«Великий сын казахского народа»



Дата31.12.2019
өлшемі116 Kb.
#54407
түріУрок
Западно-Казахстанская область

Средняя общеобразовательная школа №9


Открытый урок
Тема: «Великий сын казахского народа»

(Жизненный путь и вокальная лирика Абая Кунанбаева).

На русском и казахком языках, с элементами казахской литературы.


Подготовили и провели:

учащиеся 6 «а» класса, учитель музыки высшей категории

Бригида Л.В.

Город Уральск.
Сабақтың мақсаты:

Білімділік: Абай Құнанбайұлы өмір жолы мен шығармашылыгы туралы мәлімет беру.
Дамытушылық: балалардың ой- өрісін, ауызша сөйлеу дағдыларын дамыту.
Тәрбиелік: казақтың бас ақыны Абай Құнанбайұлының асыл мұрасын қастерлеуге тәрбиелеу. Сөз өнеріне, саз өнеріне деген сүйіспеншілікті ояту.
Сабақтын түрі: әдеби - музыкалық композиция.
Сабақтың әдіс тәсілдері: әңгімелесу, сұрақ - жауап, тіл дамыту, техникалық құралдар көмегіне сүйену.
Сабақтың корнекілігі: үнтаспа, нақыл сөздер.
Пәнаралық байланыс: казақ әдебиеті, музыка.

Урок межпредметных связей
Тема урока: «Великий сын казахского народа»

(Жизненный путь и вокальная лирика Абая Кунанбаева).

С использованием межпредметных связей казахской литературы и обзором периодической печати произведений и переводов Абая Кунанбаева.



Цели урока:

Образовательная: рассказать о жизни и творчестве казахского

народа Абая Кунанбаева. Познакомить с песенным наследием великого поэта, привить желание самостоятельно познакомиться с его лирическими и музыкальными произведениями.

Воспитательная: формировать чувство прекрасного, умение

всматриваться в окружающую природу, постичь настроение поэта, выраженное музыкой.

Развивающая: развивать эмоциональную

восприимчивость, навыки выразительного чтения, навыки анализа лирического стихотворения. Целенаправленно развивать такие качества внимания как сосредоточенность, устойчивость и умение переключать внимание.

Иллюстрации: обложка книги «Абай Кунанбаев» , песни

и листы с нотами и текстами песен Абая. Выставка книг Абая Кунанбаева.

Т С О : проигрыватель «Школьник», пластинки,

домбра.

ЛИТЕРАТУРА:

  1. Дополнение к программе по музыке для 1-8 классов с русским языком обучения. Б.Г.Гизатова. Алма-Ата «ДАУАН» 1990 год.

  2. С.А.Елеманова. Казахская музыкальная литература. Алма-Ата, 1993 г.

  3. Краткий курс музыкальной литературы Казахстана. (учебное пособие для учащихся детских музыкальных школ, часть 1 /нар.каз.музыка/). В.М.Миненков, П.М.Ммынов. Издательство «АЛЫН» Алма-Ата, 1978 год.

ХОД УРОКА:

Сегодня у нас с вами необычный урок. Мы познакомимся с жизнью и творчеством великого казахского поэта и композитора Абая Кунанбаева. Будем учиться выразительно читать, думать над прочитанным, услышим песни Абая в живом исполнении и разучим одну из песен.

Это поможет вас глубже понять жизнь и содержание творчества поэта.

Итак, запишите тему и эпиграф урока в тетрадь.

Тема урока «Великий сын казахского народа».

(жизненный путь и вокальная лирика Абая Кунанбаева).


Эпиграф: Всем насытиться может душа,

Только песня всегда хороша.

Если ты вдохновенно поешь.

Грудь ликует, свободно дыша.

Абай «Всем насытиться может душа».

Известно, что казахский народ отличается своей певучестью, музыкальностью. Еще Чокан Вадиханов говорил о том, что в степи нет казаха, который бы не мог петь. Существует легенда, рассказывающая об этом.

Слова и выражения, которые вы уже знаете, выписаны на интер активной доске.

ЖЫР - сказание, древнейшая форма казахского стиха.

КЮЙ – казахская народная инструментальная пьеса, исполняемая на домбре и других народных инструментах.

АЙТЫС – (от слова айт - говори, айтысу – состязаться) соревнование на лучшее сочинение (на импровизацию) стихов между представителями разных народов. В наше время на айысах говорят о трудовых достижениях в экономике, культуре, критикуют недостатки.

В те давние времена, когда как говорят казахи , «коза еще была бесхвостой», ни один из народов, населяющих землю, не знал, что такое стих, что такое песня.

