Программа общеуниверситетского факультатива ниу-вшэ



Дата02.07.2018
өлшемі71,04 Kb.
түріПрограмма
Классическая риторика и новая техника представления знания

Программа общеуниверситетского факультатива НИУ-ВШЭ
Преподаватель:

Гасан Чингизович Гусейнов, доктор филологических наук, профессор школы филологии НИУ-ВШЭ

gusejnov@gmail.com
Продолжительность курса: 3 модуля
I модуль - 18 ауд.часов (4 ауд.часа лекции, 14 ауд.часа семинары)


II модуль - 18 ауд.часов (4 ауд.часа лекции, 14 ауд.часа семинары)

III модуль - 20 ауд.часов (4 ауд.часа лекции, 16 ауд.часа семинары)

+ заключительный реферат

+ зачет
Аннотация:

Риторика как искусство речи и прикладная образовательная методика возникла в те времена, когда греки еще не знали письменности; впервые "оратором" Гомер называет Ахиллеса, выигравшего риторический поединок с Приамом.

Своего расцвета классическая риторика достигнет лишь спустя столетия после того, как письмо станет повседневностью, но далеко еще не вытеснит потребность в разнообразной, живой, познающей и организующей речи.
Именно для людей ранней письменной эпохи и были созданы главные учебные пособия по риторике: диалоги Платона, трактаты Аристотеля и Цицерона, Дионисия и Квинтилиана, записанные речи Лисия и Демосфена, Эсхина и Цицерона. Богатства устного слова мыслились сопоставимыми с неисчерпаемыми кладовыми письма – с целыми библиотеками – сначала рукописных, а еще через несколько столетий – и печатных книг.
Мы живем в совсем другие времена. Сейчас владение хорошей письменной речью является достоянием меньшинства, и доля этого меньшинства неуклонно сокращается. Зато расширяется область пост-письменной коммуникации. Господствующий медиум – аудиовизуальный и так называемый мультимедийный.

Люди, практически овладевшие новыми навыками визуализации (от карикатур и татуировок до граффити и компьютерной графики), не могут обойтись без искусства риторики. Преподавать этот предмет приходится тоже по-новому: на выходе из письменно-книжной культуры древности актуализируются как раз те аспекты риторической науки, которые были в ходу две с половиной тысячи лет назад.


Сегодня пишущим и выступающим людям – и любителям, и профессионалам – опыт классической античной риторики может оказаться полезным, а то и незаменимым. Преодолевая традиционно высокомерное отношение к риторике как «пустому говорению обо всем и ни о чем», участники семинара быстро почувствуют и осознают, что методика, выработанная на входе в письменно-книжную эпоху, должна быть переосмыслена и перезаточена под требования наступающей новой эпохи, когда в игру вступили новые медийные инструменты и платформы (интернет, мобильные сетевые устройства, новые визуально-тактильные формы авторской работы).
Темы лекций (10%), семинаров/вебинаров (50%) и практических занятий (40%):
Первый модуль

Новая актуальность риторики в пост-гутенберговскую эпоху. Риторика аудиовизуальной эпохи.

Место классической риторики в тривиуме: посредничество между грамматикой и логикой. Место риторики в эпоху социальных сетей.

Что такое авторство: общие правила построения речи и личность говорящего.

Основные категории риторики дописьменной, письменной и постписьменной эпох.

Риторика и красноречие: судебное, политическое, торжественное.

Основные этапы - от Аристотеля до Фейсбука.

Пять шагов риторики.

Основная риторическая терминология и проблемы представления и передачи знания.

Познавательные и управленческие функции риторики.

Аргумент и аргументация.

Десять категорий Аристотеля и логические квадраты Платона.

Риторика и визуальные искусства.

От греческой вазописи до современного киноискусства и видеоарта: постоянные и переменные опорные точки высказывания.

Структура речи и строение тела.

Устная, письменная и диалогическая речь: лирика, эпос и драма в риторическом преломлении.

ПРАКТИКУМ-ИГРА - 1: нахождение темы для устной и письменной речи, а также представления (перформанса).

ПРАКТИКУМ-ИГРА - 2: диспозиция (план) устного, письменного и драматического произведения.

ПРАКТИКУМ-ИГРА - 3: элокуция, подбор речевых средств.
Теория речевых актов (от Платона до Дж.Серла).

