№
|
Вопрос-ответы
|
|
Термин «Философия» означает:
любовь к мудрости
компетентное мнение
рассуждение
профессиональное мнение
умозаключение
|
|
Понятие древнекитайской философии, обозначающее свет, светлую сторону горы, ущелья, реки:
инь
ян
ци
дэ
ли
|
|
Раздел философии, изучающий ценности:
эпистемология
онтология
антропология
аксиология
гносеология
|
|
Принцип, провозглашаемый Абаем Кунанбаевым:
«Никогда не сдавайся!»
«Знание – сила»
«Будь человеком!»
«Все течет!»
«Цель оправдывает средства»
|
|
На Востоке «вторым учителем» после Аристотеля называли:
Аль-Кинди
Ибн-Бадж
Ибн-Сина
Аль-Фараби
Аль-Газали
|
|
Наиболее характерная черта философии Нового времени (XVII в):
космоцентризм
наукоцентризм
антропоцентризм
теоцентризм
гуманизм
|
|
Раздел философского знания, исследующий человеческие познавательные способности, их возможности и границы:
этика
социология
гносеология
онтология
аксиология
|
|
Казахстанский философ, основатель алма-атинской школы диалектической логики:
А.Н. Нысанбаев
А. Кунанбайулы
К.А. Абишев
Ж.М. Абдильдин
Ш. Кудайбердыулы
|
|
Материализм берет за основу всего:
разум
материю
число
знание
идею
|
|
Направление, абсолютизирующее роль науки:
схоластика
скептицизм
сциентизм
науковедение
глобализм
|
|
Отражение можно определить как:
всеобщее свойство объективной реальности
свойство неживой природы
свойство человеческого сознания
движение
свойство живой природы
|
|
Универсальный способ отношения человека к миру:
философия
религия
наука
мифология
искусство
|
|
Иррационалистическое направление в философии XX века:
позитивизм
марксизм
экзистенциализм
эмпириокритицизм
прагматизм
|
|
Требование неопозитивистов, согласно которому любое высказывание должно подлежать опытной проверке на истинность:
математический принцип
принцип верификации
мировоззренческий принцип
методологический принцип
принцип фальсификации
|
|
Направление в гносеологии, признающее ощущения в качестве единственно достоверного источника познания, есть:
рационализм
солипсизм
сенсуализм
агностицизм
5. иррационализм
|
|
Главная отличительная черта древнегреческой философии:
антропоцентризм
космоцентризм
теоцентризм
наукоцентризм
социоцентризм
|
|
Представитель немецкой классической философии, разработавший диалектику как системное учение:
Ф. Ницше
Л. Фейербах
Ф. Шеллинг
Г. Гегель
И. Фихте
|
|
О том, что во главе государства должны стоять философы, говорил:
Сократ
Фалес
Аристотель
Платон
Парменид
|
|
Автор «Книги исцеления» и «Книги знания»:
Ибн-Рушд
Аль-Кинди
Ибн-Сина
Аль-Фараби
Аль-Газали
|
|
Социальная теория Т. Мора:
христианский гуманизм
утопический социализм
борьба против антропоцентризма
переход от теоцентризма к антропоцентризму
иллюзорная теория о грядущем обществе
|
|
Родоначальником немецкой классической философии является:
К. Маркс
И. Кант
3.Л. Фейербах
Г. Гегель
Ф. Энгельс
|
|
Великий казахский просветитель ХIХ в., путешественник, этнограф, востоковед:
М. Чокай
Ч. Валиханов
А. Букейханов
А. Байтурсынов
И. Алтынсарин
|
|
Комплекс взаимодействующих элементов – это:
часть
содержание
атрибут
система
самоорганизация
|
|
Мыслитель, разработавший учение материалистической диалектики:
К. Маркс
Г. Гегель
В.И. Ленин
Аристотель
Г.В. Плеханов
|
|
Механицизм как принцип осмысления мира лежит в основе философии:
Нового времени
христианства
эпохи Возрождения
Античности
Новейшего времени
|
|
Основной вопрос философии в формулировке Ф. Энгельса:
В чем смысл жизни?
В чем причины экологических проблем?
Вопрос об отношении материи и сознания, духа и природы.
Есть ли внеземная цивилизация?
