Х.Маданов. «Казак мэдениетшщ тарихы», Алматы. 1998 жыл, 45 бет.
«Казахстан мектебЬ. Алматы. «Дэу1р», №5 2004 жыл, 7 бет.
Асанова, А. Птицина, ¥. Эбд1гапбарова “Казах ¥лттых ою- врнектершщ тарихы жэне теориясы.” Астана 2008
ЭМПАТИЙНОСТЬ В ПРОСТРАНСТВЕ МУЗЫКАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Утешева А.Ж., к.п.н., доцент, ЮКГПИ, г. Шымкент
Бул макалада автор музыкалык 6miM 6epyri эмпатияны музыка мутал1мшщ кабшт рет1нде балалармен 6ipre музыкалык куйлердх сез1мдерд1 сезоне бшуд! карастырады.
In this article the author examines empathy in music education as the ability to experience music teacher with children musical impressions and feelings.
Генезис музыки как явление культуры убеждает в том, что во многом благодаря музыкальному искусству человечество сохранило и умножило свою способность взаимодействовать с окружающим миром, а также друг с другом на основе принципа эмпатийности в соответствии с законами высокой духовности и нравственности. Именно высокохудожественная музыка дарит человеку возможность познания другого - его эмоций, чувств, духовного мира и ценностных ориентиров, а также способность к единению через сострадание, сочувствие и сопереживание.
Представляя собой величайшую ценность культуры человечества, музыка являет собой идеальную модель нравственных отношений, в которой превалирует не система жестких предписаний, а умение и способность переживать чужую проблему и чужую боль как свои собственные. На этой основе мы выдвигаем идею о том, что развитие эмпатии средствами музыкального искусства приводит к образованию «моральных правил» (термин Э. Фромма), которые усваиваются индивидом и укореняются в психической структуре его личности. Эмпатия послужила основой разработанного К. Роджерсом метода личностно-ориентированной психотерапии, направленной на развитие способности чувствовать переживания другого человека как свои собственные, принимать его внутренний мир как свой, но при этом никогда не переходить границ «как если» бы» [1]. К. Роджерс так характеризует эмпатию: «Быть в состоянии эмпатии означает воспринимать внутренний мир другого точно, с сохранением эмоциональных и смысловых оттенков. Как будто становиться этим другим, но без потери ощущения «как будто». Так ощущаешь радость или боль другого, как он их ощущает, и воспринимаешь их причины, как он их воспринимает. Но обязательно должен оставаться оттенок «как будто». Как будто я радуюсь и огорчаюсь. Если этот оттенок исчезает, то возникает состояние индентификации» [2].
По этому поводу В.С. Чернявская отмечает: «Испытывая эмпатию, человек не «превращается» на время в другого, не возлагает на себя все проблемы, а только приближается к его чувствам, оставаясь самим собой [3].
Из современных работ, посвященных эмпатии и соотносящихся с нашей проблемой, можно выделить исследование А.А. Бодалева, который раскрывает роль эмпатии в межличностном познании и общении, обращая при этом особое внимание на искренность взаимоотношений, ценностные ориентации индивида, его духовную доминанту. Эмпатия рассматривается ученым как результат сложного действия механизмов дедентрадди. деддек:пн и идентификации [4].
Согласно концепции ?I I Гиииенттейтера. Т.Д. Корягиной, Е.Н. Козловой основу эмпатии составляет эякщкяпжнаа отзывчивость разуметрационатьное восприятие окружающих; рационатьдпе яраяакпа в сопричастности, во внимании к другому наблюдательное!::, з з : ;дтззгтздз ег: :з : 5;тз г :: зтзянпп.
Методологической основой нашего исследования являются труды ученых, раскрывающие значение переживаний в процессе восприятия искусства, их роли в становлении, в конечном счете - в формировании эмпатической культуры.
Русский философ, этнопсихолог Г.Г.Шпет в качестве предмета этнической идентич-ности, как уже отмечалось ранее, рассматривал «дух народа» - совокупность переживаний коллективного субъекта или типических коллективных переживаний. Особое внимание ученый уделял роли переживаний как эмоционально- ценностного отношения народа к «продуктам культуры» с приобщением личности к культурным ценностям через формирование адекватного эмоционального отношения к ним.
Воспитательное значение искусства Г.Г. Шпет видел в том, что «переживания бессоз-нательны и потому вызывают эмоции слушателей тогда, когда разум мог бы отвергнуть данные идеалы» [6]. Он настаивал на том, что формирование культурного самосознания происходит в процессе восприятия искусства, в котором он выделял несколько уровней бытия: реального идеального (или отрешенного культурного бытия), духовного идеального (или отрешенного культурного бытия), духовного (иле субъективного мира творца). Ценность искусства как такового именно в том. продолжал свои рассуждения ученый, что при помощи внутренней формы слушатель как бы соединяется с творцом, непосредственно соприкасается с ним, утверждая свое и его бытие через сочувствие, сердечное единение и творческое сопереживание, помогая социализации человека, регулируя процесс его вхождения в тот социум, который его окружает.
