Тема урока: «Чарующий голос Гарифуллы Курмангалиева и тема Родины в творчестве Акуштап Бахтыгереевой». Урок музыки и литературного чтения



Дата26.06.2018
өлшемі0,68 Mb.
түріУрок
Западно-Казахстанская область

Средняя общеобразовательная школа №9



Акуштап Бахтыгереева


Тема урока: «Чарующий голос Гарифуллы Курмангалиева
и тема Родины в творчестве
Акуштап Бахтыгереевой».


Урок музыки и литературного чтения.


По плану горметод кабинета ГорОО. ШПО.

Подготовили ученики 4 «А» класса.
Учитель музыки Бригида Л.В.
и учитель начальных классов Масянова Г.Н.


Уральск.

13.10.2015г.
Урок музыки и литературного чтения в 4 классе.

Составили учитель музыки СОШ №9 Бригида Л.В.

Учитель начальных классов СОШ №9 Масянова Г.Н.
Тема урока: «Чарующий голос Гарифоллы Курмангалиева и тема Родины в творчестве Акуштап Бактыгереевой».
Учебный предмет – Музыка и литературное чтение.

Цель: ознакомить учащихся с биографией и творческой деятельностью музыканта Гарифоллы Курмангалиева и поэтессы Акуштап Бактыгереевой, развить языковое чутьё школьников, совершенствование навыков чтения, расширение кругозора учащихся; создание эмоционального настроя на восприятие произведений нового раздела, развитие внимания, восприятия, речи; воспитание казахстанского патриотизм и чувства гордости за свою Родину.

Задачи:

I. Образовательная:

Рассказать о творчестве певца, домбриста, композитора, Гарифоллы Курмангалиева, представителя вокально-инструментальной традиции Западного Казахстана

Продолжить знакомство с музыкальной культурой Казахстана, умение выразить впечатления о музыкальном и литературном произведении.

II. Развивающая:

Развивать навыки самостоятельной работы с дополнительной литературой.

Дать понятие терминам: певческий голос тенор, национальная принадлежность.

Осознавать связь времен, различных культур, место и роль каждого певца, музыканта в обществе.

Развивать восприятие, внимание, память, ритм, самостоятельность в работе с учебником и рабочей тетрадью, умение записывать ноты в тетради, определять содержание песни.

Развивать эмоциональность, эстетичность в исполнении песен.

Развивать интерес к изучению литературы, музыки через самореализацию в творческой деятельности, саморазвитие личности.

Развитие речи – усиление коммуникативных свойств речи, овладение художественными образами.



III. Воспитательная:

Формировать интерес к наследию культуры Казахстана XX века.

Воспитывать уважение к творчеству деятелей культуры.

Тип урока: межпредметных связей. Урок знакомства с творчеством исполнителя и поэтессы.

Вид урока нетрадиционный. Изучение и первичное запоминание новых знаний и способов деятельности.

Дидактическое обеспечение урока: карточки, наглядные пособия, тесты, письменные задания, схемы.

Методы и приемы работы:

Основные по источнику информации и характеру деятельности:



перцептивные, направленные на восприятие музыкального искусства,

гностические, когда знания усваиваются в процессе размышления,

управленческие (контролирующие - знания усваиваются в процессе размышления,

по организации и осуществления учено-познавательной деятельности:

объяснительно-иллюстративный;частично-поисковые,

по стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности:

ситуация занимательности сравнение, анализ, обобщение;

приём сопоставления со смежными видами искусств.

по назначению и дидактическим задачам:

приобретение знаний;формирование умений и навыков;

применение знаний;

повторение.

Методы музыкального обучения:

1. Метод анализа манеры оригинальности исполнения народных песен.

2. Метод воспитания творчеством через уважение к народной музыке, творчеству композиторов, певцов.

3. Метод жизненных ассоциаций направлен проведение параллели между народными певцами – любимцами.

4. Методы сравнения, обобщения, сравнения и сопоставления.

Принципы:

1. Принцип единства воспитания, образования и обучения.

2. Принцип наглядности, доступности, активности, интереса.

3. Принципы связи музыки с жизнью, сходства и различия.

4. Принцип тематического построения, целостности урока.

Формы работы на уроке:

1. Словесная

2. Наглядная

Виды деятельности на уроке:

1. Вокально-хоровая работа .

