Подготовил:
Зайкун Арман
Группа:
“ИШ-12”
Семинар 5.
Культурное наследие тюрков
Казахстана
Гуннские герои: образ Атиллы в мировой культуре. Прототюрки – герои, жизнь и быт в мировой литературе.
Образ Атиллы, вождя гуннов, имел значительное влияние на мировую культуру. Он был известен своей силой, храбростью и военным мастерством, и его имя стало символом непреклонности и величия. В мировой литературе Атилла часто упоминается как жестокий властитель, покоритель и завоеватель.
Одним из известных произведений, в которых упоминается Атилла, является поэма Данте "Божественная комедия". В этом произведении, Атилла изображается в аду, в разделе, предназначенном для карательных тиранов, где он страдает за свои злодеяния.
Также Атилла упоминается в работах других известных писателей, таких как Шекспир, которые используют его образ, чтобы передать идею варварства и бесчеловечности.
Относительно прототюрков, это группа восточных тюркских народов, которые являются предками современных тюркских народов. Их жизнь, культура и быт также описаны в мировой литературе.
Например, эпос "Кутадгу Билик" является одним из самых известных произведений прототюркской литературы. Он описывает историю, правила поведения и нравы прототюрков. Это произведение позволяет нам лучше понять историю и образ жизни этих народов.
Также существуют другие произведения прототюркской литературы, которые рассказывают о героях и их подвигах, а также о быте и традициях прототюрков. Чтение таких произведений поможет углубиться в культуру и историю этих народов.
Мистерии, танцевальное искусство, музыка усуней и канглы. Космогония и мифология древних тюрков.
Мистерии, танцевальное искусство, музыка усуней и канглы являются частью культуры древних тюрков. Космогония и мифология тюрков, также известных как тюркские народы, имеют свои особенности и богатую историю.
Мистерии - это религиозные обряды и церемонии, в которых участвовали древние тюрки. Они включали в себя различные ритуалы, танцы, музыку и драматические представления, которые помогали людям связываться с божествами и испытывать духовное вознесение.
Танцевальное искусство в древней тюркской культуре играло важную роль. Танцы были не только развлекательной формой искусства, но и имели религиозное и обрядовое значение. Танцы выражали различные эмоции и представляли собой способ коммуникации с божествами.
Музыка усуней и канглы - это типичные музыкальные инструменты, которые использовались древними тюрками. Усуны - это струнные инструменты, которые играются с помощью смычка или пальцами, а канглы - это ударные инструменты, которые включают в себя барабаны и перкуссию. Музыкальные инструменты использовались как для развлечения, так и для обрядовых целей.
Космогония и мифология древних тюрков является интересной и уникальной частью культуры этого народа. Они верили, что мир состоит из трех уровней: небес, земли и подземного мира. В своей мифологии они отражали свои представления о природе, космосе, богах и героях.
Одним из центральных понятий древнетюркской мифологии был Тенгри - главный бог, символизирующий небо и вселенную. Тюрки верили, что Тенгри ведет наблюдение и управление за миром. Они также поклонялись различным божествам, связанным с природой и животными, таким как бог солнца, бог ветра, бог воды и т.д.
Мифы тюрков описывали их представления о происхождении мира и человечества. Одна из популярных версий гласит, что вначале был только Тенгри, а затем он создал первого человека - Адама или Мана. Они также верили в существование душ, реинкарнацию и связь с предками.
Тюрки развивали свои традиции и обряды, которые связаны с мифологией. Например, они проводили обряды поклонения богам, жертвоприношения, духовные церемонии и празднования. Эти обряды и ритуалы играли важную роль в их повседневной жизни и помогали поддерживать гармонию с природой и духами.
Космогония и мифология древних тюрков представляют собой богатое наследие этой культуры. Они отражают их веру, образ жизни и отношение к миру. Сегодня интерес к этой теме продолжает расти, исследователи изучают и сохраняют древние мифы и обряды, чтобы сохранить память о древней культуре тюрков.
Свод священного писания древних тюрков «Алтун битиг» (Золотая книга). Тюркское письмо. Технология изготовления бумаги. Книгоиздательство тюрков. Типы и формы книг тюрков.
«Алтун битиг» или «Золотая книга» - это свод священных текстов, написанных на тюркском языке. Она является одним из самых древних письменных памятников тюркской культуры. «Алтун битиг» записана тюркским письмом, известным как "орхон-енисейская руническая письменность". Этот свод текстов содержит изречения, пословицы, законы и религиозные предписания, которые были важны для держав Алтайской и Тюркских каганатов. «Алтун битиг» является ценным историческим и культурным наследием тюркского народа.