История риторики и история естественных и гуманитарных наук (начало знакомства с книгой Frances A.Yates. The Art of Memory. L., Routledge, 1966. Русский перевод: 1997).

Топосы и риторические фигуры.

Риторический практикум: портреты известных ораторов 20-21 вв.

Онлайн-практикум.
Первая письменная работа (факультативно):

Сравнительная биография известных ораторов недавнего прошлого и настоящего по образцу "Параллельных жизнеописаний" Плутарха (Сталин и Троцкий, Ельцин и Горбачев, Обама и Путин, Ангела Меркель и Маргарет Тэтчер и мн.др.). Объем – от 7 до 10 тысяч знаков. В этой работе основное внимание уделяется не деталям и развернутому описанию риторических практик персонажей, а их жизни и месту риторики в этой жизни.


Второй модуль
Критика: между авторской экзистенцией и риторическим упражнением.

Риторика и изобразительное искусство. Описание и анализ памятника как риторическое упражнение.

Риторическая ситуация и ее разновидности. Научная и педагогическая работа в риторическом освещении.

Риторические приемы: от экзаменационных вопросов до интервью.

Выбор риторической стратегии в зависимости от жанра.

Риторика и книга. Техника резюмирования.

Текст и гипертекст. Сократ между Платоном и Стивом Джобсом. Аристотель у Бертрана Рассела. http://anthropology.rchgi.spb.ru/aristotel/aristotel_i3.htm

Выбор риторической стратегии в зависимости от политических условий.

Как пользоваться метафорами?

Как превратить занудный текст в запоминающееся устное выступление: структура, словарь, несловесные коммуникативные приемы?

Как превратить расшифровку хаотичного разговора в интересный связный письменный текст?

Риторика и миф.

Основные инструменты памяти: архитектура, театр, книга, игра.

ПРАКТИКУМ-ИГРА - 4: "Витрувианский человек" и его память. От Иксиона до Леонардо, от Микеланджело до Мельникова.


Вторая письменная работа (факультативно):

"Универсальная шпаргалка": от замысла до изготовления. Объем – от 7 до 10 тысяч знаков.



Третий модуль
Архитектура и риторика.

Витрувий, или Архитектура как школа ораторского искусства.

Подступы к Витрувию – от христианского средневековья и эпохи Возрождения до наших дней.

Практикум: риторика и современная урбанистика.

Новые формы представления знания.

Практикум: риторика в социальных сетях – от античных граффити до современных сетевых жанров (пост, коммент, чат, статус, визуальные жанры, демотиваторы и т.п.).

Медиум как ингибитор и катализатор понимания.

Критерии качества представления знания.

Авторский практикум: память и клише.

Авторский практикум: действие и снятие "зажима".

Авторский практикум: пространство и время в структуре письменного текста, устной речи и визуального сообщения.

Авторский практикум: работа над текстом - от домашнего задания до репортажа.

ПРАКТИКУМ-ИГРА-5: действие / actio, action - письменная, устная и сетевая речь как разновидности действия.
Заключительная письменная работа (реферат на выбор):

а) Риторический автопортрет на фоне собственных научных задач, просчетов и достижений. Объем – от 7 до 10 тысяч знаков.


б) Перевод на русский язык одной-двух статей словаря риторической терминологии, сочинение и подбор актуальных русских примеров. Объем – от 7 до 10 тысяч знаков.

Итоговая письменная работа (реферат):

Риторический автопортрет на фоне собственных научных задач, просчетов и достижений. Объем – от 7 до 10 тысяч знаков.


Литература:

Внимание! Список ориентировочный и может меняться в зависимости от профессиональных интересов аудитории.
Платон: "Горгий". "Пир". "Федр".

Аристотель: "Категории", "Поэтика" и "Риторика" (отрывки).

Цицерон: Три трактата об ораторском искусстве (отрывки).

Квинтилиан. Воспитание оратора.

Лисий: Речи.

Лонгин. О возвышенном.

Плутарх: "Цицерон" и "Демосфен".

Витрувий. 10 книг об архитектуре.


Аверинцев С.С. Риторика как подход к обобщению действительности. В кн.: Поэтика древнегреческой литературы. М.: Наука, 1981. С. 15-46.

http://ec-dejavu.net/r/Rhetoric.html


Гаспаров М.Л. Античная риторика как система. – В кн.: Гаспаров М.Л. Об античной поэзии. Поэты. Поэтика. Риторика. СПб.: Азбука, 2000, с. 424-472.

