Тема 6. Построение нового общества в Узбекистане.
Узбекская модель развития.
План:
Основные принципы общества, создаваемого в Узбекистане.
Решение идеологических проблем в процессе создания нового общества.
Узбекская модель развития.
I. Какое общество мы создаем? Идеология национальной независимости, формируемая в настоящее время, включает в себя вековые традиции и ценности народа, национальное самосознание. Обогащая их общечеловеческими ценностями, достижениями мировой цивилизации и передовыми прогрессивными идеями, она отражает цели и задачи страны. С помощью идеологии каждый наш соотечественник сможет найти ответы на вопросы: Какое государство, какую систему мы создаем? Каковы социально-экономические и духовно-политические основы этого государства?
Президент Узбекистана И.А.Каримов в своих произведениях «Узбекистан: свой путь независимости и прогресса», «Узбекистан на пути к великому будущему», «Узбекистан стремится к XXI веку» и др. научно обосновывает к какой именно цели стремится Узбекистан, какое общество он создает. В работе «Узбекистан стремится к XXI веку» изложены приоритетные принципы нового общества и стратегии развития.
С тех пор как мы обрели независимость, вопрос о том, какое мы общество создаем, обрел актуальное значение. Этот вопрос подробно изложен в вышеуказанном произведении Президента. В нем обоснованы научно-философская концепция нового общества, очередные стратегические задачи коренного реформирования жизни общества.
Наша главная стратегическая цель - построение свободного демократического общества, правового государства, основанного на рыночной экономике. Рыночная экономика опирается, прежде всего, на многоукладность (т.е. разные виды собственности) и конкуренцию. Все виды собственности имеют равные права, которые гарантируются государством. Если экономическое развитие управляется и регулируется спросом и предложением на рынке, то исчезает необходимость управления экономическим развитием сверху, распределением средств и фондов.
Внедрение рыночной экономики, основанной на разных видах собственности, способствует созданию для всех узбекистанцев, независимо от их национальной, языковой и религиозной принадлежности, достойных условий жизни, гарантированной реализации законных прав и свобод.
Однако не существует готового, разработанного пути перехода к рыночным отношениям и их внедрения. Мы не можем слепо перенимать опыт развитых стран. Потому что структура нашей экономики, природные ресурсы и климатические условия, состав и рост населения достаточно своеобразны. Применение моделей развития других стран может не дать соответствующих результатов или усилить кризис экономики (как, например, применение метода шоковой терапии в некоторых странах СНГ).
Поэтому избранный волей народа путь развития это - путь эволюционного развития, исключающий социальные потрясения и революционные скачки. Идеология национальной независимости объединяет граждан, служит обеспечению их взаимного согласия. Содержание пути, избранного Узбекистаном, заключается в определении приоритетных направлений развития, сосредоточения основных сил и возможностей для обеспечения развития по избранным направлениям, поэтапного осуществления реформ.
Избранный путь и стратегические цели идеологии национальной независимости предполагают решение задач, касающихся всех сфер жизни общества.
В политической сфере: дальнейшее углубление .процессов демократизации общества и государства, обеспечение их последовательности и эффективности предполагает следующее.
Во-первых, либерализация политической жизни страны, государственного и общественного строительства, повышение политической активности населения, формирование у него политической культуры, основанной на национальных и общечеловеческих ценностях.
Обеспечение норм демократии, свободы мысли и совести, плюрализма и прав человека; приоритет принципа «жить в соответствии с гуманистическими и общечеловеческими ценностями».
Во-вторых, формирование эффективного механизма, обеспечивающего равновесие между имеющимися в обществе интересами социальных сил и движений, а также утверждение в политической жизни принципа многопартийности.
В-третьих, создание условий для самостоятельной деятельности демократических институтов, неукоснительное соблюдение конституционных принципов разделения властей, создание максимальных возможностей для реализации политического, социального потенциала свободы и инициативы членов общества.
В свою очередь, это означает формирование в стране эффективной системы демократических институтов, позволяющих устранить недостатки и предрассудки, мешающие продвижению общества вперед.
В-четвертых, расширение круга деятельности местных хокимиятов и органов самоуправления граждан, поэтапная передача им части полномочий государственных органов, внедрение в жизнь концепции «От сильного государства - к сильному обществу», предусматривающей повышение прав и статуса негосударственных общественных структур.
