4.
Страна О з [Э лектронны й ресурс]. - Р еж им доступа: http://w w w .strana-
oz.ru/2002/7/k/izisy-nauki-i-nauchnaya-m ifologiya. - Д а та доступа: 18.11.2018.
5.
С т ругацкий, А. П.,
С т ругацкий. Б И.
О би таем ы й
остров
/
А.Н. С тругацкий, Б. Н. С тругацкий. - М. : ACT: М О С К В А , 2009. - 4 1 0 с.
6.
С т ругацкий. А.. Ст ругацкий. Б.
Х ищ ны е
вещ и века: Ч резвы чайны е
происш ествия:
П олдень
XXII век:
Ф ан тасти чески е
ром аны
и
рассказы
/
А. С тругацкий. Б. С тругацкий / сост. II. Ю танов; предисл. С. П ереслегина; илл.
Я. А ш м ариной,
JT. Р убинш тейна.
-
М. :
О О О
«И зд ательство
А СТ»;
С П б. :
TerraFantastica, 2000. - 627 с.: ил.
7.
Ш еспю палов, О. В.
Т р и д ц ать л ет спустя
/ О. В. Ш естопалов // Русская
ф антастика
[Э лектронны й
ресурс].
-
Режим
доступа:
h ttp ://w w w .m sf.ru /ab s/re c/rcc I4 .h tm . - Д а та доступа: 12.11.201 Я.
Виола Качанипа
ИНТЕГРАТИВНАЯ ФОЛЬКЛОРИСТИКА В
ИССЛЕДОВАНИЯХ ИСКУССТВОВЕДОВ-АНТИКВАРОВ
В исследованиях ант и ква р о в задейст вованы т акие б азовы е ко нцепции и
вект оры
инт еграт ивной
ф ольклорист ики.
как
о бъ единя ю щ ая
инт ересы
искусст воведов,
ф илологов,
э т но ло го в
и
эт нопсихологов
м оноф олъкчорност ь
архаичной прот окульт уры , а т акж е п а м ят ник ф ольклора в бы т овом , социальном и
ист орическом конт екст ах всегда следую щ его за синкрет ичной архаикой конкрет ного
эт ногенеза. М и ровой опы т показы ввает , чт о р я д леж а щ и х в основе инт еграт ивной
ф ольклорист ики X X I века по д хо д о в и спользовался у ж е в X X веке, что принесло их
адепт ам извест ност ь и признание. А вт ор приходит к заклю чению , что возникновение
и сслеооват ельских
м ет одик.
направленны х
на
а нализ
синт еза
и
взачм одейст вияискусет в. обы чно происходит из-за плохой сохранност и исследуем ого
м ат ериала, а вы воды , п о лучен ны е в р езуль т а т е инт еграт ивного исследования,
впоследст вии, как правило, подт верж даю т ся в см еж ны х област ях науки.
РЕПОЗИТОРИЙ
БГ
УК
И
The article analyzes h o w such basic concepts a m i vectors o f integrative fo lklo re as
uniting the interests o f art historians, philologists, ethn o lo g ists a n d eth n opsychologv o f th e
m ono-folklore o f the archaic pro to c u ltu re a re in vo lved in antiquarian studies, as well as the
fa c t that the analysis o f the fo lk lo r e m onum ents in everyday, so c ia l a n d histo rica l contexts
always fo llo w the sp ecific sy n cretica l ethnogenesis. B a sed on the w orld background, it is
obvious that a nu m b er o f the approaches underlying the 21st century integrative fo lk lo re
were used in th e 20th century a n d b ro u g h t fa m e a n d recognition to their adherents. The
author concludes that the em ergence o f research techniques a im ed a t a n a lyzin g the synthesis
and interaction o f the arts usually ca u ses p o o r preserva tio n o f the m a teria l u nder study, a n d
the conclusions o btained fr o m the in teg ra tive study, as a rule, are su b seq u en tly co n firm ed by
related fie ld s o f science.
Среди представителей
научного сообщ ества
Беларуси
поиск
действительно
актуальных
форм
научного
дискурса
сегодня,
к
сожалению, не особо популярен. Это не радует, ибо фольклор в XXI веке
(в глобальном масштабе) становится всё менее востребованной, а отсю да
всё более элитарной формой искусства и переосмысления мира, а его
носители и потребители уделяю т внимание чему угодно, только не
корневому арт-осмыслению (озвучиванию, окраш иванию, ритмизации и
символизации) мира согласно традициям своих предков. Поэтому усилия
учебно-научной лаборатории белорусского фольклора Белорусского
государственного университета, Центра сохранения наследия устной
традиции
белорусов,
а
также
кафедры
этнологии
и
фольклора
Белорусского государственного университета культуры и искусств по
■формированию концепции, векторов и приоритетов интегративной
фольклористики заслуживает безусловного уважения и пристального
внимания исс.чедователей-
1
'уманитариев. Дело в том, что в 2018 году
основана серия научных изданий «Интегративная фольклористика»,
РЕПОЗИТОРИЙ
БГ
УК
И
причём, серия не просто межуниверситетская (по составу редакционной
коллегии и учрсждениям-основателям), но такж е и международная (по
составу авторов), поэтому есть уверенность, что свою функцию введения
отечественной традиционной культуры в мировой научный контекст [10,
<5] она, при успеш ном продолжении, вполне способна выполнить.
И нтегративная фольклористика стремится преодолеть «устаревший
научный объективизм, который подразумевает обращ ение к фольклору
как к п ам ятнику..., подразумевает обращ ение к нему как к субъекту
процесса экспликации искусства устной традиции. При объективистском
подходе в XX веке фольклор рассматривался как вещь (набор текстов,
символов, нот, описаний и схем), но в XXI веке очевидно: фольклор как
Достарыңызбен бөлісу: |