Гайденко П.П. Обоснование научного знания в философии Платона. – В кн.: Платон и его эпоха. М., Наука, 1979, с. 98-143.


Марсилио Фичино. Комментарий на "Пир" Платона. – В кн.: Эстетика Ренессанса. Сост. В.П.Шестаков. М., "Искусство", 1981, т. 1, с. 139-241.
Эразм Роттердамский. Письмо Ульриху фон Гуттену о Томасе Море. – В кн.: Эстетика Ренессанса. Сост. В.П.Шестаков. М., "Искусство", 1981, т. 1, с. 429-436.
Эдгар По: Как я писал "Ворона"? ("Philosophy of Composition" / "Философия творчества")
Генрих фон Клейст: О том, как постепенно составляется речь, когда говоришь. О театре марионеток.
Хабермас, Ю.: Первым почуять важное: Что отличает интеллектуала / Пер. с нем. К. Левинсона // Неприкосновенный запас. — 2006. — № 3.

http://magazines.russ.ru/nz/2006/47/ha2.html


Ober, Josiah. The orators. – In: The Cambridge History of Greek and Roman Political Thought. Ed. by Christopher Rowe and Malcolm Schofield. Cambridge: Cambridge University Press, 2005, pp. 130-141.
Русский язык и новые технологии. Сборник статей. Сост. Г.Ч.Гусейнов. М., НЛО, 2014.
Frances A. Yates. The Art of Memory. London et al.: Routledge & Kegan Paul, 1966. Русский перевод: Френсис Йейтс. Искусство памяти. Перевел Е.Малышкин. СПб.: Университетская книга, 1997.
Kennedy, George A. A New History of Classical Rhetoric. Princeton: Princeton University Press, 1994.
Bazerman, C. Shaping written knowledge: The genre and activity of the experimental article in science. Madison, WI: University of Wisconsin Press, 1988.
Делёз Ж., Гваттари Ф. Анти-Эдип: Капитализм и шизофрения. Екатеринбург, У-Фактория, 2007. Перевод Д.Кралечкина под ред. В.Кузнецова.
Поддьяков А.Н. Человеческий метакапитал: управление формированием и передачей знаний в социальных средах с несовпадающими и противоположными интересами участников. – В его кн.: Компликология: создание развивающих, диагностирующих и деструктивных трудностей. М., Издательский дом Высшей Школы Экономики, 2014, с. 77-120.

Сетевые ресурсы:

Silva Rhetoricae, or The Forest of Rhetoric by Gideon O. Burton, Brigham Young University:

http://rhetoric.byu.edu/
Курс: Риторика: Лекционный курс на Постнауке.Ру:

http://postnauka.ru/courses/18367


Френсис Йейтс. Искусство памяти. Перевел Е.Малышкин.
http://psylib.org.ua/books/yates02/

Платформа для вывешивания домашних заданий, онлайн-дискуссий и других упражнений:

Studium Generale (studium-generale.ru)


Средний объем затрат времени:
Не менее 1 часа чтения по курсу в день.

Не менее 3000 знаков письменных упражнений в неделю.


8.IV.2015 – 26.VIII.2015
Каталог: data -> 2015
data -> Бейсенбай Кенжебаев алаш туы астында (мақалалар мен зерттеулер)
data -> Шығыс Қазақстан облысының Семей аймағында 2013 жылы аталып өтілетін және еске алынатын
data -> Шығыс Қазақстан облыстық Абай атындағы әмбебап кітапхана
data -> М. Б. Шындалиева Филология ғылымдарының докторы, профессор
data -> Олжабай Нұралыұлының шығармашылық мұрасы хаһында
data -> Оқулық Астана, 2012 Қазақстан республикасының білім және ғылым министрлігі
data -> Қазақ очеркі
data -> «Қазіргі заман тарихын құжаттандыру орталығы» коммуналдық мемлекеттік мекемесі Шығыс Қазақстан облыстық Абай атындағы әмбебап кітапхана
data -> «Қазіргі заман тарихын құжаттандыру орталығы» коммуналдық мемлекеттік мекемесі Шығыс Қазақстан облыстық Абай атындағы әмбебап кітапхана


Достарыңызбен бөлісу:


©engime.org 2017
әкімшілігінің қараңыз

енгізу | тіркеу
    Басты бет


материалдарды жүктеу