Без стихов жизнь - вдова, без песни она – бесплодна, люди, не слыша речитатива и мерного ритма стихов, жили без радости и смеха. В те времена не было праздников и тоев, веселых и шумных сборищ. Люди ходили мрачные, их давила ледяная тоска, ибо в момент скорби не могли они позвать на помощь волшебную песню, рассеивающую печать и ободряющая душу. Человек хоть одни раз испытавший беду, всю жизнь ходил печальным и умирал в скорби, потому что в те времена песня жила в дали от земли, в те времена даже ручьи, бегущие из родников, ручьи с земляными берегами, с чистым каменистым дном – не звенели, не шумел лес от порывов мягкого ветра, когда торжественно восходило солнце и наступал прекрасной степной рассвет, не пели птицы. Мертвую тишину, тяжко дивившую степь, нарушал лишь дикий вой бури, ибо в те времена могуществом песни владело лишь небо и в те времена песня еще не сроднилась с земной природой.

Наконец, прекрасная, таинственная, могущественная, волшебная песня решила оставить свое старое жилище и вышла в путь, чтобы осмотреть все четыре угла вселенной. Может быть ей надоело бесполезно пребывать на высоте седьмого неба, или захотелось ей пронестись над широкой степью под необъятным синим куполом, или пожалела она лишенных радости и восторга искусства печальных и горестных людей и решила сделать она им добро – неизвестно – но песня отправилась в полет.

В зависимости от настроения песня летела то низко над землей, то взмывалась выше, а то уходила в недосягаемое небо. Когда песня пролетала низко, то весь народ обитавший в этом краю, ясно слышал все ее мелодии, напевы, кюи и жыры и навеки запоминал и заучивал их. Там, где песня летела выше, люди слышали лишь часть ее сокровищ. А народы, над которыми песня пролетала слишком высоко, остались чуть не совсем лишенными песен и музыки, стихов и жыров. Говорят, что песня прошли низко над казахской степью – и в том секрет щедрости и богатства казахской поэзии.
Иллюстрированные песни под домбру или фортепиано.
«Айттым, салем, каламкас».

«Жүрегімнің түбіне терең бойла.

Мен бір жұмбақ адаммын оны да ойла

Соқтықпалы,соқпақсыз жерде өстім,

Мыңмен жалғыз алыстым, кінә қойма ...»

Абай болашақ ұрпаққа сөзін осылай арнады. Абай өлеңді өте ерте , он екіжасынан бастап шығарды. Абай пушкинді, Лермонтовты, Крыловты көп оқып, солардың шығармаларын қазақ тіліне аударды.

Абай өзінің «Евгений Онегиннен» жасаған үзінді аудармаларына да музыка шығарған. Пушкин есімі мен оның кейіпкерлері –Онегин мен Татьяна есімдері сол әндермен бірге бүкіл далаға кең тарады.

Продолжая традицию казахского народного песнетворчества, а также используя интонации русской песни и современного ему русского бытового романса, Абай создал ряд чудесных песен, вошедших в золотой фонд казахской культуры. Лучшие из них отличаются глубоким лиризмом выразительностью мелодических образов, эмоциональной насыщенностью.

Жизнь этого поистине великого человека недостаточно изучена, его биография никем не была зафиксирована и сейчас исследователи сталкиваются с целым рядом трудностей.

Особенно нелегко восстанавливать песни Абая, которые не записывались и не издавались, а переходили из уст в уста. Точно даже неизвестно, какое количество песен создано Абаем.

Енді балалар ақын, композитор Абай атамыздың өмірбаянымен танысамыз.

Абай Құнанбаев

Қазақ халқының ұлы ақыны-Абай (шын есімі Ибраһим) қазіргі Шығыс Қазақстан (Бұрынғы Семей облысы Шыңғыстау бөктерінде) облысында дүниеге келген. Ол жас кезінен-ақ өлең-жыр,әңгіме,аңыз-ертегілерді құмарта тыңдап өскен.

Әжесі Зере мен анасы Ұлжаннан естіген ертегі-аңыздар Абай сусындағын халық әдебиетінің алғашқы үлгілері еді. Абай семей қаласындағы медреседе оқып жүргенде көп уақытын кітап оқуға, өздігінен ізденуге жұмсайды. Шығыстың классик ақындарының өлең, дастан,хисса сияқты мұраларымен Абай осы кезде танысып, оларды қызыға оқыған. Медреседе оқумен қатар ол өз бетімен орыстың приходтық мектебінен сабақ алып, орыс тілін үйренеді.

Ұлы ақын Абай өзінің бірқатар өлеңдерін жастарға, оқу –білім тақырыбына арнаған.

Сендерге ұсынынылып отырған «Ғылым таппай мақтанба» өлеңі балаларға, жастарға өсиет ретінде жазылған. Ақын бұл өлеңінде адам бойындағы ең үлкен қазына –ғылым, білім, өнер екендігін айтады.

Кітаптарымызды ашып, өлеңді оқиық. «Ғылым таппай мақтанба»

Биография Абая.

