Применение стратегий критического мышления на уроках литературы
Тореханова Акерке Адепхановна
Государственное коммунальное учреждение
«Ушаральская средняя школа с дошкольным мини центром »
Алматинская область, Панфиловский район, село Ушарал
Изменения, на которые раньше требовались столетия, сегодня происходят в течение десяти лет. А в следующие 20-30 лет для них достаточно будет нескольких дней или месяцев. Будущее уже наступило, оно неотвратимо – хотим мы этого или нет, принимаем или нет. Роботы уже среди нас, и они выполняют значительную часть нашей работы. Наша задача – думать и трудиться так, чтобы они и дальше зависели от нас, а не наоборот. Какие главные качества понадобятся человеку, чтобы быть успешным в ближайшем будущем? Способность учиться становится более важной, чем знания как таковые. Критическое мышление и аналитические способности – это те навыки, которые сейчас очень востребованы. Образование, соответственно, должно строиться на основе двух принципов: умения быстро ориентироваться в стремительно растущем потоке информации и находить нужное, и умения осмыслить и применить полученную информацию. И задача университетов сегодня – выпускать студентов, умеющих мыслить в условиях быстро меняющегося мира.
«Критическое мышление – тип мышления, предполагающий
аналитический подход к осмыслению, оценке, и синтезу информации, полученной в результате наблюдения, опыта, размышления или рассуждения, что может в дальнейшем послужить основанием к действиям» [1, с. 136]. Наиболее полно проблемы развития критического мышления рассматриваются в работах Р. Энниса, Д. Мэкпэка, Р. Пола, Б. Файер-Бэкон, Д. Хэтчера.
По технологии развития критического мышления, как известно, урок строится поэтапно: стадия вызова, стадия осмысления и рефлексия. На стадии вызова я использую таблицу ЗХУ, «Бортовой журнал». Работа на стадии осмысления ведется как индивидуальная, так и групповая. При этом индивидуальный поиск или размышление предваряют групповой этап и обсуждение. На уроках на стадии осмысления я использую следующие методы и приемы развития критического мышления. «Диаграмма Венна» – прием, который я применяю для сравнительной характеристики образов героев. Также я использую прием «Бортовой журнал». Учащиеся заполняют таблицу. Первая графа «Что я знаю по теме» заполняется на стадии вызова, когда учащиеся тезисно записывают то, что они уже знают. Далее, на стадии осмысления, работают со второй графой «+ или -». Здесь учащиеся соотносят свои утверждения с новой информацией. По ходу чтения они отмечают, правы они были или нет. С третьей колонкой «Что узнал нового» работаем после прочтения текста. Здесь тезисно записывается все то новое, что было в тексте. На стадии рефлексии они возвращаются к своим бортовым журналам и оценивают проделанную работу. Также я часто использую стратегию «Кубизм», так как она учит ребят не просто детально изучать текст, но и формулировать вопросы разного типа. Для этого я беру обычный бумажный куб, на гранях которого написано: назови, почему, объясни, предложи, придумай, поделись. Стратегия "Кубизм" уникальна тем, что позволяет формулировать вопросы самого разного характера. В блок «Назови» я включаю задания на знание текста произведения. Предлагаю учащимся прочитать текст и заполнить таблицу "Да-Нет" по тексту. Блок вопросов «Почему?» позволяет проследить причинно-следственные связи. Уточняющий вопрос «Объясни» помогает увидеть проблему в разных аспектах и сфокусировать внимание на всех сторонах заданной проблемы. На первых уроках я сама формулировала вопросы, чтобы показать ученикам примеры, способы работы с кубиком. При этом старалась, чтобы вопросы на гранях кубика затрагивали все стороны изучаемой темы. На последующих занятиях вопросы формулировали сами ученики. Потом они признавались, что придумать вопросы репродуктивного характера легко, а вот вопросы-задания требуют определенного навыка.