2. Слушанье, исполнение музыки.

3. Рассуждения о музыке.



Приёмы:

Слушание, исполнение.



Способы исполнения музыки:

1. Хоровой. 2. Сольный .



Предполагаемый результат:

а) Продолжить знакомство с деятелями культуры РК б) вызвать эмоциональный отклик.

г) учить детей сопоставлять, сравнивать, давать оценку, характеристику исполнительского мастерства.

Оборудование: Фортепиано, экран, проектор, компьютер.
План урока:

1. Орг. Момент- 3 мин.

2. Музыкальная разминка- 5 мин.

3. Актуализация опорных знаний-10 мин.

4. Исследование- 20 мин.

5. Итог урока- 2 мин.


Ход урока:

  1. Орг. момент.

Музыкальное приветствие и исполнение песни Кулиновой «Мой Казахстан».
Учитель музыки.

- Добрый день, дорогие ученики! Мы рады видеть Вас на уроке музыки и литературного чтения, и надеемся, что урок получится интересным и полезным.

- Очень хочется, чтобы всё задуманное удалось; чтобы вы получили знания, хорошее настроение. Пусть поработает не только ваша память, но душа и сердце.
Эпиграф.

Играй свой кюй, домбра, играй,

Напев чудесный разливай,

Журчи, как горные ручьи,

На сердце радость напевай.


  1. Актуализация.

Урок начинается с повторения, пройденного на прошлом уроке материала.


На школьной доске вопросы для повторения по ранее изученным темам уроков музыки.

1.Как называется тема 1 четверти? (Продолжение традиций).

2.Какие исполнительские школы были основаны в 19, начале 20 веков?

3.Какой композитор был ярким представителем букеевской школы? (Кали Жантлеуов).

4. Какие четыре поколения музыкантов составили «древо» традиционной школы кюйши Курмангазы?

5. В творчестве, каких выдающихся певцов сохранилась аркинская песенная традиция?

6. Какой певец исполнил песню Естая «Кусни-Корлан»? (Манарбек Ержанов).

7.Какой певец стал продолжателем традиций знаменитой аркинской песни? (Жусупбек Елебеков).

8.Сколько стилей исполнения на домбре сложились на обширных землях Казахстана? (Два).

9. Как называется стиль исполнения кюев в Западных областях Казахстана? (Токпе).

10. Как называется стиль исполнения кюев в других областях Казахстана? (Шертпе).

11.Какой струнный смычковый музыкальный инструмент был создан в Казахстане великим Коркытом? (Кобыз).

12. Какой исполнитель музыки на кобызе жил в 20 веке? (Жаппас Каламбаев).


  1. Музыкальная разминка.

Это очень интересно – научиться песни петь,

но не каждому известно как дыханьем овладеть.

Делай мягкий вдох старайся, вдыхай носом, а не ртом.

Да смотри, не отвлекайся, сделал вдох – замри потом.

Выдох делай тихий, плавный – как дыхание листа-

Вот и выйдет песня славной. И свободна и чиста!»



Упражнения по методу В.В.Емельянова.

Вдох спокойно, при выдохи на ш (передать звук ветра).

Вдох спокойно, при выдохе показать звучание пролетающего самолёта.

Вдох короткий. Выдох короткий. Показать, как выпускает дымок паровозик.

Упражнения для голоса.

1.Спеть гамму До – мажор с показом ручных знаков (относительная сольмизация).

2. До-ре-ми.

3. Нота.
Межпредметная связь. Литературное чтение.


Слово предоставляется учителю начальных классов и литературного чтения

Масяновой Галине Николаевне.


Учитель начальных классов. Поэтесса Акуштап Бактыгереева родилась в 1944 году в селе Енбек Акжаикского района Западно-Казахстанской области. Поэтическое дарование у Акуштап появилось в юные годы. Она рано стала публиковать свои стихи в периодической печати. После окончания школы А. Бактыгереева поступила в Алматинский Женский Педагогический институт. В студенческие годы стихи Акуштап Бактыгереевой стали часто появляться на страницах литературных изданий. Стихи А. Бактыгереевой вошли в сборник лучших произведений современных казахских поэтесс. Поэт любит свой край. В каждой книге А. Бактыгереевой немало стихотворений о родном крае, о судьбе родного языка, истории, искусстве, об ауле, земляках, живущих на берегу Ак Жайыка.