Как устроена Вселенная?
|
|
Интеллектуальная интуиция по Р. Декарту начинается с:
обращения к природе
сомнения
отрицания Бога
опыта
наблюдения
|
|
Представитель волюнтаризма:
С. Кьеркегор
В. Дильтей
3. Фрейд
А. Бергсон
А. Шопенгауэр
|
|
Для какого философского направления характерен ярко выраженный сциентизм?
феноменализм
экзистенциализм
структурализм
персонализм
логический позитивизм
|
|
Философ, который ввел понятия «парадигма», «научное сообщество», «нормальная наука»:
Т. Кун
К. Поппер
М. Шлик
Р. Карнап
И. Лакатос
|
|
Этос науки означает:
систему доказательств истинности знания
систему научных фактов
систему моральных принципов, регулирующих деятельность научного сообщества
систему научных открытий
совокупность средств и приемов, используемых в научном исследовании
|
|
Античный философ, автор тезиса «Человек – мера всех вещей»:
Аристотель
Протагор
Горгий
Платон
Сократ
|
|
Данное положение выражает сущность материалистического понимания истории:
общественное бытие определяет общественное сознание
история общества определяется элитой
развитие общества зависит от великой личности
общество есть сумма индивидов
общество и его история зависят от воли Бога
|
|
Философское учение, исходящее из признания одного единого начала (субстанции):
плюрализм
релятивизм
дуализм
скептицизм
монизм
|
|
Античный философ, считавший первоначалом всего мира огонь:
Платон
Фалес
Зенон
Аристотель
Гераклит
|
|
Человек в средневековой философии рассматривался как:
низшее создание в иерархии творений
дитя природы
часть Космоса
образ и подобие Бога
существо самодостаточное
|
|
Практической реализацией этических норм в суфизме служит:
обращение к разработке этнических проблем
аскетический образ жизни
материальные ценности
единство с деятельным разумом
единство с богом
|
|
Гениальный учёный эпохи Ренессанса, изобретатель телескопа, который подтвердил правильность гелиоцентрического учения Н. Коперника:
Г. Галилей
Дж. Бруно
Н. Кузанский
Леонардо да Винчи
И. Кеплер
|
|
Философия выступала в союзе с наукой в эпоху:
Нового времени
Античности
Просвещения
Средневековья
Возрождения
|
|
Вершина немецкого классического идеализма:
экономическая теория К. Маркса
диалектика Г. Гегеля
«практическая философия» И. Фихте
этика И. Канта
«мифология творчества» Ф. Шеллинга
|
|
Культура Просвещения в Казахстане возникла и получила развитие:
в первой половине XX века
в первой половине XV века
во второй половине XIII века
во второй половине XIX века
во второй половине XVII века
|
|
Первоначало, первооснова бытия по Демокриту:
апейрон
число
атомы
огонь
воздух
|
|
Термин «эмпирическое знание» понимается как:
чувственное знание
теоретическое знание
интуитивное знание
абстрактное знание
опытное знание
|
|
Философская наука, изучающая проблемы морали:
этика
генетика
эстетика
дианетика
логика
|
|
В древнеиндийской философии автор идей «срединного пути», «четырех истин» и «восьмеричного пути»:
Будда
Патанджали
Махавира
Улука
Джаймини
|
|
Философское направление, утверждающее, что в основе мира два начала: материальное и духовное:
монизм
скептицизм
идеализм
дуализм
плюрализм
|
|
Истина в марксистском определении – это:
знание, проверенное практикой
предположения, высказанные учеными
воля к власти
совокупность бессознательных влечений
то, что полезно человеку
|
|
Предмет философской герменевтики:
логика
текст
техника
всеобщие законы бытия
самоорганизация
|
|
Впервые сместили философскую рефлексию с проблематики физиса и космоса на проблему человека и его жизни как члена общества:
элеаты
неоплатоники
стоики
киники
софисты
|
|
«Война всех против всех» как первоначальное состояние общества рассматривается в концепции:
К. Манхейма
Г. Гегеля
М. Вебера
К. Поппера
Т. Гоббса
|
|
Детерминизм как философский принцип – это признание:
безусловности развития
причинно-следственной зависимости
скачкообразности в природе и обществе
стихийности социальных процессов
воли как побудительной силы
|
|
Философия возникла:
в Древнем Китае
одновременно в древней Индии, Китае и Греции
в Древней Индии
в Европе
в Древней Греции
|
|
«У-вэй» – основной принцип школы:
даосизма
инь-ян
конфуцианства
моизма
легизма
|
|
Казахстанский философ, автор книги «Хаким Абай»:
Ж.М. Абдильдин
А.Н. Нысанбаев
К.А. Абишев
Ш. Кудайбердыулы
Г. Есим
|
|
Представители философии эпохи Возрождения:
Гераклит, Демокрит, Зенон
Ф. Бэкон, Р. Декарт, Дж. Локк
Н. Кузанский, Дж. Бруно, Н. Коперник
Вольтер, Руссо, Дидро
Ф. Аквинский, П. Абеляр, Д. Скот
|
|
Философ Нового времени, автор изречения «Знание – сила»:
Ф. Бэкон
Р. Декарт
Б. Спиноза
Г. Лейбниц
Дж. Локк
|
|
Автор дидактической поэмы «Кутадгу билиг»?
