очевидно, не давала покоя и дружинникам Ермака во время знаменитого похода за Урал. Вот что сообщает Сибирс­кая Кунгурская/ летопись С.Ремезова. 5 марта 1582 года Ермак послал отряд под началом атамана Ивана Брязги вниз по Иртышу. Дойдя до с.Белогорье на р.Оби ниже устья Иртыша, отряд штурмом взял городище Нимъян, в котором казацкий лазутчик видел моленье Золотой бабе. После взятия городка, несмотря на упорные поиски, казаки её не нашли.

Трудно сказать, откуда узнал разжалованный полковник а потом мис­сионер Григорий Новицкий, что Золотая баба находится в районе р.Конды.



 В 1712 году он начал энергично её разыскивать. Девять лет скитался по Конде. И, вероятно, не подозревал, что за ним из-за дремучих елей сле­дят чьи-то зоркие глаза. Наверняка он был близко от места, где храни­лось божество, так как его убили люди, оберегающие святыню. И осталась в ризнице митрополита недописанной книга г.Новицкого "Описание о наро­де остяцком".

Среди тайной переписки Тобольской консистории хранится донос, да­тированный 1757 годом, на крещёных хантов - Сергея Шергу, Ивана Колываева и Алексея Пангля из Шаплинских юрт. Они приносили жертвы тща­тельно скрываемому идолу - "шайтану". Были они своеобразными уполномо­ченными по сбору дани для Золотой бабы. В 1904 году писатель К.Д.Носилов на Конде нашёл слепого старика манси Савву, который сообщил ему, что Золотая баба через их леса была перенесена верными людьми на се­вер.«Все одно помирать скоро», — и сказал шепотком да коротко: «Ничего в ней особенного нет. Голая баба — и только. Сидит. Нос есть, глаза есть, всё есть, всё сделано, как быть бабе. А в руках у нее то ли чаша, то ли тарелка, только перевернута. А может и не тарелка вовсе,так- похожа».

Самые свежие сведения были собраны мансийским писателем Юваном Шесталовым. В книге "Тайна Сорни Най" он пишет, что в 1936 году манси Даниид Сургучёв предложил приёмщику рыбы Антону Кадулину заглянуть   в "шаманский амбарчик". Он сказал, что старики привезли самого главного сильного "золотого идола". Данила рассказал Антону о шаманах Золотой бабы. Тот заинтересовался и стал расспрашивать однофамильца Даниила - Григория Сургучёва. Люди говорили, что он один из главных хранителей Золотой бабы. Но Григорий твердо сказал, что божество спрятано на острове среди гиблых топей, и никому не отыскать туда дороги.

Старики Сургучёвы скончались и вместе с ними, казалось, ушла тайна безвестного островка, где зарыта Золо­тая баба. Но на Конде нашёлся школьник Алексей Сургучёв, который на­писал письмо в редакцию "Комсомольской правды".

Он сообщал, что его отец видел древнюю статую как раз там, куда указывали дорожники, Си­бирская летопись, "Описание о народе остяцком" Г.Новицкого. То, что видел отец Алексея - это огромная статуя изображающая женщину, видимо каменная, что само по себе удивительно - кругом на тысячи кило­метров нет таких скульптур. Она ли называлась Золотой бабой или где--то рядом была спрятана настоящая золотая статуя - неизвестно, так как дока никому из учёных не удалось побывать в этих местах, которые почти недоступны летом из-за дикой тайги и болот. Зимой же надо идти на лыжах без дороги и легко пройди мимо. Говорят, что большая статуя сейчас повалена.

Я и Оля на этом самом Арантуре(Орон-тур).

Вокруг этого озера очень много насыпных холмов назначение которых не совсем понятно, со временем они поросли деревьями.Возможно в одном из них и находится статуя.

Старик Савва жил на возвышенном месте как раз на фото это над нашими головами.Из озера вытекает речка Ах,где находится известная Шаман гора,можно предположить, что на ней как раз и обитал хранитель Сорни Най.

Старик Савва, живший одиноко в Оронтур-пауле у истоков речки Конды неподалеку от жуткого места жертвоприношений у озера Орон-тур, знал дорогу к хранителю Сорни Най. Шаман жил в глуши, годами его не навещал ни один человек. Доверенных у шамана было немного, старик Савва в их числе. Считалось, что пока в роду была Золотая Баба, будут в достатке шкуры и мясо. Бабе несли жертвоприношения и меха. Старик шаман никого в юрту не пускал, дары принимал в отдалении от своей юрты. У Идола всегда горела свечка. Считалось, что когда старик умрет, то вымрет и племя.

И все-таки однажды богиню украли. Семка, вогул из соседних юрт, как-то зимой, надев самодельные лыжи, сказал, что идет на охоту за бобрами. Долго пробиваясь сквозь буреломы, пришел Семка в Ямнель-пауль к жилищу шамана.