Родился Абай в Семипалатинской области, в Чингизских горах, в 1845 году, Настоящее его имя Ибрагим, нов раннем детстве мать ласково называла сына – Абай, что значит осмотрительный, вдумчивый. Под этим именем он и вошел в историю культуры Казахстана. Отец Абая – суровый и деспотичный Кунанбай, принадлежал к феодальной казахской знати – был правителем рода. Тяжелую, гнетущую атмосферу отцовского дома, скрашивали только мать поэта Улжан бабушка Зере, нежно любившие Абая, Они воспитали в нем доброе и человечное, что потом в течение всей жизни, выделяло Абая из окружающей среды и влекло к нему простой народ. Бабушка Зере рассказывала о старине и народных обычаях, сказаниями и песнями которые она знала огромное количество , пробудила в маленьком внуке интерес к жизни и творчеству народа.

Грамоте Абай учился вначале дома, у наемного муллы, а затем в 9 лет был отдан в Семипалатинское медресе.

Свели к мулле тебя с надеждой

Что, мол научит кой чему.

Увы, учитель твой – невежда!

Как мы доверились ему!

Неудовлетворенный религиозным учением Абай изучает народную поэзию и классическую литературу Востока. Появляется у него интерес и к русскому языку. В нарушением строгих правил медресе Абай начинает посещать русскую школу.

Он жасында Абайды әкесі Құнанбай оқудан шығарып, өз қасына алады.Ел басқару ісінде өз орнымды басар деген үмітпен ұлын өзінше тәрбиелейді.Абай әкесінің қаталдығымен келісе алмады. Абайдың жас кезінен бастап орыс мәдениетіне бой ұруы Құнанбайға ұнамады. Қатал,айлалы әке мен әділетті, қайсар баланың арасында елеулі тартыстар жиі-жиі болды. 70-жылдары Абай әкесімен біржола ажырасады.

Енді балалар Абайдың өмірінен көрініс тамашалаймыз.

Абай кешкі қозының жамырауынан оянды. Бүгін қойды кеш сауып болған ба, немене ымырт жабылып қалыпты. Дүние у-шу, ызың-ызың... Бірақ соны көмескі, бұлдыр түс араластай болжайды. Басы мең-зең. Еті лапылдап, күйіп тұрған сияқты. Аузы құрғап, ерні қатты кезеріп қапты. Құр тамсанады. Қасында шешесі мен әжесі отыр. Ұлжан мұның маңдайына алқанын қойып, төмен қарап отыр екен.

-Апа.. Әже... Немене мен аурумын ба осы?-деп көзі жасаурап шешелеріне қарай аунап түсті.

-Иә, етің ыстық. Ауырған жерің бар ма?-деп Ұлжан сұрады.

Абайдың аунап түскенде екі шекесі қатты шаншып, қысып ауырғандай болатын. Соны айтты.

Ұлжан енесіне бағана, абай ұйықтап жатқанда бір жайды айтқан:

Екеуі де:

-Шошынған ғой, содан ұшынған ғой!-деп байлағанды. Зере Жиреншеге де, үлкендерге де қатты ұрысып түкірген.

Абай шешелерінің күндізгі жайды білгенін байқады да :

-Әкем, әкем! –деп әкесін еске алып, күрсініп, кеудесін сипап , шешелеріне құпия қып шыққандай боп: -не деген қатал, не деген қатты еді!-деді. Әкесі турасындағы іште жүретін көмескі, жұмбақ ауыр сезімдерін өмірінде сыртқа шығарып, ең алғаш адам баласына айтқаны осы. Әжесі шала есітті. Ұлжан үн қатпай, Ұлжанға жауап та айтпады. Бірақ, енесі бұған қадалып, тізесінен түртіп, «не дегенін айт» дегендей ишарат еткен соң ернін Зеренің құлағына тақап:

-Әкесін айтады. Қатал екен, неге аямады дейді,-деді.

Әжесі ұқты да, күрсініп, Абайдың бетіне таман төніп кеп маңдайынан ұзақ иіскеп отырды.

-Айналдым, қарашығым, қоңыр қозым!-деп алып: -Аямайды, аямайды ол!-деп келіп, көзін жұмыңқырап, басын көтере берді.

-Я,құдая, зар тілегім босын. Бейуақтағы тілегім. Осы қарашығыма әкесінің осы ит мінезін бере көрме!.. Тас бауырлығын бере көрме!.. Я, жасаған!-деп құрысқан әлсіз қолдарымен ажымды, мейрімді жүзін сипап бата берді. Ұлжан да ішінен «аумин» деп бата қылды.

Екі ана ортасында жаны ауырған бір бала. Бейуақтағы үшеуінің құпия тілегі –зор шындықпен еміреніп тілеген тілегі осы еді.

Абай өзі де бетін сипап, ана тілегін барынша қабыл алып, бата қылды.

