Национальное самосознание – это рефлективная способность человека, социокультурного субъекта делать себя, свое сознание, свою культуру, свои социальные отношения, свои воспроизводственные функции своим собственным предметом.
В современном многонациональном казахском обществе огромное значение имеет возрождение и переоценка памяти этносов и их этнических культур. Главное содержание культурной идентификации связано с судьбами нашей общей Родины – Казахстана, с его уникальной историей, непохожими ни на восточную, ни на западную.
В условиях глобализации формирование личности будет происходить в рамках культуры, этноса, нации, цивилизации. Причем все это детерминировано диалектикой нового и старого, что переводит межэтнические отношения в совершенно иной контекст – контекст общего и национально-особенного. Культурная глобализация рождает множество новых культурных моделей и образцов поведения, формирует отличную от прежней систему ценностей. Эти ценности особо значимы в социальных практиках повседневности, они генерируют модели мышления и социального действия. Глобализация, таким образом, предстает в ином ракурсе – она фактически выступает не только как инициатор преобразований общественного бытия, но и как ответ на вызовы современности.
В развитии Казахстана огромную роль сыграл Жумабай Шаяхметов. В самый разгар кровопролитной войны он убедил И. Сталина открыть в Алма-Ате уникальный вуз для девушек-казашек – Женский педагогический институт. Преподавание всех предметов проводилось на родном языке, с полным пансионом. В самое тяжелое для страны время открывались институты, техникумы, училища, театры, Академия наук Казахской ССР, организована система повышения профессиональной квалификации казахских юношей и девушек, потому что Шаяхметов мыслил на перспективу, и прилагал к этому невероятные усилия.
Эпоха Д. Кунаева вобрала в себя огромное количество самых различных событий – здесь и освоение целины, и открытие первого в СССР космодрома Байконур, и строительство крупнейших промышленных предприятий союзного значения, и испытания на Семипалатинском ядерном полигоне. 1970-е годы, именуемые и как эпоха Д.А.Кунаева, характеризовались сложным и противоречивым характером господствовавшей советской политической системы.
Казахстан представляет собой яркий пример в плане трансформации самосознания нации под влиянием политических и культурных факторов. Мозаика её народов, культурное разнообразие, обогащавшее ее на протяжении многих веков, являются одним из главных сокровищ Республики. Глобализация никоим образом не должна вести к единообразию того, что по определению должно оставаться многогранным.
Жумабай Шаяхметов и его время. 2021. URL: https://dknews.kz/ru/eksklyuziv-dk/199315-zhumabay-shayahmetov-i-ego-vremya
Социокультурные трансформации национального самосознания. 2009. URL: https://www.dissercat.com/content/sotsiokulturnye-transformatsii-natsionalnogo-samosoznaniya
Особенности трансформации национального самосознания под влиянием современных социально-политических и культурных факторов. 2020. URL: https://articlekz.com/article/18090
Общественно-политическая жизнь Казахстана в эпоху Д.А.Кунаева: страницы истории. URL: https://articlekz.com/article/5953
О трансформации социальной идентичности в глобальном мире. 2011. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/o-transformatsii-sotsialnoy-identichnosti-v-globalnom-mire