Религиозность и секуляризация: сущность и соотношение



Pdf көрінісі
Дата14.04.2020
өлшемі340,17 Kb.
#62539
Байланысты:
religioznost-i-sekulyarizatsiya-sushnost-i-sootnoshenie


 

Д. Ш. Цырендоржиева, К. А. Багаева. Религиозность и секуляризация: сущность и соотношение 

 

 



27

 

УДК 1:316.0 



 

РЕЛИГИОЗНОСТЬ И СЕКУЛЯРИЗАЦИЯ: СУЩНОСТЬ И СООТНОШЕНИЕ 

 

© Цырендоржиева Дари Шойбоновна, доктор философских наук, профессор кафедры филосо-

фии Бурятского государственного университета. 

Россия, 670000, г. Улан-Удэ, ул. Смолина, 24а. E-mail: dari145@mail.ru 



© Багаева Ксения Анатольевна, кандидат философских наук, старший преподаватель, докторант 

кафедры философии Бурятского государственного университета. 

Россия, 670000, г. Улан-Удэ, ул. Смолина, 24а. E-mail: ksyusha.81@mail.ru 

 

Авторы  статьи  анализируют  сущность  религиозности,  рассматривают  основные  теоретические 



подходы. За короткий промежуток времени произошло много изменений в разных сферах челове-

ческой действительности. Метаморфозы затронули сферу религии, также коснулись и религиозно-

сти.  Исследователи  связывают  сдвиги  в  религиозном  сознании  с  процессом  секуляризации,  на-

чавшимся в Европе, а затем и в России. В статье обращается внимание на тенденции секуляриза-

ции,  ее  сущность  и  направления,  особо  акцентируется  внимание  на  секуляризации  российского 

общества. В рамках секуляризации религиозность приобретает совершенно иные очертания, хотя 

и идет увеличение числа обращений к религии, в то же время религиозная интерпретация действи-

тельности теряет свою актуальность. Выдвигается предположение, что в результате трансформа-

ции общества религиозность россиян претерпела существенные изменения. 

Ключевые слова: религия, секуляризация, религиозное сознание, общество, цивилизация. 

 

RELIGIOUSNESS AND SECULARIZATION: ESSENCE AND CORRELATION 



 

Tsyrendorzhieva Dari Sh., DPhil in Philosophy, Professor, Department of philosophy, Buryat State Uni-

versity. 

24a Smolina St., Ulan-Ude, 670000 Russia. E-mail: dari145@mail.ru 

Bagaeva Kseniya A., PhD in Philosophy, Senior Lecturer, Doctoral, Department of philosophy, Buryat 

State University. 

24a Smolina St., Ulan-Ude, 670000 Russia. E-mail: ksyusha.81@mail.ru 

 

The authors analyze the essence of religiousness, consider the main theoretical approaches. In a short pe-



riod of time many changes have taken place in different spheres of human reality. Metamorphoses have 

affected the sphere of religion, they also touched and religiosity. The researchers have attributed shifts in 

religious consciousness with the process of secularization began in Europe and then in Russia. The article 

pays attention to the trends of secularization, its nature and directions, it particularly focuses on the secu-

larization of the Russian society. In the framework of secularization the religiosity takes quite different 

shape, although the increase in the number of appeals to religion is observed, at the same time the reli-

gious interpretation of reality is losing its relevance. The supposition is put forward that as a result of the 

transformation of society the religiosity of Russians has undergone significant changes. 



Keywords: religion, secularization, religious consciousness, society, civilization. 

 

Религия  была  и  остается  одним  из  важнейших  регуляторов  социальной  действительности. 



Нельзя не согласиться с тем фактом, что в современном мире религия притягивает разные слои насе-

ления. Кроме того, сложно оспорить аспект, что религия является этическим регулятором общества, 

ведь  многие  нравственные  положения  религии  способны  направить  развитие  общества  в  положи-

тельную сторону. Религия как особое мироотношение личности создается традицией внутри всей ве-

роисповедной группы, а проявляется  как индивидуальное отражение действий и мотиваций отдель-

ной личности. «Религиозность есть частная форма существования религии в жизни отдельного инди-

вида» – пишет О. Лобазова [1, с. 89]. 

Обращаясь к понятию «религиозность», следует отметить, что дать определение ему довольно 

сложно в связи с многоплановостью трактовок термина «религия». Если слово «религия» в русском 

языке начинает использоваться в качестве «вероисповедания» и «благочестия» только с XVIII в., то 

«религиозность» входит в оборот в XIX веке. По этому поводу православный священник Я. Кротова, 

отмечает, что религиозность – это особый феномен, явившийся результатом огромной духовной ре-

волюции, которая свершилась на переходе от средневековья к новому времени. Это время когда цер-

ковь теряет поддержку со стороны государства, поэтому ей необходима опора в душах людей [2]. 