Однако закончить учебу Абаю не удалось, отец вызвал его домой и стал приучать к административной деятельности правителя рода. Но гуманное отношение Абая к простому народу, справедливое решение различных тяжб сразу же встретили противодействие и со стороны отца и со стороны правящей верхушки.

Это было расценено как нарушение основных принципов управления простым народом и подрыв авторитета правителей. Обстановка в доме приняла такой нетерпимый характер, что в начале 70-х годов произошел окончательный разрыв Абая с отцом.

Велика у меня,

Широка родня,

Одиноким быть нет причин.

Велика семья,

Но не понят я

И живу среди людей одни.

Как могила шамана, я

Одинок – вот правда моя.

В эти годы происходит знакомство Абая с русским политическим ссыльным. Под их влиянием формируется прогрессивно-демократическое мировоззрение поэта. Особенно благотворной была дружба с Е.П. Михаэлисом, С.С.Гроссом, Н.И.Долгополовым.



Нет для подлинной дружбы нигде межи.

Плещут волны любви через все рубежи.

Абай жадно изучает русскую литературу, революционно-демократическую мысль. Он читает Толстого и Салтыкова – Щедрина, Пушкина и Лермонтова, Крылова и Дельвига, Чернышевского и Белинского, европейских и античных философов.

Все это время Абай не только создает замечательные произведения, отражающие жизнь казахского народа, то и занимается переводом на родной язык произведения классиков русской и зарубежной литературы. Произведения и переводы Абая быстро распространяются в народе в рукописной и устной форме. Необыкновенный поэтический талант , ясный ум, гуманность, справедливость и любовь к народу – все эти замечательные качества Абая сделали его необычайно популярным человеком.

К нему обращались за помощью, за советом люди, притесненные феодалами, чиновниками, люди, не находившие нигде справедливости; к нему шла мыслящая, восприимчивая молодежь, чтобы получить от него знания и поучиться поэтическому мастерству. Такая популярность не нравилась феодалам, русским чиновникам – колонизаторам, муллам, ненавидящим Абая за его демократические убеждения и просветительскую деятельность. На него сочиняла доносы, называли смутьяном среди народа, неугомонным нарушителем обычаев, прав и установлений отцов и дедов. Дело кончилось тем, что учинив обыск в ауле Абая, полиция запретила ему встречаться с русскими политическими ссыльными, над ним был установлен тайный надзор.

Се это причиняло Абая душевную боль. Он приходил в отчаяние. Абая преследовали и личные несчастья. В 1896 году умер его талантливый, образованный сын Абдрахман, который учился в Петербурге. Смерть сына значительно подрывает здоровье поэта.

Затем на него обрушился еще один удар судьбы – смерть другого сына, талантливого поэта - Могавьи. Этого Абай перенести не мог. Через сорок дней после смерти сына скончался и великий поэт.


Творчество Абая разнообразно:


  1. Реалистическое описание труда и быта кочевого аула.

  2. Обличие баев, волостных управителей, мулл, царских колонизаторов.

  3. Типизированные портреты современников.

  4. Стихи о временах года.

  5. Морально-назидательные.

  6. Произведения о необходимости просвещения.

  7. Лирические признания и послания.

  8. Стихи о роли поэта.

Все это должно быть записано на доске и потом в тетради:

«Всадник с беркутом скачет в ранних снегах».

«Кулембаю», «Кожекбаю»

«Лето, «Весна».

«Назидания».

«В русских школах сейчас много наших ребят».

«Тихой ночью при луне».

«Поэзия – властитель языка».

Как Пушкин для русской литературы, Абай для казахского - его судьба и совесть, его мозг и композитор, мыслитель и просветитель. Пушкин писал: «Неподкупный голос мой был эхом русского народа». Абай как бы вторил ему: «Народу отдал я любовь».

«Люблю Отчизну я , но странному любовью!» – писал Лермонтов, заостряя внимание на контрасте между любовью к Родине и ненавистью к господствующим социальным порядкам в стране. Абай по существу выразил то же чувство противоречия в строках:



Глупцов к рукам прибрал! Едва ль!

Покинуть Родину мне жаль,

Но душу гложет мне печаль.

Стихи Абая - исповедь, крик души. В них много смысловых оттенков. Читать Абая нелегко. Тут одной любви к поэзии мало, требуется думать, переживать, пропускать через себя, равнодушный человек не сможет понять Абая.

Большинство стихов Абая - разоблачение и сатира.

Надо было сказать все честно и открыто. Кто, если не он, поэт , о этом скажет.



Мастерство и правда - в этом цель певца, чтобы

Раскрыть не только быт, но и сердца.

Дать примеры юным, посветить невежд.

Даже нет и в мыслях – забавлять глупца.

Но глаза поэта видят не только несправедливость жизни. Стихи Абая подобны красочному художественному полотну. Когда читаешь цикл его стихотворений «Времена года», слышишь музыку, рожденную гармонией чувств, слов. Музыка, звучащая в этих стихах – раздольная, пьянящая, наполненная любовью и жаждой жизни.