Тюркское письмо — это письменность, используемая для записи тюркских языков. К наиболее известным тюркским письменностям относятся орхонская и енисейская рунические письменности, а также арабское, персидское и латинское алфавиты, используемые для записи тюркских языков. Использование конкретного письма зависит от исторического и культурного контекста, а также от региона, где используется тюркский язык.
Технология изготовления бумаги в то время основывалась на использовании растительных волокон. Тюрки использовали различные материалы, такие как кора, льняные волокна и шерсть, чтобы создать бумагу. Они измельчали эти материалы, замачивали их и затем высушивали, чтобы получить листы бумаги.
Книгоиздательство у тюрков было развито. Они изготавливали книги, используя бумагу, пергамент или деревянные доски. Книги могли быть написаны как на тюркском языке, так и на других языках, таких как арабский или персидский.
Тюрки использовали различные типы и формы книг. Это включало рукописные книги, книги в виде свитков, а также книги в виде переплетенных блоков. Они также создавали иллюстрации и орнаменты, чтобы украсить свои книги.
Этот свод писаний, а также другие литературные произведения тюрков, имели большое значение для культуры и религии тюркского народа. Они передавали знания, ценности и мудрость поколениям и оказали значительное влияние на развитие тюркской литературы и культуры.
Иранские компоненты в архетипе тюркской и казахской культуры.
Архетип тюркской и казахской культуры имеет несколько иранских компонентов, которые были внесены в ходе исторических взаимодействий между этническими группами.
1. Языковые компоненты: В тюркских языках, включая казахский, существуют некоторые слова и выражения, которые имеют иранское происхождение. Например, в период активных контактов между орхон-енисейскими ираноязычными племенами и тюркскими племенами возникли ираноязычные заимствования в тюркских языках.
2. Религиозные компоненты: Ислам, распространенный в Иране, стал одним из важнейших компонентов культуры тюркского мира, включая казахскую культуру. Мусульманские обряды, традиции и религиозные обычаи имеют иранские влияния.
3. Культурные компоненты: Иранская культура оказала влияние на различные аспекты тюркской и казахской культур, такие как кулинария, музыка, традиционные костюмы и ремесла. Некоторые культурные символы и традиции, такие как использование ковров, украшения с использованием перьев, племенные обычаи и ритуалы, могут иметь иранские корни.
Важно отметить, что эти иранские компоненты нашли свое место в тюркском и казахском архетипе культуры через долгую историю взаимодействия и культурного обмена между этническими группами. Казахская культура сочетает в себе элементы различных культур, что делает ее богатой и уникальной.
Взаимовлияние индийской культуры и тюркской цивилизации.
Взаимодействие индийской культуры и тюркской цивилизации имеет давнюю и богатую историю. Связи между этими двумя культурами начались в результате распространения буддизма из Индии на территории Средней Азии и Дальнего Востока.
Одним из наиболее заметных результатов этого взаимодействия было формирование индо-тюркского стиля архитектуры в строительстве мавзолеев и мечетей. Этот стиль сочетал элементы индийской и мусульманской культур, такие как лепнина, арочные формы и декоративные элементы.
Также индийская культура оказала влияние на развитие литературы, музыки и живописи в тюркской цивилизации. Индийские эпические поэмы, такие как "Махабхарата" и "Рамаяна", были переведены на тюркский язык и вдохновили создание собственных эпических произведений.
В области религии индийская культура также оказала значительное влияние на тюркскую цивилизацию. Буддизм и идеи индийской философии нашли свое отражение в религиозных практиках и представлениях тюркских народов.
Таким образом, взаимовлияние индийской культуры и тюркской цивилизации привело к обмену идеями, знаниями и культурными ценностями. Оно оказало значительное влияние на развитие архитектуры, литературы, музыки и религии в обеих культурах.
Взаимовлияние и взаимодействие тюркской и исламской культуры
Взаимовлияние и взаимодействие тюркской и исламской культур является важной частью истории тюркских народов.
Взаимодействие тюркской и исламской культур началось в VII веке, когда ислам распространился на территории тюркских каганатов, таких как Уйгуры и Карлуки. В этот период тюркские народы приняли ислам в качестве основной религии, и это стало важным фактором исламизации региона.
В результате этого взаимодействия произошли изменения в традициях, обычаях и языке тюркского народа. Тюркские народы приняли исламские ритуалы, праздники и обряды, такие как праздник Рамадан и хадж.