Ученик рассказывает стихотворение о Казахстане из учебника «Литературное чтение».


Страна родная.
Здесь сила есть и у песка,

Чтоб с человеком поделиться.

Здесь поможет и река

От всех болезней исцелиться.


3десьмогут трели соловья

Качнуть души девичьей стебель.

И песня горного ручья

Здесь серебристо тает в небе.


Страна родная, только тут

Открылся мне твой дух могучий:

Не птицы здесь поют,

Здесь у людей сердца певучи.


-Мы живем замечательной стране - в Республике Казахстан. Просторы ее огромны. По размеру территории Казахстан входит в десятку крупнейших государств в мире. Казахстан мы называем нашей Родиной, нашим Отечеством. Отечеством - потому что в нем испокон веков жили наши отцы деды, матери и бабушки. Родиной - потому что здесь мы родились, говорим на родном языке. Родина и кормила нас своим хлебом, вспоила своими водами. На свете много разных государств и стран, но одна у человека мать родная, одна у него и Родина.

- За что вы любите свою Родину?

Родина! Сколько глубокого смысла заложено в это слово.

-Произнесите это слово шепотом. Что ассоциируется в вашем понимании с этим словом? Запись ассоциаций.

Анализ произведения.

- Какие чувства вызвало у вас чтение этого произведения? (Чувство гордости, радости...)

- Какие картины вы нарисовали в своем воображении?

Определение идеи произведения. Работа в парах. Чтение стихотворений.

- Давайте прочитаем ваши ассоциации к слову Родина. Есть ли у вас дополнения к написанному?

Слушание карты пометок. Обмен впечатлениями.

- Сможете поделиться своими чувствами о прочитанном с родными?

Родина наша – это страна. Очень и очень большая она. Родина наша - это наш дом, где вместе с семьёй живём.


Исполнение песен «Казахстан», «Астана».
Учитель музыки.
Оформление: Презентации учащихся

  1. Вступительное слово учителя музыки.

- В истории каждого народа есть имена, одно упоминание о которых, рождает у человека необъяснимый трепет сердца. Таково имя выдающегося классика казахской народной музыки Гарифоллы Курмангалиева.

Цель нашего урока познакомиться с биографией и творческой деятельностью музыканта Гарифоллы Курмангалиева.

Учитель музыки. Рассказ о песенной традиции Западного Казахстана. Творчество Гарифоллы Курмангагыиева.

Впервые песенная традиция Западного Казахстана становится темой наших уроков. Песенную культуру Западного Казахстана представляют традиции Атырауской, Мангыстауской, Актюбинской областей. Для западной школы типичны жанры терме и желдирме. Песня назидание речитативного склада — терме — интересна тем, что всегда затрагивает очень важные вопросы. В терме излагаются вечные проблемы: жизнь и смерть, молодость и старость, добро и зло. Желдирме исполняется в быстром темпе скороговоркой, отличается бытовым, порой шутливым содержанием.

Высшим достижением этой традиции стало творчество великого Мухит сала. Песни Мухита отличаются от аркинских песен своим драматизмом, волевым характером, назидательным содержанием, широко льющейся мелодией, характерными для кюев резкими регистровыми скачками и энергичным домбровым сопровождением. Чтобы петь песни Мухита, нужен сильный голос с большим диапазоном.
Песня Мухита «Үлкен айдай». История создания.
Эта песня в исполнении Гарифоллы Курмангалиева стала классикой.

Песня повествует о типичном обряде, который совершали молодые певцы и домбристы. Они специально приезжали в аулы к известным по всей округе акынам, сери и кюйши, чтобы показать свое мастерство, участвовать в айтысах и тартысах и получить бата — благословение на свою творческую деятельность.