Ю. Баласагуни
Аль-Фараби
Доспамбет
Бируни
М. Кашгари
|
|
Латинское слово, от которого произошел термин «цивилизация», в переводе означает:
общество
технология
техника
общество
гражданственность
|
|
Философское учение о познании есть:
гносеология
аксиология
социология
психология
праксиология
|
|
«Быть» означает:
покоится
участвовать
наличествовать
действовать
быть воспринимаемым
|
|
Элементами рационального познания являются:
мнения
представления
суждения
ощущения
восприятия
|
|
Идея «сверхчеловека» принадлежит:
Р. Декарту
Г. Гегелю
Ф. Ницше
Ж.-П. Сартру
И. Канту
|
|
Сущность человека как «совокупность всех общественных отношений» определял:
К. Маркс
Л. Фейербах
И. Кант
Сократ
Ф. Ницше
|
|
Учение А. Шопенгауэра можно определить как:
неотомизм
нигилизм
психоанализ
пантеизм
волюнтаризм
|
|
Разрушение природы, нарушение динамического равновесия между ней и обществом, принимающее необратимый характер, есть кризис:
экологический
демографический
антропологический
энергетический
духовный
|
|
Отождествление Бога и мира:
теизм
панентеизм
атеизм
пантеизм
деизм
|
|
Концепция «толык адам», являвшаяся центральной в учении Абая, была вдохновлена его знакомством с:
русской философией
немецкой философией и поэзией
античной философией (прежде всего, Платона и Аристотеля)
творчеством арабских, персидских и тюркских авторов
творчеством казахских законодателей, авторов степных уложений
|
|
Автор философско-политического сочинения «Государство», в котором содержится учение об идеальном государстве:
Сократ
Платон
К. Маркс
Конфуций
Эпикур
|
|
Автор известного трактата «Государь»:
Н. Макиавелли
Б. Телезио
Т. Кампанелла
Т. Мор
П. Абеляр
|
|
Метод познания, разработанный Ф. Бэконом:
дедуктивный
схоластический
метафизический
аналогии
индуктивный
|
|
Основатель психоанализа:
О. Тойнби
Э. Фромм
Т. де Шарден
К. Ясперс
З. Фрейд
|
|
Предмет онтологии как раздела философии:
бытие
эстетические отношения
нравственно-этические отношения
познание
ценности
|
|
Основной предмет изучения социальной философии:
общество
природа
познание
бытие
сознание
|
|
«Позитивные» науки, согласно позитивизму, опираются на:
интуицию
априорные знания
дедуктивные методы
умозаключения
факт наблюдения и эксперимента
|
|
Категория, выражающая диалектическое единство количественных и качественных характеристик объекта, есть:
тождество
различие
мера
сущность
связь
|
|
Философско-мировоззренческая ориентация, возникшая в результате НТП и НТР, абсолютизирующая роль науки:
сенсуализм
фатализм
технократизм
сциентизм
реализм
|
|
Представление как форма чувственного познания – это:
воспроизведение в сознании образов тех предметов, которые раньше воздействовали на органы чувств
отсутствие образа в сознании
фантазия, мечта
спектакль в театре
схема предмета
|
|
Автор высказывания «Познай самого себя»:
Платон
Аристотель
Гераклит
Сократ
Демокрит
|
|
Суфийский тарикат, сформировавшийся на территории современного Казахстана:
яссавия
мавлеви
кадирия
накшбандия
сухравардия
|
|
Автор «Слов назидания»:
Ы. Алтынсарин
Ш. Уалиханов
А. Байтурсынов
А. Торайгыров
А. Кунанбаев
|
|
Основной источник, священная книга ислама:
Коран
Библия
Авеста
Трипитака
Тора
|
|
Представители философии экзистенциализма:
Л. Витгенштейн, Б. Рассел, Р. Карнап, К. Поппер
Сократ, Аристотель, Платон, Парменид
М. Хайдеггер, К. Ясперс, Ж.-П. Сартр, А. Камю
И. Кант, Г. Гегель, Л. Фейербах, Ф. Шеллинг
