Литература народов Приазовья
Программа факультативного курса
9 класс
И.А.Радченко, учитель русского языка и литературы, заместитель директора МАОУ лицей № 14, г. Ростов-на-Дону
В программе, написанной опытным педагогом- филологом, представлена апробированная в течение 6 лет авторская программа регионального курса, предусматривающая изучение литературы армянской, греческой, еврейской, цыганской и других диаспор, проживающих на Нижнем Дону и в Приазовье
Начало третьего тысячелетия ознаменовалось обострением межнациональных отношений в рамках всей планеты Земля. Не случайно ведь ООН объявила первое десятилетие XXI в. десятилетием толерантности, поэтому воспитание толерантности личности – актуальнейшая образовательная задача.
Исследованиями установлено, что межрелигиозная, межнациональная, межрасовая терпимость лучше формируется в поликультурной среде, где создается максимум условий не только для формирования у ребенка этнического самосознания, но и для осознания ценности культуры других народов. В этом плане Ростовская СШ № 15, являющаяся лабораторией Академии педагогических и социальных наук, имеет благодатные условия - здесь учатся представители более 30 диаспор и всех мировых религий. Межкультурный обмен формирует культуру коммуникаций, лучшее понимание самоценности каждого человека, особенно под руководством опытных профессионалов.
Педагогическая мастерская И.А.Радченко – яркое тому доказательство. За 6 лет экспериментальной работы ею накоплен уникальный опыт формирования культуры межнациональных отношений, наработан огромный методический и дидактический материал. Публикуемый сборник - яркое тому доказательство. Главной же отличительной чертой её педагогики является умение не только собрать интересный материал и ярко, образно преподнести его детали, но и способность воодушевить детей на поиск, на творчество.
В этом плане мастерство И.А.Радченко можно отнести к таланту. В.С.Кукушин, член-корреспондент Академии педагогических и социальных наук, академик Международной академии экологии и природопользования.
Введение
Северный Кавказ – своеобразный коридор мировых цивилизаций. Не удивительно поэтому, что из 116 коренных этносов в Ростове-на-Дону проживает 108, в муниципальном общеобразовательном учреждении - средней общеобразовательной школе № 15, работающей с 1993 года по по экспериментальной программе «Формирование личности как субъекта этнокультуры», обучаются представители более 30 диаспор и всех мировых религий. Наш край – носитель непреходящих духовных и нравственных ценностей, образец веротерпимости и межэтнической дипломатии.
В истории Нижнего Дона и Приазовья не зафиксировано ни одного случая массовых еврейских, армянских или других погромов, которые знала Россия. Наоборот, наш край гостеприимно принял тысячи крымских армян, греков, караимов, стал пристанищем запорожских казаков в Примиусье, убежищем в годы «раскулачивания» малороссов Украины, а в последние годы - турок-месхетинцев, бакинских армян, русских из Чечни, Ингушетии, Дагестана.
Культура Донского края весьма многослойна, многогранна, а национальный опыт межэтнических отношений должен быть изучен и обобщен в системах «Дети - дети», «Учитель - дети», «Учитель - родители», «Родители - учитель - дети». Наконец, мы поняли, что в условиях полиэтнической и экономической разобщенности народов единственной стабилизирующей силой становится культура. Национальное достоинство русских можно удовлетворить только через уважение к людям другого вероисповедания. Это возврат к старым русским традициям: наша культура всегда была полифоничной.
Создавая в 1993 году комплекс этнокультуры, мы интуитивно ощущали то, что достаточно чётко высказала Е.В.Бондаревская: «... между природой и социумом лежит культура, объединяющая их и помогающая разрешать противоречия между природным и социальным началами в человеке. Естественное восхождение ребёнка в социальную жизнь – через культуру». Поэтому-то мы и поставили перед собой следующие цели:
- обеспечить высокую культуру межнациональных отношений, развить творческую, свободную, адаптивную, гуманную, духовную личность и удовлетворить потребности национального сознания учащихся при сохранении государственного стандарта на интеллектуальное развитие ребёнка;
- выявить оптимальные формы, технологии учебного и воспитательного процесса, обеспечивающие формирование личности как субъекта этнокультуры.
Из целей вытекают основные задачи:
- создать для каждого ребенка психологически комфортную творческую обстановку (т.к. творчество – самая удачная точка соприкосновение в диалоге культур);
- помочь проявить ему свои таланты и возможности, показать свою значимость для школы, найти свою экологическую нишу в многонациональном коллективе.
