1.этноним тюрк и первые исторические сведения о прототюрках
Тю́рки (тюркоязы́чные наро́ды[8], наро́ды тю́ркской языково́й гру́ппы[5]) — этноязыковая общность[9][10] народов, говорящих на тюркских языках.
Большинство современных тюрок — мусульмане, но есть также православные христиане (основная часть гагаузов, чувашей), иудеи (крымчаки и караимы), буддисты (тувинцы и жёлтые уйгуры), бурханисты (алтайцы), тенгрианцы (хакасы, шорцы, якутыи телеуты).
Глобализация и усиление интеграции с другими народами привели к широкому распространению тюрков за пределы их исторического ареала. Современные тюркоязычные народы проживают на разных континентах — в Евразии, Северной Америке, Австралии и на территориях самых разных государств — от Средней Азии, Северного Кавказа, Закавказья, Средиземноморья, Южной и Восточной Европы и далее на восток — вплоть до Дальнего Востока России[11]. Тюркские меньшинства имеются также в Китае, государствах Америки, Ближнего Востока и Западной Европы. Крупнейшая территория расселения — в России, а численность населения — в Турции.
Первое известное упоминание этнонима türk (др.-тюрк: Türük[12][13] или 𐰜𐰇𐰛 𐱅𐰇𐰼𐰰 Kök Türük[12][13] или 𐱅𐰇𐰼𐰛 Türük[14], кит. 突厥, старотибетский: duruggu/durgu[15][16], пиньинь: Tūjué, ср.-кит.: tʰuot-küot, ср.-греч. Τούρκοις) относится к тюркам VI века. Первое упоминание этнонима тюрк встречается в китайских летописях и относится к 542 г.[17] В европейских хрониках о тюрках впервые сообщают византийские историки Менандр и Феофан, когда тюркский каган Сильзибул в 568 году отправил посольство к Юстину II[18]. В письме Бага-Ышбара хана к китайскому императору Вэнь-ди Бага-Ышбар описывается как «великий хан тюрков»[19].
Версия, основанная на раннем анализе этнонима в начале XX века датским тюркологом и Президентом Датского Королевского научного общества Вильгельмом Томсеном, предполагает происхождение термина от слова «торук» или «турук», что с большинства тюркских языков можно перевести, как «стоящий прямо» или «крепкий», «устойчивый». Вместе с тем, видный советский тюрколог акад. Бартольд подверг критике эту гипотезу Томсена и на основании детального анализа текстов тюркютов сделал вывод о более вероятном происхождении термина от слова «туру» (установленность, законность) и об обозначении так народа, находящегося под правлением тюркского кагана — «туркім будуным», то есть, «управляемым мною народом»[20].
По мнению А. Н. Кононова, как и ранее В. В. Бартольд, что слово «тюрк» имеет первоначальное значение «сильный, крепкий»[21].
Слово türk на древнетюркском языке означает «достигший расцвета, могущества»[22][23]. С аналогичным смыслом встречается в древнетюркских памятниках: türk oγuz, türk sir, türk qιvçaq, türk Bilge qaγan[24][25]. В Европе не называли печенегов или половцев турками: это слово — турки — широко употреблялось только для обозначения народа сельджукской и впоследствии Османской империи[26].
Возможно происхождение этнонима «тюрк» от иранского «тур». Переход иранского «тур» в тюркское «тюр» (тÿр) закономерен фонетически, а также окончание -к в слове «тюрк» характерно для этнических наименований у иранцев и тюрков[27]. Согласно историку и этнологу А. В. Абакумову (ссылающегося на Л. Н. Гумилёва [ Гумилёв Л. Н. Древние тюрки. -- М., 1993, с. 22 -- 23 ]) этноним «тюрк» является монголизмом
2. Шаньюй
Модэ, Маодунь[1], Модун[2] (кит. 冒頓單于[3]; 234—174 до н. э.) — основатель империи Хунну и её правитель (шаньюй) с 209 по 174 гг. до н. э.
