МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ОБРАЗОВАНИЯ РК КАЗАХСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМ. АЛЬ-ФАРАБИ
СРС На тему: «Символы культуры в современной мультипликации»
Выполнил(а):Турусбаева А. Проверил(а):Карыбаева А.Н.
Алматы, 2022 г
Изучение искусства анимации с присущим ему природным противоречием между реальностью и вымыслом неразрывно связано с исследованием культурных корней и национальных традиций.
Анимация изначально стремилась к народным истокам, устойчивым представлениям о мире, которые, пользуясь своими безграничными способностями к воплощению самых причудливых замыслов, она украшала и одушевляла, подобно древнейшему изобразительному искусству. Так же, как трудно понять истинную глубину произведения, ничего не зная о его творце, так невозможно оценить замысел анимационного фильма без глубокого проникновения в породившую его культуру.
Уже в первые годы своего существования, несмотря на некоторую гиперболизацию характерных элементов, мультипликация создала ряд произведений, выделяющихся своей приверженностью принципам национальной культуры. Режиссеры стремились осмыслить вековые национальные традиции, развивать возможности анимации в воспроизведении реальности и реального мира.
Традиции - это знания древних, передающиеся из поколения в поколение и наполняющиеся на протяжении эпох новыми значениями и смыслами. Это совокупность всего ценного в культуре, это живая плоть и кровь прошлого, текущая в жилах современной культуры. В сфере культуры традиции являются основными накопителями и трансляторами социального опыта человечества, фактически аналог «культурных текстов», существующих в устной (фольклорной) форме и аккумулирующих в себе всю совокупность норм и образцов социально рекомендуемого поведения, сложившиеся формы социальной организации, регуляции и коммуникации, нравы, обычаи, обряды и ритуалы.
Существует много определений понятия «культура». Данное понятие происходит от латинского cultura - возделывание, воспитание, образование, развитие. Культура - это исторически определенный уровень развития общества, творческих сил и способностей человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей, в их взаимоотношениях, а также в создаваемых ими материальных и духовных ценностях.
Ядро культуры составляют общечеловеческие цели и ценности, а также исторически сложившиеся способы их восприятия и достижения. Но выступая как всеобщее явление, культура воспринимается, осваивается и воспроизводится каждым человеком индивидуально, обуславливая его становление как личности.
Из определения культуры можно выделить следующие ее сущностные составляющие: человеческие ценности, способы деятельности людей, их взаимоотношения. На основе того, как человек воспринимает, осваивает и воспроизводит эти элементы культуры и каково их содержание, можно судить о «культуре» человека.
Искусство является частью культуры, ее носителем. Искусство, как известно, отражает ценности той эпохи, в которую создается, по этой причине искусство разное в разных цивилизациях и в разные эпохи. С другой стороны, искусство является проводником ценностей от автора (создателя, заказчика) до человека, то есть обладает несомненной воспитательной функцией. «Искусство, в силу своей эмоциональности, многомерности и полифункциональности позволяют особенно действенно формировать первичные образы. При этом искусство является воплощением духовных ценностей людей и выражает отношение человека ко всем в мире.
Искусство в данный исторический момент весьма разнообразно и многолико. Одним из популярных видов массового современного искусства являются мультипликационные фильмы (мультфильмы). Мультипликационные фильмы, мультфильмы (от лат. multiplication - умножение) - область киноискусства, представленная фильмами, которые создаются путем покадровой съемки последовательных фаз движения рисованных, живописных (графическая мультипликация) или объемно-кукольных (объемная мультипликация) образов.
Мы подразумеваем под мультфильмами не только созданные таким способом фильмы, но и другие фильмы, созданные путем анимации, компьютерной графики и т.д. Мультфильм -отражение современной культуры. Совершенно очевидно, что мультфильмы, как и другие виды искусства, отражают ценности той или иной и цивилизации: так, например, можно разделить мультфильмы по группам (мультфильмы советского периода, современные западные и Российские мультфильмы; японские мультфильмы и т.д.). Поэтому мультфильм, безусловно, обобщенно выражает ценности того сообщества и того времени, в котором создается. Но мультфильм - не просто носитель культуры, это активный носитель культуры, формирующий культуру подрастающего поколения.
Культуру, ценности, образцы поведения у ребенка с самого рождения начинают закладывать в большей или меньшей степени практически все факторы, с которыми ребенок соприкасается. Мультфильм - один из самых первых друзей ребенка из области искусства. Конечно, книги тоже очень важны. Но существенное отличие мультфильма от книги в том, что для «соединения» с книгой нужен другой человек (поскольку ребенок еще не умеет самостоятельно читать), а для «дружбы» с мультфильмом зачастую не нужен никто. Ребенок способен самостоятельно с ним взаимодействовать (работать).