По мнению ученого, самоидентификация человека не происходит исключительно на рациональном уровне; именно через переживание человек открывает себя, определяет свое отношение к себе и той социальной среде, которую он входит.
Для нашего исследования важное значение имеют следующие положения концепции А.В. Тороповой.
Порождение индивидуальных смыслов при восприятии музыки личностью опирается на бессознательные структуры психики (архетипы) и их воплощение в том или ином музыкальном произведении. Личноетно окрашенные архетипы, вовлеченные в процесс восприятия музыки, способны служить необходимым материалом для специфической диагностики.
Исследование индивидуальных особенностей восприятия музыки основывается на двуединстве сознательного и бессознательного его компонентов.
Концепция непрерывного мифотворчества личности как механизма смыслообразо-вания, преломленная сквозь призму музыкального искусства, служит основой для понимания роли архетипического восприятия музыки.
На наш взгляд, тот факт, что людей объединяет общее для всех коллективное бессознательное, построенное из архетипов-прообразов, возникающих в древние времена, но существующих и поныне, является отправной точкой для понимания механизмов формирования эмпатической культуры через восприятие музыки на основ-: двуединства сознательного и бессознательного его компонентов [7].
В процессе восприятия музыкальных произведений эмпатия и музыкалъкс- языковая восприимчивость позволяют актуализировать глубинный смысл музыкального произведения на эмоциональном уровне, сопереживать, «проживать символическую реальность музыкального образа, «внимать мирочувственньт: смыслам»; рефлексия помогает человеку, с одной стороны, осознать свое отношение :• данному феномену, с другой - осуществить его критический анализ, а также анатля своих переживаний, возникших чувств и эмоций; диалогизм мышления позволяет взаимодействовать с личностными смыслами, запечатленными в музыкальны произведениях.
Учитывая, что эмпатия связана с чувственной сферой человека (переживаниями, эмоциями), а рефлексия и мышление - с рациональной сферой (осмысление, осознание, принятие нужного решения), можно выявить алгоритм протекания эмпатии как психического процесса: воспринимаю -сопереживаю — сочувствую — понимаю - принимаю лично «пережитое» как «свое».
Анализ всех выделенных выше компонентов эмпатии со всей очевидностью доказывает наличие объективно существующей основы для формирования этого качества личности в условиях музыкального образования.
В музыкальном образовании феномен эмпатии можно рассматривать с различных позиций, например: в качестве установки на либеральное принятие моделей учебных планов и программ; б) как эмпатийное поведение преподавателей по отношению к учащимся и коллегам, а также учащихся к преподавателям и друг другу; в) как свободного выражения своих музыкально-культурных интересов, потребностей, взглядов; г) как готовность принимать духовно значимые ценности музыкального искусства.
Функционирование эмпатии как социально-психологического феномена в музыкальном образовании проявляется в качестве:
установки на уважительное отношение, понимание, принятие моделей музыкальной культуры, ценностей, духовных потребностей, эстетических, художественных, музыкальных вкусов «Другого» (группы, общности, народности);
актуализации и развития в личности эмпатийного отношения к своей и иной музыкальной культуре, проявляющегося в эмоциональной устойчивости, гибкости мышления и диалогичности, самоконтроле и саморегуляции;
Эмпатийность должна рассматриваться в теории музыкального образования в качестве одного из приоритетных принципов педагогики музыкального образования, а уроки музыки в общеобразовательной школе при целенаправленном руководстве учителя музыки - одной из самых эффективных форм воспитания эмпатийной личности учащихся.
Важнейшими педагогическими условиями формирования эмпатийности учащихся в процессе уроков музыки являются:
а) включение в репертуар музыкальных занятий подлинно художественных народных, классических и современных произведений разных стран, способных вызывать у учащихся активный интерес;
б) создание необходимой эмоционально-творческой атмосферы и поликультурной среды, в которой развиваются субъект - субъектные (учитель - ученики) и субъект- объектные (учитель, ученики - музыкальное произведение) отношения;
в) развитие музыкально-языковой восприимчивости, рефлексиии, гибкости и диалогичности мышления;
г) художественная направленность коммуникативной деятельности учителя музыки и учащихся;
д) активная музыкально ориентированная полихудожественная деятельность учащихся.
Список использованной литературы
Роджерс К. Эмпатия И Психология эмоций. Тексты. — М.: 1984 - с 235-237
Роджерс К. Несколько важных открытий // Вестник МГУ серия 14 «Психология». - 1990- №2, с.58-
65
Чернявская В.С. Развитие педагогической толерантности. Пособие для психологов и педагогов. -
М.: АПК и ПРО. 2005-48 с
Гиппентрейтер Ю.Б.. Корягина Т.Д.. Козлова Е.Н. Феномен конгруэтной эмпатии // Вопросы
психологии №4, 1993 — с. 6 -68
Шпет Г.Г. Введение в этничеегт-с тсихологню - СПб, 1996 - 153с.
Торопова А.В. Мсзьпааьнм идиии и психология музыкального образования: Учебное пособие
М.: 2008 г. -248 с.
Достарыңызбен бөлісу: |