Антропо- и зооморфные образы энеолитических комплексов Среднего Зауралья



Pdf көрінісі
бет1/13
Дата16.09.2023
өлшемі2,12 Mb.
#181230
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   13
Байланысты:
vau-1998-23-06
KhIMIYa TEST SPETsIFIKATsIYaSY


Н.М. Чаиркина
АНТРОПО- И ЗООМОРФНЫЕ ОБРАЗЫ 
ЭНЕОЛИТИЧЕСКИХ КОМПЛЕКСОВ 
СРЕДНЕГО ЗАУРАЛЬЯ
В общей структуре археологических источников социо- и мировоз­
зренческие концепции конкретного общества отражены, как правило, специ­
фично и фрагментарно. В последние годы проблемы реконструкций картины, 
или модели, мира древних обществ Урала стали предметом специализирован­
ных исследований, наблюдается систематизация исследовательских процедур, 
разработка методологии культурологических концепций; обосновываются ме­
тоды ретроспекции в анализе археологического материала1. Между тем вопро­
сы систематизации фонда источников, уточнения его хронологических позиций, 
наконец, выявления стилистического своеобразия ряда образов по-прежнему 
актуальны. Этим проблемам, без решения которых невозможно воссоздание 
мировидения древнего населения, посвящена предлагаемая статья.
В эпоху энеолита на территории Среднего Зауралья существовали специа­
лизированные культовые и жертвенные объекты, отмеченные сложной струк­
турой и, по-видимому, некоторой иерархией: пещерные святилища, так назы­
ваемые святилища-обсерватории (?), писаницы.
Пещерные святилища расположены на периферии исследуемой террито­
рии, на ее северной и западной границах - Камень Дыроватый (р.Чусовая) и 
Лобвинская пещера (р.Лобва, бассейн Туры). Подземные полости использова­
лись древними уральцами в культовой практике от эпохи мезолита до середи­
ны ХѴІП в. Проведение обрядов в эпоху энеолита документируется каменными 
наконечниками стрел и единичными фрагментами керамики - в пещерах Камне 
Дыроватом и Лобвинской.
Наскальные изображения - один из важнейших источников по реконст­
рукции духовной культуры общества
его хозяйственной структуры и эт­
нической специфики.
Вопрос о датировке уральских писаниц, единовременности создания от­
дельных сюжетов и композиций чрезвычайно сложен, требует разработки спе­
циализированной методики исследования. Однако стилистика и состав ряда 
изображений на скалах находят прямые аналогии в графике, в деревянной и 
костяной скульптуре энеолита Зауралья. Безусловно, полное соответствие и 
одновременность оформления сюжетов в различных сферах изобразительной 
деятельности проблематичны. Не исключена более поздняя трансформация 
образов с одного вида источников на другой. Однако формирование самой 
мировоззренческой 
модели, 
включающей 
практически 
весь 
сонм
© Н.М.Чаиркина, 1998.


анималистических, орнито- и антропоморфных персонажей, известных на писа­
ницах Урала, произошло, вероятно, в эпоху энеолита.
Исследователи полагают, что обрядовые действия, осуществлявшиеся на 
писаницах, 
имели промыслово-календарный характер, отражали идеи при­
влечения добычи в ловушки, удержания ее в них; весеннего оживления приро­
ды, размножения2. Интересен факт практически полного отсутствия рядом с 
изображениями культурного слоя, крупных стоянок и поселений в непосредст­
венной близости с писаницами, а также наблюдения исследователей о располо­
жении рисунков в местах постоянных миграций животных и птиц3. Это об­
стоятельство, на мой взгляд, - показатель специфики характера культового мес­
та: пути перекочевок, тропы должны быть до времени тихи, ненарушаемы пото­
ком повседневности. Возможно, поэтому образ человека 
в сценах охоты за­
менен изображениями антропоморфов - схематичных, нереальных существ с 
зооморфными (?) чертами.
В последние годы на территории Зауралья исследованы принципиально но­
вые для этой территории объекты - так называемые святилища-обсерватории 
(?) - Савин I, Велижаны П, возможно, Боярка I4. Среди исследователей нет 
единой точки зрения на функциональное назначение этих объектов. Одни свя­
зывают их появление с утилитарно-практическими нуждами хозяйства: опре­
деление начала сезона охоты5, ориентировка в пространстве, определение вре­
мени года, другие - с развитием древней космогонии, с необходимостью нако­
пления и систематизации знаний о небе6.
Изобразительное искусство энеолита Среднего Зауралья представлено гра­
фикой, выполненной на керамике и скалах, скульптурами из органики, камня и 
глины. Интересен факт нахождения практически всех предметов вотивного ха­
рактера не на специализированных жертвенных и культовых объектах, а на 
территории стоянок и поселений. 
1
Известны деревянные, костяные и кремневые орнитоморфные скульптуры, 
плоскостные изображения птиц на сосудах и писаницах. Территория распро­
странения сюжета - лесная зона Восточной Европы, Урала, отчасти Сибири. 
Стилистико-семантическая специфика образа выступает предметом специали­
зированных исследований7. В зауральских материалах эпохи энеолита наибо­
лее распространены и стилистически разнообразны орнитоморфные изображе­
ния на керамике и скалах, менее характерны кремневые и костяные скульпту­
ры.
Костяные фигурки уточек обнаружены во втором погребении грота на 
Камне Дождевом8, кремневые скульптурные изображения тетерева и утки - на 
стоянках Юрьино IV,VII. Фигурки выполнены на отщепах, обработанных по 
периметру краевой ретушью9 (рис. 1-2).
Деревянные скульптуры птиц 
найдены на Шигирском торфянике10, в 
энеолитических слоях VI Разреза Горбуновского торфяника (два нижних)11, 
стоянках Разбойничий Остров и Кокшаровско-Юрьинской12. Скульптуры - де­
ревянные ковши и ложки с рукоятями, выполненными в виде голов




Достарыңызбен бөлісу:
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   13




©engime.org 2024
әкімшілігінің қараңыз

    Басты бет