В. Соловьев, П. Чаадаев, Л. Толстой, А. Хомяков
|
|
Движение в философском смысле слова – это:
поездка на транспорте
отсутствие перемещения
способ существования сущего
изменение положения тел
покой
|
|
Выделите правильное суждение:
практика – это чувственное восприятие мира, форма созерцания
практика – это реализация научных проектов и программ
практика – это техническая и материальная деятельность людей по производству материальных ценностей
практика – это производственная, социальная деятельность людей, направленная на преобразование социальной и природной действительности
практика – это научно-логическая обусловленность мыслей
|
|
Древнегреческий философ, впервые определивший человека как политическое животное:
Демокрит
Сократ
Гераклит
Платон
Аристотель
|
|
Характерная черта средневековой философии:
эмпиризм
теоцентризм
космоцентризм
рационализм
антропоцентризм
|
|
Закон взаимного перехода количественных и качественных изменений в процессе развития раскрывает его:
направленность
источник
механизм
цикличность
обратимость
|
|
«Тревога», «заброшенность», «отчаяние» – термины:
аналитической философии
феноменологии
постпозитивизма
структурализма
экзистенциализма
|
|
«Теология» в переводе с греческого означает учение о:
практики
бытии
ценностях
знании
боге
|
|
Автор работы «Три истины»:
Абай Кунанбайулы
Шакарим Кудайбердыулы
Августин
Форма Аквинский
Аристотель
|
|
В средневековой арабо-язычной традиции термином «фалсафа» обознали:
мусульманское право
догматы веры
мусульманское богословие
мистический способ постижения Бога
рациональный способ постижения мира
|
|
Направление средневековой арабо-мусульманской философии, предлагающее мистический путь постижения Бога:
восточный перипатетизм
суфизм
аверроизм
философия ортодоксального ислама
калам
|
|
Философия Нового времени опиралась на авторитет:
церкви
человека
государства
философии
науки
|
|
Античный философ, считавший основой мира атомы:
Гераклит
Анаксагор
Демокрит
Парменид
Фалес
|
|
Наука, согласно Шакариму Кудайбердиеву, предлагаемая для введения в систему образования:
наука о добре
наука о совести
наука о справедливости
наука о жизни
наука о человеке
|
|
Позиция отрицания возможности получения достоверного знания о мире:
солипсизм
рационализм
эмпиризм
сенсуализм
агностицизм
|
|
Метод, основанный на переходе от общего знания к частному:
социометрия
синтез
анализ
дедукция
индукция
|
|
Автор произведения «Человек-машина», написанного в Новое время:
Т. Гоббс
Д. Дидро
Р. Декарт
Ж. Ламетри
И. Кант
|
|
Философское учение, исходящее из признания множественности субстанций:
дуализм
монизм
пантеизм
конвенционализм
плюрализм
|
|
Казахстанское объединение философов:
Институт философии, политологии и религиоведения
Казахстанский философский конгресс
Факультет философии и политологии КазНУ имени аль-Фараби
Рухани жангыру
Аманат
|
|
Абсолютная истина:
полное всестороннее знание
фрагментарное и недостаточное
эклектичное выражение сути явления
зависит от конкретных исторических условий
не соответствует объективной реальности
|
|
Отрицание веры в бога:
агностицизм
нигилизм
солипсизм
атеизм
скептицизм
|
|
Автор «мифа о пещере», сконструированного для того, чтобы пояснить свое учение об идеях:
Сократ
Демокрит
Гераклит
Аристотель
Платон
|
|
Оправдание Бога за существование зла в мире и обществе:
теодицея
теология
теогония
теософия
телеология
|
|