Песня «Үлкен айдай» относится к числу самых известных песен Мухита. Прежде всего обратите внимание на характер песни. «Үлкен айдай» исполняется в быстром темпе и начинается на самых высоких звуках диапазона голоса. Не каждый певец решится петь «Үлкен айдай», т. к. начинать так петь очень трудно. Мухит хотел показать силу, мощь и красоту голоса. Для исполнения песни требуется очень высокое мастерство исполнителя: песня отличается широким диапазоном, резкими перепадами регистров, музыкальные фразы исполняются на большом дыхании. Характеру песни соответствует и энергичное домбровое сопровождение. Звучит типичное для западно-казахставских кюев токпе, сильные мощные штрихи кара кағыс (кистевые удары руки по струнам) подчеркивают волевой характер «Үлкен айдай».
Слушание песни «Үлкен айдай».
Гарифолла Курмангалиев был прямым последователем традиции Мухита, имел очень большое значение в сохранении и распространении его песен.
На прошлом уроке вы получили задание подготовить сообщение о творчестве легенды казахской музыки.

Составим устный постраничный анализ творчества Гарифуллы Курмангалиева.


1 – страница: О легенде казахской музыкальной культуры (показ презентации на тему « Легенда казахской музыкальной культуры»).

1. Гарифулла Курмангалиев - певец (тенор), композитор, актёр, музыкальный исполнитель и педагог. Народный артист Казахстана, лауреат Государственной премии Казахстана. Родился в ауле Ак-Куль Каратюбинского района Западно-Казахстанской области 19 декабря 1908 года по старому стилю(1 января 1909 года по новому стилю). Курмангалиев - уникальное явление в казахской музыкальной культуре ХХ века. В течение многих десятилетий он один представлял древнюю и высокоразвитую вокально-инструментальную традицию всего Западного Казахстана. Он обладал уникальным голосом, диапазон которого совмещал регистры тембра и сопрано. Известен также как автор знаменитого шлягера «16 қыз» (16 девушек).



2-я страница: Биография певца (показ презентации на тему «Жизнь и творчество певца»).

2. Отец его был бедным шаруа. Четырёхлетним ребенком Гарифулла лишился отца, а через несколько лет - и матери. Мальчик рос у родных братьев отца. В десять лет уже неплохо пел и играл. В формировании таланта Гарифуллы большую роль сыграли ученики и последователи «казахского баяна» (как называл Мухита Мергалиева Александр Затаевич) внук Мухита Шайхи Мухитов и Шынтас Каратаев. Благодаря своему голосу, а также трудолюбию и настойчивости, Гарифулла вскоре встал в один ряд со своими учителями. Слава о юном певце летела по всей степи. В 1947 году молодой певец побывал в Оренбурге, Карагаше, Табыне. В его репертуаре были в основном песни Мухита, лиро-эпическая поэма «Қыз - Жiбек» и айтысы акына Бала Ораза. Однако полностью отдаться творчеству он не мог. Надо было работать, чтобы жить и петь. Трудовая деятельность Гарифуллы началась с работы секретаремсельского совета. В 1930 году он был уже председателем колхозов «Аккуль», «Ханкуль», «Кулшук» и председателем сельсовета. Но с песней и домброй он никогда не расставался.

3. Весной 1934 года Гарифулла Курмангалиев выступил на слете художественной самодеятельности в Джымпейты, а через некоторое время в Уральске. Занял первое место среди певцов и получил право участия в I Всеказахстанском слете народных талантов. Решением жюри посланец Западного Казахстана был оставлен в казахском музыкальном театре (ныне Театр оперы и балета имени Абая), где пел в опере. Во время Великой Отечественной войны Гарифулла Курмангалиев выступал на фронтах в составе концертной бригады, а в мирное время много гастролировал по Казахстану и за рубежом.

3-я страница: Творческая деятельность музыканта.

4. Слышали легендарный голос Гарифуллы и в Китае, Пакистане, Иране,Германии, Италии. На оперной сцене Курмангалиев (с 1934 по 1966 гг.) спел более 20 партий. Сильный и выразительный голос, потрясающая актёрская игра - все это позволило певцу создать неповторимые образы - как в национальных операх (акын Шеге в «Кыз Жибек», батыр Сакан и жырау в «Ер - Таргыне», Естай в «Биржан и Сара», муллы в «Дударай», Нарымбетв «Абай»), так и зарубежных (Тито в «Даисю», Латиф в «Нергиз», Трике в «Евгении Онегине» и т. д.). Многие мелодии оперы «Кыз Жибек» записаны Е. Г. Брусиловским от Курмангалиева и в этом плане его роль в создании первой казахской оперы, основанной исключительно на фольклорном материале, неоценима. В казахском кино Курмангалиев продолжил ту галерею образов, которую он создал в оперных спектаклях. Но только кино с его «крупным планом» смогло по настоящему раскрыть могучее актёрское дарование, броскую игру, живую мимику, безупречное владение искусством жеста и, конечно же, его глаза, незабываемые в своей выразительности.

