Муниципальная бюджетная организация дополнительного образования «Алексеевская детская школа искусств»



бет1/5
Дата19.11.2016
өлшемі0,79 Mb.
#2015
түріОбразовательная программа
  1   2   3   4   5
Муниципальная бюджетная организация

дополнительного образования

«Алексеевская детская школа искусств»

Рассмотрена и рекомендована УТВЕРЖДАЮ

На заседании методического совета директор МБО ДО АДШИ

преподавателей АДШИ __________Т.А. Гренадерова

Протокол № 2

от « 12 » декабря 2012 г.

Рабочая программа учебной дисциплины

СЛУШАНИЕ МУЗЫКИ И МУЗЫКАЛЬНАЯ ГРАМОТА

(для учащихся отделения хореографического искусства ДШИ)

(7 – летний срок обучения)

Одобрено педагогическим советом

Протокол № 3

от « 16 » января 2013 г.



пгт. Алексеевское 2013 г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Образовательная программа по предмету «Слушание музыки и музыкальная грамота» имеет художественно-эстетическую направленность, реализуется в учебном плане отделения хореографического искусства, занимает важное место в учебно-воспитательном процессе. Актуальность разработки и внедрения данной программы на отделении хореографического искусства обусловлена решением важных проблем эстетического и духовно-нравственного воспитания учащихся, которые определены в ФЗ РФ «Об образовании», в Концепции развития художественного образования, в Концепции модернизации дополнительного образования до 2015 года, в Государственном стандарте воспитания, в Образовательной программе ДШИ, а так же возможностью создания условий для приобщения обучающихся к музыкальному искусству с начального этапа обучения, формирования музыкального вкуса и культуры эстетического восприятия музыки, расширения общего кругозора, а также накопления музыкального багажа знаний, развития музыкально–литературного лексикона обучающихся. Педагогическая целесообразностьпрограммы связана с направлением образовательного процесса на постепенное развитие учащихся, формирование их эстетических качеств и эстетического отношения к действительности и реализации гуманистической парадигмы в практике дополнительного образования. По предмету «Музыкальная грамота и слушание музыки» для хореографических отделений ДШИ, существует типовая программа, рекомендованная МК РСФСР, сост. Н.С.Благонравова, 1988г., которая содержит морально устаревший учебный материал и требует обновления. Поэтому при составлении данной программы автор, так же использовал типовую образовательную программу «Беседы о хореографическом искусстве» сост. Р.Э.Рычкова, 2004г. и авторские программы по дисциплине «Слушание музыки» для ДМШ и ДШИ Владимировой О.А. и Ушпиковой Г.А. Особенностью данного курса является: - восприятие музыки детьми начинается с распознавания эмоций, входящих в структуру музыкального содержания; - для развития эмоциональной отзывчивости детей, используется полихудожественный подход, позволяющий применять синтез искусств: изобразительного искусства, литературы и музыки; - использование на уроках мультимедийных программ и презентаций, в целях развития эмоциональной отзывчивости детей; - конкретное содержание предметных тем, дающее примерное распределение учебных часов по разделам курса с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей обучающихся; - практическое применение знаний по музыкальной грамоте в элементарном музицировании по системе Карла Орфа, пении музыкальных произведений; - выполнение творческих проектов учащимися. Проектный метод, связанный, прежде всего с подготовкой личности к труду и жизни, где учащиеся самостоятельно выполняют комплекс действий. В основе всего этого лежит приобретение личностного и профессионального опыта в процессе обучения нестандартными средствами: развитие познавательных, творческих навыков учащихся; выработка у учащихся стремления и умения самостоятельно добывать и использовать новые знания; развитие критического мышления. Цель образовательного процесса: формирование музыкального восприятия обучающихся, умения слушать музыку и слышать её, расширение музыкального кругозора, приобщение к истории формирования балетных жанров и знакомство с этапами развития танцевального искусства. Задачи: · Сформировать первоначальные навыки слухового наблюдения музыки. · Сформировать общие представления о мире классической музыки, об элементах ее строения и средствах выразительности. · Освоить общие закономерности музыкальной речи и основные музыкальные понятия. · Создать «фонд» музыкальных впечатлений и первоначальных знаний о стилях, жанрах музыки танцевального искусства. · Развить эмоциональную отзывчивость на музыку и чувственное восприятие характера музыкального произведения. · Воспитать осознанное отношение к элементам музыкальной ткани: метру, ритму, интонации и др. · Воспитать духовно-нравственные и эстетические качества личности, интерес к музыкальному и хореографическому искусству посредством приобщения к шедеврам балетного творчества отечественных и зарубежных композиторов. Сроки