Открытое для социума образовательное пространство «Детский сад – школа» приняло на себя функции культурно-просветительного центра в плане удовлетворения потребностей национального сознания различных этнических групп населения на основе взаимных инициатив. В условиях многонационального комплекса формируется культурная среда, раскрывающая творческие возможности каждого ребёнка, повышающая его самооценку, психологическую комфортность, удовлетворяющая потребности национального самосознания учащихся и их родителей, обеспечивающая культурную идентификацию и выбор ценностей культуры как условия и предпосылки творческой самореализации личности ребёнка, организуя жизнедеятельность и бытие учащихся в условиях их самореализации.
«Формирование личности как субъекта этнокультуры», обучаются представители более 30 диаспор и всех мировых религий. Наш край – носитель непреходящих духовных и нравственных ценностей, образец веротерпимости и межэтнической дипломатии.
В истории Нижнего Дона и Приазовья не зафиксировано ни одного случая массовых еврейских, армянских или других погромов, которые знала Россия. Наоборот, наш край гостеприимно принял тысячи крымских армян, греков, караимов, стал пристанищем запорожских казаков в Примиусье, убежищем в годы «раскулачивания» малороссов Украины, а в последние годы - турок-месхетинцев, бакинских армян, русских из Чечни, Ингушетии, Дагестана.
Культура Донского края весьма многослойна, многогранна, а национальный опыт межэтнических отношений должен быть изучен и обобщен в системах «Дети – дети», «Учитель – дети», «Учитель – родители», «Родители – учитель – дети». Наконец, мы поняли, что в условиях полиэтнической и экономической разобщенности народов единственной стабилизирующей силой становится культура. Национальное достоинство русских можно удовлетворить только через уважение к людям другого вероисповедания. Это возврат к старым русским традициям: наша культура всегда была полифоничной.
Личность нельзя считать нравственной, если она проявляет национальные, конфессиональные амбиции и претендует на свою исключительность, поэтому наша задача - показать красоту, духовное богатство и уникальность каждого народа. Особенно это удаётся на занятиях факультативного курса «Литература народов Приазовья», который направлен на формирование межконфессиональной и межэтнической толерантности учащихся, на развитие интереса школьников к национальной литературе и на пробуждения желания изучать её, а также позволяет удовлетворить литературно-эстетические и духовные потребности учащихся русской, еврейской, цыганской, греческой национальностей. Программа регионального курса разработана в гуманистической парадигме, суть которой лучше всего выражается словами Н.Бердяева: «В центре мира стоит человек, и судьба человека определяет судьбу мира ... Человек - неповторимый феномен природы, образования, культуры». На факультативных занятиях значительное внимание уделяется межпредметным связям с историей, национальной литературой, этнографией, архитектурой, литературой, музыкой. Широко привлекается наглядность. Программа предусматривает выполнение учащимися обязательных творческих заданий, дающих им возможность самовыразиться независимо от степени одарённости. В результате формируется свободная, нравственная, духовная, творческая, адаптивная личность и повышается уровень межэтнической толерантности.
Пояснительная записка
Мир между народами может и должен формироваться через языки, образование, культуру. Этот тезис особенно актуален в нашем регионе – самом пёстром в России в этническом отношении. Многонациональное своеобразие социума, обслуживаемого единственной в России школы этнокультуры, продиктовало необходимость разработки программы факультативного курса «Литература народов Приазовья», который ориентируется на формирование межнациональной и межэтнической толерантности учащихся, на развитие интереса школьников к литературе народов Приазовья, на пробуждение желания изучать национальную культуру. Факультативный курс адресуется учащимся девятых классов. Он опирается на основную программу по литературе, на теоретико-литературные сведения, полученные в предыдущих классах, и на умения школьников в области читательской и литературно-творческой деятельности.
Методологической основой содержания программы курса явилась русская гуманистическая философия В.Розанова, С.Булгакова, Л.Корсавина, И.Ильина, возвеличивающая человека, раскрывающая его духовный мир. Программа разработана в русле гуманистической образовательной парадигмы. Это вполне соответствует концепции личностно-ориентированного образования, отвечающего «потребностям развития и самореализации чел среде... Абсолютной ценностью образования и воспитания и является ребенок, человек, как «мера всех вещей»... Человек является и целью, и результатом, и главным критерием оценки качества образования» (Е.В.Бондаревская, «Научно-теоретические основы личностно-ориентированного образования» человека в новой социокультурной среде ... Абсолютной ценностью образования и воспитания и является ребенок, человек, как «мера всех вещей»... Человек является и целью, и результатом, и главным критерием оценки качества образования» (Е.В.Бондаревская, «Научно-теоретические основы личностно-ориентированного образования».