Все это означает, что по мере роста политического сознания и активности людей, развития политической культуры, ряд функций государства поэтапно будет переходить к органам самоуправления граждан, в частности повысится авторитет и статус махалли, с последующим наделением ее более значительными правами.
В-пятых, совершенствование системы подбора одаренных, всесторонне развитых и высококвалифицированных, преданных Родине молодых специалистов, способных осуществлять реформаторские задачи в соответствии с демократическими требованиями, а также интересами общества.
Все это - очень трудный и сложный процесс, который во все времена протекал нелегко. Он требует изменения мышления и мировоззрения людей, устранения явлений субъективизма, местничества и других пороков бюрократической системы.
В экономической сфере: последовательное осуществление процесса либерализации экономики во всех отраслях, углубление проводимых реформ, повышение самостоятельности хозяйствующих субъектов, устранение препятствий на пути развития предпринимательской деятельности.
Во-первых, главная задача в ходе либерализации экономики - сокращение контрольных и управленческих функций государства, ограничение его вмешательства в деятельность хозяйствующих субъектов, в первую очередь в деятельность частного бизнеса.
Это означает наделение частного бизнеса большей свободой, создание необходимых правовых основ, организационных и экономических условий для нормальной деятельности рыночных механизмов, проведение институциональных преобразований, углубление реформ банковской системы, создание развитой рыночной инфраструктуры, формирование конкурентоспособной среды.
Во-вторых, углубление процесса приватизации и формирование на этой основе класса собственников, вовлечение в эти процессы крупных предприятий.
Это означает развитие многоукладной экономики, рост доли частной собственности и благополучия в обществе, обеспечение интересов собственников.
В-третьих, создание надлежащих условий и усиление правовых гарантий, а также экономических стимулов для широкого привлечения в экономику иностранных инвестиций, прежде всего адресатных.
Это означает активное сотрудничество с надежными зарубежными партнерами, производство совместно с ними отечественной продукции, отвечающей потребностям нашего народа, конкурентоспособной на мировом рынке.
В-четвертых, повышение экспортного потенциала страны, ее равноправное и взаимовыгодное участие в международном распределении труда, усиление широкой интеграции нашей экономики в мировую экономическую систему.
Это означает повышение роли и авторитета нашей Родины в мировом сообществе, чувства гордости наших граждан за передовой экономический потенциал своей страны.
В-пятых, последовательное продолжение кардинальных структурных изменений в экономике, формирование цивилизованного рынка. Это означает эффективное и полномасштабное использование наших богатых природных ресурсов и интеллектуального и научно-технического потенциала, а также обеспечение ведущего места передовым технологиям, производству готовой продукции, эффективной переработке минерального и сельскохозяйственного сырья, развитие сферы обслуживания и быта, усиление их значения в экономике, создание новых рабочих мест, особенно на селе.
. В социальной сфере: когда во всех сферах жизни общества осуществляются коренные преобразования, полным ходом формируются рыночные отношения, одним из основных принципов нашего дальнейшего развития становится реализация сильной социальной политики.
Во-первых, обеспечение поэтапного, последовательного повышения материального благосостояния народа, создание необходимых условий для достойной человека жизни, дальнейшее совершенствование механизма социальной защиты населения, прежде всего той его части, которая особенно нуждается в помощи, а это - дети, старики, инвалиды, учащаяся молодежь.
Во-вторых, продолжение систематической работы по повышению в обществе роли матери и женщины, семьи, являющейся для каждого надежной опорой, колыбелью духовности и нравственности.
В-третьих, совершенствование деятельности государственных структур, обеспечивающих безусловное гарантирование правового равенства граждан, их безопасность, приоритет закона.
В-четвертых, исходя из того, что молодежь - это будущее нашей страны, и в дальнейшем считать работу по воспитанию гармонично развитой личности приоритетным направлением государственной политики, проведение этой политики превратить в общенародное дело.
II. В духовной сфере: основная задача - обогащение наших духовных ценностей достижениями науки и технологического процесса, утверждение принципов идеологии национальной независимости в сознании народа, недопущение фальсификации нашей истории, основ религии, использования их в неблаговидных политических целях.
Во-первых, все более широкое вовлечение наших соотечественников в ряды активных участников процесса духовного обновления, реформирования общества, укрепление социальной солидарности, межнационального согласия и религиозной толерантности.