Воспитательный культурообразующий потенциал содержания мультфильмов можно условно разделить на следующие группы: элементарные знания и представления о мире; новые слова и предметы, явления; модели поведения и взаимоотношений между людьми; человеческие ценности, эстетический компонент. Мультфильмы передают ребенку в доступной (!) форме общечеловеческий опыт, культуру, традиции и историю народа.
Мультипликационный кинематограф - особый вид кинематографа. Он является одним из самых молодых видов кинематографического искусства, но, не смотря на это, проделал огромный путь в своем развитии, превратившись из яркой технической игрушки в могущественное и зрелое искусство.
Само понятие искусство используется в двух значениях: 1) мастерство, умение, ловкость, сноровка, развитые знанием дела; 2) творческая деятельность, направленная на создание художественных произведений, шире - эстетически-выразительных форм.
Понятийный статус Искусства непосредственно связан со вторым значением термина, сохраняя первое в качестве технического условия всякого творчества. Понятие «Искусство» коннотируется историческими изменениями (трансформациями) форм и типов культуры, их взаимодействиями, а соответственно - характером философских, искусствоведческих, художественно-поэтических рефлексий и к настоящему времени представляет собой многомерное смысловое образование, принципиально открытое для включения новых смысловых элементов, порождаемых непрестанно длящимся и трансформирующимся художественно-эстетическим опытом человечества, в том числе развитием интеркультурных связей, коммуникаций, обменов, технологий, обеспечивающих и поддерживающих творчество и трансляцию в обществе его продуктов1.
Искусство является частью культуры, ее носителем.
Искусство различно, так как создается в разные эпохи и разные цивилизации и отражает ценности той эпохи, в которую создается: «Искусство, в силу своей эмоциональности, многомерности и полифункциональности позволяет особенно действенно формировать первичные образы.
При этом искусство является воплощением духовных ценностей людей и выражает отношение человека ко всем в мире». Но мультфильм не только носитель культуры, он отображает, как и все виды искусства, ценности человека той или иной цивилизации, и тем самым формирует культуру подрастающего поколения. И совершенно очевидно, что мультфильм - отражение современной культуры.
Чтобы понять, какие культурные ценности несет (а значит и способствует формированию в своих зрителях) мультфильм, необходимо понять, а какие цели ставили его создатели.
Так, например, в Советском Союзе заказчиком мультфильмов было государство, задачей которого было воспитание граждан с необходимыми ему качествами. Многие носили морализаторский характер и были просты для восприятия: в конце ясно и просто проговаривалась мораль. Они имели четкие воспитательные цели и похожие между собой схемы сюжетов, «советские мультипликаторы утверждали мультипликационное кино как политически активное искусство, обладающее большими воспитательными возможностями, основанное на высокой графической культуре» [там же]. Они ставили целью воспитание в маленьком человеке конкретных качеств, таких как патриотизм, смелость, способность трудиться, умение подчиняться старшему, быть солдатом, способным отдать жизнь за Родину и др. Сейчас в эпоху свободы такого директивного заказа нет, но у создателей мультфильмов цели остались. И цели эти зачастую имеют мало общего с воспитательными задачами: самая важная цель - прибыль, выраженная в денежных знаках, полученных с проката, продажи дисков, рекламы, сопутствующих товаров с символами из мультфильма. А чтобы достичь цели максимальной прибыли, необходимо, чтобы продукт был потреблен массово, а для этого он должен быть рассчитан на максимально разновозрастного зрителя.
Отсюда и недетские темы, и сальный юмор, и жаргонные словечки.
Но независимо от целей создателей мультфильмы способствуют формированию той или иной культуры в детях. И если мультфильм не содержит общечеловеческих культурных ценностей, он содержит другие ценности, которые не способные к фильтрации дети впитывают в себя, как губка.
Сюжеты современных мультфильмов часто содержат совершенно недетские темы: драки, насилие, смерть, убийство, похороны, гонки, скачки, долги, разборки, месть.
Таким образом, мультфильм, являясь носителем культуры, может выполнять совершенно разные задачи: прибыль для создателей и окультуривание для потребителей.
Но поскольку качество мультфильмов определяют его создатели, то культурообразующие ценности закладывают тоже они.
Проблема потребления некачественного культуронесущего продукта усугубляется тем, что родители, воспитатели и другие ответственные за становление личности ребенка люди в большинстве не знают, как работать с мультфильмами, как их оценивать.
Следует признаться, что для родителей мультфильм - это чуть ли не единственный способ высвободить время для своих дел: посадить чадо перед мигающим экраном и заняться стиркой, уборкой, готовкой, а то и просто поболтать по телефону с подругой или даже сходить покурить.