Из стихотворения «Весна».

И смеется, и песни поем молодежь,

Да и старых по юртам ищи – не найдешь,

И со смертного ложа могли их поднять

Песни, солнце и ветер, и птичий галдеж.

Абайдың табиғат лирикасы үлгісіндегі өлеңдерінде ақынның ой сезімі, жан дүниесі терең ашылған. Ол өзінің шығармаларында жыл мезгілдерін: қысты,күзді, жазды, көктем мен жазды қайталанбас бояумен бейнелеп берген, адамның тұрмысын табиғи ортамен тығыз байланыстырған.

Күз

Сұр бұлт түсі суық қаптайды аспан,



Күз болып дымқыл тұман жерді басқан.

Білмеймін тойғаны ма , тонғаны ма,

Жылқы ойнап, бие қашқан, тай жарысқан.

Жасыл шөп, бәйшешек жоқ бұрынғыдай,

Жастар күлмес, жүгірмес бала шулай.

Қайыршы шал- кемпірдей түсі кетіп,

Жапырағынан айрылған ағаш, қурай.

Біреу малма сапсиды, салып иін,

Салбыраңқы тартыпты жыртық киім.

Енесіне иіртіп шуда жібін,

Жас қатындар жыртылған жамайды үйін.
Қараша, желтоқсан мен сол бір-екі ай

Қараша, желтоқсан мен сол бір-екі ай

Қыстың басы бірі ерте, біреуі жәй.

Ерте барсам жерімді жеп қоям деп,

Ықтырмамен күзеуде отырар бай.
Кедейдің өзі жүрер малды бағып,

Отыруға отын жоқ үзбей жағып.

Тоңған иін жылытып, тоңын илеп,

Шекпен тігер қатыны бүрсең қағып.


Жас балаға от та жоқ тұрған маздап,

Талтайып қақтана алмай, өле жаздап.

Кемпір-шалы бар болса, қандай қиын,

Бір жағынан қысқанда о да азынап.

Қыс

Ақ киімді, денелі, ақ сақалды,



Соқыр, мылқай танымас тірі жанды.

Үсті –басы ақ қырау, түсі суық,

Басқан жері жері сықырлап, келіп қалды.

Дем алысы- үскірік аяз бен қар,

Кәрі құдаң-қыс келіп әлек салды.

Ұшпадай бөркін киген оқшырайтып,

Аязбенен қызарып ажарланды.

Бұлттай қасы жауып екі көзін,

Басын сіліксе, қар жауып мазаңды алды.

Борандай бұрқ-сарқ етіп долданғанда,

Алты қанат ақ орда үй шайқалды.

Абай-өте дарынды ақын, композитор. Ол артына зор әдеби мұра қалдырды. Олар-өлеңдері, әндері, қара сөздері, поэмалары.

К этому же времени относится и начало его композиторской деятельности. Музыка в жизни Абая занимает важное место. Он много размышляет о музыке: ее природе, возможностях и назначении. Очень часто в своих стихах Абай обращается к музыкальным песенным образам, что помогает ему глубже раскрыть тончайшие оттенки настроений, чувств человека.

Сейчас вы прослушаете одну из песен Абая.



  1. Подумайте, какое настроение передает композитор своей мелодией.

  2. Исполняется песня: «Желсiз тyнде жарык ай».

Так какое же настроение передает композитор своей мелодией!



Ответ учеников: - Мне кажется, что это песня о любви, наверное, влюбленные тоскуют друг о друге. Пытаются встретиться.
А теперь прослушайте перевод этой песни на русский язык.

Дети по подготовленным текстам читают перевод.

На воде, как челнок, луна Упадет листок невзначай –

Тишина ясна, глубока. Тебе уже чудится зов.

Лишь в овраге полночь черна, Ах, скорее милый, встречай

Вверху и внизу глубина. Здесь, в тени прибрежных кустов.

Лунный свет в лепестках цветка, Горя, холодея, дрожа,

Пробежит по деревьям волна – С немеющим сердцем в груди

И затих порыв ветерка. Ты придешь без слов, не дыша

С гор ответит эхо на лай Ах, сколько тревог позади!

И на окрики пастухов,

Крадучись, минуты считай

И пугайся своих шагов.


Совпадают ли чувства поэта и композитора!

Как это выражено в музыке!



Ответ учеников:

- Мелодия плавная без резких звуков, похожа на протяжную народную лирическую песню.

В отличие от всех других поэтов, певцов композиторов, Абай не поет свои песни перед большими аудиториями, не ездит по аулам, не выступает на айтысах. Песни Абая распространяли его многочисленные ученики и почитатели его таланта, а также известные народные певцы: сыновья Абдрахман и Акылбай, певец Алмагамбет, жена поэта Айгерим, известная певица Сара, певец Биржан и многие другие. Исполнители внесли много своего и видимо поэтому, существует множество вариантов абаевских песен, которые обработали и записали на ноты казахские композиторы.