Одновременно с этим, тюркская культура также повлияла на ислам. Тюркское исламское искусство, архитектура и литература развивались под влиянием местных традиций и культурных особенностей тюркских народов.
Кроме того, исламская идеология смягчила некоторые аспекты традиционной тюркской культуры, такие как кочевой образ жизни и роль женщины в обществе.
Таким образом, взаимовлияние и взаимодействие тюркской и исламской культур привели к появлению уникальных и синкретических культурных выражений и традиций в тюркском мире. Они являются частью богатого наследия тюркских народов и до сих пор оказывают влияние на их современную культуру.
Великие ученые средневековья: Аль-Фараби, Хорезми, Абу Рейхан Бируни, Абу Али ибн Сина.
Аль-Фараби (872-950 гг.): Аль-Фараби был казахстанским философом, лингвистом, музыкантом и ученым. Он является одним из главных представителей исламской философии и внес значительный вклад в области логики, музыки, этики и социальных наук.
2. Хорезми (780-850 гг.): Хорезми был персидским математиком, астрономом и географом. Он считается основателем алгебры и его работа "Книга о восполнении и переводе" стала основой для развития алгебры в западной математике.
3. Абу Рейхан Бируни (973-1048 гг.): Абу Рейхан Бируни был персидским ученым, исследователем и полиглотом. Он внес значительный вклад во многие области науки, включая астрономию, математику, геодезию, философию, физику, химию и культуру.
4. Абу Али ибн Сина (980-1037 гг.): Абу Али ибн Сина, также известный как Авиценна, был персидским философом, ученым и врачом. Он считается одним из величайших врачей в истории и его работа "Книга исцеления" стала фундаментом для развития средневековой и восточной медицины.
Эти ученые сделали огромный вклад в развитие науки в Средневековье и их идеи и открытия оказали значительное влияние на современную науку и образование.
Центрально-азиатские города как центры религиозного учения (буддизм, зороастризм, несторианство, манихейства). Дворцовая культура Центральной Азии.
Центральная Азия имела важное значение как центр религиозного учения в различные периоды своей истории. Вот некоторые центрально-азиатские города, связанные с определенными религиозными учениями:
1. Самарканд, Узбекистан (буддизм): Самарканд был одним из важных центров буддизма в Центральной Азии в период с 2 века до нашей эры до 8 века н.э. Здесь располагалась крупная буддийская община, а также множество монастырей и храмов.
2. Балх, Таджикистан (зороастризм): Балх был одним из древних центров зороастризма, ангеловеров и других древних религий. Зороастрийская религия, основанная пророком Заратустрой, процветала здесь в 1 тысячелетии до нашей эры и в первые века нашей эры.
3. Серапта, Туркменистан (несторианство): В древнем городе Серапта (также известном как Мерв) находилось несторианское епископство. Несторианство, одна из ранних христианских учений, имело влияние в данном регионе в 6-13 веках н.э.
4. Багдад, Ирак (манихейство): Хотя Багдад был вне Центральной Азии, он был крупным центром манихейства, которое вызывало интерес и влияние на регион. Манихейство было религиозным учением, основанным Манихеем, которое процветало во втором и третьем веках н.э.
Это лишь несколько примеров городов Центральной Азии, связанных с различными религиозными учениями. Эти города играли важную роль в распространении вероучений и культурного обмена в регионе.
Дворцовая культура Центральной Азии представляет собой богатое и многообразное наследие, которое отражает влияние различных цивилизаций на этот регион. От древних городов Восточного Ирана и Западного Индостана до влияния персидской, тюркской и исламской культур, Центральная Азия являлась местом слияния различных культурных традиций.
Одним из наиболее известных дворцов в Центральной Азии является дворец Шахи-Зинда в Самарканде, Узбекистан. Этот комплекс мавзолеев был построен в XI-XII веках и является одним из наиболее выдающихся примеров мусульманской архитектуры в регионе. Другим известным дворцом является дворец Куштегирд в Ташкенте, который был построен в XIX веке и стал символом сыновей Ислама Каримова.
Также стоит отметить дворцы и резиденции, которые были построены различными царствами и империями, включая Тимуридскую династию, Монгольскую империю и Саманидов. Эти сооружения отличаются своей роскошью, величественностью и уникальным архитектурным стилем.
Дворцовая культура Центральной Азии также отражается в искусстве, религиозных практиках, музыке и литературе региона. Она является важной частью идентичности и наследия этого региона.
