«Проблема нравственности в романе Чингиза Торекуловича Айтматова «Плаха»



Дата04.02.2022
өлшемі4,39 Mb.
#130699
Байланысты:
00086d3b-bb43f8e9


Тема: «Проблема нравственности в романе
Чингиза Торекуловича Айтматова
«Плаха».

Чингиз Торекулович Айтматов
К теме нравственного воспитания человека, духовному совершенствованию людей обращались многие писатели, поэты, художники. Лучшие из них считают это своим профессиональным долгом. К таким писателям-современникам относятся В. Распутин, В. Астафьев, Ч. Айтматов, В.Шукшин и многие другие. Они раскрывают причину духовной деградации общества, пытаются пробудить человеческую совесть. Особенно меня тронул роман Ч.Т. Айтматова «Плаха». Интерес мой обусловлен актуальностью затрагиваемых писателем проблем, обнажением острых вопросов современности, таких, как потеря исторической памяти, оскудение нравственных ценностей, бесчеловечное, жестокое, бездумное отношение к нашей колыбели – природе.
Как мне кажется, самая главная и самая страшная проблема, поднятая в романе «Плаха», – это проблема утерянной нравственности.
Главных героев романа - Авдии Каллистратов – человека верующего, верит в добро и проповедует его. Он убежден: "Бог есть в каждом человеке, все лучшее – от Бога". Обладая непоколебимой смелостью и глубочайшей верой, пытается пробудить в охотниках за анашой человеческие качества, убедить наркоманов в пагубном действии наркотиков, остановить людей, убивающих сайгаков. Тема актуальна – потеря нравственности. Наркомания расползается по стране, губит сотни тысяч подростков, люди безжалостны не только к природе . «…в миру не терпят тех, кто подвергает сомнению основополагающие учения», пытается противостоять злу. Герой сознательно выбирает плаху, так как не может отказаться от своих убеждений: не верит, что в людях нельзя не пробудить человеческих качеств.
Авдий – человек, избранный судьбой за преданность вечным, истинным идеалам. Не каждому уготована такая судьба, но каждый из нас обязан оставаться человеком и честно жить по законам своей страны.
 
«Каждый волен делать выводы сообразно своим понятиям и устремлениям души».

Ч.Т. Айтматов.
Плахой (в прямом смысле) кончается жизнь Авдия и плахой (в переносном смысле) – жизнь Бостона.
За варварское отношение к себе сама природа мстит людям. Но зачастую не тем, кто этого заслуживает.
Пьяный Базарбай разоряет волчье логово и уносит волчат. Скрываясь от погони, заворачивает в хозяйство
Бастона. С той поры волки кружат около дома Уркунчиева. Акбара уносит сынишку Бостона, вскинув на спину, как ягненка. Выстрел в зверя, и чабан убивает сына. Казалось бы, за что ему уготована такая судьба?
Честный, смелый, трудолюбивый, он становится дважды убийцей: стреляет и в Базарбая. Фактически Бостон не виноват, но, как показывает писатель, в глазах своих сограждан он видит приговор: убив, преступает
нравственный закон людей. И поэтому ему нет места среди односельчан.
«Человек – орудие убийства живой природы, себе подобных,
всего окружающего его мира и, в конечном счете, себя»
Ч.Т. Айтматов
Проблемы экологии писатель рассматривает в романе
неразрывно с проблемами разрушения человеческой личности.
С глубокой болью автор описывает
варварский способ охоты на животных
с вертолетов. Под огненными струями,
охваченные страхом в одной колонне
бегут и сайгаки, и волки. И совершается
ужасное, кровавое действо уничтожения
животного мира, в котором погибают и
недавно появившиеся на свет волчата Акбары. Все живое вокруг истреблено, а люди, одержимые эгоистическим отношением к природе,
радуются, что план по мясопоставкам выполнен. Массовые отстрелы диких животных ради выполнения плана уничтожали фауну республики, нанося непоправимый моральный ущерб обществу..
Нет взаимопонимания между человеком и природой. Связующим звеном в романе является волчья семья. Волки, в нашем представлении, - опасность, но, оказывается, есть еще большее зло, которое способно сокрушить и уничтожить все, - это опять-таки люди иАкбара и Ташчайнар обладают милосердием и никому не желают плохого. Любовь Акбары к волчатам - это не бессознательный животный инстинкт, а осознанная материнская забота и ласка, свойственная всему женскому на земле. Волки в произведении, особенно Акбара, олицетворяют собой природу,
которая пытается спастись от уничтожающих ее людей.
Литература:
  • https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D0%BB%D0%B0%D1%85%D0%B0_(%D1%80%D0%BE%D0%BC%D0%B0%D0%BD)
  • http://nsportal.ru/shkola/literatura/library/2012/11/19/urok-po-romanu-chingiza-aytmatova-plakha
  • http://festival.1september.ru/articles/568753/
  • http://aplik.ru/10-klass/urok-po-romanu-chingiza-aitmatova-plakha/
  • http://moisoch.ru/ajtmatov/sochinenie-po-romanu-chingiza-ajtmatova-plaxa.html
  • http://www.roman.by/r-44631.html


Достарыңызбен бөлісу:




©engime.org 2024
әкімшілігінің қараңыз

    Басты бет