Пояснительная записка
1. Проблемно-ориентированный анализ
Школа в России является институтом образования (обучения, воспитания, развития) подрастающего поколения. Обучая ученика, давая ему теоретические и практические знания, учитель решает и воспитательные задачи. Проблемы формирования у детей и молодежи ценностного потенциала является сегодня одной из наиболее актуальных проблем. Движение общества к новому состоянию вызывает изменения и в сфере образования.
Предмет мировой художественной культуры уже по своему содержанию является носителем нравственно-духовных ценностей. Гуманизм и высокая духовность творения искусства способны оказать огромное влияние на формирование нравственных идеалов школьников, особенно в те годы, когда они стремятся выработать свою собственную точку зрения на важнейшие жизненные проблемы.
В лучших образцах мирового искусства скрыты огромные возможности по развитию интеллектуально-познавательной и эмоциональной сфер обучающихся. Посредством восприятия художественных образов на уроках создаются условия для экспериментирования разными чувствами, для исследования и выражения их в социально приемлемой форме, для проработки собственных мыслей и эмоций. Кроме того, уроки МХК содействуют творческому самовыражению обучающихся, накоплению ими эстетического опыта, развитию художественных способностей, снятию эмоционального напряжения, а самое главное, способствуют закреплению ценностных ориентаций в направлении личности.
Данная рабочая программа составлена на основе Государственной примерной программы по мировой художественной культуре, Программы для общеобразовательных учреждений.5 – 11кл. /сост. Г. И. Данилова. – 6 – изд., стереотип. – М.:Дрофа,2010. – 191с.
Предлагаемая программа предназначена для обучающихся 8 – 11 классов и рассчитана на 4 года обучения.
На изучение курса «Мировая художественная культура» отводится 1 час в неделю, 35 часов в год.
Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, даёт распределение учебных часов по разделам курса и рекомендуемую последовательность изучения тем и разделов учебного предмета с учётом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся, определяет минимальный набор проверочных заданий , выполняемых учащимися.
Программа состоит из четырех частей:
1 часть (8 класс) – первобытное искусство, культура древнейших цивилизаций, искусство Западной Европы в средние века, эпоха Возрождения;
2 часть (9 класс) – древнерусская культура, культура нового времени до первой половины XIX века;
3 часть (10 класс) – культура XIX века: романтизм и реализм в искусстве;
4 часть (11 класс) – художественная культура новейшего времени.
В программе 11 разделов. Каждый раздел – определенная эпоха в истории человечества и этап в развитии мировой художественной культуры. Раздел начинается вводным уроком, где дается общая характеристика исторической эпохи, особенности ее культуры.
В конце изучения темы проводится итоговый контроль в виде тестов, контрольных вопросов, викторин, турниров и т.д.
Творческие способности обучающихся реализуются в поисково-исследовательских, групповых, индивидуальных формах учебной деятельности.
Курс предполагает проведение нетрадиционных уроков, лекций, семинаров, встреч с деятелями культуры, бинарных уроков, экскурсий, школьных вечеров.
2. Концепция программы
Цель программы:
Силой воздействия комплекса различных искусств формировать духовный мир школьника, его нравственно-духовную, эстетическую воспитанность в особо ответственный период развития – период перехода к самостоятельности и самореализации.
Задачи программы:
формирование целостного представления о роли искусства в культурно-историческом процессе развития человечества;
осознание общности разных видов искусств, ценностей и идеалов, воплощенных в художественных произведениях; понимание широкого круга явлений отечественного искусства с позиций диалога культур;
активизация имеющегося опыта общения обучающихся с искусством и освоение навыков художественного самообразования;
расширение художественно-познавательных интересов и дальнейшее развитие интеллектуальных и творческих способностей обучающихся; воспитание художественного вкуса и потребности в общении с искусством;
применение комплекса знаний, умений и навыков при выполнении учебно-творческих задач в разных видах искусства; развитие опыта в творческой (музыкальной, художественной, культурно-просветительской) деятельности;
приобретение компетентности в культурно-познавательной, коммуникативной и социально-эстетической сферах.
Принципы программы
Принцип историзма. Принцип историзма позволяет раскрыть перед обучающимися закономерности развития мировой художественной культуры, обеспечивает понимание школьниками зависимости художественных явлений от явлений общественной жизни. С позиций историзма раскрываются идейные и эстетические причины появления и смены творческих методов.
Принцип интеграции. В программе комплексно изучается отечественная и зарубежная художественная культура и различные виды искусств: изобразительное искусство, архитектура, музыка, кино. Каждое искусство «живет» в курсе по своим законам, но между ними устанавливаются теснейшие нравственные и эстетические связи, обусловленные жизнью эпохи и общими закономерностями развития искусства.
Принцип системности. Позволяет рассматривать включенность обучающихся в образовательный процесс как сложную систему, состоящую из взаимосвязанных и взаимообусловленных компонентов.
Принцип непрерывности. Обеспечивает непрерывность интеллектуальной и духовной деятельности воспитанников, как специально организованной так и самостоятельной.
Принцип гуманитаризации. Основой содержания образования является Человек, развитие его ценностного (познавательно-интеллектуального, духовно-нравственного, коммуникативного, волевого) потенциала.