 

ВЕСТНИК БУРЯТСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА                                                                 2015. Вып. 14А 

 

 

28



 

В религиозных традициях понятие религиозности может иметь совершенно разные оттенки: от 

простого  благочестия  до  полного  отрешения  от  светской  жизни,  внутри  религиозных  традиций  ве-

лись и ведутся споры о религиозности, ее истинности и ложности. Во многом это связано с тем фак-

том, что сами конфессии считают свою традицию единственно верной и ведущей к спасению. Однако 

просто идентификации с религиозным объединением недостаточно для того, чтобы говорить о рели-

гиозности. Протестантский исследователь К. Боа утверждает: «Мы знаем людей, утверждающих, что 

они христиане, а ведущих себя как варвары. Целые народы, называющие себя христианами, являются 

закоренелыми язычниками» [3, с. 4]. 

В светском государстве гарантирована свобода вероисповедания, что означает принятие чело-

веком  любой  формы  религиозности.  Религиозность  выполняет  важную  функцию  социализации,  но 

приобретает противоречивый характер в тех случаях, когда нарушает права других людей, становит-

ся вне закона и преследуется им. С другой стороны, в условиях изменения религии, трансформирует-

ся и религиозность, преобразуя религиозное пространство. 

Таким  образом,  становится  понятным,  почему  в  рамках  конфессий  не  сложилось  единого  по-

нимания  религиозности.  Лишь  с  эпохи  Возрождения,  а  затем  и  Нового  Времени,  исследователями-

теологами  начинает  обсуждаться  вопрос  о  личной  религиозности,  в  которой  усматривалось  «всеоб-

щее субстанциональное и неконфессиональное (общеконфессиональное, метаконфессиональное, суб-

конфессиональное)  проявление  личной  религиозности,  только  приобретшей  ту  или  иную  историко-

конфессиональную форму» [4, с. 34]. 

В  разных  культурно-исторических  типах  религий  не  сложилось  определения  религиозности, 

нет  единства  относительно  данного  термина  и  в  научных  кругах.  Религиозность  рассматривают  с 

разных позиций, применяя множество параметров, к настоящему же времени сложилось три основ-

ных направления в трактовке данного термина. Первое направление представлено И. Н. Яблоковым, 

который  определяет  религиозность  как  определенное  социальное  качество  группы  или  индивида, 

проявляющееся в сумме таких свойств, как религиозное сознание, религиозное поведение, религиоз-

ное отношение [5]. К этому же направлению следует отнести В. И. Гараджу, Д. М. Угриновича. Вто-

рой подход объединяет исследователей П. С. Гуревича, М. П. Мчедлова, Л. Н. Митрохина и Е.Г. Ба-

лагушкина, во взглядах которых религиозность изучается с точки зрения изменения социальной си-

туации, возникновения новых религиозных движений. По мнению Е. Г. Балагушкина, в основе рели-

гиозности лежат противоречивые интересы людей [6]. Наконец, третья группа исследователей фено-

мена религиозности, рассматриваемого в контексте современной религиозной ситуации в российском 

обществе,  представлена  такими  именами  как  А.  Кураев,  А.  Кырлежев,  Ю.  Д.  Синелина.  Религиоз-

ность, согласно их исследованиям, имеет тесную взаимосвязь с религиозным сознанием и мировоз-

зрением, которые сегодня активно изменяются под влиянием меняющегося общества, свободы совес-

ти, а также из-за появления новых религиозных организаций. По мнению О. Лобазовой, современная 

религиозность является условием и результатом мега- и макротенденций, действующих в российском 

обществе,  и  проявляется,  с  одной  стороны,  в  формах,  отражающих  секуляризацию  и  глобализацию 

культурной и политической жизни, а, с другой стороны, в формах, отражающих стремление к этно-

культурной самоидентификации наций и народностей России [1, с. 5]. 

У.  Джемс  противопоставлял  религиозность  как  «возвышенность»  светской  «обыденности», 

рассуждая в этом аспекте, что существует разница в особенностях переживания, а не в особенностях 

религии [7]. Здесь возникает вопрос о критериях религиозности, и некоторые исследователи в данном 

случае  главным  критерием  называют  конфессиональную  принадлежность,  то  есть  самоидентифика-

цию.  Таким  образом,  концепции  религиозности  имеют  как  методологические,  так  и  теоретические 

различия, что приводит к разности выводов. Поэтому в своем исследовании мы будем придерживать-

ся мнения, что религиозность связана с религиозным сознанием и религиозным мировоззрением. 