5. Курмангалиев, прошедший народную школу исполнительства, как никто другой понимал важность сохранения традиционной системы обучения. По ней он воспитывал своих учеников, многие годы работая в Республиканской студии эстрадно-циркового искусства (1967-1984 гг.). В семейном архиве Курмангалиевых сохранены методические заметки и дневники Гарифуллы, где много интересного в обобщении народного опыта через призму собственного взгляда на исполнительское творчество. И все-таки, Курмангалиев уникален как музыкант. Более того, как это ни печально, прав Т.Асемкулов, говоря, что «традиция Мухита свое развитие закончила на Гарифулле, ученики которого получили только по капле от его могучего таланта, и никто из них не может воспроизвести ее так, как это делал Гареке».

6. Гарифулла Курмангалиев прожил 84 года. Народным артистом Казахстана стал в 1954. Был лауреатом Государственной премии Казахстана (1978). После участия в первом республиканском слете народного творчества, в 1934 году, его приняли в Казахский музыкальный театр (ныне Государственный Академический театр оперы и балета им. Абая), где исполнял роли Елемеса, Шеге, Сакана, Долды («Жалбыр», «Кыз Жибек», «Ер Таргын», «Дударай» Е.Брусиловского), Естая («Биржан и Сара» М.Тулебаева), Нарымбета («Абай» А.Жубанова и Л.Хамиди), Тито («Даиси» З.Палиашвили), Трике («Евгений Онегин» П. И. Чайковского) и другие. Заметное место в репертуаре Курмангалиева заняли казахские народные песни - «Айнакоз», «Боз жорга», «Он алты кыз», а также его собственные произведения - «Ак Жайык», «Нуржамал», «Акку», «Жан еркем» и другие.

7. Слепок гортани Гарифуллы Курмангалиева хранится в музее Генуи, там же где находится слепок руки великого скрипача Николо Паганини. Именем Гарифуллы названа одна из улиц города Уральска, областная филармония, а также ряд объектов в Каратобе носят его имя.

8. Исполнилось 106 лет со дня рождения народного артиста Республики Казахстан, лауреата Государственной премии, известного композитора, актера и певца Гарифуллы Курмангалиева. В честь знаменательной даты около дома культуры молодежи состоялось торжественное открытие сквера, где установлен его бюст. Честь открыть памятник была предоставлена акиму области Бактыкоже Измухамбетову и сыну композитора Санату Курмангалиеву. В торжественном мероприятии также приняли участие аким города Самиголла Уразов, писатель Кадыр Мырзалиев.

9. Автором бронзового изваяния является местный скульптор Юрий Баймукашев, он создал прекрасный образ композитора.

10. Юбилею певца был посвящен и III республиканский конкурс исполнителей песен Гарифуллы Курмангалиева, который прошел в течение двух дней на его родине - в Каратобинском районе. Для участия в мероприятии приехали родные певца и исполнители из разных уголков страны. 25 участников продемонстрировали свое мастерство, каждый из них исполнил по три песни. В итоге главный приз достался Кайрату Какимову из Атырау. 1 место присудили Гульмире Темирбековой (г. Семей). II место поделили между уральцем Дастаном Есентемировым и Рыстой Сулейменовой (Алматы). Арман Алдамжаров (Сырымский р.) и Бибигуль Саутова (Алматы) заняли III место. К памятнику Гарифулле Курмангалиеву, открытому к столетию известного музыканта, приносят осенние цветы самодеятельные артисты Дворца молодежи.

11. Ведется работа по созданию музея Гарифуллы Курмангалиева, уже сейчас открыта выставка. Готова помогать в организации музея его дочь, профессор Алматинской консерватории Сауле Гарифулловна. Курмангалиев был продолжателем традиций Даулеткерея и Мухита. Задача жителей Уральска - сохранить и передать как эстафету это богатство будущим поколениям.
Ильяс Джансугуров. Домбра. Кюй.

Играй свой кюй, домбра, играй,

Напев чудесный разливай,

Журчи, как горные ручьи,

На сердце радость напевай.