В процессе факультативных занятий учащиеся знакомятся с лирикой русского поэта XIX в., литературно-общественная деятельность которого с 1857 года непосредственно связана с городом Таганрогом, Н.В.Кукольника, с творчеством поэтов казачьего зарубежья, со стихотворениями Заслуженного художника России, старожила г. Ростова-на-Дону С.С.Скопцова.
Курс «Литература народов Приазовья» знакомит школьников с пословицами и поговорками армян Дона, с произведениями поэта, прозаика, переводчика, педагога и этнографа X.Абовяна, с творчеством классика армянской литературы А.Исаакяна, с гражданской лирикой крупнейшего деятеля армянской культуры, поэта-публициста, революционера-демократа М.Налбандяна, со стихотворениями современных армянских поэтов: А.Гарнакерьяна, А.Геворкяна, К.Хартавакян.
В соответствии с программой учащиеся знакомятся с творчеством классика еврейской литературы Шолом-Алейхема, с лирикой современных еврейских поэтов: В.Жака, Д.Долинского; с цыганским фольклором и оригинальной цыганской литературой, а также поэтическим творчеством патриарха России и Греции, уроженца земли Войска Донского Н.Ф Щербины
В доступной для них форме школьники знакомятся с исследовательской лабораторией литературоведов. В то же время программа открывает возможность привлечения учащихся к самостоятельной творческой работе, к анализу и реферированию доступной их возрасту исторической, этнографической и критической литературы, к подготовке сообщений по выбранной ими теме. Эта деятельность стимулирует учащихся к работе с национальной художественной литературой, популярной научной книгой, справочниками, что оказывает положительное воздействие на повышение их этнокультуры.
На факультативных занятиях значительное внимание уделяется межпредметным связям со многими дисциплинами:
▪ с историей – «Переселение армян на Дон», «Основание города Нахичевана-на-Дону, сёл Чалтырь, Салы, Крым», «Появление греков на берегах Азовского моря», «Культура на Дону во II половине XIX века», «Трагедия донского казачества в годы гражданской войны», «Освободительная борьба армянского народа от персидского ига», «Культурное наследие армянской диаспоры», «М.Налбандян и революционеры-демократы»;
▪ с этнографией – «История евреев», «История цыган»;
▪ с архитектурой – «Памятники Ростова и Нахичевани»;
▪ с музыкой – романсы М.И.Глинки на стихи Н.В.Кукольника: «Сомнение», «Жаворонок», «Попутная песня», «Стой, мой верный, бурный конь», «О дева, чудная моя»; песня И.Талькова «Бывший подъесаул»; романсы ростовского композитора Ю.А.Терещенко на стихи С.С.Скопцова: «Я вспоминаю детства белый день», «Пустой причал», «Запах белой сирени», «Вы избегали встреч всегда со мной», «Я бежал босиком по лужам», «Ни креста, ни могильного камня»; песни на армянском языке на стихи А.Исаакяна: «Родина», «На чужих пустынных дорогах», «Из родимой страны удалился», «Полюбил, любимую увели»; музыка С.Рахманинова на стихи А Исаакяна «Ивушка»; песни на стихи В.Жака; цыганские песни в исполнении Жанны Карпенко, Михаила Шишкова, Виктора Светлова, Розы Джелакаевой, Петра Деметры; Романс П.И.Чайковского «Примирение» на стихи Н.Ф.Щербины «О, засни, моё сердце, глубоко» и ставшая народной в наши дни песня «Раскинулось море широко», народная армянская, еврейская, греческая музыка.
Учащимся предлагается прослушать стихи в исполнении автора (С.С.Скопцов, «Бездомным псам», «Птицы», «Всё было рассчитано точно», «В мире нет ничего постоянного», «В синих сумерках», «Война цветы не обходила») и мастеров художественного слова (Н.Ф.Щербина, «Южная ночь» – читает В.С.Кукушин).
Широко привлекается наглядность: фото архитектурных памятников Ростова и Нахичевана, портреты поэтов и писателей, репродукции картин донских художников: С.С.Скопцова, А.Акопяна, М.Сарьяна; иллюстрации Мендла Горшмана и Натана Альтмана к произведениям Шолом-Алейхема, В.Котанова к цыганским сказкам и песням
Программа курса предусматривает выполнение учащимися обязательных творческих заданий. Это сочинения - рассуждения, отзывы, сопоставления стихотворений с их музыкальным воплощением в романсах и песнях. Следует поощрять иллюстрирование учащимися художественных произведений, выпуск буклетов о жизни и творчестве поэтов.