Религиозность следует охарактеризовать такими признаками, как наличие наглядных, эмпири-

ческих  действий,  выступающих  как  социальный  феномен,  представляющий  сущность  религиозной 

организации.  Религиозность  можно  рассмотреть  в  виде  эмоционального  переживания  или  некой 

субъективной  веры  и  стремления  индивида  к  божественному. «Термином  “религиозность”  можно 

описать сознание и деятельность значительной части людей, чьи установки и ценности определены 

содержанием их религиозных убеждений» [1, с. 89]. Благодаря индивидуальным особенностям чело-

век  может  воспринимать  религиозную  информацию,  однако  трансляция  ее  в  общество  зависит  от 

субъективных и объективных факторов. Соответственно, религиозность – это наличие определенных 

установок, убеждений, которые согласованы с религиозной верой человека, его деятельностью в той 

или иной сфере общества. 


 

Д. Ш. Цырендоржиева, К. А. Багаева. Религиозность и секуляризация: сущность и соотношение 

 

 



29

 

Многие  исследователи-религиоведы,  отмечают  факт  повышения  уровня  религиозности  обще-



ства, несмотря на произошедший  процесс  секуляризации, ставший  неотъемлемой  частью  современ-

ной общественной жизни. 

Термин «секуляризация» как две стороны одной медали: одна сторона положительная, которая 

наполняет человека, общество и культуру самостоятельным, внерелигиозным смыслом, другая – от-

рицательная – это вытеснение всего, что касается религии из всех областей человеческой жизни. Эти 

стороны очень тесно связаны между собой, в том смысле, что при увеличении религиозного содер-

жания будет уменьшаться суть светского, и, наоборот, упрощение или разрушение светского не мо-

жет  не  оказывать  влияния  на  религиозное.  Таким  образом,  светское  и  религиозное  существуют  не 

только параллельно, но и могут оказывать непосредственное и опосредованное влияние друг на друга. 

Данный процесс проявляется, прежде всего, в том, что качественное изменение одного дает возмож-

ность  или  толчок  к  развитию  другого.  С  другой  стороны,  секуляризация,  как  процесс  приобретает 

несколько иной смысл, если рассматривать «светское» как не связанное с религией. 

Существуют две точки зрения на сущность и тенденции процесса секуляризации. Первая точка 

зрения утверждает, что секуляризация неизбежно приведет к краху и исчезновению религии из обще-

ственной жизни человека. Другие исследователи предпочитают видеть в секуляризации лишь некое 

изменение религии в том плане, что на смену одним культурно-историческим типам приходят другие, 

а религия в любом случае продолжает свое существование. 

Известный западный социолог П. Бергер считает, что секуляризация связана с освобождением 

сознания, общества, его институтов от влияния религии. Религия перестает быть связующим момен-

том в жизни человека, так как секуляризация приводит к потере религиозного смысла бытия [8]. Та-

ким образом, «общество оказалось как бы выведенным из-под юрисдикции “священного”, оставшись 

принадлежностью “мира”» [9, с. 21], то есть светского. Современное же религиоведение придержива-

ется мнения, что секуляризация ведет к изменению религии в ходе социальных преобразований. На-

пример,  Т.  Парсонс  полагает,  что  в  процессе  секуляризации  религия,  утрачивая  сакральный  смысл, 

становится одной из сфер общества и приобретает частный характер. В таком случае свобода выбора 

религии приводит к тому, что ее влияние увеличивается. Соответственно, будучи социальным инсти-

тутом, религия оказывает меньше воздействия на политику, культуру и образование. 

Так  или  иначе,  цивилизация  сложилась  под  влиянием  религии,  в  частности,  западноевропей-

ское общество, где, собственно говоря, зародились основы гуманизма, светскости, светского государ-

ства и секуляризации. Жизнь в современном обществе протекает не без влияния религиозных ценно-

стей, и это свидетельствует о том, что исчезновение религии или уменьшение ее роли ведет к появле-

нию новых форм религии, которые актуальны и соответствуют запросам данного времени и общества. 

Таким образом, религия предстает как обособленная сфера, свободная от «священного». 

Известный  социолог  религии  Р.  Белла  придерживается  мнения,  что  западное  общество – уже 

полностью секуляризованное, в нем нет контроля над религиозными убеждениями, поэтому церковь 

как социальный институт уже не столь актуальна. Современный европеец – это «секуляризованный 

христианин», который возникает на фоне наличия множества религиозных организаций и выделения 

«гражданской религии», когда главную роль играет не божественное начало, а этическая сторона [10]. 

