Культура Казахстана на рубеже позднего Средневековья и Нового времени



Дата11.03.2022
өлшемі44 Kb.
#135147
Байланысты:
Культура Казахстана на рубеже позднего Средневековья и Нового времени (XVII - сер. XIX вв.)


www.testent.ru



Модуль: ИСТОРИЯ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ


Культура Казахстана на рубеже позднего Средневековья и Нового времени (XVII - сер. XIX вв.)
Социально-культурная ситуация Нового времени: Запад – Восток, общий историко-культурный обзор Казахстана в XVII-сер.XIX вв, роль и статус казахских акынов в жизни общества.

Казахстан XVII в. был политически раздробленной страной, где беспрерывно велась борьба за власть феодалов – соперников, совершались набеги и войны. В начале XVII в. казахи подверглись набегу джунгар, началась эпоха «великих бедствий». С конца XVII в. усиливается антиколониальная борьба казахского народа против Китая, России. Новое возрождение государства связано с именем Аблай-хана. История поставила Абылай-хана (1711-1781) в ряды наиболее авторитетных государственных деятелей Центральной Азии XVIII в.


В середине XIX в. происходит присоединение Казахстана к России, которое повлекло неизбежные социально-экономические и политические изменения в жизни казахского общества, нарушение веками устоявшегося жизненного уклада. К этому времени определяются основные социальные группы казахского общества: деление на жузы, Белая и Черная Кость. Для регулирования отношений между ними важное значение имели законы хана Тауке – Жеты Жаргы (Семь установлений), в которых нашли выражение правовые нормы, укрепившие интересы феодальной знати.


Культурное строительство в Казахстане осложнялось ее огромной территорией и весьма низкой плотностью населения, при почти полном бездорожье и отсутствии связи. Лишь в городах, выполнявших функции торговых административных и культурных центров, создавались школы-мектебы для детей. По переписи населения 1897 года, в 6 губерниях было открыто всего 7 гимназий и реальных училищ, в которых обучались только дети чиновников и знати. Дети состоятельных родителей получали образование в медресе Бухары, Самарканда, Хивы, Ташкента. Дети простых кочевников, в основном мальчики, получали азы грамотности в мусульманских мектебах.

XIX век прославили первые казахские просветители Чокан Валиханов (1835-1865), Ибрай Алтынсарин (1841-1889), Абай Кунанбаев (1845-1904). Это о них, великих казахских просветителях ХIХ века, сказал Мурат Ауэзов: «Люди возрожденческого типа, интеллигенты того времени были прекрасно образованы, энциклопедичны, политически активны, способны к солидарным действиям, к беззаветному, жертвенному служению интересам родного народа».


Основная литература:

  1. Габитов Т., Муталипов Ж., Кулсариева А. Культурология /А., 2001, с. 291-299

  2. Турысжанова Р.К., Бердалина А.С. Курс лекций по культурологии /А., 2003, с. 62-66

  3. Нуржанов Б.Г. Культурология / Алматы, 1994

  4. Тимошинов В.И. Культурология. Евразия. Восток. Запад / А., 2000

  5. Турысжанова Р.К. Краткий курс философии / Алматы, 2004



Дополнительная литература:

  1. Аспендияров С.Д. История Казахстана (с древнейших времен) / Алма-Ата, 1935

  2. Кляшторный С.Г., Султанов Т.Ч. Казахстан: летопись трех тысячелетий / Алматы, 1993

  3. История Казахстана. Под ред. М.К. Козыбаева / Алматы, 1993

  4. Мусалаев Н.Н., Баженов Р.А., Мендыбаев С.К., История и культура Казахстана как предмет культурологии / Алматы, 1998

  5. Нуржанов Б.Г. Культурология / Алматы, 1994

  6. Бекмаханов Е. Казахстан в 20-30 гг. XIX в. /Алма-Ата. 1992

  7. Ерасов Б.С. Социальная культурология. Ч.1. с.98-103, М., 1994

  8. Назарбаев Н.А. В потоке истории / Алматы, 1999


Достарыңызбен бөлісу:




©engime.org 2024
әкімшілігінің қараңыз

    Басты бет