реализации программы. Данная программа рассчитана на семилетнее обучение учащихся с 1 по 7 классы, по 1 часу в неделю, всего 36 часов в год. Программа рассчитана на учащихся с 7-8 до 14-15 лет. Учитывая специфику отделения хореографического искусства, программа содержит следующие разделы: 1) Слушание музыки 2) Музыкальная грамота 3) Беседы о хореографическом искусстве (7кл) Раздел «Слушание музыки» (1-6 класс) является неотъемлемой частью музыкально-исторических дисциплин и занимает важнейшее место в учебно-воспитательном процессе учащихся отделения хореографического искусства. Предполагает развитие общей музыкальной культуры, знакомство с музыкальными, танцевальными жанрами и балетной музыкой. Целенаправленное воздействие шедевров мирового музыкального искусства сформирует основы музыкальной культуры детей, как части их духовной культуры. Раздел «Музыкальная грамота»(1-6 класс) включает в себя изучение нотной грамоты на элементарном уровне, знакомство с различными метроритмическими структурами, воспитание чувства метроритмического движения и овладение навыками исполнения различных ритмических рисунков. Исполнение ритмических партитур методом элементарного музицирования на шумовых инструментах, под фонограмму. Раздел «Беседы о хореографическом искусстве» (7 класс) включает в себя приобщение учащихся к истории формирования балетных жанров, знакомство с этапами развития танцевального искусства, различными видами балетных спектаклей, выразительными средствами хореографического искусства. Так же данный раздел знакомит учащихся с великими балетмейстерами-постановщиками русского балетного искусства, знаменитыми деятелями хореографии, прославленными исполнителями прошлого и современного хореографического искусства. Формы и методы обучения. Обучение предмету «Слушание музыки и музыкальная грамота» строится в форме групповых занятий (от 8 до 10 человек). Содержание предмета предполагает использование разнообразных форм занятий: видео-уроки, уроки-презентации, музыкальные путешествия, уроки–диалоги, интегрированные и комплексные уроки, обсуждение концертов, спектаклей и кинофильмов, и другие формы. Основными методамиобучения и воспитания являются беседы, творческие задания, просмотры и прослушивания произведений искусства, их художественный, сравнительный, художественно-стилистический анализ, игры, викторины и другие педагогические методы. Методика преподавания данного предмета ориентируется на диалогический метод обучения. Для активизации творческих возможностей учащихся используются следующие методы: · самостоятельная подготовка небольших сообщений на различные темы; · самостоятельная подготовка презентаций; · организация дискуссий или обсуждений по поводу просмотренного спектакля, фильма-балета; · подготовка критических или информационных статей по проходящим концертным мероприятиям хореографического ансамбля школы. Формы контроля. В образовательном процессе используются различныеформы текущего и промежуточного контроля. Текущий контроль осуществляется на каждом занятии и оценивается по пятибалльной системе за активное и сознательное участие на уроке, выполнение домашних заданий, проявление инициативы, заинтересованности, использовании дополнительного материала и источников. Формы промежуточного контроля: · контрольные (итоговые) уроки (в конце каждой четверти, 1 и 2 полугодия), в который может входить: - музыкальная викторина (по пройденной теме); - самостоятельная работа на закрепление музыкального материала по индивидуальным карточкам; - тестирование (в конце учебного года). Итоговая оценка выставляется по результатам итогового контрольного урока или творческого проекта учащегося. Работа учащихся оценивается по следующим критериям: · степень участия, активность, заинтересованность в коллективной музыкальной деятельности; · уровень понимания и осознанности выполняемой работы; · скорость реакции и включение в коллективную и индивидуальную деятельность; · способность использовать полученные знания и сформированные навыки и умения в практической музыкальной и танцевальной деятельности. Ожидаемый результат. По окончанию курса «Слушание музыки и музыкальной грамоты» обучающийся должен знать: · элементы строения музыкальных произведений, средства музыкальной выразительности, · общие закономерности музыкальной речи и основные музыкальные понятия, · стили, жанры танцевального искусства, · основные метро-ритмические формулы, · известных танцовщиц, артистов балета, балетмейстеров-постановщиков, композиторов – авторов балетной музыки. уметь: · определять общий характер и образный строй произведения;
· узнавать тембры музыкальных инструментов;
· разбираться в основных музыкальных стилях, жанрах и средствах музыкальной выразительности;
· знать основы музыкальной грамоты;
· анализировать музыкальное произведение, предназначенное для хореографического исполнения; · иметь навык самостоятельной работы с конспектом или книгой, в сети интернет.