Во-вторых, превращение великой идеи процветания Родины, мира, стабильности, повышения благосостояния народа, объединяющей в одно целое мечты и чаяния людей, различных социальных слоев, политических сил и движений, - в священную цель всех наших соотечественников.
Это означает укрепление межнациональной консолидации и соблюдение принципов многопартийности и плюрализма.
В-третьих, продолжение работы по разъяснению широкой общественности гуманистической сущности религии, имеющей тысячелетнюю историю и являющейся одной из основ нашей духовной жизни.
Для всех нас останется одним из жизненных основополагающих принципов мудрое изречение великого мыслителя Бахоуддина Накшбанда: «Дилинг - Оллохда, қўлинг -меҳнатда бўлсин» («Пусть Бог будет в твоей душе, а руки твои будут в труде»).
В-четвертых, систематическое продолжение работы по выполнению Национальной программы по подготовке кадров, непрерывное совершенствование системы образования и воспитания на основе требований времени.
Это означает ориентирование нашей деятельности на глубокое понимание того, что мощь нашего государства, будущее нашей страны зависят от молодых кадров, всесторонне развитых и обладающих богатым духовным потенциалом.
В-пятых, уважение национальных ценностей: языка, культуры, религиозных убеждений, традиций и обрядов людей всех национальностей, проживающих в Узбекистане, а также содействие их сохранению и развитию.
Это означает усиление среди граждан нашей страны, независимо от их национальной и религиозной принадлежности, дружеских и братских чувств, обеспечение реализации идеи «Узбекистан - наша общая Родина».
III. Узбекская модель развития. Узбекистан - страна огромных возможностей. Она имеет богатые природные ресурсы, большой экономический и научно-технический потенциал. Самое главное, в этом краю живет трудолюбивый одаренный народ.
Узбекистан - государство, избравшее свой, самостоятельный путь развития. Этот путь во всем мире признан как «узбекская модель» государственного и общественного строительства. Ее характерной особенностью, отличающей ее от других национальных моделей развития, является то, что она предполагает не только экономическое развитие, но национальное возрождение и социальный прогресс. Поэтому наряду с экономическим развитием она включает развитие государственного строительства, социальной сферы, духовности и пр. То есть узбекская модель - это системное преобразование общества, причем не взрывным революционным, а путем эволюционного, последовательного, поэтапного развития.
Узбекская модель развития
Узбекская модель развития означает не революционное, а эволюционное реформирование общества.
Пять принципов реформирования общества:
Приоритет экономики над политикой.
Государство — главный реформатор.
Верховенство закона.
Сильная социальная политика.
5. Поэтапный переход к рыночной экономике
Эта модель развития имеет свои теоретические и практические стороны. Теоретическая сторона обосновывает концепцию развития, учитывающую возможности страны, развитие ее производительных сил, инфраструктуру, природные ресурсы, демографическую ситуацию в стране, знания, способности, сознание населения.
Теоретический аспект включает в себя несколько самостоятельных направлений: принципы экономической политики и макроэкономическую теорию; принципы построения демократического государства и демократизации общества; формирование класса собственников и совершенствование социальной стратификации (социальной структуры общества); концепцию национальной идеи, национальной идеологии и вопросы духовно-культурного развития; принципы внешнеполитических, экономических и культурных связей и т.п.
Практическая сторона узбекской модели развития также включает в себя несколько направлений:
политики, направленной на создание правовой базы реформ и ее укрепление;
- принятие указов, постановлений, целевых программ (в том числе
инвестиционных), которые отражают организационную деятельность и механизмы
воплощения в жизнь теоретических выводов и целей государства;
формирование и развитие инвестиционной политики, налоговой политики, рынка фондов и ценных бумаг; оказание влияния на рынок потребления и т.п.;
- пропагандистскую и воспитательную деятельность по правильному
разъяснению гражданам указов и постановлений правительства, объединение граждан, формирование у них волевых качеств, способствующих преодолению инерции старого строя.
Обретя независимость, Узбекистан должен был решать не только экономические задачи, но также задачи по возрождению и развитию основ национальной государственности, национальных кадров, национального самосознания и гордости; развивать новое мышление для реализации идей независимости.
Модели развития Германии, Швеции, Японии, Южной Кореи, Франции, Китая, - это. в основном, модели экономического развития. Они не включали в себя коренное изменение политической, социальной и культурной жизни. Ни в одной из этих стран в процессе осуществления экономических реформ не были актуальными вопросы возрождения национальной государственности, культурного наследия, родного языка (только в Южной Корее большое значение придавали вопросам государственного строительства).