Вокальная лирика Абая стоит несколько особняком о лирических песен других казахских народных композиторов XIX века. Мелодическая и лирическая гибкость, точность соответствия поэтическому образу, их единое целое - вот отличительные черты вокального стиля Абая. Неразрывное единство текста и музыки. Слов и мелодии мы впервые встречаем у Абая. Для песен Абая характерны устойчивость текста. Это было новым явлением в песенном творчестве. Слияние двух национальных культур русской и казахской - следствие глубокого убеждения Абая, что именно в этом основа для расцвета казахского национального искусства. Тематика песен Абая разнообразна – гражданская, сатирическая, философская, но главное место в его вокальном наследии занимают песни интимно-психологического содержания. Любовь с ее мучительными и радостными переживаниями, страстными порывами и бурными конфликтами – вот о чем прежде всего поет Абай.

Так, вы сегодня услышали песню в исполнении учителя (или студентов Зап.Каз.университета).

«Айттым салем, Каламкас» («Привет тебе, тонкобровая)».

Песня сочинена в 1889 году. Проникновение в ее мелодику интонацией русского бытового романса сказывается не только интонационно-мелодически, но и в ритмической четкости.

Послушайте перевод этой песни с казахского на русский язык.



Шлю, тонкобровая, привет!

Похожей не было и нет!

Когда тоскую по тебе, -

Мне слезы затмевают свет.

Ты лучше всех, за сотни лет

Подобной не был мир согрет,

Одной тебе моя любовь,

Твой образ – он давно воспет,

И пусть я стану нищ и слеп,

Но мне иной дороги нет,

Ты в сердце у меня живешь,

Во сне преследуешь как бред,

И ни враги, ни злой навет,

Ни женщины чужой привет

Не смогут остудить во мне

Твоей красы горящий след.

Послушайте еще раз мелодию этой песни (звучит песня),

Какие характерные черты песенности использует Абай в песне.

Ответ ученика: В песне «Айттым салем, Каламкас» («Привет тебе, тонкобровая)» сплав, взаимное переплетение характерных черт русской и казахской песенности.

В каком ладу написана мелодия и в каком характере исполняется.



Ответ ученика: Мелодия этой песни написана в миноре и исполняется спокойно.

Какую образную картину рисует Абай в этой песне.



Ответ ученика: в этой песне цельный мелодический образ, точно отвечающий содержанию стихотворения. Текст песни восторженный лирический монолог, выражение безграничного чувства любования и восхищения своей возлюбленной.

Сегодня мы с вами разучим песню «Кэзiмнiн карасы» («Ты зрачок глаз моих»). Песня была создана в 1891-1892 годы.

По чувствам, высказанным в ней, по отношению лирического героя к предмету своей любви, она сложнее предыдущей. Давайте зачитаем перевод песни.

Ты зрачок глаз моих,

Пламень душ золотых.

Сердцу мук не избыть,

Столь глубок шрам от них.

И мудрец весь седой.

Покачав головой,

Скажет: «Нет средь живых

Не встречал я такой!

Холодна ты вполне

И к другим и ко мне

Боль тая, слезы я

По своей лью вине.

А теперь послушайте, как эти слова звучат на родном языке и под музыку.



Звучит песня.

Ответ ученика: Эта песня написана в минорном ладу.

Расскажите о характере и образной картине песни.

Ответ ученика: Вначале песня звучит несколько печально, но в моменты, когда герой говорит о страданиях влюбленного и восторженном чувстве , мелодия становится более радостной, но не надолго, так как в конце куплета я слышу печаль. Это выражено в строках «Боль тая, слезы я по своей лью вине».



Работа над песней.

  1. Показ отдельных фраз (характер звуковедения в песне legato).

  2. Выстраивание первого звука, с которого начинается песня.

  3. Разучивание мелодии в рабочем темпе, активным звуком при плавном звуковедении.

  4. Работа над чистотой интонирования мелодии, правильном воспроизведении ее ритмического рисунка.

  5. Перед каждым повторением фразы необходимо давать ученикам конкретное задание и активизировать слух детей на его результат, что способствует развитию слухового самоконтроля.

  6. Исполне7ние куплета полностью.

  7. Осмысление текста как важного средства создания музыкального образа, дикция.

  8. После запоминания песни продумать с учащимися ее исполнительский план, чтобы передать развитие музыкального образа.

Сегодня мы начали разучивать песню «Козiмнiн карасы», на следующем уроке мы продолжим работу над ней.

Заключение, итоги урока.