I год обучения Учебно-методический план





Наименование тем раздела

Количество часов

теорет

практич

Слушание музыки РАЗДЕЛ №1«Окружающий мир и музыка. Что такое музыка? Сказки, легенды о музыке и музыкантах» 1.1 Вводная беседа о музыке. Роль музыки в жизни человека. 1.2 Содержание музыкальных произведений. 1.3 Сказка в музыке

2

3

РАЗДЕЛ №2«Изобразительность в музыке»
2.1 Образы природы в музыке. 2.2 Музыка рассказывает о животных, птицах и рыбах.

1

4

РАЗДЕЛ №3«Чувства и переживания людей в музыке»
3.1 Раскрытие в музыке настроений, чувств, переживаний человека.
3.2 Юмористические музыкальные картинки.

2

4

РАЗДЕЛ №4«Композиторы — детям»
4.1 Песни и пьесы, написанные для детей 4.2 П. Чайковский «Детский альбом» 4.3 С. Прокофьев «Детская музыка»

2

3

Музыкальная грамота
Музыкально-теоретическая работа
Ритмические упражнения

2 3

5 5

ВСЕГО: 36

12

24

Содержание программы Слушание музыки


РАЗДЕЛ №1 Окружающий мир и музыка. Что такое музыка? Сказки, легенды о музыке и музыкантах. 1.1 Вводная беседа о музыке Роль музыки в жизни человека. Древнее происхождение и развитие музыкального искусства – от простейших песен и плясок, сопровождавших труд и праздник людей, — до современных крупных произведений – опер, балетов, симфоний, концертов. Мифы разных народов о возникновении музыки, выдающихся певцах, исполнителях (Орфей, Садко) которые усмиряли звуками музыки стихии, диких зверей и злых духов, радовали людей. Распространение наиболее демократичных жанров музыкального искусства – песен, танцев, маршей в жизни людей. Музыка в театре, на концертах, в кино. Понятия: музыкант, композитор, исполнитель, слушатель. 1.2 Содержание музыкальных произведений. Исключительное богатство и многогранность содержания музыкальных произведений. Особенность музыки, раскрывающей то или иное содержание с помощью звуков. Музыкальный материал (по выбору преподавателя): Г.Струве «Я хочу услышать музыку»; Е.Крылатов «Откуда музыка берет начало?»; К.Глюк Опера «Орфей»; Н.Римский-Корсаков Опера «Садко»; 1.3 Сказка в музыке. Обращение композиторов к образам народных сказок, легенд, былин. Создание сказочных инструментальных пьес, симфонических произведений, опер, балетов. Применение особых средств создания сказочности звучания. Фантастические и сказочные персонажи в музыке. Связь музыкальных и речевых интонаций, близости средств выражения речи и музыки (темп, тембр, высота, динамика, паузы, акценты, настроение – интонационная окраска). Сравнение произведений с одинаковыми названиями. Музыкальный материал (по выбору преподавателя): А. Лядов «Кикимора», «Баба-Яга»; П.Чайковский «Баба-Яга»; Р.Шуман «Альбом для юношества»: Дед-Мороз; Н. Римский-Корсаков опера «Сказка о царе Салтане»: «Три чуда», «Полет шмеля»; М.Мусоргский «Избушка на курьих ножках», «Гном» (из цикла «Картинки с выставки »); Э.Григ Шествие гномов, Танец эльфов, «В пещере горного короля»; П.Чайковский Танец Феи Драже из балета «Щелкунчик»; С.Прокофьев Сказки старой бабушки, балет: «Золушка»: «Часы», «Фея Сирени»; Д.Шостакович Танцы кукол; Н.Римский-Корсаков Песня Деда Мороза, вступление к опере «Снегурочка», вступление и хор цветов из 4-го действия оперы.
РАЗДЕЛ №2 Изобразительность в музыке. 2.1 Образы природы в музыке. Углубление представлений об изобразительных возможностях музыки. Создание красочных «музыкальных пейзажей» русскими и зарубежными композиторами, их разнообразие. Большая роль изобразительных моментов (всплески волн, шум дождя, пение птиц) в произведениях, рисующих картины природы. Музыкальный материал (по выбору преподавателя): М.Мусоргский Вступление к опере «Хованщина» («Рассвет на Москве-реке»); Э.Григ Музыка к драме «Пер Гюнт»: «Утро»; Н.Римский-Корсаков Вступление к опере «сказание о невидимом граде Китеже»; М.Равель «Игра воды»; К.Дебюсси «Шаги на снегу»; Г.Свиридов «Дождик»; С.Прокофьев «Дождь и радуга»; С.Майкапар «Облака плывут»; Э.Григ «Весной»; Н.Мясковский «Весеннее настроение»; А.Вивальди «Времена года»; Г.Свиридов «Весна и осень» (из музыкальных иллюстраций к к/ф «Метель»); В.Гаврилин «Вечерняя музыка» (из симфонии-действа «Перезвоны»); 2.2 Музыка рассказывает о животных, птицах, и рыбах. Беседа о животных: дикие и домашние животные, особенности их поведения, повадки. Создание образов животных и птиц русскими и зарубежными композиторами. Роль изобразительных моментов в музыкальных характеристиках животных (характер звуковедения, темп, динамика, регистр, интонации звукоподражания). Сравнение произведений, изображающих животных и птиц. Музыкальный материал (по выбору преподавателя): К.Сен-Санс «Карнавал животных» (Королевский марш льва, Слон, аквариум, Антилопы, Петухи и курицы, кукушка в чаще леса, Лебедь); М.Журбин «Косолапый мишка»; Д.Шостакович «Медведь»; Д.Кабалевский «Ёжик»; С.Прокофьев «Шествие кузнечиков»; Ж.Металлиди «Воробушкам холодно»; Л.Дюкен «Кукушка»; М.Глинка Песня «Жаворонок»; Н.Римский-Корсаков Пляска золотых рыбок из оперы «Садко» Ф.Шуберт Песня «Форель»; РАЗДЕЛ №3 Чувства и переживания людей в музыке. Юмористические музыкальные картинки.