Для этой цели мультфильму не обязательно воспитывать ребенка, мультфильм должен быть занимательным и увлекательным, чтобы ни на секунду не потерять внимание пытливого детского взгляда.
Недооценка культурообразующего потенциала мультфильмов приводит к тому, что родители не задаются вопросом: каким образом мультфильмы, которые смотрит ребенок, влияют на становление его личности, фундамент каких культурных ценностей закладывают?
Нет сомнений, что «мультфильм для ребенка - авторитет, пример для подражания» [Адам 2005: 36]. Мультфильм для ребенка - это целый, единый мир, в нем существуют свои правила, которые ребенок невольно транслирует на реальность.
Через мультфильмы дети узнают и понимают, что такое «хорошо» и что такое «плохо», к чему приводят те или иные действия. Через мультфильм дети познают мир.
Дети начинают применять в жизни знания, полученные из мультфильмов (например, начинают использовать лексику героев), подражают героям мультфильмов. Начинают играть в героев, жить в их мире, говорить их языком. Для детей искусство (сказки, стихи, мультипликация) -это форма познания и освоения мира (а значит и воспитания). Дети социализируются, учась у героев мультфильмов, как себя вести. Дети изначально учатся, подражая. Ребенок через мультфильмы учится, поэтому от качества мультфильма зависит и то, чему ребенок научится.
Зачастую в современных мультфильмах главный герой, обладающий положительными качествами и воспринимаемый ребенком «как хороший» вместе с тем несет в себе и отрицательные аморальные, антикультурные ценности (например, главный герой мультфильмов «Шрек-1,2,3» не просто добрый и смелый, но и невоспитанный, грубый, использующий оскорбительные слова, агрессивный, неэтично и неэстетично ведущий себя и др.).
Дети без объяснения взрослого не разделяют положительные и отрицательные стороны своего любимого героя, не разграничивая вымысел и реальность, они принимают за образец любимого героя полностью, целиком. Об этом точно писал Ш.А. Амонашвили: «Разве вас должно удивить, если я скажу, что папа-алкоголик, курящий отец не могут стать полноценными воспитателями? Но если у вас доброе сердце и порой вы балуете своего сынишку прогулками, подарками и если ваш ребенок принимает вас как такого человека, каким сам хочет стать, то он без особых усилий может воспринять вашу доброту вместе с вашим пристрастием к курению, алкоголю, праздности. Так вот давайте воспитывать наших детей не столько словами, сколько примером, достойным всяческого подражания» [Амонашвили 1991: 83].
Мультфильмы также закладывают в ребенке уровень эстетической культуры, способность любить и ценить искусство. Мультфильм является плодом художественного творчества, несущим в себе в качестве образцов картинки, эмоции, музыку, песни, игру голосом и т.д.
Поэтому также важно в мультфильме уметь увидеть: произведение искусства это или штамповка жанра.
Современные мультфильмы, сделанные в основном с помощью техники, больше похожи на шаблоны: одинаковые голоса озвучивающих, одинаковый смех, одинаковые шутки и даже музыка. Такая одинаковость не может способствовать эмоциональному и эстетическому развитию ребенка, а наоборот, приучает к стандартам, шаблонам, однообразию.
Еще один элемент культуры - язык. Именно в дошкольный период речь развивается наиболее интенсивно. Ребенку важно слышать правильную, красивую родную речь, слышать все интонации, чувства, передаваемые речью. В переведенных мультиках передача всей гаммы чувств невозможна. Недостаток насыщенной, правильной речи может привести к отставанию в развитии речи (так как речь большинства западных мультфильмов не обращена к ребенку и не требует ответа). Современные мультфильмы содержат лексику низкого уровня речевой культуры. «Безусловно положительные» герои используют грубую, жаргонную лексику, недопустимые для детей слова («сопляк», «тупой», «хана», «прикольно», «шизовое местечко» и др.). Дети будут использовать эту лексику, считая ее настоящей, живой, нормальной. Именно эта лексика может лечь в основу культуры речи детей.
Таким образом, мультфильм как популярный современный вид искусства является носителем человеческих ценностей, знаний и представлений о мире, моделей поведения, эстетических образцов и разнообразных примеров для подражания. Получается, что мультфильм как носитель культуры становится активным формирующим эту культуру у детей, особенно у тех, кто уделяет просмотру мультфильмов достаточное количество времени.
Недооценка культурообразующего значения мультипликации приводит к тому, что дети часто поглощают некачественный культурный продукт, тем самым принимая сомнительные ценности.
Таким образом, недооценка мультиликационного культурного потенциала приводит к тому, что уровень культуры подрастающего поколения снижается вслед за изменением ценностей, которые проповедует современная мультиндустрия.
Это требует качественной, тщательной и профессиональной работы с культуроносящими продуктами мультипликации.