Тип мировоззрения, в котором освоение мира основано на вере в сверхъестественное:
наука
материализм
религия
экзистенциализм
мифология
|
|
Философское течение, считающее единственным источником знания опыт:
агностицизм
идеализм
атеизм
материализм
эмпиризм
|
|
Автор высказывания «Я мыслю – следовательно, существую»:
Р. Декарт
Б. Спиноза
Г. Галилей
Т. Гоббс
И. Кант
|
|
Главный философский труд Августина называется:
«О природе»
«Исповедь»
«Исследования о человеческом разуме»
«О граде Божьем»
«О бессмертии человеческой души»
|
|
Автор учения о двойственной истине:
Ибн-Сина
Аль-Кинди
Аль-Бируни
Ибн-Рушд
Аль-Фараби
|
|
Определите понимание человека, характерное для философии Возрождения:
творец, создатель
тварь Божья
мыслящее существо
общественное животное
микрокосм
|
|
Продолжая традиции древнегреческой науки, Ф. Бэкон написал книгу:
«Новый идол науки»
«Новая Атлантида»
«Новый научный метод»
«Новый Органон»
«Новый взгляд на науку»
|
|
Произведение Абая Кунанбаева, в котором изложены его философские взгляды, канон нравственного совершенствования человека:
«Всадник с беркутом скачет в ранних снегах»
«Вот и стал я волостным»
«Лето»
«Описание лошади»
«Слова назидания»
|
|
Один из родоначальников гуманистического мировоззрения в эпоху Возрождения, автор книги «О презрении к миру»:
Д. Алигьере
Ф. Петрарка
Э. Роттердамский
Н. Кузанский
Ф. Аквинский
|
|
Основоположник социологии как науки об изучении общества:
К. Маркс
Э. Дюркгейм
М. Вебер
Ф. Энгельс
О. Конт
|
|
Теория познания исследует:
явления материального мира
процессы, происходящие в мозгу человека
закономерности познавательной деятельности человека
последовательность восприятия человека
историю наук о природе и человека
|
|
Сознание – это:
сфера чувственности
психическое вообще
сфера мышления
функция мозга
собственно человеческая форма отражения мира
|
|
Смысл теории в научном познании:
осмысление сущности явлений, раскрытие логики их формирования
классификация объектов и явлений
сопоставление явлений друг с другом, выявление общего и особенного
систематизация явлений в некоторую целостную картину, осуществляет синтез знаний
описание явлений природы и общества
|
|
Принцип недеяния в даосизме означает:
абсолютную пассивность
невмешательство в естественный ход вещей
что человек должен придерживаться условных стереотипов поведения
ограниченность возможностей человека
абсолютный покой
|
|
Интеллектуальная операция, предполагающая упрощение при объяснении сложных явлений, сведение их к более простым:
индукция
редукция
дедукция
анализ
синтез
|
|
Представитель диалектической теологии, критик христианства:
Ф. Шеллинг
И. Кант
А. Шопенгауэр
С. Кьеркегор
И. Фихте
|
|
Философы – представители структурализма:
Г. Гадамер, Э. Гуссерль, М. Хайдеггер
Ж. Деррида, Ж. Делез, Ж. Бодрийар
Б. Рассел, М. Шлик, Л. Витгенштейн
К. Леви-Стросс, М. Фуко, Ж. Лакан
Ж.-П. Сартр, А. Камю, К. Ясперс
|
|
Выделяемые в марксизме уровни общественного сознания:
общественная психология и общественная идеология
коллективное бессознательное
созерцание
психологические установки
самосознание
|
|
Имя автора работы «Закат Европы»:
О. Шпенглер
А. Тойнби
А. Швейцер
Н. Данилевский
Л. Гумилев
|
|
Категория в системе Лейбница, обозначающая простую субстанцию:
монада
атом
пустота
«вещь в себе»
бытие вне себя
|
|
Укажите отличительные особенности мифологии:
вера в бога
системный характер знания
противопоставление человека природе