Значит,  Т.  Парсонс  и  Р.  Белла  видят  в  секуляризации,  прежде  всего,  процесс,  ведущий  к  тому,  что 

религия становится частным делом каждого, то есть происходит дифференциация светского и рели-

гиозного. 

Отечественные  исследователи,  такие  как  Ю.  А.  Левада,  И.  Н.  Яблоков,  Р.  А.  Лопаткин  также 

обращались к теме секуляризации, последний предложил одно из самых удачных определений секу-

ляризации – это «процесс высвобождения из-под влияния религии всех сторон и уровней жизнедея-

тельности  общества  и  личности  и  утверждения  в  общественном  и  индивидуальном  сознании  мате-

риалистического  мировоззрения  и  основанных  на  нем  систем  норм  и  ценностей  как  необходимого 

условия функционирования и прогрессивного развития общества и личности» [11, с. 19]. По мнению 

И. Н. Яблокова и Ю. А. Левады, секуляризация – поступательный процесс, происходящий под влия-

нием модернизации. Секуляризацию необходимо рассматривать в социокультурном контексте, ведь в 

конечном итоге она ведет к полному исчезновению религии. 

Д. М. Угринович  и  другие  авторы  в  коллективном  исследовании  «К обществу свободному  от 

религии»  дали  такое  определение  секуляризации: «процесс  постепенной  и  полной  эмансипации  об-

щества и личности, не только от влияния церкви, но и от религии вообще» [11, с. 17]. 

В  постсоветских  исследованиях  секуляризации  следует  выделить  В.  И.  Гараджу  и  его  работу 

«Социология религии», в которой он вводит термин «обмирщение» в качестве синонима секуляриза-


 

ВЕСТНИК БУРЯТСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА                                                                 2015. Вып. 14А 

 

 

30



 

ции, определяя ее как процесс изменения отношений общества и религии, в результате чего общество 

становится независимым от религии, то есть светским [12, с. 192]. Таким образом, секуляризация – 

многосторонний  исторический  и  общественный  процесс,  который  создал  современное  светское  об-

щество  и  светское  государство,  где  отношения  между  людьми  не  опосредованы  религией.  Церковь 

теряет свое прежнее значение, что приводит к отходу от религиозной интерпретации действительно-

сти.  Религия  теперь  сфера  жизни  общества,  однако,  включенная  в  экономическую  и  политическую 

деятельность. В результате секуляризации, как утверждает В. И. Гараджа, происходит появление та-

ких феноменов как «нерелегиозность» и «религиозный вакуум», что ведет к выходу на сцену различ-

ных явлений, начиная от мистицизма и заканчивая коммерческими культами [12, с. 204–205]. 

Представляют определенный интерес высказывания Ю. А. Кимелева, по мнению которого се-

куляризация ведет к тому, что социальные структуры становятся независимыми от церковных инсти-

тутов, то есть меняется статус религии в обществе, отношение к ней и, соответственно, формирова-

ние сферы религиозного [13, с. 129–130]. 

В российском обществе в период советского времени религиозность ушла на второй план, что 

стало  следствием  массовой  секуляризации,  проводимой  правительством.  Религиозное  же  возрожде-

ние 1990-х гг., по убеждению многих исследователей, не привело к массовому и глубокому понима-

нию сути религии. Сегодня российское общество, как и все мировое сообщество, переживает процесс 

десекуляризации, когда происходит дифференциация религий и их модернизация, в результате кото-

рых они не исчезают, а лишь меняют свой облик, приспосабливаясь к изменившимся общественным 

условиям. Из сферы коллективной религиозность переходит в индивидуальную, большинство людей 

видят в религии только практическую необходимость (выполнение обрядов, культов, обереги и т.д.) 

Тем самым, секуляризация привела к формированию нового типа религиозности – индивидуального, 

ведь «религиозные институты вовсе не утратили своей действенности, а продолжают занимать в об-

ществе важное место, становясь все более специализированными» [14]. 

 

Литература 

1.  Лобазова  О.  Ф.  Религиозность  современного  российского  общества:  дис. ... д-ра  филос.  наук. – М., 

2010. – 314 с. 

2.  Кротов Я. О. О религиозности. С христианской точки зрения // [Электронный ресурс]. – URL: http:// 

www.svoboda.org/programs/Christ/2000/Christ.030500.asp 

3.  Боа К. Лабиринты веры. – М.: Знание, 1992. – С.4. 