Принцип культуросообразности. Предусматривает опору на ценностный, духовный потенциал человечества, общемировые традиции и духовный опыт.
3. Методические рекомендации по реализации программы
Педагогический процесс основывается на следующих психолого-педагогических механизмах:
переход от идеи "образованного человека" к идее "человека культуры";
диалогизм как основное определение мысли вообще;
"точки превращения", когда одна форма понимания переходит в другую;
построение процесса обучения как целенаправленного спирального возвращения от искусства настоящего к искусству прошлого и обратно;
дискуссия, вырабатывающая лояльность и толерантность;
творческая активность;
выработка собственного мнения, оригинального и самобытного;
учитель – личность широко мыслящая, умеющая направлять ребенка без подавления его воли и желаний.
Для реализации цели и задач курса используются следующие образовательные технологии:
технология личностно-ориентированного обучения позволяет посредством опоры на систему взаимосвязанных понятий, идей и способов действий обеспечивать и поддерживать процессы самопознания, самостроительства и самореализации личности школьника, развития его неповторимой индивидуальности;
технология коллективного обучения позволяет в рамках заданной учебной ситуации организовать взаимообогащающую совместную деятельность школьников по формированию умений и навыков отбора учебного материала, умению делать выводы и защищать коллективно принятое решение;
технология интерактивного обучения служит для целенаправленного активного взаимодействия всех участников учебного процесса по схеме: преподаватель → обучающийся, обучающийся → преподаватель, обучающийся ↔ обучающийся
игровая технология предусматривает с учетом возрастной психологии и использованием эмоционального фона игровой деятельности умелое сочетание элементов игры и учения, создание условий для "пробы" сил в разных видах познавательной и художественно-культурной деятельности, социо - культурной коммуникации.
Ведущими методами обучения в преподавании МХК являются следующие:
Словесные методы, наглядные методы предполагают создание чувственной опоры (зрительной, слуховой) мыслительным действиям, чувственному познанию, опирающемуся на ощущения;
Метод стимулирования познавательной деятельности используется для создания эмоциональной творческой атмосферы;
Метод эмоционального воздействия используется для создания эмоциональной творческой атмосферы;
Частично-поисковый (эвристический) метод подготавливает обучающихся к самостоятельной исследовательской деятельности;
Исследовательские методы способствуют развитию самостоятельности мышления, исследовательских умений и включению обучающихся в самостоятельную поисковую деятельность.
Эффективными приемами повышения уровня художественно-эстетического сознания обучающихся являются педагогические ситуации:
ситуация формирования: ситуация узнавания, ситуация удивления, ситуация интереса, ситуация впитывания;
ситуация развития: ситуация повторения, ситуация осмысления, ситуация актуализации, ситуация творческой переработки;
ситуация обогащения: ситуация накопления, ситуация "мозгового штурма", ситуация "озарения", ситуация вживания в образ. (Приложение № 1)
4. Основные требования к уровню подготовки обучающихся
В области предметной компетентности обучающиеся должны
Знать и понимать:
основные вехи развития мировой и национальной культуры, закономерности смены основных стилей и направлений;
шедевры отечественного, мирового искусства и имена выдающихся мастеров русской и зарубежной живописи, графики, скульптуры, архитектуры, музыки, театра, кино;
истоки и общность разных видов искусств, ценности и идеалы, воплощенные в художественных произведениях.
Уметь (владеть способами художественно-познавательной деятельности):
приводить примеры общезначимых культурных ценностей от древнейших времен до наших дней;
соотносить конкретное произведение искусства с определенной эпохой, стилем, направлением, национальной школой, автором;
описывать и анализировать знакомые произведения искусства и выражать свое отношение к ним (устно и письменно);
иметь первичные навыки самостоятельной исследовательской работы и самообразования в сфере искусства;
владеть навыками поиска информации в области искусства из различных источников (словари, справочники, энциклопедии, книги по истории искусства, сеть Интернет и др.)
В области культурно-познавательной компетентности:
уметь интегрировать ранее полученные знания об искусстве и эстетический опыт общения с выдающимися художественными явлениями;
определять общезначимые ценности и усваивать нормы культуры;
владеть навыками самообразования в области искусства.
В области коммуникативной компетентности:
понимать язык различных видов искусства (архитектуры, скульптуры, живописи, графики, музыки, танца, зрелищные и экранные искусства) и общих для них содержательных смыслов и символов;
уметь вести диалог в качестве активного зрителя, слушателя, исполнителя, художника.
В области социально-эстетической компетентности:
уметь выявлять нравственные и эстетические ценности искусства и формировать личную позицию;
воспринимать свою национальную культуру сквозь призму мировой культуры и тем самым оценивать ее уникальность и неповторимость.
Реализация программы призвана способствовать:
осознанию обучающимися себя носителями общечеловеческого духовного опыта, наследниками, хранителями и активными участниками культурного процесса;
созданию почвы для рефлексии и рефлексивного поведения школьников, характеризующегося стремлением к преобразовательной деятельности.
Программа предусматривает диагностику, мониторинг ценностной сферы обучающихся и корректировку программы, исходя из интересов, художественных предпочтений обучающихся, их уровня развития и подготовки.
Часть 2.
Достарыңызбен бөлісу: |