Выждал, когда старик выйдет и похитил Бабу. Спустя пару дней шаман, сам не свой, ночью показался в Оронтур-пауле. Поднял окрестных вогулов, встали они на лыжи и пошли искать пропажу.
По следам добрались прямо в семкину юрту. Семки там не было. Весной, когда сошли снега, тело несчастного нашли у подножия холма. Видно было, что прежде чем умереть, долго голодал Семка. Догадались вогулы, что какая-то сила водила его кругами по лесам. Даже умирая от голода, не мог он найти дорогу домой. Погиб он странной смертью. Что-то заставило парня взобраться на высокий холм и броситься вниз. Золотая Баба оказалась у попа в Сатыге(озеро Сатыгинский туман), которому Семка ее продал. Выкупили ее с трудом, еле сторговались. Принесли попу столько отборных шкур соболя, сколько просил. Шаман с тех пор ее еще пуще берег. Спать с ней ложился и на охоту ее, привязанную веревками к спине, в мешке носил.

.    Только в 1904 году путешественник Константин Носилов нашел в верховьях Конды слепого старца Савву. Не сказывал Савва, за что пострадал, но понял Носилов, что довелось тому в молодости видеть нечто запретное. Долго отказывался старик говорит о Золотой бабе, но потом махнул рукой:



«Все одно помирать скоро», — и сказал шепотком да коротко: «Ничего в ней особенного нет. Голая баба — и только. Сидит. Красивая, как и быть бабе. А в руках у нее то ли чаша, то ли тарелка, только перевернутая. А может, и не тарелка вовсе — так, похожа».
Cтарый охотник манси Данила Сургучев однажды заявил:
    — «Золотую бабу никому никогда не сыскать. Есть маленький остров среди болот. К нему можно только по топям пройти. Но дорогу ту уж никто не знает. Есть правда, к нему одна ворга (оленья тропа), ее можно найти лишь по катносам (т.е. тайным знакам). А знак такой: стрела, перекрещенная двумя другими».

. Такой знак на дереве я встречал,но раньше не знал его значения.

Холм под номером 4 стоит среди болот,диаметр его ок.20м. находится в районе слияния рек Большой и Малой Умытья. Про это поселение в статье Югра на моей странице http://afedotov1.narod.ru/

Один из современных энтузиастов-исследователей легенд о Золотой бабе Лев Теплов высказал любопытное предположение, что "Золотую бабу унесли из горящего разграбленного Рима и это была золотая античная статуя". Он приводит слова римского историка Юлия Поннония Лэта, кото­рый в своём труде "Комментария к Флоре" писал:: "Угры приходили вместе с готами в Рим и участвовали в разгроме его Алларихом*. На обратном пу­ти часть их осела в Паннонии и образовала там могущественное государ­ство, а часть вернулась на Родину, к Ледовитому океану, и до сих пор имеет какие-то медные статуи, принесённые из Рима, которым поклоняют­ся как божествам".

Всётаки откуда взялась эта странная святыня у маленького народа Югры?, Еще в 410 году Угры были в походе на Рим, предпринятый королем вестготов Аларихом, и уж оттуда домой, к Ледовитому океану, доставили античную статую.

У вогуличей Золотая Баба называлась Калтась.Рассмотрим здесь немного сведений о ней и других богах.

Калтась-Эква ("Калтась-Женщина"), Калтась, Йоли-торум-сянь ("Нижнего мира [то есть земли] Мать"), Калтась-сянь-торум ("Калтась Мать-Небо") - Верховная Богиня Мать.
В представлениях манси Калтась - Жена или Сестра верховного бога Нуми-торума. Иногда указывается, что Йоли-торум-сянь принадлежала инициатива в сотворении мира.

У Калтась есть две Сестры: Хотал-Эква - Богиня солнца, и Най-Эква - Богиня огня.


Отождествление данной мансийской Богини ("Куальтыссан-торум" в старых источниках) с легендарным идолом "Золотая Баба" стало возможным благодаря прямому переводу ее эпитета "сорни" ("золотая"), прилагаемого к Ее имени. В фольклоре манси Калтась сближается с утренней зарей. Одна из ипостасей Калтась в мансиийском фольклоре - красивая молодая Женщина. Когда золотая Калтась распускает Свои волосы, "они развеваются как семикратная Обь вместе с устьем, из кос расходится дневной свет, и в них возникает лунный свет". В песне манси говорится, что по одной из кос Калтась "поднимается живой соболь, по другой спускается бобр". Косы Богини, спускающиеся с небес до земли, могут быть уподоблены "железной цепи", на которой Нуми-торум спускает и поднимает на небо персонажей мансийской мифологии. В мифологии манси коса божества (как Женская, так и мужская) - олицетворение устойчивой связи между разными сферами жизни.