М. Кашгари, Ю. Баласагуни, А. Югнеки, С. Бакыргани и их вклад в тюркскую культуру.
Махмуд аль-Кашгари, Юсуф Баласагуни, Ахмед Югнеки и Седдик Бакыргани - это знаменитые деятели, которые внесли значительный вклад в развитие тюркской культуры. Вот краткий обзор их вклада:
1. Махмуд аль-Кашгари:
Махмуд аль-Кашгари был средневековым тюркским ученым и лингвистом. Он написал "Диван-лугат ат-Тюрк", первый словарь тюркских языков. Это одно из самых важных произведений тюркской литературы, которое помогло сохранить и распространить тюркскую культуру и языки.
2. Юсуф Баласагуни:
Юсуф Баласагуни был кыргызским философом и поэтом, автором знаменитого произведения "Кутадгу Билиг". Это произведение является одним из величайших достижений тюркской литературы и основным источником знаний о культуре и обычаях древних тюрков.
3. Ахмед Югнеки:
Ахмед Югнеки был казахстанским поэтом и мыслителем, он жил в 19 веке. Он внес значительный вклад в развитие тюркской литературы и национальной идентичности. Его произведения отразили культурные и исторические традиции казахского народа.
4. Седдик Бакыргани:
Седдик Бакыргани был тюркским ученым, писателем и историком. Он изучал и описывал историю и культуру тюркского народа. Его работы помогли сохранить и передать знания о древней тюркской цивилизации.
Вклад этих выдающихся личностей в тюркскую культуру состоял в сохранении, исследовании и распространении тюркского языка, литературы и истории. Они сыграли ключевую роль в сохранении и продвижении тюркской культуры и наследия.
Развитие науки и культуры периода хорезмшаха. Зайн аль-Дина Горгани (Джурджани), Рашид ад Дин Умари, Низами Арузи Самарканди.
Период Хорезмшаха, который длился с XI по XIV век, был важным временем для развития науки и культуры в регионе Средней Азии. Некоторые из выдающихся ученых и писателей этого периода включают Зайна аль-Дина Горгани (Джурджани), Рашида ад-Дина Умари и Низами Арузи Самарканди.
Зайн аль-Дин Горгани (Джурджани) был персидским поэтом и философом, жившим в XIII веке. Его наиболее известным произведением является "Веселая наука" («Задка»), многоязычная энциклопедия, включающая знания в области философии, науки, искусства и литературы.
Рашид ад-Дин Умари был персидским политическим историком и писателем, который жил в XIII веке. Он служил советником Хорезмшаха и был автором "Джамиа ат-Таварих" («Коллекция хроник»), обширной исторической работы, описывающей историю Персии и других регионов.
Низами Арузи Самарканди был одним из величайших классических поэтов Персии, жившим в XII веке. Он известен своими любовными поэмами, в том числе "Хосров и Ширин", "Лайли и Маджнун" и "Семь великих поэтов" («Хамсехои нищон»). Его работы имеют глубокий философский смысл и широко изучаются в персидской литературе.
Суфизм. Наджм ад Дин Кубра, Фарид ад-Дин Аттар, Бахауддин Накшбанд.
Суфизм - это течение исламской мистики, которое стремится к духовному познанию и близости к Богу через медитацию, контемпляцию и внутреннюю трансформацию.
Наджм ад Дин Кубра (1145-1221 гг.) - известный суфийский мистик и поэт, основатель одной из ведущих суфийских школ - Кубрауи, которая проповедовала близость к Богу через медитацию и самоаннигиляцию (или исчезновение в Боге).
Фарид ад-Дин Аттар (1145-1221 гг.) - персидский поэт и суфийский мистик, известный своим произведением "Птичий сад" (Мантик-ут-тайр). В своих произведениях Аттар метафорически описывает путь духовного развития и преодоления преград на пути к Богу.
Бахауддин Накшбанд (1318-1389 гг.) - основатель суфийской школы Накшбандия. Он проповедовал прямой путь к Богу, отдавая предпочтение личной духовной связи с Богом и обязательствам по отношению к общине.
Все эти фигуры суфизма оказали значительное влияние на развитие суфийской философии и практик. Они стали авторитетами среди суфийских последователей и оставили огромное наследие в литературе и мистической традиции.
Культура в период Тимуридов - Улугбек (Мухаммед Тарагай), Джамшид аль-Каши, Али Кушчи, Нуриддин Джами, Алишер Навои, Камолиддин Бехзад.