Абай өзі өлсе де Мұхтар айтқандай мұрасы, бізге алтын да, әсем сазды сөздері қалды,- біздің көз алдымызда жаны мен тәні поэзиялық махаббатқа толы ұлы Абайдың бейнесі қалды.


Библиотекарь:

Издания произведений Абая.

Произведения и переводы Абая быстро распространились в рукописной и устной форме. При жизни поэта ни одна из его книг не была напечатана. Первые произведения Абая Кунанбаева на казахском языке (арабским шрифтом) были изданы в 1909 году в Сакт-Петербурге его племянником Кикитаем Искаковым. На русском языке стихи Абая впервые опубликованы в 1914 году в «Восточном сборнике».

В нашей библиотеке творчество Абая представлена такими сборниками:

Абай. Сочинения, в 2-х томах на казахском языке.

В первый том вошли стихи, расположенные в хронологическом порядке и поэмы.

Второй том включает в себя назидания и переводы. Можно сказать, что эти два тома являются полным собранием произведений великого поэта.

Абай, Лирика. В этот сборник вошли стихи Абая в переводах известных русских поэтов: Л.Озерова, Петровых, Рождественского и др. Лирика Абая знакомит нас с его раздумьями о смысле жизни, о счастье человека, с его нравственным идеалом.

Поэмы пяти веков. Сборник казахской поэзии XV-нач.XX веков. В книге представлены произведения казахской поэзии разных исторических эпох. Они проникнуты любовью к родной земле, родному языку, рассказывают о славной истории казахского народа. Большое место в сборнике занимает избранные стихи Абая, восьмистишия, а также поэмы «Искандер» и «Магсуд».

Цикл стихотворений о временах года «Весна», «Лето», «Осень», «Зима» - это не только образец пейзажной лирики, но в них казахская степь представлена перед читателями в своем величии и страдании, в светлых и мрачных тонах показана жизнь людей в степи. Издания на казахском и русском языках красочно иллюстрированы.

В последнее десятилетие жизни Абай обращается в прозе. Он создает «Слова назидания», которые представляют собой философски – моралистические, общественно-политические и обличительно-сатирические высказывания поэта.

Тщательная стилистическая отделка, образный, точный язык, искренность поэта, мудрость, высокая устремленность ставят «Слова назидания» в ряд гениальных литературных памятников человечества.

Произведения Абая не только на казахском , русском языках, но и белорусском, узбекском, киргизском, туркменском, азербайджанском, татарском, уйгурском, а также на английском. чешском, монгольском языках.

Жизнь и творчестве Абая вдохновило и вдохновляет писателей и композиторов, скульпторов ми художников на создание произведений о нем. Самым известным является роман - эпопея Мауэзова «Путь Абая», который можно назвать энциклопедией жизни казахского народа. Центральная фигура в рома - просветитель казахского народа и поэт Абай.

В Республике работает фонд Абая, который выпустил такие фундаментальные издания:


  1. Абай: Энциклопедия на казахском языке. Справочное издание, которое содержит разнообразную информацию о жизни и творчестве поэта. Материал расположен в алфавитном порядке. Дополнен фотографиями, нотами, иллюстрациями.

  2. Фотоальбом: «На земле Абая». Включает 300 широкоформатных фотографий Казахстана, тех уголков, где прошло детство, связанные с жизнью и творчеством Абая, пейзажей, фотодокументов, музейных реликвий. Вступительная часть к альбому написана на казахском, русском и английском языках.

Фотоальбом так же как и энциклопедия, выпущен к 150-летнму юбилею Абая.

  1. «Абай» – так называется периодический литературно-художественный журнал, который публикует статьи на казахском и русском языке, подписное издание. В нем печатаются воспоминания, литературные заметки об Абае и его современниках.

Истинный поэт всегда пророк, прорицатель, провидец.

Абай – зрячее око,

Абай – отзывчивое сердце,

Абай – мудрость народа.

Эта триединая формула принадлежит М.Ауэзову, нам остается повторить.

С.Ш.: Абай туралы толғаулар.

1.Абай-туған халқының, болашақ ұрпақтың өнегелі тәрбиешісі, ана тілінің бастауы қамқоры. Ұлы Абай бабамыздың өмірі мен шығармашылығын, әсем әндерін кейіңгі ұрпақтары жақсы біледі. Біз солардың ізбасарларымыз.(Фатима)

2. Абайдың ақындық тілі өзінің байлығымен, алуан түрлі үлгілердің молдығымен қазақтың жазба әдеби тіліне негіз болды. Көркем шығармаларын Абай таза халық тілінде жазды. (Диара)

3. Абайдың қара сөздері –көркем әңгіме емес, даналық сөздер. Сөйтіп, ол өзінің көзқарасын дүниетанымын қара сөзбен де кейінгілерге қалдырып кетті. (Эллина)


Музыкальное наследие Абая занимает особое место в истории казахского национального искусства. Музыкальный дар Абая был взращен на глубоко народной основе и нашел свое отражение в мелодичных лирических песнях, отражающих его душевный настрой.