Согласно легенде, Модэ был старшим и нелюбимым сыном шаньюя Тоуманя, который послал Модэ к юэчжам, потребовавшим заложника. Тоумань планировал совершить набег на юэчжей, чтобы юэчжи вынуждены были убить сына. Но Модэ предугадал намерения отца и при начале набега убил своего стражника и бежал. Удаль Модэ произвела такое впечатление на гуннов, что Тоумань был вынужден поставить его во главе одного из уделов государства, дав в управление 10 тысяч семей.
Модэ стал обучать воинов. Он ввёл в обращение свистящую стрелу и приказал воинам стрелять в том направлении, куда пустит стрелу он. Невыполнение приказа каралось смертью. Однажды внезапно он пустил стрелу в любимого коня, а тем, кто не выстрелил, приказал отрубить головы. Потом он выстрелил в свою любимую жену, а нестрелявших — обезглавил. В конце концов, Модэ выстрелил в своего отца, не последовать его примеру не рискнул ни один из воинов. Так он стал правителем гуннов в 209 году до н. э.
Некоторые тюркологи (Иакинф (Бичурин), Ф. Хирт) отождествляют Модэ с мифическим персонажем огузских племен и уйгуров — Огузханом[4].
Первые походы[править | править код]
Модэ заключил мирный договор с согдийцами, а восточные кочевники дунху потребовали от него лучших коней в качестве дани. Некоторые хунну хотели начать из-за этого войну, но Модэ отдал коней, казнив несогласных. Потом дунху потребовали красивейших женщин, в том числе и жену шаньюя. Модэ отдал и женщин, посчитав, что существование государства стоит дороже, чем женщины. Отказавшимся отдавать жён Модэ отрубил головы. Наконец, дунху потребовали приграничные пустынные земли, которые некоторые хунну предлагали отдать без сопротивления, так как там всё равно никто не живёт. Однако Модэ заявил, что земля — это основание государства и её нельзя отдавать. Он снова казнил несогласных, пошёл в поход на дунху и разбил их.
Вернувшись из похода, Модэ начал войну с юэчжи и нанёс им поражение. Теперь для хуннов настало время вернуть земли, ранее завоёванные империей Цинь. Для этого Модэ покорил племена Лоуфань и Байян в Ордосе и совершил набег на китайские земли в Янь и Дай, оттуда направился к городам Чаона и Луши, и снова в Янь и Дай. 300 000[5] армия Модэ практически не получила сопротивления, так как Лю Бан в это время воевал с Сян Юйем.
Война с Китаем[править | править код]
В 201 году до н. э. Лю Бан назначил князя Хань Синя правителем области Дай (代县, Шаньси, округ Синьчжоу) со столицей в Маи. Модэ осадил Маи и Хань Синь сдался без боя. Таким образом хунну получили проход в центральные области Китая. Они перешли через Гэучжу, осадили Тхайюань (Тайюань) и Цзяньян. Хань Гао-цзу собрал войско и в 200 году до н. э. повёл его против Модэ. Из-за морозов 3 из 10 китайских воинов обморозили пальцы. Модэ стал отступать, а 320 000 китайская армия гналась за ним. Гао-Цзу с отборной конницей оторвался от пехоты. У селения Байдын (в 5 км на ю.-в. от города Пьхинчен, ныне Датун) превосходящие силы хуннов окружили Императора. 7 дней хунну осаждали лагерь императора, Модэ поделил свою кавалерию на 4 части: север — вороные кони, запад-белые, восток-серые, юг-рыжие, но захватить лагерь не смог. Хань Гао-цзу направил лазутчиков с дарами к Яньчжи[6] супруге Модэ. Она сказала мужу, что Император человек «гениальный», и лучше с ним договориться. Модэ не получил помощи от своих китайских союзников Ван Хуана и Чжао Ли и, опасаясь измены с их стороны, решил отпустить императора.
Хунну предоставили коридор, по которому прошли китайцы, держа натянутые луки, и император, чтобы соединиться с основной армией. После этого Модэ отступил. Чиновник Лю Гин направился к хунну для заключения Договора Мира и Родства.
Лаошан (кит. упр. 老上, пиньинь: Lǎoshàng) — шаньюй хунну с 174 года до н. э. по 161 год до н. э. (или 160 год до н. э.). Собственное имя Цзичжу.