Факультативный курс рассчитан на 34 часа, которые распределены следующим образом: 1 час – введение, 6 часов – русская литература, 14 часов – армянская литература, 6 часов – еврейская литература, 2 часа – греческая литература, 1 час – итоговое занятие. 14 часов на изучение армянской литературы отведено по той причине, что армянская община является одной из многочисленных диаспор Дона. Учителю предоставляется право определять последовательность изучения тем, заменять произведения, избирать методы, приёмы и формы занятий, определять виды творческих заданий.
Занятия целесообразно проводить один раз в две недели по 2 часа. Это позволит использовать формы конференций, семинаров, диспутов. В школе этнокультуры факультативные занятия проводятся в форме литературных гостиных, первая часть которых посвящается произведениям поэта, а вторая - творчеству учащихся как рефлексия на тему литературной гостиной.
Авторская программа апробируется с 1996 года. После совместной поисково-исследовательской работы в неё была включена тема «Русская литература»; введены занятия по лирике еврейского поэта В.Жака; дополнена тема «Армянская литература» изучением творчества X.Абовяна, А.Геворкяна, К.Хартавакян; пересмотрены творческие задания для учащихся. По ней работают учителя школы.
Как показали проведённые в школе социологические исследования, содержание и направление факультативного курса «Литература народов Приазовья» позволяют удовлетворить художественноэстетические и духовные потребности учащихся русской, армянской, еврейской, цыганской, греческой национальностей и повысить уровень межэтнической толерантности.
Тема 1. Введение.
Особенности развития и тесной исторической связи русской и национальной литератур. Взаимное обогащение русской литературы и литератур народов Приазовья через искусство слова, устное народное творчество, культуру.
Межпредметные связи. История. Переселение армян на Дон. Основание города Нахи- чевана-на-Дону и сёл Чалтьтрь, Салы, Крым Этнография. История цыган. История евреев
Архитектура. Памятники Ростова и Нахичевана.
Зрительный ряд. Фото памятников Ростова и Нахичевана. Герб Ростова, Нахичевана.
Звуковой ряд. Армянская народная музыка. Музыка Греции. Еврейская народная музыка.
Творческие задания.
Сообщения учащихся: «Роль А.В.Суворова в переселении армян на Дон», «Основание поселений», «Нахичевань в XIX веке», «Герб Нахичевани», «Появление греков на берегах Азовского моря», «История цыган», «История евреев» (по материалам исторических источников).
Описание памятника архитектуры Нахичевани или Ростова.
Творческая работа «Слушая народную армянскую (греческую, еврейскую) музыку...»
Тема 2. Забытые имена. Нестор Васильевич Кукольник.
Стихотворения: «О боже мой, как я её люблю!», «Английский романс», Жаворонок», «Стой, мой верный, бурный конь», «О дева чудная моя».
Литературно-общественная деятельность поэта. Стремление проникнуть во внутренний мир человека, понять его связь с миром природы. Тончайшая поэзия любви. Интонация и ритмика. Богатство лирики. Музыка стиха
Межпредметные связи. Культура на Дону во II половине XIX века.
Зрительный ряд. Портрет Н.В.Кукольника.
Звуковой ряд. М.И.Глинка. Романсы на стихи Н.В.Кукольника: «Сомнение», «Жаворонок», «Попутная песня», «Стой, мой верный, бурный конь», « О дева, чудная моя».
Творческие задания.
Буклет о литературно-общественной деятельности Н. В. Кукольника.
Сопоставление чтения стихотворения «Английский романс» с его музыкальным воплощением в романсе М. И. Глинки «Сомнение».
Сравнение интонационного строя романса и стихотворения.
Творческая работа «Размышляя над поэтической строкой» или «Слушая романс М.И.Глинки …».
Рассказ о литературно-общественной деятельности поэта (по материалам газетных публикаций).
Тема 3. «Родине покинутой молюсь ...». Творчество поэтов казачьего зарубежья.
П.С.Поляков («Я славлю наш родимый Дон. Казачья легенда»); П.И.Туроверов («Нам мачехой стала Отчизна Родная», «Мать»); П.Губарев («Мой край»); Я. М.Костина («Люблю я Дон»); А.Г.Павлов («Солнце так нигде не греет»).
Искреннее чувство любви к Отечеству. Гнетущая тоска по утраченной Родине. Трагическое восприятие событий гражданской братоубийственной войны, отношение к ним. Роль эпитета. Звуковая экспрессия стиха.
Межпредметные связи. История. Трагедия донского казачества в годы гражданской войны.
Зрительный ряд. Портреты поэтов казачьего зарубежья.
Звуковой ряд. И Тальков, «Бывший подъесаул».