нерасчлененность, слитность, целостность миропонимания
признание субстанционального начала в мире
|
|
Представитель объективного идеализма:
Эпикур
Платон
Аристотель
Демокрит
Фалес
|
|
Философы эпохи Возрождения:
Н. Кузанский, Дж. Пико делла Мирандола
К. Ясперс, М. Хайдеггер
Сократ, Аристотель
И. Кант, Г. Гегель
Ф. Бэкон, Р. Декарт
|
|
Наивная, стихийная форма материализма преобладала в период:
Новейшего времени
Средневековья
Античности
Нового времени
Ренессанса
|
|
Теория, показавшая, что одновременность событий не абсолютна, а относительна:
теория классовой борьбы
теория конвергенции
теория естественного отбора
теория тепловой смерти Вселенной
теория относительности
|
|
Какому казахскому мыслителю принадлежит высказывание: «Казахские устные песни, причитания, загадки, айтыс являются основой духовной истории, как шанырак, кереге, уык являются основой юрты»:
А. Кунанбаев
М. Копеев
Ш. Кудайбердиев
Ш. Валиханов
А. Байтурсынов
|
|
Рассуждение Парменида «Ведь никогда не докажут, что то, чего нет, существует», отрицает категорию:
вещества
существования
материи
бытия
небытия
|
|
Автор положения «Наука является непосредственной производительной силой общества»:
С. Кьеркегор
К. Маркс
Л. Витгенштейн
Б. Рассел
З. Фрейд
|
|
Философ, приверженец цивилизационной концепции общественного развития:
Дж. Локк
Л. Фейербах
Платон
А. Тойнби
Г. Лейбниц
|
|
Началом Реформации стали 95 тезисов, направленных на критику католической церкви, которые написал:
Ж. Кальвин
М. Лютер
Генрих VIII
И. Лойола
Лев Х
|
|
Направление в современной западной философии, стержневыми понятиями которого являются понятия «польза», «успех», «эффективность»:
экзистенциализм
психоанализ
прагматизм
аксиология
деонтология
|
|
Автор произведения «Экзистенциализм – это гуманизм»:
Ф. Ницше
А. Камю
Ж.П. Сартр
Г. Марсель
В. Франкл
|
|
Философская система И. Фихте:
натурфилософия
феноменология
критика способности суждения
наукоучение
антропоцентризм
|
|
Философ, рассматривавший в качестве первоначала всего сущего апейрон:
Анаксимандр
Фалес
Левкипп
Платон
Анаксимен
|
|
Крупнейший представитель восточного аристотелизма:
Аль Фараби
Ибн -Баджа
А. Кунанбаев
Ы. Алтынсарин
Аль-Газали
|
|
Автор книги «Аз и Я»:
Б. Нуржанов
Н. Назарбаев
Л. Гумилев
М. Ауэзов
О. Сулейменов
|
|
Имя первого шамана и мудрого наставника древних тюрков, который в поисках бессмертия обошел четыре конца света:
Будда
Кыдыр-ата
Коркыт-ата
Диоген
Асан-кайгы
|
|
Первоначало, первооснова бытия, по Анаксимену:
вода
апейрон
огонь
воздух
число
|
|
Форма общественного сознания, аккумулирующая опыт нормирования общественных отношений:
обычай
традиция
право
мораль
этикет
|
|
Какие из указанных ниже категорий относятся к эстетическим:
государство и личность, власть, закон
добро и зло, долг, совесть
бог, исповедь, молитва, монастырь
возвышенное и низменное, прекрасное и безобразное
факты, эксперимент, гипотеза, теория
|
|
Кто из перечисленных философов впервые сформулировал основные законы диалектики?
К. Маркс
Гераклит
Ф. Шеллинг
Г. Гегель
Платон
|
|
Категорию бытия впервые ввел:
Платон
Парменид
Фома Аквинский
Продик
Фалес
|
|
Автор определения «Познание – это припоминание душой тех идей, которые она уже когда-то созерцала»:
Аристотель
Августин
Платон
Эпикур
Конфуций
|
|
Онтология – это:
учение о ценностях
учение о познании
учение о человеке
учение об обществе
учение о бытии
|
|
Кто ввел в научный обиход понятие «парадигма»?