В период Тимуридов (1370-1507 гг.) в Средней Азии была процветающая культура, которая оказала значительное влияние на развитие науки, искусства и литературы. В этот период были выдающиеся ученые, поэты и художники. Давай рассмотрим некоторых из них:
1. Улугбек (Мухаммед Тарагай) - тимуридский правитель и ученый, известный главным образом своими достижениями в области астрономии. Он основал обсерваторию в городе Самарканд, где проводил исследования и собирал данные о звездах и планетах.
2. Джамшид аль-Каши - математик, астроном и физик, работавший в обсерватории Самарканда при Улугбеке. Он сыграл важную роль в развитии астрономических вычислений и написал несколько научных трудов, включая "Таблицы Синджи", основанные на вычислениях астрономических наблюдений.
3. Али Кушчи - математик и астроном, ученик Джамшида аль-Каши. Он сделал значительный вклад в области арифметики и алгебры, включая работу по теории чисел и приближенным методам вычислений.
4. Нуриддин Джами - выдающийся поэт и философ. Он написал множество поэтических произведений на персидском языке, включая газели, рубаи и касиды. Его работы отличаются изящностью стиля и глубокой философской мыслью.
5. Алишер Навои - тюркскоязычный поэт, писатель и ученый. Он считается одним из величайших ученых и литераторов Востока. Навои написал множество поэтических и прозаических произведений, включая эпические поэмы, газели и рубаи. Он также сделал значительный вклад в развитие тюркского языка и литературы.
6. Камолиддин Бехзад - художник и миниатюрист, известный своими иллюстрациями к поэтическим произведениям. Его работы отличаются красочностью, детализацией и мастерством выполнения.
Эти выдающиеся личности внесли значительный вклад в культуру и науку в период правления Тимуридов и оказали глубокое влияние на развитие искусства и литературы в Средней Азии.
Культура Великих Моголов. Индийско-тюркский Ренессанс.
Культура Великих Моголов - это богатое и разнообразное наследие, оставленное императорами Могольской империи, которая процветала на территории современной Индии и Пакистана в XVI-XIX веках. Великие Моголы, такие как Акбар, Джахангир, Шах Джахан и Авр-ангзеб, поддерживали искусство, архитектуру, музыку, литературу и науку.
Одной из выдающихся особенностей культуры Великих Моголов является могольская архитектура. Самым известным примером является Тадж-Махал, прекрасный мавзолей, построенный императором Шахом Джаханом в память о его любимой жене Мумтаз-Махал. Он является визитной карточкой не только культуры Великих Моголов, но и всей Индии.
Музыка также занимает важное место в культуре Великих Моголов. Могольская музыка включает в себя различные жанры, такие как кхаиравати, тхумр, дадра и газель. Использовались инструменты, такие как ситар, табла, саранги и джалтаранг.
Литература Великих Моголов процветала благодаря поддержке императоров. Особенно известными являются произведения великого поэта Амира Хусрава, который писал на персидском и урду. Его стихи отражают различные аспекты жизни и любви.
В целом, культура Великих Моголов поистине великолепна и остается важной частью истории и наследия Индии. Она отражает величие и элегантность этой эпохи и продолжает вдохновлять и восхищать людей по всему миру.
Индийско-тюркский Ренессанс – это период истории Индии (XVII - XVIII века), когда произошли значительные изменения в области искусства, литературы, архитектуры и культуры в целом под влиянием тюркской исламской культуры.
Этот период связан с правлением великих монархов Могольской империи, таких как Шах Джахан и Авренгзеб. В этот период происходило слияние индийской и тюркской культурных традиций, что привело к созданию нового стиля в искусстве и архитектуре.
Под влиянием тюркской культуры, в Индии начал процесс синтеза идей, традиций и мотивов исламского и индийского искусства. Это проявилось в архитектуре, где были построены множество великолепных мавзолеев, мечетей и дворцов в стиле могольской архитектуры, таких как Тадж-Махал и крепость Ред-Форт.
В литературе и поэзии также произошли значительные изменения. В этот период были созданы выдающиеся произведения на урду и персидском языках. Один из самых известных поэтов того времени - Мирза Галиб, который считается одним из наиболее популярных поэтов на урду в истории Индии.
Индийско-тюркский Ренессанс оказал значительное влияние на развитие искусства и культуры в Индии. Этот период стал важным этапом в истории страны и способствовал ее культурному разнообразию и уникальности.
Достарыңызбен бөлісу: |