10 января 1775 года морозным утром в Москве на Болотной площади был казнён Емельян Пугачёв. Личность легендарного бунтовщика неотделима от русской истории; тем более, что трагедия Пугачёва и пугачёвского бунта привлекла самое пристальное внимание наших великих писателей: Пушкина – в 19 веке, Есенина – в 20 веке.
Вор, разбойник
Самозванец
Кровавый убийца
Народный бунтарь
Предводитель крестьян
Народный герой
Цель урока:
На основе исторических фактов, анализа документов и повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка» нарисовать образ Емельяна Пугачёва и решить, кто он:
народный герой
или
кровавый убийца.
Причины появления бунтовщика Пугачёва:
Какая обстановка сложилась в России в 60 – 70 годы 18 века, в эпоху царствования Екатерины Второй?
Биография Емельяна Пугачёва:
Год рождения: 1742 (1744)
Полное имя: Емельян Иванович Пугачёв
Место рождения: станица Зимовейская
Социальное положение: донской казак
Род деятельности: участник семилетней войны (1756 – 1763), участник русско-турецкой войны (1768 – 1774), предводитель Крестьянской войны (1773 – 1775).
Подпись неграмотного Пугачёва:
Глава 2 «Вожатый».
Пушкин показывает природные качества человека, ещё «не играющего роль». Гринёв поражён его загадочной силой.
Глава 6 «Пугачёвщина».
Пугачёв – «злодей и самозванец», производящий «грабежи и смертные убийства». Гринёв смотрит на него глазами смертного врага.
Глава 7 «Приступ».
Пугачёвцы – не шайка, а «конные толпы». Поведение Пугачёва говорит о его смелости и мужестве.
Эпизод после взятия крепости.
Пугачёв вершит «суд и расправу», ведёт себя как император, но щадит Гринёва. Значит, сохранилось в душе злодея что-то человеческое.
Манифест Пугачёва.
Монаршее, отеческое милосердие к крестьянству и жестокость по отношению к тем, кто не повинуется воле государя.
Высказывание историка эпохи Екатерины Второй.
Высказывание историка эпохи Екатерины Второй.
«Емелька Пугачёв, бесспорно, принадлежал к редким явлениям, к извергам, вне законов природы рождённым; ибо в естестве его не было и малейшей искры добра, того благого начала, той духовной части, которые разумное творение от бессмысленного животного отличают. История сего злодея может изумить порочного и вселить отвращение даже в самих разбойниках и убийцах. Она вместе с тем доказывает, как низко может падать человек и какою адской злобою может быть преисполнено его сердце».
Глава 8 «Незваный гость».
Пушкин изображает не сборище убийц и насильников, а молодые и красивые лица. Люди просты в обращении, смелы и решительны.
Любимая песня Пугачёва.
Образ разбойника заменяется образом ловкого казака. Пугачёв прекрасно осознаёт своё положение.
Глава 11 «Мятежная слобода».
Тяга к справедливости, стремление защитить обиженных. Величественный и трагический образ.
Глава 12 «Сирота».
Авторские ремарки открывают неожиданный духовный мир, обаяние личности.
Образы доброго молодца, орла и льва рисуют Пугачёва как удалого, гордого, смелого вождя.
Идеален ли герой, созданный Пушкиным?
«От Пугачёва на Пушкина – следовательно и на меня – шла могучая чара… Полюбить того, кто на твоих глазах убил отца, а затем и мать твоей любимой, оставляя её круглой сиротой… такого любить – никакая благодарность не заставит. А чара – и не то заставит… В «Капитанской дочке» Пушкин под чару Пугачёва попал и до последней строки из-под неё не вышел…»
«От Пугачёва на Пушкина – следовательно и на меня – шла могучая чара… Полюбить того, кто на твоих глазах убил отца, а затем и мать твоей любимой, оставляя её круглой сиротой… такого любить – никакая благодарность не заставит. А чара – и не то заставит… В «Капитанской дочке» Пушкин под чару Пугачёва попал и до последней строки из-под неё не вышел…»
М. Цветаева.
Сергей Есенин. Поэма «Пугачёв».
Слава ему!
Пусть он даже не Пётр,
Чернь его любит
за буйство и удаль.
Образ Пугачёва, отражённый в народном сознании, до сих пор продолжает меняться. Некогда его предали церковной анафеме, в советские годы воспевали как защитника угнетённых, в недавние годы его опять стали «мазать» одной чёрной краской.
Образ Пугачёва, отражённый в народном сознании, до сих пор продолжает меняться. Некогда его предали церковной анафеме, в советские годы воспевали как защитника угнетённых, в недавние годы его опять стали «мазать» одной чёрной краской.