4.  Февралева Л. И. Социально-философские аспекты отношений государства и религиозных объедине-

ний в постсоветский период: на материалах Владимирской области: дис. … канд. филос. наук. – Архангельск, 

2009. – 214 с. 

5.  Яблоков И. Н. Социология религии. – М., 1979. 

6.  Балагушкин Е. Г. Критика современных нетрадиционных религий (истоки, сущность, влияние на мо-

лодежь Запада). – М., 1986. 

7.  Джемс У. Многообразие религиозного опыта. – СПб.: Андреев и сыновья, 1993. – С.44. 

8.  Berger P. The sacred canopy. Elements of social theory religion. – N.Y., 1967. 

9.  Синелина Ю. Ю. Секуляризация в социальной истории России. – М., Academia, 2004. – 222 с. 

10. Американская социология. – М.: Прогресс, 1972. 

11. Процесс  секуляризации  в  условиях  социализма  и  его  социологическое  исследование / К  обществу, 

свободному от религии (процесс секуляризации в условиях социалистического общества) / под ред. П. К. Ку-

рочкина. – М.: Мысль, 1970. 

12. Гараджа В. И. Социология религии. – М.: Аспект Пресс, 1996. 

13. Кимелев Ю. А. Философия религии. – М.: NB, 1998. 

14. Парсонс  Т.  Система  современных  обществ / пер.  с  англ.  Л.  А.  Седова,  А.  Д.  Ковалева / под  ред.  

М. С. Ковалевой. – М.: Аспект Пресс, 1998. – 270 с. 

 

References 

1.  Lobazova O. F. Religioznost' sovremennogo rossiiskogo obshchestva. Dis. ... d-ra filos. nauk [Religiosity of 

Modern Russian Society. Dr. of philos. sci. diss.]. Moscow, 2010. 314 p. 

2.  Krotov Ya. O. O religioznosti. S khristianskoi tochki zreniya [About religious. From the Christian point of 

view]. Available at: http://www.svoboda.org/programs/Christ/2000/Christ.030500.asp 

3.  Boa K. Labirinty very [Labyrinths of Faith]. Moscow: Znanie Publ., 1992. P. 4. 

4.  Fevraleva L. I. Sotsial'no-filosofskie aspekty otnoshenii gosudarstva i religioznykh ob"edinenii v postsovetskii 

period: na materialakh Vladimirskoi oblasti. Dis. … kand. filos. nauk [Social and Philosophical Aspects of Relations 

between a State and Religious Uniontions in the Post-Soviet Period: on the materials of Vladimir Oblast. Cand. of phi-

los. sci. diss.]. Arkhangel'sk, 2009. 214 p. 


 

Д. Ш. Цырендоржиева, К. А. Багаева. Религиозность и секуляризация: сущность и соотношение 

 

 



31

 

5.  Yablokov I. N. Sotsiologiya religii [Sociology of Religion]. Moscow, 1979. 



6.  Balagushkin E. G. Kritika sovremennykh netraditsionnykh religii (istoki, sushchnost', vliyanie na molodezh' 

Zapada)  [Criticism of Modern Non-traditional Religions (the origins, essence, and impact on Youth of the West)]. 

Moscow, 1986. 

7.  James W. The Varieties of Religious Experience. New York: Cosimo Classics, 2007. 

8.  Berger P. The Sacred Canopy. Elements of Social Theory Religion. N.Y., 1967. 

9.  Sinelina Yu. Yu. Sekulyarizatsiya v sotsial'noi istorii Rossii [Secularization in the Social History of Russia]. 

Moscow: Academia Publ., 2004. 222 p. 

10. Amerikanskaya sotsiologiya [American Sociology]. Moscow: Progress Publ., 1972. 

11. Protsess sekulyarizatsii v usloviyakh sotsializma i ego sotsiologicheskoe issledovanie [The Process of Secu-

larization in the Conditions of Socialism and its Social Study]. K obshchestvu, svobodnomu ot religii (protsess seku-

lyarizatsii v usloviyakh sotsialisticheskogo obshchestva) – Towards a Society Free of Religion (the process of seculari-

zation in the socialist society). Moscow: Mysl' Publ., 1970. 

12. Garadzha V. I. Sotsiologiya religii [Sociology of Religion]. Moscow: Aspekt Press, 1996. 

13. Kimelev Yu. A. Filosofiya religii [Philosophy of Religion]. Moscow: NB Publ., 1998. 

14. Parsons T. The System of Modern Societies. New Jersey: Prentice-Hall Inc., 1971. 




Достарыңызбен бөлісу:




©engime.org 2024
әкімшілігінің қараңыз

    Басты бет