Продолжил политику Модэ. Разгромил юэчжей, укрепил границы и создал чиновничий аппарат из беглых китайских сановников. Желая получить доступ к свободной торговле, развязал вторую Хунно-китайскую войну и добился выгодного мира в 162 году до н. э.
ступив на престол, Лаошан должен был по договору мира и родства получить в жёны китайскую принцессу. Хань Вэнь-диотправил принцессу вместе с евнухом Чжунсин Юэ (из княжества Янь), который сначала боялся ехать, но прибыв подружился с Лаошаном. Юэ отличался умом и стал говорить шаньюю:"В одной области Китая больше людей, чем всех хунну. Китай богат, а хунну любят ткани и сладости. Император может потратить 1/10 своих богатств и подкупить хуннских воинов. Поэтому стоит отказаться от этих привозных вещей, а одеваться в овчины и есть сыр и молоко". Юэ помог шаньюю установить регулярное налогообложение, завёл счетоводные книги на китайском языке и помогал составлять послания к императору. Юэ даже говорил Лаошану, что из неприхотливости хуннов в быту можно извлечь выгоду, так как у хунну достаточно времени для воинских упражнений, а китайские крестьяне вечно заняты хозяйственными работами.
В 166 до н. э. Лаошан решил, что его войско достаточно сильное и со 140 000 конницы напал на город Чаона (на север от Пинляна, Ганьсу) и Сяогуань, убил Сунь Сяогуаня[1] военачальника области Цюн. Хунну убили много людей, ещё больше пленили и захватили имущества. Хунны подошли к городу Пинъян (южнее Цинъян, Ганьсу) и сожгли дворец Хуэй Чжуйгун и хуннские передовые отряды были замечены у дворца Ганьцюаньгун в 35 км от Чанъани. Хань Вэнь-ди спешно стягивал войска: 1 000 колесниц, 100 000 конницы, и три пехотных корпуса разместил в областях Шанцзюнь, Бэйди, Лунси. Шаньюй быстро отступил и не потерял ни одного воина, весь поход длился месяц.
Хунну осмелели из-за победы и стали нападать на границу, отряды по 10 000 человек нападали на Ляодун и Юньчжун и город Дайцзюнь в Чжили. В 162 император начал переговоры. В письме к шаньюю говорилось о братстве Хань и Хунну, о бессмысленности войны, подарках для хунну (просо, рис, парча, шёлк, хлопок). Император не требовал выдачи перебежчиков-китайцев, но устанавливал смертную казнь за самовольный переход границы. Шаньюй принял эти условия.
В 161 Лаошан скончался.
Тоумань (кит. трад. 頭曼, упр. 头曼, пиньинь: Tóumàn, гипотетически тюркское «тумынь») — шаньюй хунну с 220 по 209 год до н. э.
Первый шаньюй, известный по имени. В его правление хунну были стеснены юэчжами, Дунху и империей Цинь. Когда империя Цинь ослабела, из-за смуты смог вернуть себе часть Ордоса. Будучи подговоренным своей второй женой, Тоумань отдал своего старшего сына Модэ (или Маодунь) в заложники к юэчжам и напал на них с тем, чтобы они убили Модэ. Модэ, предупреждённый слугой, бежал, а получив от отца войско, окрепший Модэ убил Тоуманя и своего младшего брата.
Предшественник:
Модэ
|
Шаньюй хунну
174 год до н. э. — 161 год до н. э.
|
Преемник:
Цзюньчэнь
|
3. Гунны
Первое упоминание хунну в письменных источниках относится к 822 г. до н.э., когда они совершают грандиозный поход на Китай. В III в. до н.э. хуннские нападения усиливаются, что заставило китайских императоров построить Великую стену. Хунну в этот период представляли собой союз родственных родов, возглавляемых выборным вождем. В 209 г. до н.э. сын вождя Тумана Моде объявил себя сенгиром -«высочайшим», и начал активную деятельность по созданию хуннской державы. Вначале были разбиты восточные соседи хунну.