М. Шлик
К. Поппер
P. Карнап
Т. Кун
Б. Рассел
|
|
Образ человека у античных мыслителей:
творение бога
микрокосмос
творец, деятель, созидатель
индивид
изначально греховное существо
|
|
Наиболее значительная часть учения И. Канта, разработанная им в докритический период:
небулярная теория
принцип активности субъекта
категорический императив
учение о вечном мире
диалектика
|
|
Этапы средневековой философии:
патристика и схоластика
ренессанс и возрождение
номинализм и реализм
досократический и сократический
секулярный и сакральный
|
|
Одна из характерных черт философии эпохи Возрождения:
софистика
гуманизм
догматика
патристика
схоластика
|
|
Выдающийся деятель казахского Просвещения, педагог-новатор и писатель:
А. Кунанбаев
Ш. Кудайбердиев
Ч. Валиханов
М. Ауэзов
И. Алтынсарин
|
|
Направление философии, единственным объектом которого является человек:
дуализм
позитивизм
идеализм
экзистенциализм
материализм
|
|
Основная тенденция в мышлении, идеологии и культуре Ренессанса:
космоцентризм
механицизм
антропоцентризм
теоцентризм
наукоцентризм
|
|
Какой из перечисленных феноменов относится к рациональному:
воля
эмоции
интуиция
интеллект
бессознательное
|
|
Идеальная страна, легенду о поиске которой в своем творчестве освещал Асан Кайгы:
Алтай
Шамбала
Утопия
Беловодье
Жеруйык
|
|
Существенный признак истины:
субъективность
соответствие действительности, подтвержденное практикой
согласованность знания договоренности ученых
абстрактность
предустановленность Богом
|
|
Философское учение, признающее, что в основании бытия лежат две субстанции:
логизм
эклектика
монизм
плюрализм
дуализм
|
|
Философское учение, признающее, что в основании бытия лежат множество субстанций:
логизм
эклектика
монизм
плюрализм
дуализм
|
|
Кто автор концепции «совершенномудрого» в древнем Китае?
Лю-цзы
Лао-цзы
Сюнь-цзы
Хань-Фей
Конфуций
|
|
Характеристики философского знания:
всеобщность, универсальность, целостность
направленность на раскрытие частных законов
научность, достоверность
оторванность от практики, иллюзорность
ненаучный статус знания
|
|
Одно из двух основных направлений в философии, представители которого считают первичной сферу сознания, духа:
скептитизм
номинализм
материализм
идеализм
реализм
|
|
Категория, обозначающая длительность, периоды, ритмы существования объектов и их частей:
Взаимодействие
движение
закон
пространство
время
|
|
Формы сопряжения, сорасположения объектов мира, их взаимодействие и взаимосвязь составляют содержание понятия:
взаимодействие
движение
закон;
пространство
время
|
|
Объективная, необходимая, существенная, повторяющаяся, устойчивая связь явлений и процессов мира:
взаимодействие
движение
закон
дефиниция
идея
|
|
Философские универсальные понятия:
термины
определения
категории
дефиниции
идеи
|
|
Отношения между двумя последующими стадиями развивающегося объекта раскрываются в законе:
социальной динамики
всемирного тяготения
взаимного перехода количественных изменений в качественные
отрицания отрицания
единства и борьбы противоположностей
|
|
Закон, раскрывающий механизм развития:
социальной динамики
всемирного тяготения
взаимного перехода количественных изменений в качественные
отрицания отрицания
единства и борьбы противоположностей
|
|
Идея о том, что развивающийся объект имеет противоположные стороны, свойства, тенденции, они, взаимно дополняя и взаимно отрицая друг друга, составляют противоречие, которое и служит причиной развития, составляет сущность закона:
социальной динамики
всемирного тяготения
взаимного перехода количественных изменений в качественные
отрицания отрицания
единства и борьбы противоположностей
|
|
Древнегреческий философ, родоначальник диалектики:
Демокрит
Платон
Гераклит
Аристотель
Пифагор
|
|
Учение о боге, сводящее его роль к функции первотолчка для развития мира:
агностицизм
свободомыслие
атеизм
деизм
пантеизм
|
|
Принцип объяснения мира, основанный на наделении всего окружающего свойствами человека:
персонификация
деизм
антропоморфизм
гилозоизм
анимизм
|
|
Многобожие:
политеизм
монотеизм
теизм
деизм
фетишизм
|
|
Вера в единого и единственного бога:
политеизм
монотеизм
теизм
деизм
фетишизм
|
|
