Концепции культуры стала философия
Гегель разработал свою концепцию культуры в «Философии права»
Марксистская теория.
Осевое время
Концепция культурно-исторических типов
Последователи концепции локальных цивилизаций признают существование независимых друг от друга локальных культур, подобных живым организмам, вспыхивающих и угасающих в разных местах земного шара, не совпадающих друг с другом во времени и пространстве
Концепция локальных цивилизаций
Концепция «кризиса культуры»
Время существования
XIX-XX вв
XIX-XX вв
800-200 годами до н.э
XX в
XX в
XIX-XX вв
Ареал распространения
Древней Греции и Риме, Индии, Китае и Персии.
Первая работа на тему кризиса культуры Западной Европы была ошеломляюще одобрительно воспринята во всем мире,
Основа существования
Это самая грандиозная в истории философии попытка примирить между собой разум и дух, представить духовную историю как рационально построенную систему, развивающуюся по законам диалектической логики. Для теории культуры важным было положение Гегеля о связи культуры с человеческим трудом.
Основывает культурное развитие на материальном производстве, и разделяет культуру на духовную и материальную стороны. Базирующаяся на понимании истории с материалистической точки зрения. Данная концепция рассматривает культуру во взаимосвязи с процессами производства материальных благ, а также с человеческим трудом, которые являются главными источниками общественного прогресса.
Сам К. Ясперс писал о том, что мы живём в сложное и волнительное время, которое может обернуться не только катастрофой, но и, возможно, приведёт к новому «осевому времени». Но будущее невозможно предопределить, поэтому человечество должно суметь понять себя и свою историю, заглянув в прошлое, в котором скрыта загадка всего человечества. Этой загадкой и является «осевое время»,
Исходным пунктом его теории стал отказ от традиционного рассмотрения исторического процесса как охватывающего все страны и народы мира единого эволюционного потока.Не согласен он и с точкой зрения, считающей современную европейскую цивилизацию и культуру вершиной развития и оценивающей культуру других народов но ее соответствию европейской культуре. Данилевский отвергает эту европоцентристскую позицию, навязывающую всем странам также чисто европейское деление истории на древнюю, среднюю и новую.Человечество, по мнению Данилевского, — отвлеченное понятие, реальными носителями исторической жизни выступают «естественные» системы, обособленные «культурно-исторические типы», которые он понимает как сочетание этнических, антропологических, социальных, территориальных и других признаков.
Согласно Тойнби, цивилизация представляет собой общность людей, которые проживают на общей территории и обладают общими духовными традициями и сходным образом жизни. Другими словами цивилизация - это та среда, в которой живет человек, среда его обитания и творческой деятельности.
Ее пессимистический настрой совпал смироощущением поколения, пережившего Первую мировую войну и последовавшие за ней кризис, хаос, разруху и упадок во всем.
Методы и принципы исследования
Система ценностей
Культура для Гегеля — это форма отчуждения абсолютного духа, аккумулирование абсолютной идеи, способ самопознания абсолютного духа и самого человечества. Важнейшим свойством культуры является творчество — создание нового, при котором оно не уничтожает старого, сохраняет его в себе как момент своей истории, как свою предпосылку.
Особенностью марксистской концепции культуры является нововведение в плане трактовки понятия культуры. Ранее, под культурой подразумевались плоды деятельности общества только в духовной области, а сама культура противопоставлялась природе. С точки зрения марксизма, общественная деятельность направлена на улучшение условий жизни человека и общества в тесной связи с природой.
В эту эпоху сложились все те основополагающие категории, с помощью которых мы сегодня мыслим; были заложены основные принципы мировых религий, исходя из которых, люди живут до сегодняшнего дня. В этом смысле был сделан переход в универсальное. «Осевое время» знаменует собой исчезновение великих культур древности, существовавших тысячелетиями.
Каждый культурно-исторический тип представляет собой специфическую для данного народа совокупность элементов религиозного, социального, бытового, промышленного, политического, научного, художественного, исторического развития.Ход истории выражается в смене вытесняющих друг друга культурно-исторических типов, которые могут существовать как последовательно, сменяя друг друга, так и параллельно.
Истинными объектами истории, по утверждению А. Тойнби, являются общества, цивилизации. В отличие от своих предшественников он выделяет двадцать одну цивилизацию, когда-либо существовавшую на Земле, Впрочем, по ходу своих исследований А. Тойнби сокращает это число до тринадцати.
Западную культуруШпенглер считает одной из трех самых великих культур, наряду с античной и арабской. Ее характеризует символ бесконечности, с которым Шпенглер связывает особенности европейца как культурного феномена