1. Обоснуйте эволюционный характер развития человечества в эпоху каменного века на территории Казахстана Происхождение и история развития человека, следы его трудовой деятельности во всем мире взаимосвязаны между собой. Современные представления о жизни далеких предков основываются на данных, полученных путем изучения мест стоянок, городов, пещер. Древнейший человек в своем развитии прошел несколько последовательных этапов. В основе их лежит совершенствование техники обработки камня и связанный с этим рост производительности труда, материальной и духовной культуры. Согласно принятой в археологии периодизации история человечества делится на эпохи камня, бронзы и железа. В свою очередь каждая из перечисленных эпох подразделяется на крупные хронологические периоды. Так, каменный век делится на три периода: палеолит, мезолит, неолит и промежуточный - энеолит.
Периодизация палеолита: ранний палеолит (2,6 млн. лет-140 тыс. лет до н. э.), средний (мустье) палеолит (140/135 - 40/35 тыс. лет до н. э.), поздний палеолит (40/35-12/10 тыс. лет до н. э.).
Эпоха древнего каменного века - начальное время становления человека и его хозяйства. Общественная организация людей в эпоху палеолита прошла сложный и длительный путь развития. Начальным ее этапом было первобытное стадо - объединение для совместной защиты и нападения, охоты и собирательства.
Человеческий коллектив позднего палеолита в социальном отношении характеризуется новой гранью - сложением зрелых форм первобытной общины. Это качественный скачок, как полагают многие исследователи, совпал с трансформацией неандертальца в человека современного физического типа.
К числу самых древних орудий труда относятся массивные прямоугольные кремневые отщепы, найденные у пос. Конырдек в толще сцементированных конгломератов, слагающих нижнечетвертичную, самую высокую надпойменную террасу р. Арыстанды на юго-западных склонах хребта Каратау. Наибольший интерес представляют стоянки Борыказган и Танирказган, обнаруженные в 1958 году археологом Х.А. Алпысбаевым.
Древнейшие жители Казахстана были современниками питекантропа и синантропа, в эволюционном развитии соответствуя фазе Homo Sapiens. Первобытные обитатели Каратау и Мангыстау уже могли добывать и поддерживать огонь, занимались охотой на крупных и мелких животных и сбором растительной пищи.
Родовая организация была повсюду матрилинейной и матрилокальной, а женщина занимала главенствующее положение в общине. Материнский род представлял собой экзогамную группу людей, объединенных узами кровного родства между собой и общим происхождением по материнской линии. Высокое положение женщины в общественной жизни определялось также спецификой общинного домашнего хозяйства, ролью женщины в семье как продолжательницы рода. Не случайно в идеологических представлениях древних людей возник культ женщины - родоначальницы и хозяйки очага.
В позднем палеолите получило развитие искусство, об этом говорят находки древней живописи, великолепной, выполненной минеральными красками на стенах и потолках пещер. На них изображены животные, сцены охоты и ритуальных плясок. О развитии религиозных представлений, говорят находки специально устроенных погребений, когда вместе с умершим в могилу клали украшения, орудия труда и оружие. Тело умершего посыпали красной охрой, грудь украшали ожерельями из просверлинных раковин и клыков хищника. Наряду с культом умерших, существуют и другие формы религий: магия, анимизм, фетишизм.
Переход от палеолита к мезолиту (12/10 - 7/5 тыс. лет до н.э.) знаменателен изменениями в климате. В первую очередь это связано с отступлением ледников. Исчезновение <мамонтового>фаунистического комплекса сделало несостоятельными прежние методы добычи пищи (загонную охоту и т.п.) и обусловило необходимость интенсивных поисков новых способов обеспечения средств существования. Теплый климат не требовал необходимости сооружения долговременных, теплых и прочных жилищ, поэтому охотники легко и быстро меняли места своих стоянок.
Изобретение лука и стрел было подлинной революцией в развитии производительных сил. В конечном итоге это привело к коренным изменениям в хозяйственной жизни древнего человека.
В мезолите произошло также дальнейшее принципиальное изменение в технике изготовления орудий труда: их размер не зависел от размеров камня. Это стало возможным благодаря вкладышевой технике. Сущность ее заключалась в том, что основа предмета (ножа, кинжала, наконечника стрелы или копья) изготавливалась из кости или дерева.
Комплексы материальных остатков с памятников мезолита Казахстана не обнаруживают заметных отличий от памятников Южного Урала, Западной Сибири, Восточного Прикаспия. Можно отметить лишь незначительные различия в форме наконечников стрел и вариации дополнительной обработки пластин-заготовок.
Стоянки мезолита: Притоболье - Дузбай 6, Евгеньевка - 1, Атбасар - Тельман, низовья рек Чу и Талас.
Неолит (7/5 - 3 тыс. лет до н.э.) - это время расцвета техники в обработке камня. Наряду с совершенствованием техники отжимной ретуши появились новые технологические приемы обработки камня: шлифование, сверление, пиление.
Важнейшей чертой неолита является зарождение скотоводства и земледелия, составляющих основу производящего хозяйства, пришедшего на смену присвоению готовых продуктов природы - собирательству и охоте. Возникновение новых видов хозяйства имело огромное значение для развития человеческого общества, расширило область трудовой деятельности человека и в то же время качественно изменило характер. Вся дальнейшая многотысячная история экономической деятельности человека есть в значительной степени история развития, совершенствования двух этих форм хозяйства. Уровень развития производительных сил обусловил появление и других культурно-бытовых новшеств. У древнего населения Казахстана возникают зачатки горного дела. Получают развитие гончарство, ткачество.
В социальном отношении период неолита был временем родовых общин, где господствовали коллективный труд и общая собственность на средства производства. Вместе с тем это было время более высокого развития форм организации общества: образования племен или племенных объединений. Племена состояли из нескольких родовых общин, объединенных кровно-родственными узами и однородным характером хозяйства.
В неолите выделяют несколько археологических культур: Атбасарская, Кельтеминарская, Маханджарская, Усть - нарымская.
Под энеолитом (3 - 2 тыс. лет до н.э.) следует понимать эпоху внедрения в жизнь людей медных орудий. Ведущие типы орудий труда: наконечники копий, дротиков, стрел, крупные ножи, скобели, скребки. Для керамики характерна полуяйцевидная форма тулова с открытой горловиной. Орнамент наносился по всей поверхности или зонам гребенчатой, веревочной и ямочной техникой. В домостроительстве преобладали полуземляночные многоугольные или округлые помещения с коническим деревянным шатровым перекрытием. Для энеолита характерна Ботайская культура (Кокшетауская область). Здесь обнаружены гарпуны, иглы, проколки, каменные булавы, ножи, кинжалы, наконечники стрел, дротиков, копий связаны с охотой. Гарпуны указывают на рыболовческую деятельность. При строительстве жилищ использовались многочисленные деревообрабатывающие инструменты : топоры, тесла, долота, стамески, скобели. В керамическом производстве применялись песты, лощила, самые различные штампы. В коллекции находок есть также культовые предметы, амулеты, украшения.
Таким образом, в эпоху каменного века происходило становление человечества. Этот период характеризуется низким уровнем производительных сил. Происходит трансформация к производящему типу хозяйства. Социальная организация прошла сложный путь развития: от первобытного стада к родовой общине.