Задание 3 Подготовить сообщение о личности В. А. Сухомлинского, А. С. Макаренко Карта личности будущего учителя



бет1/3
Дата29.11.2022
өлшемі29,44 Kb.
#160217
  1   2   3
Байланысты:
Задание 3


ВОСТОЧНО-КАЗАХСТАНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
им. С. АМАНЖОЛОВА

Кафедра «Педагогика»




Задание 3



  1. Подготовить сообщение о личности В.А. Сухомлинского, А.С. Макаренко

  2. Карта личности будущего учителя

Выполнила ст.гр.
«Педагогика и методика начального обучения»
Сабекова Айгерим

Усть-Каменогорск, 2022



  1. Подготовить сообщение о личности В.А. Сухомлинского, А.С. Макаренко


Васи́лий Алекса́ндрович Сухомли́нский (укр. Василь Олександрович Сухомлинський; 28 сентября 1918, Василевка, Херсонская губерния — 2 сентября 1970, Павлыш, Кировоградская область) — советский педагог-новатор, детский писатель, создатель педагогической системы, основанной на признании личности ребёнка высшей ценностью, на которую должны быть ориентированы процессы воспитания и образования.
Член-корреспондент Академии педагогических наук СССР (1968), кандидат педагогических наук (1955), заслуженный учитель школы Украинской ССР (1958), Герой Социалистического Труда (1968).
Наиболее значительный вклад в теорию и практику гуманистического образования в 50-60-е годы XX века внес В.А. Сухомлинский, директор Павлышской гимназии Полтавской области. Его идеи гражданственности и гуманности в педагогике созвучны нашему времени. Воспитание ради счастья детей — таков гуманистический смысл педагогических произведений В.А. Сухомлинского, а его практическая деятельность является убедительным доказательством того, что без веры в ребенка, без доверия к нему вся педагогическая мудрость, все методы и приемы обучения и воспитания бесполезны..
В.А. Сухомлинский разработал теорию и практику формирования педагогического коллектива. Будучи сам директором школы в течение многих лет, он пришел к выводу, что педагогическое сотрудничество играет решающую роль в достижении целей школы. Изучая влияние преподавательского состава на группу студентов, В.А. Сухомлинский выявил следующую закономерность: Чем богаче духовные ценности, накопленные и бережно хранимые в педагогическом коллективе, тем активнее и реальнее группа студентов как участников образовательного процесса, как воспитателей. На вопрос, как и чем создает педагогический коллектив, В.А. Сухомлинский отвечает однозначно — создает коллективная мысль, идея, творчество.
Педагогическая справедливость — это своего рода мера объективности учителя, уровень его нравственного воспитания. В.А. Сухомлинский писал: «Справедливость — основа доверия ребенка к воспитателю….. чтобы стать справедливым, нужно знать духовный мир каждого человека».
В.А. Сухомлинский считал, что «мастер педагогики настолько хорошо знает азбуку своей науки, что на уроке, по ходу предмета, его внимание сосредоточено не на самом содержании изучаемого, а на учениках, их умственной работе, их мышлении, трудностях их умственной работы».
Роль и значение педагогического стиля в формировании коллектива и личности не нова, она неоднократно рассматривалась в нашей психолого-педагогической литературе, и особенно в работах В. А. Сухомлинского. Авторитарный стиль и злоупотребление властью со стороны учителей подвергаются особенно жесткой критике.
В.А. Сухомлинский писал: «Власть над детьми — одно из самых трудных испытаний учителя, один из показателей педагогической культур. Ценить доверие ребенка, а значит, его беззащитность — этой педагогической мудростью должна быть пронизана вся наша работа».
Сухомлинский считал, что перед каждым ребенком, даже самым посредственным и трудным, учитель должен открыть сферы, в которых он сможет достичь своей вершины, сформировать свое человеческое достоинство, свою душу. Поэтому он создал «Азбуку нравственности», которая учила понимать суть добра и зла, чести и бесчестия, справедливости и обмана. Этот букварь стал средством преодоления эмоционального недоразвития. В детях необходимо открыть способность чувствовать состояние других, способность ставить себя на место других.
Наибольшего внимания заслуживают рекомендации В.А. Сухомлинского по способам общения в классе. Он бескомпромиссно выступал против чрезмерного возбуждения психики учащихся повышенным тоном, напряжением, против перегрузки информацией в речи учителя, ненужных повторений и вопросов. Учитель, по словам В.А. Сухомлинского, должен делать с учеником «то, что ему подсказали мудрые мысли», а не «то, что ему подсказывает сиюминутное, мимолетное настроение».
Василий Александрович предъявлял очень высокие требования к личности учителя как руководителя и организатора воспитательного процесса: «Мы должны быть примером богатства духовной жизни молодежи; только при этом условии мы имеем нравственное право воспитывать. Высокие личные качества воспитателя, его знания и жизненный опыт должны быть непререкаемым авторитетом для детей. Под авторитетом Василий Александрович не имел в виду возвеличивание, отрыв от детей эрудицией, требование беспрекословного послушания, формальное и авторитарное руководство ребенком, но он утверждал, что без постоянного душевного общения педагога с ребенком, без взаимного проникновения в мир мыслей, чувств, переживаний друг друга эмоциональная культура как плоть и кровь педагогической культуры немыслима.
«Главный источник эмоционального воспитания педагога — это многогранные эмоциональные отношения с детьми в дружном коллективе, в котором учитель не только наставник, но и друг, товарищ.»
Пытаясь найти ответы на многие жизненно важные вопросы, В. А. Сухомлинский, его коллеги и ученики размышляли над этическими и эстетическими проблемами. Так, для В. А. Сухомлинского проблемы жизни и смерти, памяти и забвения, трагического и прекрасного были постоянными темами размышлений. Преодоление смерти в философско-педагогических взглядах В.А. Сухомлинского — это символическое бессмертие результатов человеческого творчества. Педагога всегда волновало, что понимание жизни и смерти, чувствование и переживание близкого человека способствует взрослению ребенка, вносит зрелость в его жизнь, способствует умению ценить людей, относиться к ним как к большой ценности. «Понимание этической стороны смерти — важнейшая предпосылка для истинного оптимизма, для любви к жизни, для умения ценить жизнь и защищать ее. Многолетний опыт педагогической работы убедил меня в том, что ребенок, признающий смерть неизбежным страданием, вместе со взрослыми черпает оптимистическую веру во всепобеждающую силу жизни». В.А. Сухомлинский считал, что учитель в беседе с учениками обязан затрагивать вопросы жизни и смерти, объединяющие биологическую и социальную сущность человека, хотя это почти неисследованная область образования. Поэтому такие беседы требуют очень внимательного и осторожного обращения с материалом и должны быть основаны на знании, понимании и чувстве состояния ребенка, его характера, его эмоционального мира. Учитель, который, исходя из своего образа мышления, не имеет желания думать и говорить на эти темы, должен просто отбросить их в процессе работы.
«Будьте благосклонны!» — Сухомлинский консультировал учителей и связывал этот совет с «Азбукой педагогической культуры».


Достарыңызбен бөлісу:
  1   2   3




©engime.org 2024
әкімшілігінің қараңыз

    Басты бет