3.1 Раскрытие в музыке настроений, чувств, переживаний человека. Способность в музыке передать радость, печаль, волнение, тревогу, ликование, отчаяние. Понятие программной и непрограммной музыки. Музыкальный материал (по выбору преподавателя): Л.Бетховен «Весело-грустно»;


Д.Кабалевский «Плакса», «Злюка»;
С.Прокофьев «Болтунья», «Раскаяние»;
Р.Шуман «Первая утрата», «Порыв»; «Веселый крестьянин»;
П.Чайковский «Мама», «Сладкая греза», «Утренняя молитва»;
С.Рахманинов «Весенние воды», «День ли царит»;
Ф.Шопен Этюд c-moll;
Ф.Шуберт баллада «Лесной царь»;

3.2 Юмористические музыкальные картинки Юмористический характер музыки. Разнообразные приемы создания комических зарисовок в музыке. Музыкальный материал: С.Рахманинов Юмореска; С.Прокофьев опера «Любовь к трем апельсинам»; РАЗДЕЛ №4 Композиторы — детям. 4.1 Песни и пьесы, написанные для детей Частое обращение композиторов к миру детства, создание произведений, тонко раскрывающих психологию ребенка, его желания, настроение, фантазии. 4.2 П. Чайковский «Детский альбом» Знакомство с фортепианным циклом. Создание средствами музыкальной выразительности детских образов, событий в жизни ребенка, начиная с утреннего пробуждения и кончая вечерним покоем. 4.3 С.Прокофьев «Детская музыка» Цикл «Детская музыка» С. Прокофьева — это картинки природы и ребячьих забав, это летний день с утра до вечера. Знакомство с фортепианными пьесами цикла которые связаны с миром детских впечатлений и переживаний. Летние пейзажи: «Утро», «Дождь и радуга», «Вечер», «Ходит месяц»; фантастические картинки: «Сказочка», «Шествие кузнечиков»; сценки из детского быта «Прогулка», «Пятнашки», «Раскаяние»; жанрово-танцевальные пьесы: «Вальс», «Марш», «Тарантелла». Музыкальный материал:П.Чайковский «Детский альбом»; Р.Шуман «Альбом для юношества», «Детские сцены»; С.Прокофьев «Детская музыка»; Ж.Векерлен «В лесу осел с кукушкой»; Музыкальная грамота:
1. Музыкально-теоретическая работа
1.Звук и его свойства. Нотная запись. Клавиатура как организованная последовательность белых и черных клавиш. Регистры. Название звуков, октав. Понятие о скрипичном и басовом ключах. Нотный стан и нотная запись (ноты первой октавы, длительности звуков, паузы). Освоение элементарных навыков игры на фортепиано (синтезаторе). 2. Лад (мажор и минор). Лад, как система высотных соотношений звуков на основе устойчивости и неустойчивости, его эмоционально-смысловая окраска (мажор – ярко, светло; минор – пасмурно, темно). 3.Метр, ритм, размер, темп. Метр – чередование сильных и слабых долей. Метрическая пульсация. Сильная и слабая доля. Дирижёрские схемы (2/4; 4/4;) и дирижёрский жест. Ритм – организованноепоследование звуков одинаковой или различной длительности. Размер и его обозначение. Такт. Простые и сложные размеры. Затакт. Правила вокальной и инструментальной группировки. Темп – медленный, умеренный, быстрый. Исполнение детских песенок в различном темпе. Определение на слух темпа, характера звучащих произведений. 