Томас Гоббс (1588-1679), видный английский философ. Сущность государства Т. Гоббс трактует через идею общественного договора. Происхождение государства он объясняет как следствие добровольного соглашения людей о создании специального социального института, который выступает гарантом "общего блага", укрощением враждебности, механизмом обеспечения самосохранения граждан. В отличие от Аристотеля, Гоббс не считает человека по своей природе общественным существом, а его поведение объясняет воинственной и эгоистической природой устремлений владеть благами и властью. Природная жадность и невозможность ее удовлетворения порождает ситуацию "войны всех против всех", предопределяет агрессивную активность и перманентную общую "неустойчивость" общества. Желание избавиться от страха за свою жизнь, развязать конфликт самосохранения и эгоистических пристрастий заставляет людей перейти от природного состояния к общественной жизни. Таким образом происходит отчуждение человека от собственной природной сущности, делегирование свободы граждан искусственному и рациональному образованию - государству. Представляя собой концентрацию "единой воли" государство ("левиафан"), сосредоточивает в руках правителя (одного человека, или группы) всю общественную власть, отрицая принцип разделения власти, подотчетности власти обществу. Центральной идеей концепции государства у Гоббса выступает единство государства, общества, правительства, народа. Он отрицает идею суверенитета народа. Народ добровольно, по взаимному согласию, передает раз и навсегда власть государству, отказываясь от личных свобод, признает право суверена регулировать социально-имущественные отношения и даже определять содержание духовной жизни.
Гоббс рассматривает социальные функции государства, необходимость заботы об обездоленных и нетрудоспособных членах общества. Он фактически лишает мораль ее специфической регулятивной функции, отождествляя ее с политикой, подчиняя ее задаче государственной целесообразности. Понятие "левиафан" стало нарицательным для характеристики антигуманных тоталитарных режимов. Неограниченная власть государства сосредоточена в руках абсолютного монарха, разделение властей недопустимо, т.к. может привести к гражданской войне, власть монарха не подлежит контролю, он стоит над законом. Гоббс отождествляет государство и общество, которые стоят над человеком. Представленное Гоббсом направление в английской политической мысли получило название авторитарно-государственного, консервативного. Другим направлением является представленное Дж. Локком либерально-конституционное или либерально-демократическое.