— племена дунху. Вслед за этим хунну подчинили себе юечжи и усуней на западе, племена лоуфань и байян на юге. Усиление хунну не осталось без внимания Китая, где в то время утвердилась новая династия — Хань. Война между хунну и Китаем закончилась в 188г. до н.э. поражением ханьских войск. Император Гао-ди вместе с войсками попал в окружение у горы Байден. Лишь великодушие Моде позволило императору спастись, и в скором времени был заключен мир, по которому Китай обязался выплачивать ежегодную дань.
После смерти Моде мирный период продолжался несколько десятилетий. Нарушил его император У-ди. Война, начавшаяся в 123 г. до н.э., протекала с переменным успехом. Китайцам удалось вытеснить хунну из Ордоса, однако, в 90 г. до н.э. у горы Яньшань они потерпели сокрушительное поражение. Сенгир Хулагу продиктовал условия мира. Однако мир сохранялся недолго. В 59 г. до н.э. в государстве хунну начались междоусобицы, связанные с борьбой наследников сенгира за власть, и искусно подогреваемые китайской дипломатией. В 47 г. до н.э. хунну разделились на две части — северных и южных. Первые приняли подданство Китайской империи, последние сохранили независимость. Часть северных хунну, ведя упорное сопротивление китайской агрессии, вынуждены были откочевать в страну кангар. Таким образом, на рубеже нашей эры начинается массовое переселение хуннских племен на территорию Казахстана. В 93 г. северные хунны, теснимые китайскими войсками, достигли Тарбагатая, затем степей Центрального Казахстана и берегов Сырдарьи.
Политический строй хунну.
Во главе хуннской державы стоял монарх, именовавшийся «Рожденный небом и землей, поставленный солнцем и луной, хуннским великим сенгиром». Часто сенгиры носили также титул «танкир кут» — «обладающий небесной благодатью». Главной формой престолонаследия было завещание, хотя часто власть передавалась сыну. Нередки были также факты узурпации власти и выборов сенгира знатью. Сенгир выполнял военные, дипломатические, культовые функции, являясь не только правителем, но и первосвященником хуннского народа.
Сенгир принадлежал к роду Си, и лишь его представители могли претендовать на занятие престола. Кроме этого существовали еще три знатных рода — Хуянь, Сюйбу, Лань, из которых сенгир мог брать жену. Высшие чины в государстве занимали также представители этих родов.
Иерархия чиновников в государстве хунну была очень громоздкой и сложной. Пять высших классов чиновников занимались исключительно родственниками сенгира. Это «мудрые князья», «лули-князья», «великие полководцы», «главноуправляющие», «великие начальники». Следующие по рангу чины занимали члены знатных родов Все чины делились на «левых» и «правых», что означало также «старший» и «младший». Кроме родовой аристократии существовала также служивая знать — «кутлуга», которые были «помощниками», и вельможи выполняли всю работу по управлению страной. Всего в хуннском государственном аппарате было 24 высших чиновника, каждый из которых имел свою дружину (от 10 до 2 тыс. чел.) и на время исполнения своих обязанностей получали от сенгира в управление уделы. Незнатные роды управлялись своими князьями, власть которых основывалась на авторитете.
С течением времени род сенгира увеличивался и для того, чтобы обеспечить своих родственников должностями, правители расширяли чиновничий аппарат. Так появились новые чины — великий цзюйкюй и жичжо-князь.
В государстве южных хунну система управления несколько изменилась. Первые два класса чинов остались без изменения и объединялись в «четыре рога». Эти должности принадлежали родственникам сенгира. Далее следует «шесть рогов» — жичжо, вынъюйди и чжаньгянди, из знатных родов. Следующими по значению были кутлуг и жичжо-кутлуг и после них стояли «начальники», «управляющие» и шюкюй. Кроме того, в южном хунну установилась новая система престолонаследия, когда престол занимали поочередно братья, а затем их дети. Основным источником права у хуннов был обычай. Китайцы отмечали, что законы хунну «легки и удобноисполнимы». Суд протекал не более чем в 10 дней, число содержащихся под стражей одновременно не превышало десяти человек. За наиболее важные преступления полагалась смертная казнь. За воровство — конфискация имущества преступника, за легкие проступки делались порезы на лице.
