Лекция №3 Литературное произведение как целостное единство План Целостность литературного произведения.
Форма и содержание литературного произведения как диалектическое единство.
Персонаж и писатель (герой и автор).
Сознание и самосознание персонажа. Психологизм и портрет.
Целостность литературного произведения.
Целостность – категория эстетики, выражающая онтологическую проблематику искусства слова. Каждое литературное произведение является самостоятельным, законченным целым, не сводимым к сумме элементов и неразложимым на них без остатка. Закон целостности предполагает предметно-смысловую исчерпанность, внутреннюю завершенность (полноту) и неизбыточность художественного произведения. С помощью сюжета͵ композиции, образов и т.п. складывается законченное в себе и развернутое в мир художественное целое. Особенно большую роль играет здесь композиция: все части произведения должны быть расположены так, чтобы они полностью выражали идею.
Художественное единство, согласованность целого и частей в произведении были отмечены уже древнегреческими философами IV века до н.э. Платоном и Аристотелем. Последний в своей ʼʼПоэтикеʼʼ писал: ʼʼ…Целое есть то, что имеет начало, середину и конецʼʼ, ʼʼчасти событий (у Аристотеля речь идет о драме) должны быть так сложены, чтобы с перестановкой или изъятием одной из частей менялось бы и расстраивалось целое, ибо то, присутствие или отсутствие чего незаметно, не есть часть целогоʼʼ. Это правило эстетики признается и современным литературоведением.
Произведение литературы неразложимо на любом уровне. Каждый образ героя данного эстетического объекта тоже, в свою очередь, воспринимается целостно, а не дробиться на отдельные составляющие. Каждая деталь существует благодаря лежащему на ней отпечатку целого, ʼʼкаждая новая черта только более высказывает всю фигуруʼʼ (Л. Толстой). Несмотря на это, при анализе произведения оно все же разбивается на отдельные части. При этом важным является вопрос о том, что именно представляет собой каждая из них. Вопрос о составе литературного произведения, точнее, о составляющих его частях, достаточно давно привлек внимание исследователей. Так, Аристотель в ʼʼПоэтикеʼʼ разграничивал в произведениях некое ʼʼчтоʼʼ (предмет подражания) и некое ʼʼкакʼʼ (средства подражания). В XIX веке Г.В.Ф. Гегелем были использованы применительно к искусству понятия ʼʼформаʼʼ и ʼʼсодержаниеʼʼ.
В современном литературоведении существуют две основные тенденции в установлении структуры произведения. Первая исходит из выделения в произведении ряда слоев или уровней, подобно тому как в лингвистике в отдельном высказывании можно выделить уровень фонетический, морфологический, лексический синтаксический. При этом разные исследователи неодинаково представляют себе как набор уровней, так и характер их соотношения.
Так, М.М.Бахтин видит в произведении в первую очередь два уровня – ʼʼфабулуʼʼ и ʼʼсюжетʼʼ, изображенный мир и мир самого изображения, действительность автора и действительность героя (Эстетика словесного творчества – М., 1979, с.7 – 181).
М.М. Гиршман предлагает более сложную, в основном трехуровневую структуру: ритм, сюжет, герой; кроме того, ʼʼпо вертикалиʼʼ эти уровни пронизывает субъектно-объектная организация произведения, что создает в конечном итоге не линейную структуру, а, скорее, сетку, которая накладывается на художественное произведение (Стиль литературного произведения // Теория литературных стилей. Современные аспекты изучения – М., 1982, с. 257 – 300). Существуют и иные модели художественного произведения, представляющие его в виде ряда уровней, срезов.
Второй подход к структуре художественного произведения в качестве первичного разделения берет такие общие категории как содержание и форма. (В ряде научных школ они заменяются иными дефинициями. Так, у Ю.М. Лотмана и других структуралистов этим понятиям соответствуют ʼʼструктураʼʼ и ʼʼидеяʼʼ, у семиотиков – ʼʼзнакʼʼ и ʼʼзначениеʼʼ, у постструктуралистов – ʼʼтекстʼʼ и ʼʼсмыслʼʼ).
Таким образом, в литературоведении наряду с выделением двух фундаментальных аспектов произведения существуют и иные логические построения. Но, очевидно, что дихотомический подход гораздо больше отвечает реальной структуре произведения и гораздо более обоснован с точки зрения философии и методологии.