В первые же годы независимости под руководством Президента Республики И.А.Каримова была разработана стратегия реформ. За основу был принят: опыт перехода развитых стран к рыночным отношениям; уроки, вынесенные из исторических испытаний, которые пережила страна; образ жизни и мышления народа. На этой основе были разработаны следующие пять принципов коренного реформирования общества:
Первый принцип. Приоритет экономики над политикой. Экономические реформы не должны подчиняться какой-либо идеологии, внутренние и внешние экономические отношения должны быть от нее свободны.
Второй принцип. Государство - главный реформатор. Оно обязано определять главные направления реформ, вырабатывать политику обновления и преобразования, последовательно претворять ее в жизнь.
Третий принцип. Верховенство закона во всех сферах жизни общества. Принятые демократическим путем Конституция и законы должны соблюдаться всеми без исключения.
Четвертый принцип. Проведение сильной социальной политики с учетом демографического положения в стране. Одновременно с внедрением рыночных отношений необходимо принимать действенные меры социальной защиты населения, особенно малообеспеченных семей, детей и стариков.
Пятый принцип. Переход к рьшочным отношениям осуществляется эволюционным путем с учетом объективных экономических закономерностей, последовательно, обдуманно, поэтапно.
Эти принципы составляют основу собственного пути независимого развития, стержень программы переходного периода. Их реализация обеспечивает социально-политическую стабильность в нашей стране, самое главное - последовательное внедрение рыночной экономики.
Узбекская модель развития признана международным сообществом благодаря тому, что она основывается на богатейших традиция национальной государственности, ценностях и менталитете народа, а также на достижениях мирового опыта реформирования общества.
Таким образом, идея национальной независимости непосредственно взаимосвязана с новым обществом, создаваемым в Узбекистане, и узбекской моделью развития. Эта идея является объединяющим фактором в процессе достижения народом своих конечных целей, в процессе укрепления независимости, созидании свободной и процветающей Родины, свободной и благополучной жизни, и будет сохранять свое значение в качестве духовной основы социальной деятельности.
ЛИТЕРАТУРЫ:
Конституция Республики Узбекистан,- Т.Узбекистан, 2000
Ислам Каримов. Узбекистан: национальная независимость, экономика, политика, идеология.-Т.:Узбекистан, 1996.-Т. 1.
Ислам Каримов. Наша цель: свободная и процветающая Родина. -
Т.:Узбекистан,1996.-Т.2.
4. Ислам Каримов. Мыслить и работать по-новому - требование времени.-
Т. Узбекистан, 1997.-Т.5.
Ислам Каримов. Узбекистан на пороге XXI века: угрозы безопасности,
условия и гарантии прогресса.- Т.:Узбекистан,1997.
Ислам Каримов. Идеология - это объединяющий флаг нации, общества,
государства. Ответы на вопросы главного редактора журнала «Тафаккур».-Т.:Узбекистан,1999.
Абу Наср Фараби. Философские трактаты.- Т.:Фан,1970.
Абу Райхон Беруни. Избранные произведения. - Т.,1966.-Т.1.
Абу Али ибн Сила. Канон врачебной науки.- Т.,1998.
Алишер Навои. Избранные произведения. - Т.,1987
Алпамыш:Узбекский народный эпос.-Т.:Шарк,1998.
Геополитика и мировое развитие. - М.:Мысль,1995.
Гегель. Философия права. - М:Мысль.1997.
Джалолиддин Мангуберды.-Т.:Шарк,1999.
Захириддин Мухаммад Бабур. Бабурнаме.-Т.,1989.
16. Миллий истиқлол ғояси: асосий тушунча ва тамойиллар.- Т.:
Янги аср авлоди, 2001.
17. Мустақиллик. Изоҳли-оммабоп луғат.- Т.: Шарқ, 1998.
18. Тойнби Н. Постижение истории. - М.:Наука,1992.
19. Уложение Амира Тимура.- Т.:Изд-во им. Г.Гуляма,1999.
20. Фрейд 3. Введение в психоанализ. - М.,1991.
21. Шопенгауэр А. Свобода воли и нравственность. - М.,1992.
22. Ясперс К. Смысл и назначение истории. - М.:Политиздат,1991.
Достарыңызбен бөлісу: |