В то же время у древних кочевников появляются и кодексы законов. Так, кодекс, созданный Моде-сенгиром, карал смертью за нарушение воинской дисциплины и уклонение от службы в армии.
Государство гуннов. Аттила.
Часть северных хунну в I в. н.э. проникли на территорию Казахстана. Вскоре они оказались между Волгой, Доном и Аральским морем. Здесь на небольшом пространстве хунну, аланы и кангары в течение трех веков кочевали, вступая в политические отношения (как мирные, так и военные) с великими державами древности Ираном и Римской империей. К этому времени они потеряли свое этническое своеобразие и ассимилировались с местными кочевыми племенами. Образовался новый этнос, который мы в отличие от хунну будем называть гуннами. Так их называли и западные источники.
В 375 г. гунны под предводительством Баламбера, кочевавшего тогда по степям нижнего Поволжья, переправились через Дон и разбили племенной союз остготов. Жившие к западу от остготов вестготы, спасаясь от гуннов, форсировали Дунай и поселились во Фракии, в пределах Восточно-Римской империи. Так началось «Великое переселение народов». Постепенно гунны проникали все дальше на запад, нередко вторгались в пределы Восточно-римской империи. В 305 г. они подводили к стенам Константинополя, в том же году совершали набег на Закавказье и Мессопотамию. От неорганизованных грабительских набегов гунны переходят к крупным завоеваниям. Особенно усиливается натиск гуннов на римские земли при царе Ругиле (первая треть V в.), которому удалось захватить богатые римские придунайские провинции. Отныне Паннония (территория современной Венгрии) становится центром гуннской державы. Восточно-Римский император обязался ежегодно платить Ругиле 350 фунтов золота, спешные войны с римлянами обогатили гуннскую знать, что позволило жить в роскоши, владеть большим количеством скота, рабов.
В 434 г., после смерти Ругилы, власть переходит в руки его племянников, сыновей его брата Мундзука-Бледе и Аттиле (Едил). В 437 г. гунны разгромили Бургундское королевство — событие, легшее в основу сюжета «Песнь о Нибелунгах». В 445 г. Аттила, убив своего брата Бледу, стал единоличным правителем. Начался период его короткого, но полного событий царствования.
Аттила свои первые удары обрушил на Восточно-Римскую империю, которую заставил выплачивать в 448 г. ежегодную дань. Затем, объединив германские племена герулов, остготов и гепидов, начал войну против Западно-Римской империи, в союзе с которой выступили вестготы, аланы, бургунды, франки. Битва, произошедшая в 451 г. между двумя армиями, закончилась поражением Аттилы, но уже в следующем году его войска подошли к Риму и заставили императора бежать из столицы. После смерти Аттилы в 453 г. его держава распалась.
Между его сыновьями начались раздоры. Этим воспользовались покоренные племена. Первыми восстали гепиды, обитавшие в Паннонии и на Карпатах. В битве на реке Недар гунны потерпели поражение. Старший сын Аттилы, Эллак, погиб. Младший сын, Ирнак, с остатками гуннов покинул территорию западнее Карпат и ушел в Причерноморье. Здесь единое гуннское государство распалось на отдельные владения — хазарское, утургурское, кутургурское, сабирское. Эти племена, занимавшие территорию от Дуная до Волги, часто враждовали между собой.
С массовым проникновением гуннов на территорию Казахстана и дальнейшим движением гуннских и кангарских племен на запад связано изменение антропологического типа коренного населения и распространение протокипчакского диалекта тюркского языка.
Социальный строй и хозяйство хунну и гуннов.
Хунну имели хорошо организованное войско. Его основу составляли подвижная и маневренная конница. Патриархально-родовые отношения в хуннском обществе достигли своего расцвета, однако в его недрах уже назревали новые общественные отношения. Существовала частная семейная собственность на скот. Материалы раскопок, захоронений хуннской знати указывают на имущественное неравенство.
В праве собственности мы видим черты, характерные для большинства кочевых обществ. Каждый хуннский род владел полосой земли, на которой вел хозяйство. Горные леса считались общей собственностью и находились в пользовании отдельных родов. Пустынные и неудобные для хозяйствования земли были в собственности государства. У усуней же земля находилась в собственности семьи, существовали запретные «царские» земли.
