Урок по истории России для 10 класса (с применением интерактивного метода – ролевой игры)
Тема: Общественное движение в первой половине 19 века.
Это занятие разработано по курсу истории России для 10 класса. Оно является частью тематического блока Россия в первой половине 19 века. Занятие является интерактивным, при его проведении рекомендуется использовать работу в группах, опережающее задание «несуществующие диалоги».
После занятия учащиеся смогут:
- повторить такие понятия, как «цивилизация», «западники», «славянофилы»,
«патриот»
- тренировать навыки работы в группах, умение делать выводы, критически
слушать.
- определить свою гражданскую позицию по вопросу о месте России.
Ход занятия:
Мотивация.
Прочитать строки, написанные Ф.И. Тютчевым:
Умом Россию не понять,
Аршином общим не измерить,
У ней особенная стать –
В Россию можно только верить…
Беседа с классом по вопросам:
Какова позиция автора по вопросу о пути развития России?
Можно ли поэта назвать патриотом?
Был ли вопрос о пути развития России действительно актуальным в начале 19в.
Целеполагание.
Объявить цели занятия:
а) познакомиться с различными точками зрения о месте Российской цивилизации
и проанализировать эти данные
б) сделать вывод о пути развития России, ответить на вопрос: «С кем нам по пути»
Представление информации.
Информация по теме предоставляется в виде:
а) мини – лекции учителя по теме «Мыслители 19 века о пути развития России»
Исследователи подразделяют цивилизации на два типа: восточные и западные. К какому из них относится Россия? А может быть ее своеобразие столь велико, что она вообще не вписывается в схему «Восток – Запад»?
Попытки найти ответы на эти вопросы уже в начале 19 века породили в российском обществе острые вопросы. В результате споров оформилось два основных направления общественной мысли: славянофильство и западничество. Из курса истории, вам известно, что к славянофилам относились И.В,Кириевский, А.С,Хомяков, К.С,Аксаков и другие. Они отстаивали идею самобытности России, ее принципиальное отличие от стран Западной Европы. Любые попытки направить ее развитие в русло западных ценностей расценивались как навязывание российскому обществу чуждых ценностей. Западниками являлись К,Д,Кавелин, Б.Н.Чичерин, Т.Н.Грановский и другие. Они, напротив, считали, что Россия, хоть и впитала, в ходе истории многие черты азиатских форм жизни, тем не менее, является европейской страной и будущее ее – в развитии по западному пути.
Были и иные точки зрения по этому вопросу. Например, русский философ В. Соловьев, считал, что три силы, три культуры олицетворяют историю: мусульманский Восток, западная цивилизация и славянский мир.
Н.А.Бердяев, также писал о промежуточном положении России между Востоком и Западом, но он считал, что Россия стала «ареной столкновения и противоборства восточных и западных элементов». Это противоборство Бердяев видел в культурном расколе общества. Традиционная культура больше свойственна низшим классам, а европейская культура высшим классам.
П.Я.Чаадаев в «Философских письмах» подвергает резкой критике прошлое России, ее изоляцию от остального мира, но также в последующих письмах пишет о высоком предназначении России.
Достарыңызбен бөлісу: |