Он выступил новатором, обогатив своим песенным искусством ритмико-интонационный строй народной музыки. Песенное творчество композитора – драгоценный вклад в национальную музыкальную сокровищницу, его музыкальные произведения оказали влияние на казахскую национальную музыку, народ полюбил песни, казахская молодежь с большой любовью и уважением относится к музыкальному творчеству Абая, его произведения вошли в произведения казахских композиторов.

Мелодии Абая звучат

в опере А.Жубановой и Л.Хамиди «Абай»

в симфонической поэме Е.Брусиловского «Одинокая береза»

в фортепианном трио Шабельского Памяти Абая»

в симфонической поэме А.Жубанова «Абай»

Текст: На стихи Абая прекрасные песни и романсы написали композиторы Казахстана Т.Тулебаева, С.Мухамеджанов, А.Еспаев, М.Койшибаев, Е.Рахмадиев, Н.Тлемндиев, Н.Мендыгалиев, Ш.Калдаяков.

Балалар бүгінгі сабақта ақын, композитор Абай Құнанбайұлының өмірі мен шығармашылығымен таныстық

Әдеби ән-күй композиция –«Әлемнің-Абайы».

1.Абай –біздің ақылпаз,

Үйренетін өнер, білім, пәніміз,

Сарқылмайтын ғибрат алар нәріміз,

Мақтан етер, үлгі тұтар сәніміз,

Әдебиетті асқақ салар әніміз. (Вероника)

2.Абай біздің кемеңгер,

Теңдесі жоқ, асқар биік шыңымыз,

Ақ ниетті, әділетшіл шынымыз,

Асыл қазына, ойламаған сырымыз,

Таусылмайтын мәңгі -бақи жырымыз. (Фатима)

3. Абай-біздің данышпан,

Алға бастап шуақ шашар нұрымыз,

Сусындайтын мөлдір бұлақ суымыз,

Мәуелі бақ, мәңгі жасыл нуымыз,

Биік ұстар тәуелсіздік туымыз.

(Диара)


Мы узнали некоторые особенности его вокальной лирики, слушали его песни, сопереживали им. Выучили мелодию одной из песен.

В домашнем задании вы выучите биографию, музыкальные термины, слова, песни и ответьте на вопросы.

К уроку музыки ответить на вопрос:

-Какое место в творчестве Абая занимает музыка.

Қазақ әдебиеті сабағы бойынша мына сұрақтарға жауап бер:


  • Абай кім?

  • Абай- қазақ халқының ұлы ақыны, композиторы және жазба әдебиетінің негізін қалаушы.

  • Абай не жазған, не шығарған?

  • Ол тамаша әндер жазған, әдемі әндер шығарған.

  • Халық Абай өлеңдеріне қалай қарайды?

  • Халық Абай өлеңдерін өте жақсы көреді.

Бағалау .


*** ***

Тихой ночью при луне Шлю, тонкобровая, привет!

Луч в воде дрожит слегка Похожей не было и нет

За аулом в тишине. Когда тоскую по тебе,

По камням гремит река. Мне слезы затмевают свет.

Листья дремлющих лесов Ты лучше всех. За сотни лет

Меж собою говорят. Подобной не был мир согрет.

Темной зелени покров Одной тебе моя любовь.

Землю всю одел до пят. Твой образ – он давно воспет.

Горы ловят дальний гул, И пуст я стану нищ и сед.

Крик поступит – в тишине… Но мне иной дороги нет.

На свиданье за аул Ты в сердце у меня живешь,

Приходила ты ко мне. Во сне преследуешь , как бред;

И отважна и кротка, И ни враги, ни злой навет

Ты прекрасна, как дитя, Ни женщины чужой привет

Прибежав из далека, Не смогут остудить во мне

Дух, с трудом переводя. Твоей красы горящий след.

Места не было словам.

Помню сердца частый стук

В миг, когда к моим губам

Молча ты прильнула вдруг.

1888
***

Ты – зрачок глаз моих, Скажет: «Нет, я средь живых

Пламень души золотых. Не встречал я такой!»

Сердцу мук не избыть, Холодна ты вполне

Столь глубок шрам от них. И к другим и ко мне.

И мудрец весь седой. Боль тая, слезы я

Покачав головой. По твоей лью вине.
На уроке учитель глубже познакомила с жизнью и творчеством Абая Кунанбаева. Через его стихи и песни сумела углубить знания, пробудить интерес учащихся. Ученики на двух языках рассказывали стихи и пели его песни. Была показана сценка из жизни Абая Кунанбаева, где он получил благословение от видных казахских акынов Барласа и Байкокше. Хотя прошло много лет, его труды не забыты народом.

Достарыңызбен бөлісу:




©engime.org 2024
әкімшілігінің қараңыз

    Басты бет