Творческие задания.Передача в чтении эмоций автора и чувств читателя настоящего времени, звуковой экспрессии стиха, участие автора в происходящих событиях и его отношение к ним. Буклет с рисунками учащихся о родном крае. Стихотворения учащихся о Донской земле. Сочинение-отзыв о творчестве поэтов казачьего зарубежья. Реферат «Трагедия донского казачества в годы гражданской войны.
Тема 4. «Есть в творчестве таинственная сила» (поэтическое творчество Заслуженного художника России Семёна Сергеевича Скопцова).
Стихотворения: «Творчество», «Моя улица», «Дон», «Бездомным псам», «Был на войне, был в тишине», «Всё было рассчитано точно», «Встреча в степи», «Как хорошо, что ты ко мне пришла», «Пусть знают все, что я тебя люблю», «Старый мастер», «Ловлю душевность налету», «Кто думал только о себе», « Прекрасна жизнь».
Скопцов – поэт, художник, гражданин. Философское осмысление жизни, творчества. Гуманизм и патриотизм поэта. Стихи о любви. Чистота и тонкость поэтического чувства. Лиризм и песенность стиха.
Зрительный ряд. Портрет С.С.Скопцова. Донские пейзажи С.С.Скопцова.
Звуковой ряд. Ю.А.Терещенко. Романсы и песни на стихи С.С.Скопцова.
Стихи С.С.Скопцова в исполнении автора.
Творческие задания. Рассказ о жизни С.С.Скопцова в нашем городе (по материалам интервью, взятого учащимися у поэта). Передача в чтении лиризма и песенности стихотворений поэта. Размышления учащихся (устные и письменные заметки) при сопоставлении пейзажной живописи и описательной манеры С.С.Скопцова. Буклет о жизни и поэтическом творчестве донского художника.
Тема 5. Дерево сильно корнями. Пословицы и поговорки армян Дона.
Выражение в пословицах и поговорках любви к родной земле, разоблачение предательства, равнодушия, лени. Народная мудрость пословиц и поговорок. Краткость и выразительность пословиц Меткость и точность языка. Прямой и переносный смысл пословиц.
Межпредметные связи.
Русская литература. Пословицы и поговорки русского народа.
Творческие задания. Рассказ по одной из пословиц армян Дона. Рисунки, передающие прямой и переносный смысл пословиц армян Дона. Сопоставление пословиц и поговорок армян Дона с пословицами и поговорками русского народа. Краткость и выразительность пословиц. Меткость и точность языка.
Тема 6. Раны Армении. Творчество классика армянской литературы, педагога и этнографа Хачатура Абовяна.
Биографический очерк. Народные мотивы в рассказе «Девушка тюрчанка». Освободительная борьба армянского народа от персидского ига в романе «Раны Армении» Стихотворения: «Родина», «Армения», «Свобода», «Моя Армения», «Край мой», «Армянский народ», «Армянский пейзаж», «Ереван».
Пафос вольности и протеста, любви к родине, борьбы за свободу в поэзии Абовяна. Интонационное и ритмическое богатство лирики.
Межпредметные связи. История. Освободительная борьба армянского народа от персидского ига.
Зрительный ряд. Портрет X.Абовяна. Репродукции картин А.Акопяна: «Пейзаж по дороге в Эчмиадзин», «Окрестности Еревана», «Агавнадзорский пейзаж».
Звуковой ряд. Армянская народная музыка.
Творческие задания. Рассказ о жизни писателя (по литературным источникам). Сообщение «Освободительная борьба армянского народа от персидского ига» (по историческому источнику и роману X.Абовяна «Раны Армении». Рисунки учащихся на тему «Раны Армении». Продолжение размышления X.Абовяна «Жить и умереть для Отечества».
Тема 7. Песни Алагяза. Творчество классика армянской литературы Аветика Исаакяна.
Стихотворения: «Родина», «Аразу», «Из родной страны Ныне изгнан я», «Караван мой бренчит и плетётся», «Стосковался по родной стране», «Отчизна - душа, родные края», «Все ль вы на страже родины, сыны?», «В смертной битве не дрогнул мой добрый конь», цикл «Песни Алагяза», «Жизнь - краткий сон», «Ивушка», «Хочешь, стану росою печали Сказка «Самая нужная вещь?», басня «Сатана и его дочери», рассказ «Веленье сердца», Очерк жизни и творчества. Мотивы народной поэзии в творчестве Исаакяна. Любовная лирика. Тема хариба, тема скитальческой жизни и тоски по родине. Философская лирика. Тема материнской любви. Напевность, звуковая выразительность стиха, близость к фольклорному творчеству.