Хунну, как и другие кочевники Евразии, жили в юртах, зимних жилищах. В жилищах хуннов имелась система отопления-дымоходы очагов, положенные горизонтально у стен, обогревали дома. Над дымоходами устраивались лежаки или нары.
Одежда хунну изготовлялась в основном из кожи и шерсти. Также применялись китайский шелк и хлопчатобумажная материя.
Главную роль в хозяйстве хунну играло скотоводство. Почти все поголовье скота круглогодично содержалось на подножном корме. Среди них известны оседлые племена земледельцев.
4. Уйсуни и кангюи
Первые сведения, полученные в Китае о Средней Азии вообще и современной Казахстанской территории в частности, принадлежат китайскому послу Чжан-Цяню или Чан-Чуню, отправившемуся из Китая в Среднюю Азию в 138 г. и вернувшемуся в Китай в 126 г. до н. э. Его сведения, как и более поздние, вошли в "Историю старшей ханской династии" [202 г. до н. э.-9 г. н. эры], составленную придворными историографами. Для китайских правящих кругов и их историографов характерно было высокомерное отношение к своим западным соседям и подкрашивание действительных событий в интересах китайского правительства, что чувствуется и в приводимых ниже отрывках. По сведениям Чжан-Цяня на казахской территории в древнее время обитали четыре народности: усунь, канпой, янцай, янцы, причем об усуни и кангюй даются более подробные сведения, а о последних двух народах говорится очень мало, потому что китайцы не имели с ними торговых сношений.
Нижеприводимые отрывки взяты из книг "Описание Чжуньгарии и Восточного Туркестана" (СПБ. 1829) и "Собрание сведений о народах, обитавших в Средней Азии..." (СПБ. 1851) русского монаха Иакинфа, являющихся переводом китайских источников.
Иакинф Бичурин (1777-1853), архимандрит, известный синолог, в 1805-22 гг. был начальником русской духовной миссии в Пекине, где изучал китайский язык, историю, быт и нравы страны. Его книги страдают неправильностями перевода и некритическим отношением к источникам. Однако, нужно сказать, что при всех недостатках работ Иакинфа они являются до сих пор единственным источником по древне-китайским летописям. Необходимо отметить следующее: китайские летописи указывают как на древнейшее население современной Син-Шянской провинции и прилегающей к ней части Казахстана (Семиречье) на усуней и канпой.
Китай в борьбе с хуннами, образовавшими крупнейшее государство из ряда кочевых турко-монтольских родов (в Ш в. до н. э. и I в. н. э.) на территории современной Южной Монголии и в Син-Цзяне, нередко заключал союз против хуннов с усунями и канпой. В китайских описаниях указывается на ряд городов, находившихся на территории Семиречья: г. Чигу (его местоположение в верховьях реки Чу и перевала Бедель), города у Иссык-Куля и т. д. Из этих описаний вытекает, что Семиречье издавна было заселено тюрко-монгольскими племенами.
Кроме отрывков из Иакинфа, характеризующих взаимоотношения Китая и среднеазиатских кочевников, в этот раздел еще включены отрывки из книги китайского монаха Сюань-Цзянь или Хе-Тесанг (VII в. н. э.). До завоевания Средней Азии арабами в IV-VIII вв. буддийские паломники путешествовали, по ее монастырям. Одним из таких паломников и был Сюань-Цзянь.
Описание его путешествия переведено с китайского языка на французский Станиславом Жюльеном и издано в 2 томах в Париже в 1857-58 гг. Взятые нами отрывки переведены с французского языка по этому изданию. Сведения, сообщаемые Сюань-Цзянем, важны тем, что они дают географическое описание тогдашней Средней Азии. Часть маршрута Сюань-Цзяня пролегала по территории нынешнего Казахстана - от Иссык-Куля через Токмак, Аулиэ-Ата, Чимкент, Ташкент до Ура-Тюбе.
При пользовании китайскими источниками нужно иметь в виду, что китайцы, дававшие своим соседям прозвища, весьма часто меняли их, что в высшей степени затрудняет приурочивание тех или иных сведений к определенным местам и народностям.
Достарыңызбен бөлісу: |