Религия тюрков, исторически сложившаяся на основании народного мировоззрения, воплотившего ранние религиозные и мифологические представления, связанные с отношением человека к окружающей природе и ее стихийным силам:
тенгрианство
ислам
несторинство
манихейство
зороастризм
|
|
Мистико-аскетическое течение в исламе, одно из основных направлений классической мусульманской философии:
суфизм
шиизм
суннизм
ханафизм
калам
|
|
Автор «Трактата о взглядах жителей добродетельного города»:
аль-Фараби
Юсуф Баласагуни
Ибн Сина
Яссауи
ибн Халдун
|
|
Учение о религии как форме общественного сознания разработано на основе взглядов:
Г. Алмонда
Ж.-Ж. Руссо
К. Маркса
Г. Гегеля
З. Фрейда
|
|
Способ освоения человеком мира, направленный на преобразование окружающей действительности, включая самого себя и условия своего существования:
наблюдение
деятельность
созерцание
медитация
нирвана
|
|
Исторический тип мировоззрения, основывающийся на рациональном и аргументированном объяснении всего мироздания как самостоятельного феномена, существующего на собственной основе и в соответствии с присущими ему законами:
наука
вера
миф
религия
философия
|
|
Исторический тип мировоззрения, основывающийся на вере в сверхъестественное начало мира:
наука
вера
искусство
религия
философия
|
|
Исторический тип мировоззрения, основывающийся на понимании целостности мира, фиксирующий знание о нем в понятийно-категориальной форме:
наука
вера
миф
религия
философия
|
|
Процесс высвобождения сфер общественной жизни от влияния церкви:
сакрализация
секуляризация
схоластика
клерикализация
институализация
|
|
Процесс наделения священным смыслом объектов и событий:
сакрализация
секуляризация
схоластика
клерикализация
институализация
|
|
Систематическое изложение, истолкование религиозного учения, основанное на вере в существование Бога как начала всех начал:
теология
философия
наука
атеизм
молитва
|
|
Главный культ конфуцианства:
культ сил природы
культ силы
культ предков
культ огня
культ земли
|
|
Идея творения мира из ничего:
эсхатология
теодицея(В гугле этот варик правильный)
провиденциализм
антроподицея
креационизм(А этот ответ говорит Чат)
|
|
Форма отношения человека к миру, предполагающая веру в сверхестественное:
мифология
религия
философия
искусство
наука
|
|
Форма свободомыслия, в основе которой лежит отрицание существования бога:
агностицизм
свободомыслие
атеизм
теизм
пантеизм
|
|
Казахский жырау, советник ханов Жанибека и Керея, прозванный «печальным»:
Асан Кайгы
Бухар жырау
Доспамбет жырау
Актамберды жырау
Шортанбай жырау
|
|
Памятник древнеиндийской религиозной, философской мысли:
Веды
законы Хаммурапи
Кумранские рукописи
Ветхий завет
Пятикнижие Моисея
|
|
Пространство и время как априорные формы чувственности понимал:
И. Кант
Аристотель
К. Маркс
Ф. Аквинский
Платон
|
|
Деление на варны (брахманы, кшатрии, вайшьи, шудры) характерно для:
Древней Индии
Древнего Египта
Древнего Китая
Древней Греции
Древнего Рима
|
|
Отказ от авторитета Вед и брахманов, культ аскезы, высокая значимость монашества, этическая направленность, строгая организация общины – характерные черты:
джайнизма
брахманизма
даосизма
конфуцианства
зороастризма
|
|
Образ жизни, ведущий к приближению к нирване в буддизме:
восьмеричный путь
медитация
созерцание
аскеза
проповедь
|
|
Выдающийся суфийский мыслитель, автор поэм на тюркском языке:
Ю. Баласагуни
Аль-Фараби
Богра-хан
А. Яссауи
М. Кашгари
|
|
Автор статьи «О мусульманстве в степи»:
А. Кунанбаев
Ш. Валиханов
Ы. Алтынсарин
Ш. Кудайбердиев
С. Торайгыров
|
|
Под эгидой ЮНЕСКО мир дважды (в 1995 и 2020 году) отмечал Год:
Абая
Шакарима
Шокана
Ыбрая
Коркыта
|
|
Жень (человеколюбие), ли (ритуал), сяо (сыновняя почтительность), вэнь (образованность) являются основными ценностями:
даосизма
конфуцианства
легизма
буддизма
перипатетизма
|
|
Первая из «четырех благородных истин» буддизма:
Жизнь есть страдание
Поступай так, как хотел бы чтобы поступали с тобой
Поступай так как если бы максима твоей воли стала максимой всеобщего законодательства
Не убий
Бог есть один в трех лицах
|
|
Свод раннебуддийских священных текстов, сформированный после махапаринирваны Будды:
Трипитака
Веды
Авеста
Махаяна
Тхеравада
|
|
|