Зрительный ряд. Портрет А.Исаакяна. Репродукции картин А.Акопяна: «Армянский мотив», «Ереван», «Арарат».
Звуковой ряд. Армянская народная музыка. Песни на стихи А.Исаакяна: «Родина», «На чужих пустынных дорогах», «Из родимой страны удалился», «Полюбил, любимую увели».С.Рахманинов Музыка на стихи А.Исаакяна «Ивушка».
Творческие задания. Рассказ о жизни писателя (по материалам литературного источника: Л. Киракосян, «Поэт, события и судьбы», Передача в чтении напевности, звуковой выразительности стиха А.Исаакяна.
Сопоставление чтения стихотворения А.Исаакяна «Ивушка» с его музыкальным воплощением в произведении С.Рахманинова. Сочинение - отзыв о творчестве писателя. Армения в пейзажных зарисовках учащихся.
Тема 8. «Будь славен, Человек!» Гражданская лирика крупнейшего деятеля армянской культуры, поэта-публициста, революционера-демократа, философа Микаэла Налбандяна.
Стихотворения: «Свобода», «Обращение», «Дни детства», «Песня итальянской девушке», «Аполлону» и другие. Налбандян - крупнейший деятель армянской культуры, поэт, публицист, вождь армянской революционной демократии. Ненависть к гнёту, душившему свободу родного народа. Призыв к борьбе. Прославление человека. Гражданский пафос лирики Налбандяна.
Межпредметные связи. История. Культурное наследие армянской диаспоры. М.Налбандян и революционеры-демократы
Зрительный ряд. Портрет М.Налбандяна. Репродукции картин А. Акопяна: «Окрестности Нахичевани», «Пейзаж Нахичевани», «Осень».
Звуковой ряд. Армянская народная музыка.
Творческие задания. Сообщения «Культурное наследие армянской диаспоры» и «Налбандян и революционеры-демократы» (по историческим источникам: «История города Ростова-на-Дону» и М.Багдыков, «Нахичеванские портреты»). Рассказ о жизни писателя в нашем городе (по литературным источникам). Передача в чтении гражданского пафоса стихотворений М.Налбандяна. Эссе «М.Налбандян – революционер-демократ, поэт-публицист, философ».
Тема 9. «Люби свою землю родную ...». Поэтическое творчество Ашота Гарнакерьяна.
Стихотворения: «Придонье», «В Старочеркасске», «У Багаевской станицы», «Август», «Синие изгибы Дона», «У нас, на солнечном Дону», «Ростов», «Стихи об Армении», «О Родине», «Аджимуш-кай», «Не знаю, сколько было встреч случайных», «В прощальной суете вокзала», «Нахичевань».
Личность поэта-земляка. Донской край и его природа. Тема исторической памяти в произведениях Гарнакерьяна. Оптимистичность стихов о любви. Своеобразие поэтической интонации лирики Г арнакерьяна.
Зрительный ряд. Портрет А. Г арнакерьяна. Слайды. М. Сарьян. «Долина Арарата», «Горы. Армения», «Старый Ереван», «Южная зима», «Армения».
Творческие задания. Рассказ учащихся о поэте по воспоминаниям о нём современников. Передача в чтении своеобразия поэтической интонации лирики А. Гарнакерьяна. Сопоставление тональности стихов А.Исаакяна «Буклет о жизни и творчестве поэта-земляка Родине» и А.Гарнакерьяна «О Родине», способов выражения чувств поэта. Буклет о жизни и творчестве поэта-земляка. Сочинение-миниатюра «Люби свою землю родную».
Тема 10. «Искать утраченную правду Через века, через года ...» Творчество Ары Геворковича Геворкяна.
Стихотворения: «Просто жить и считать», «Я склоняюсь над буквами твоими», «О, если б выстояли зданья», «Я думаю: судьба меня хранит», «Я пишу на рассвете», «Поэт», «Когда ты прожил свой предел почтенный», «Последний августовский день», «Любовь» («Воспетая на тысячу ладов»), «Любовь» («Нет, в сети ты её не бросишь»). Жизненный и творческий путь А.Геворкяна. Стихи о любви, о творчестве. Размышления о жизни и смерти. Общечеловеческая мысль о связи души и тела, прошлого и современности. Эмоциональность, философичность, непосредственность и оригинальность стиха.
Зрительный ряд. Портрет А.Геворкяна. Репродукции картин А.Акопяна: «Уголок Еревана», «Дворик в Ереване», «Ущелье Гарни».
Звуковой ряд. Армянская духовная музыка.
