…Со времени образования первого Казахского ханства закладывается основа для естественного развития общенародной духовности. Пусть даже в условиях формального господства «торе» и «кожа» над местной национальной элитой.
…Со времени образования первого Казахского ханства закладывается основа для естественного развития общенародной духовности. Пусть даже в условиях формального господства «торе» и «кожа» над местной национальной элитой.
Во-первых, дух народа пылал в сердцах его поэтов, композиторов и сказителей. В творчестве духовных вождей нации этого периода, таких, как Асан Кайгы, Шалкииз-жырау, Бухар-жырау формировалась и развивалась истинно казахская духовность. Такие произведения героического эпоса того времени, как «Кобланды-батыр», «Камбар-батыр», поэмы «Козы-Корпеш и Баян-Сулу», «Кыз-Жибек» и другие лежат в самой основе казахского национального духа.
Во-первых, дух народа пылал в сердцах его поэтов, композиторов и сказителей. В творчестве духовных вождей нации этого периода, таких, как Асан Кайгы, Шалкииз-жырау, Бухар-жырау формировалась и развивалась истинно казахская духовность. Такие произведения героического эпоса того времени, как «Кобланды-батыр», «Камбар-батыр», поэмы «Козы-Корпеш и Баян-Сулу», «Кыз-Жибек» и другие лежат в самой основе казахского национального духа.
Во-вторых, именно в это время, после откочевки ханов Жанибека и Керея в Семиречье дух народа впервые открыто выражает себя в выговаривании своего собственного исторического имени – казахи. А с укреплением этого ханства со второй половины XV века все подвластное им население называется казахами – как внутри страны, так и среди соседей.
Во-вторых, именно в это время, после откочевки ханов Жанибека и Керея в Семиречье дух народа впервые открыто выражает себя в выговаривании своего собственного исторического имени – казахи. А с укреплением этого ханства со второй половины XV века все подвластное им население называется казахами – как внутри страны, так и среди соседей.
И в-третьих, в этот же исторический период боевой дух народа выразил себя еще в одном знаменательном волевом акте. В первой половине XVII века три великих бия трех жузов – Толе-би, Казыбек-би и Айтеке-би составляют вместе с ханом Тауке исторический документ «Жеті жарғы» – семь заповедей, семь установлений – кодекс обычного права казахов.
… XVII–XIX века. В этот период боевой дух казахского народа проходит тяжелое испытание на прочность. Как я говорил, это война с Джунгарией, вторгшейся на нашу территорию. В годы Великого бедствия 1723–27 гг. начинается проверка на выживание казахского народа. В ряды защитников нации вливаются такие яркие выразители боевого национального духа, как Богенбай-батыр, Кабанбай-батыр, Наурызбай-батыр и целый ряд других. Единство народной воли было воплощено в Абылай-хане. Подвиги Абылай-хана – объединителя, который вместе с батырами творил чудеса героизма, стали одной из опор возрождения казахского духа в тот жестокий век. Наряду с этим продолжается и более мирная духовная работа, которую ведут Толе-би, Казыбек-би, Айтеке-би – духовные лидеры нации. Вместе с Абылай-ханом они продолжают собирать нацию воедино, невзирая на все внешние и внутренние раздоры
… XVII–XIX века. В этот период боевой дух казахского народа проходит тяжелое испытание на прочность. Как я говорил, это война с Джунгарией, вторгшейся на нашу территорию. В годы Великого бедствия 1723–27 гг. начинается проверка на выживание казахского народа. В ряды защитников нации вливаются такие яркие выразители боевого национального духа, как Богенбай-батыр, Кабанбай-батыр, Наурызбай-батыр и целый ряд других. Единство народной воли было воплощено в Абылай-хане. Подвиги Абылай-хана – объединителя, который вместе с батырами творил чудеса героизма, стали одной из опор возрождения казахского духа в тот жестокий век. Наряду с этим продолжается и более мирная духовная работа, которую ведут Толе-би, Казыбек-би, Айтеке-би – духовные лидеры нации. Вместе с Абылай-ханом они продолжают собирать нацию воедино, невзирая на все внешние и внутренние раздоры
Только сейчас казахское самосознание впервые имеет возможность понимания своего национального «Я» в прошлом, настоящем и будущем – потоке истории... Но это лишь возможность, которая должна стать действительностью, фактом массового сознания не только казахов, но и всех казахстанцев.
Только сейчас казахское самосознание впервые имеет возможность понимания своего национального «Я» в прошлом, настоящем и будущем – потоке истории... Но это лишь возможность, которая должна стать действительностью, фактом массового сознания не только казахов, но и всех казахстанцев.
И эта задача предстает перед нами не только и даже не столько как величайшая возможность, а как суровая необходимость. Решив ее, мы будем соответствовать нашему времени истории, не повиснем в пустоте исторического небытия...