Корс-Торум , Кворыс-Торум (манси) Нум Курыс (ханты) родоначальник богов и создатель мира. После потопа роль верховного небесного божества перешла к его сыну Нуми Торуму, сам Корс-Торум полностью отошел от земных дел.

Мир-Суснэ-Хум
(манси) , Мир-шэтиви-хо (ханты), в мифологии обских угров одно из главных божеств. Буквальное значение имени - "смотрящий за миром".
Эпитеты и описательные имена отражают различные признаки и ипостаси Мир-Суснэ-Хума: "золотой богатырь", "всадник","богатырь-старик", "властелин-старик", "властелин ханты", "повелитель", "сын золотого света", "сынок женщины" - Эквы-Пыгрись и др., при этом у восточных ханты Кан-ики или Орт-ики - основное имя Мир-Суснэ-Хума.

Каждую ночь Мир-Суснэ-Хум объезжает землю на крылатом всевидящем коне Толынг-лув с золотой гривой и серебряными копытами, проверяя, все ли в мире в порядке, и передавая людям наказы своего отца Нуми-Торума. Он выслушивает просьбы камлающих в темных чумах шаманов (рядом с местом камлания для копыт конея ставят четыре металлические-глиняные тарелочки с изображениями солнца). Мир-Суснэ-Хум помогает излечению болезней, отведению опасностей. Ему приписываются функции культурного героя ( от него зависит изобилие, некогда царившее на земле; он победил враждебных людям существ, велел птицам прилетать летом в северные края и обучил людей охоте на птиц переметом) и племенного покровителя манси и ханты.


Согласно мансийскому эпическому преданию, повествующему о жизни и деяниях Мир-Суснэ-Хума, он - младший из семи сыновей Нуми-Торума, рожденный между небом и землей в тот момент, когда его мать, наказанная Нуми-Торумом за супружескую неверность, была сброшена с неба (в одних вариантах матерью Мир-Суснэ-Хума признается Калатащ-эква, в других она считается его теткой). Когда Мир-Суснэ-Хум подрос на земле, он захотел повидать мир и своего небесного отца. На конеТовлынг-лув Мир-Суснэ-Хум объезжает вселенную, включая подземное и подводное царство , всюду разрушая козни злых сил и выбирая себе жен (среди них дочери Вит-кана, Куль-отыра, Эптос-ойки, хозяйки Птичьей страны Мортим-эквы).

С помощью матери Мир-Суснэ-Хуму удается первому предстать перед Нуми-Торумом, длагодаря чему он получает не принадлежащее ему по рождению главенство над братьями и подтверждает его в поединках с "законным" претендентом Полум-Торумом (Таптал-ойкой). С этих пор земля и находится под присмотром Мир-Суснэ-Хума.


Он может менять обллик: для спасения своей жизни в распрях с братьями он часто превращался в гуся (одно из его наименований - Лунт-отыр, "гусь-богатырь"), в виде гуся он совершает полетв птичью страну Мортимма.

Власть над птицами Мир-Суснэ-Хум приобрел благодаря тому, что в детстве, забравшись в гнездо огромной птицы Товлынг-Карс, спас (пощадил?) его птенцов, после чего Товлынг-Карс стал помощником Мир-Суснэ-Хума , использовавшего его для дальнейших перелетов.


Мир-Суснэ-Хум является одним из основных объектов религиозного культа у обских угров, имел идолов (в человеческом или гусином облике) . Конь (и конские жертвоприношения), металлы, солнце как атрибуты Мир-Суснэ-Хумаи его культа указывают, вероятно, на южное происхождение этого образа (по некоторым гипотезам, восточно-индийское; ср. Митра, "озирающий всю землю"). Ряд признаков Мир-Суснэ-Хума (сын божий, выросший на земле; посланник неба среди людей) способствовал отождествлению его с Иисусом Христом в представлениях тех групп обских угров,которые были затронуты миссионерской деятельностью православной церкви.

В свете сказанного Золотая Баба никак не подходит под категорию языческих идолов, хотя именно так и называет ее историческая традиция. Это, скорее всего, скульптурное изображение высокой художественной пробы, роднящей его с произведениями эпохи эллинизма. По крайней мере, ни в одном из описаний Золотой Бабы ни слова не говорится о ее уродстве; наоборот, все источники в один голос подчеркивают изящество и красоту кумира. Не подтверждает ли это взгляды тех исследователей, которые считают, что родиной Золотой Бабы является не земля древней Перми, а некая другая, где художественные каноны были прямо противоположны вкусам и представлениям югорских мастеров.

Всё это подтверждает мою уверенность о проиндоевропейском происхождении этого древнего идола,о гипотезе родины индоевропейцев в Зап.Сибири,о Гипербореи и культов рождённых этой культурой.

Написано и собрано мною из разных источников



г.Югорск июль 2005г.

Достарыңызбен бөлісу:




©engime.org 2024
әкімшілігінің қараңыз

    Басты бет