Работа с таблицей ЗХУ начинается еще на стадии вызова. На стадии вызова заполняется первая колонка «Уже знаю». Вторая – «Хочу узнать» – по мере прочтения текста произведения. Ученики отмечают все места, требующие уточнения, пояснения. Третья колонка «Узнал на занятии» заполняется уже после проработки информации. На этапе рефлексии мы возвращаемся к таблице и оцениваем проделанную работу. На личном опыте я убедилась, что это очень удобный способ структурирования и систематизации изучаемого материала. В ходе заполнения таблицы ребята учатся соотносить между собой уже знакомое и новое, определять свои познавательные запросы, опираясь при этом на уже известную информацию. Таблица заполняется в ходе всего урока. В начале урока, на основе ответов учащихся по пройденному материалу заполняется графа «Знаю». Сразу же, после заполнения столбца "Знаю", формулируются новые вопросы, ответы на которые ученики хотели бы получить после изучения темы. Их записывают во второй графе. Здесь я пытаюсь замотивировать учащихся к рассуждению: «Что вы хотели бы узнать еще? Чему еще можно научиться?». В конце занятия, на этапе рефлексии, учащиеся делают выводы и записыват в третьей графе то, что узнали. Также я использую на своих занятиях метод «Джигсо». Как признаются ребята, выучить новое легче всего, когда объясняешь это другим. На этом принципе и построен метод «Джигсо». Ученики получают одинаковый текст, разбитый на абзацы. Они изучают его самостоятельно, отмечая трудные места и подготавливая вопросы по каждому абзацу. Затем начинается работа в группах. Учащиеся по очереди объясняют остальным членам группы свою часть текста. Остальные задают вопросы, уточняют. Потом ребята меняются ролями. Также я часто использую стратегии «РАФТ» и «Роль на стене». По стратегии «Роль на стене» учащиеся рисуют контур, силуэт героев, внутри силуэта пишут факты, действия, события, содержащиеся в тексте. А снаружи – дополнительные сведения об этом герое, которые они знают, либо вопросы, возникшие в процессе чтения. Готовые работы вывешиваются на стене, и проходит выставка с последующей презентацией групп и взаимооцениванием. На послетекстовом этапе использую стратегию «РАФТ». Перед учащимися стоит задача – описание, повествование или рассуждение от имени выбранного персонажа. Ребята не просто выбирают роль, а пробуют перевоплотиться в персонажа, почувствовать его. Кроме того они должны найти тот способ словесного воздействия, который позволит воплотить выбранный образ, сделать его узнаваемым. При этом нужно учитывать то, что речь каждого персонажа особенная, имеющая свою лексику, свою конструкцию.
Как показала практика, с применением технологий развития критического мышления заинтересованность и вовлеченность школьников повышается, а процесс усвоения нового материала ускоряется. Еще одна особенность данного подхода заключается в том, что он дает возможность закомплексованным ребятам понемногу раскрепощаться в общении, в чем-то выразить себя, делиться своим опытом и собственным мнением. Дети признались, что до применения стратегий развития критического мышления они читали информацию, «впитывали» ее и механически запоминали содержание. В результате такого репродуктивного чтения получаемая информация не осмыслялась, и учащиеся не проникали в основную суть прочитанного материала.
Практика показывает, что мы мало внимания уделяем вопросу развития письменных навыков школьников, умений самостоятельно выражать свои взгляды, мысли, свою собственную точку зрения и свободно интерпретировать материал. У меня есть ребята, которые не способны свободно и легко выражать свои собственные мысли в письменной форме. Думаю, проблема заключалась в отсутствии методики развития критического мышления через письмо. Таки образом, технология развития критического мышления – целостная структура и работать она будет, только если использовать ее регулярно.
В настоящее время я размышляю над вопросами: «Как сделать так, чтобы критическое мышление для нас стало философией образования как на Западе? Как мне развивать навыки критического мышления? Какие приемы и технологии будут наиболее эффективны на моих занятиях?». Буду размышлять над этими вопросами. Критически ))
Руководство для студента. – АОО «Назарбаев Интеллектуальные школы», 2015.
Сборник «Активные методы обучения», 2012 г – www.cpm.kz
Достарыңызбен бөлісу: |