Творческие задания. Рассказ о жизни А.Геворкяна (по материалам интервью, взятого учащимися у поэта). Передача в чтении оригинальности и непосредственности стиха А.Геворкяна, чувств поэта. Буклет о жизни и творчестве поэта. Устные словесные иллюстрации к одному из стихотворений А.Геворкяна.
Тема 11. «Перед чистым сверканием глаз ...». Творчество армянской поэтессы Кнарик Саркисовны Хартавакян.
Стихотворения: «Современнику», «Селение моё родное - Чал-гырь», «Мы из древнего града Ани», «Монолог женщины, боящейся наступления весны», «Осени», «Посвящение первому снегу» («Снежный вальс»), «Первоснежье», «Умоляю, любите, любите вы их ...». Биографический очерк. Тема армянской истории и культуры, необходимость бережного отношения к сокровищнице национального языка, тысячелетним культурным традициям одного из древнейших, просвещеннейших народов мира. Мотивы очищающего влияния родной природы. Художественное своеобразие лирики, богатство интонации.
Зрительный ряд. Портрет К.С.Хартавакян.
Творческие задания. Рассказ о жизни и творчестве поэта (в публицистическом стиле – интервью). Передача в чтении неповторимости авторской интонации. Буклет о жизни и творчестве поэта. Творческая работа «О чём меня заставила задуматься лирика К.С.Хартавакян?
Тема 12. «Мир вам!». Жизнь и творчество классика еврейской литературы Шолом-Алейхема.
Стихотворения: «Колыбельная», «Накануне субботы», «Спроси, что плачу я», «Пересаженное деревце», «Еврейская дочь». Рассказы: «Город маленьких людей», «Заколдованный портной», «Царствие небесное», «Выигрышный билет». Повесть «Мальчик Мотя» («Дети черты»). Роман «Блуждающие звёзды». Очерк жизни и творчества. Самобытный интонационно выразительный строй песен, их связь со славянским фольклором. Тема «маленьких людей», страдающих от жестокого социального и национального гнёта, неунывающих оптимистов. Трагедия талантливых людей в мире капитализма, где талант становится предметом хищнических спекуляций, наживы.
Межпредметные связи. Русская литература. Мотивы народной песни в лирике Н. А. Некрасова. «Маленькие люди» в произведениях А.С.Пушкина, Н.В.Гоголя, Ф.М.Достоевского.
Зрительный ряд. Портрет Шолом-Алейхема. Иллюстрации к произведениям Шолом-Алейхема Мендала Горшмана и Натана Альтмана.
Звуковой ряд. Еврейская народная музыка.
Творческие задания. Рассказ о жизни писателя по воспоминаниям о нём современников. Сопоставление самобытного интонационно-выразительного строя песен Шолом-Алейхема со стихотворениями Н.А.Некрасова. Сравнение «маленьких людей» – героев произведений Шолом-Алейхема и Н.В.Гоголя, А.С.Пушкина, Ф.М.Достоевского. Творческая работа «Читая Шолом-Алейхема».
Тема 13. «Нам дорог цвет, нам цвет необходим!». Поэтическое творчество Вениамина Константиновича Жака.
Стихотворения: «Каждый раз, как светлую новинку», «Пятисти- шья» («Бессмертие», «Поэт»), «От снега до снега», «Человек», «Дожди», «Заморозки», «Бабье лето», «Золотой огонь», «Что знает лист о дереве своём?», «Зимнее утро», «Он с детских лет поверил: «Чудо будет!», «Сёстры Зои», «Прифронтовая тишина», «Огненная крона», «Стихи о будущей матери», «Я столько лет бессчетных, столько дней …». Биографический очерк. Эмоционально-стилевая окрашенность философской, пейзажной, гражданственной, любовной лирики В.Жака - живого человека, с его радостями и огорчениями, надеждами и мечтами. Выразительность художественных средств. Тема войны.
Зрительный ряд. Портрет В.К.Жака.
Звуковой ряд. Песни на стихи В.К.Жака.
Творческие задания. Рассказ учащихся о жизни В.К.Жака (по материалам литературных источников). Передача в чтении самобытности и напевности стиха В.Жака. Иллюстрации учащихся к произведениям поэта. Очерк «Переводческая деятельность В.К.Жака».
Тема 14. «Печалясь и ликуя ...». Поэтическое творчество Даниила Марковича Долинского.
Стихотворения: «Вот так всегда», «У меня ничего не осталось», «Бугрово», «Десятое февраля», «Что жив я, не моя вина», «О войне я начал на войне», «Кровь холодит, мог тебя не знать», «Кто-то в зале, куда мы вошли», «Я выжил», «Один и тот же вижу сон». Очерк жизни и творчества. Правда о человеке на войне. Любовная лирика. Стихи о Пушкине. Гражданский и патриотический пафос лирики.