2. Ритмические упражнения1. Метроритмические упражнения. Основные навыки: а) Умение определять сильную долю при непрерывной метрической пульсации (хлопки). б) Определение размера. в) Определение пройденных ритмических фигур и пауз. 2.Ритмические диктанты. Запись ритмического рисунка исполняемой мелодии. Запись ритмического диктанта («эхо»). Исполнение ритмических партитур методом элементарногомузицирования на шумовых инструментах, под фонограмму. 3. Группировка длительностей. Письменная работа: расставить такты в размере, сгруппировать длительности. 3. Вокально-интонационные навыки.Исполнение музыкальных произведений (детских песен).
Прогнозируемый результат. В конце учебного года учащиеся первого класса должны знать: ноты и длительности, ключи (басовый и скрипичный), регистры, понятия: композитор, музыкант, слушатель, исполнитель, программная и непрограммная музыка. «Сказочные» инструментальные пьесы, оперы, балеты; произведения, рисующие картины природы, образы животных, птиц, рыб; произведения, раскрывающие переживания людей. Учащиеся должны иметь понятия: о возникновении музыкального искусства, о музыкальных жанрах - марш, песня, танец; о ритмических особенностях музыкальных произведений. Учащиеся должны овладеть следующими навыками нотного письма: - правописанием длительностей нот, пауз; Учащиеся должны уметь: — определять на слух лад, темп, размер и характер прослушанного музыкального произведения; Учащиеся должны усвоить: - воспроизведение ритмического рисунка с использованием счёта;

II год обучения Учебно-методический план





Наименование тем раздела

Количество часов




теорет

практич

Слушание музыки
РАЗДЕЛ №1«Музыкальные жанры»
1.1 Марш
1.2 Песня
1.3 Танец

2

3

РАЗДЕЛ №2«Средства музыкальной выразительности»
2.1 Мелодия. Интонация.
2.2 Лад. Гармония.
2.3 Ритм. Темп.
2.4 Регистр. Тембр.

2

3

РАЗДЕл №3«Музыкальные тембры»
3.1 Оркестр русских народных инструментов.
3.2 Симфонический оркестр
3.3 Инструменты духового и эстрадного оркестра
3.4 Клавишные инструменты

2

3

РАЗДЕЛ №4«Хореография как вид искусства»
4.1 Выразительный язык танца, его особенности. Музыкально-хореографический образ. Исполнительские средства выразительности. 4.2 Виды и жанры хореографии.

2



РАЗДЕЛ №5 «Балет как вид театрального искусства»
5.1 Синтез различных видов искусства в балете. Создание балетного спектакля.

1

2

Музыкальная грамота
Музыкально-теоретическая работа
Ритмические упражнения

3 3

5 5

ВСЕГО: 36

15

21

Содержание программы Слушание музыки


Достарыңызбен бөлісу:
  1   2   3   4   5




©engime.org 2024
әкімшілігінің қараңыз

    Басты бет