Чтоб весь туман в горах исчез.

Чтоб тучи все сошли с небес,

чтоб все заслушалось тебя,

Твои напевы полюбя,

Еще сильней, домбра, играй!

Три колышка да две струны,

Да девять узелков – домбра,

Да десять пальцев, что вольны

Любые вызывать ветра.

Скачите, пальцы, словно конь,

В прекраснейшей из всех погонь,

Играй еще сильней, домбра!

Эй, слушай, трудовой народ,

Как сладостно домбра поет

В руках народного кюйши.

И даль степей, и страсть души –

Все обращает в кюй игра!

Играй еще сильней, домбра!
Слушание песни «16 кыз» «16 девушек».
Беседа о манере и традициях исполнения Г.Курмангалиева.
Гарифулла Курмангалиев – явление уникальное в казахской музыкальной культуре двадцатого века. В течение многих десятилетий он один представлял древнюю и высокоразвитую вокально-инструментальную традицию всего Западного Казахстана, подчеркнув самобытность и индивидуальность нашей страны. «Песня – вечный спутник радостей земли, так внимай ей чутко и цени, любя!», – завещал Абай в своих поэтических строках. Гарифолла подарил нам такую возможность.
Вопросы к итогу.


  1. С музыкальным творчеством какого певца и поэтессой мы познакомились на уроке? (Гарифуллой Курмангалиевым и Акуштап Бахтыгереевой)

  2. В какой период жил Гарифолла Курмангалиев? (1909-1993).

  3. Кем был при жизни Гарифолла Курмангалиев? (Казахстанским певцом обладателем уникального голоса, талантливым композитором, актёром, педагогом).

  4. Где родился Гарифулла Курмангалиев (В Западном Казахстане).

  5. Во сколько лет начал играть на домбре и петь? (В десять лет).

  6. Где выступал певец? (На первом казахстанском слёте народных талантов в 1934 году).

  7. Куда певец был приглашён после выступления на слёте? ( В казахский музыкальный театр, где стал исполнять главные партии в оперных и музыкальных спектаклях).

  8. Где выступал во время ВОВ? (Много ездил по фронтам в составе концертных бригад).

  9. В каких странах восхищались легендарным голосом Курмангалиева? (В Китае, Пакистане, Германии и Италии).

  10. Сколько лет исполнял сольные партии на оперной сцене? (30 лет).

  11. В каких операх исполнял ведущие партии певец? (В казахских «Кыз Жибек», «Биржан и Сара», «Абай», русских «Евгений Онегин» и зарубежных).

  12. Какие песни он сочинил «Ак жайык», Нуржамал», «Акку», «Жан еркем».

  13. Какая песня певца стала самой популярной? («16 кыз» «16 девушек»).

- Наш рассказ о музыкальном творчестве Гарифуллы Курмангалиева и литературном творчестве А. Бахтыгереевой подошёл к концу. Мы благодарим исполнителей музыки, стихов и слушателей за участие.


Домашнее задание.

Музыка. Страница 14 пересказ.



Литературное чтение страница 7,8 выразительное чтение.
Каталог: images-new -> adis.zhinak
adis.zhinak -> Программа городского семинара заместителей директоров по учебно-методической работе г. Уральск, 2016 г
adis.zhinak -> Программа городского семинара заместителей директоров по методической работе Орал қаласы, 2017 Тақырыбы
adis.zhinak -> №10 “Балапан” МдҰ-ң әдіскері: Г. С. Кадемова істер номенклатурасы 36
adis.zhinak -> Сақ патшалары. Сақтардың тәуелсіздік үшін күресі Қазақстан тарихы 5 сынып
adis.zhinak -> Сабақ тақырыбы А. Байтұрсынов "Өгіз бен бақа" Мақсаты
images-new -> Сабақ негізделген оқу мақсаты: (мақсаттары)
images-new -> Әож 37. 012(063) Ө71 Бас редактор
images-new -> Сабақ жоспарлары 5-сынып Қаратөбе мектеп-гимназиясының қазақ тілі және әдебиеті пәнінің мұғалімі С. С. Есқожинаның тәжірибесінен


Достарыңызбен бөлісу:


©engime.org 2017
әкімшілігінің қараңыз

    Басты бет