Зрительный ряд. Портрет Д.Долинского.
Творческие задания. Рассказ учащихся о жизни и творчестве Д.Долинского (по материалам интервью, взятого учащимися у поэта). Передача в чтении патриотического пафоса стиха. Сопоставление стихотворений о войне Д.Долинского и В.Жака. Буклет о жизни и творчестве поэта. Сочинение-отзыв о лирике Д.Долинского.
Тема 15. Цыганский фольклор.
Сказки кэлдэраров: «Иван Вечерний», «Про ионику и коня о 24 ногах», «Духовник», «Цыганская птица счастья», «Цыплёнок». Сказки русских цыган: «Цыган Петро», «Неверная жена». Песни: «Кабы знала свою долю», «Журавушка», «На Можайской дороге», «Лохмотья», «Шляется бродяга».
Сказочные змеи – воплощение зла, насилия, несправедливости. Тема борьбы за счастье и справедливость. Музыкальная основа, причудливость, глубокая эмоциональность, богатая орнаментировка, широта цыганских песен. Оригинальность и стилистика.
Зрительный ряд. С.Доманский. Фото цыган – исполнителей цыганских народных песен. Иллюстрации к цыганским сказкам и песням В.Котанова.
Звуковой ряд. Цыганские песни в исполнении Жанны Карпенко, Михаила Шишкова, Виктора Светлова, Розы Джелакаевой, Петра Деметры.
Творческие задания. Сопоставление глубоко эмоциональных, богатых по орнаментировке цыганских песен с русскими народными песнями. Иллюстрации учащихся «Любимые герои цыганских сказок». Реферат «Оригинальность и стилистика цыганских песен».
Тема 16. Оригинальная цыганская литература.
М.Ильинско, рассказ «Барская подачка». О.А.Панкова, поэма «Раздавленная судьба». А.В.Германо, рассказ «Его звали волчонком», пьеса «Жизнь на колесах», очерк «Идут новые цыгане». Особенности цыганской литературы. Тема, сюжет произведения. Необычность главного героя, его судьба. Призыв к новой жизни. Роль пейзажа. Отношение автора к персонажам произведения.
Творческие задания. Передача в чтении авторского и своего отношения к изображаемому. Сопоставление произведений оригинальной цыганской литературы с русской классикой (А.С.Пушкин, «Цыганы», М.Горький, «Макар Чудра». Составление киносценария одного из произведений оригинальной цыганской литературы. Сообщение «Цыганская публицистика».
Тема 17. Усталый зов Эллады. Поэтическое творчество Николая Фёдоровича Щербины.
Стихотворения: «Воспоминания», «Эллада», «После битвы», «Южная ночь», «Просьба художника», «Поэт», «Счастье», «Ночь ясна», «Женщине» Биографический очерк. Тема загадочной и бесконечно любимой родины. Жажда гармонии как основной мотив лирики Щербины. Тема поэта и поэзии. Философское осмысление любви, природы. Роль метафор. Музыкальность лирики Щербины.
Зрительный ряд. Портрет Н.Ф.Щербины. Иллюстрации Г.Сухорученко к произведениям Щербины.
Звуковой ряд. Греческая народная музыка. Романс П.И.Чайковского «Примирение» на стихи Н.Ф.Щербины «О, засни моё сердце глубоко» и ставшая народной в наши дни песня «Раскинулось море широко». Магнитофонная запись. Стихи «Южная ночь». Читает В.С.Кукушин.
Творческие задания. Рассказ учащихся о поэте (по материалам газетных публикаций). Прослушивание романса П. И. Чайковского «Примирение», ставшей народной в наши дни песни «Раскинулось море широко», записи стихотворения «Южная ночь» и нахождение интонаций для выразительного чтения лирики Щербины. Буклет о литературно-общественной деятельности поэта. Отзыв о поэтическом творчестве Н. Ф. Щербины.
Тема 18. «Донщина, Родина моя». Творчество учащихся 9 класса.
Творчество учащихся как рефлексия на изучение литератур народов Приазовья. Выражение любви к родному многонациональному краю, историческому прошлому народов, населяющих его. Проявление межконфессиональной и межэтнической толерантности.
Творческие задания. Стихотворения учащихся на тему «Донщина, Родина моя». Эссе «Я счастлив, что в городе этом живу». Отзыв о факультативном курсе «Литература народов Приазовья». Сообщение «О чем рассказали мемориальные доски города».
Достарыңызбен бөлісу: |