117
Е. А. Спирина
(Минск, Белорусский государственный университет)
К пРОБЛЕмЕ СОХРАНЕНИя
КУЛЬТУРНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ
В ЭпОХУ ГЛОБАЛИзАЦИИ
Современная ситуация постмодерна, в отличие от модерна, ха-
рактеризуется свойством множественности «жизненных миров».
Действительно, проблема культурного многообразия обусловле-
на конкретными процессами, протекающими сегодня в мире. Об
118
этом говорит У. Эко, проводя параллели между настоящим време-
нем и Средневековьем, ибо и тогда, и сейчас произошло грандиоз-
ное культурное смешение. Он отмечает, что в современной Европе
происходит миграция, сравнимая с ранней индоевропейской ми-
грацией с Востока на Запад или же с вторжением варваров в Рим-
скую империю и образованием романо-германских государств.
«Лет через сто Европа может стать континентом цветных. Это
еще одна причина, по которой надо быть готовым в культурном
отношении принять многообразие, принять смешение разных на-
родов, принять этот беспорядок, – иначе нас ждет полный провал»
[1, с. 20].
И. Гердер считал основным способом сохранения культурного
многообразия взаимодействие культур. Каждая культура развива-
ется во взаимодействии с другой и великие культурные явления
рождаются только в диалоге. «Чужая культура только в глазах
другой культуры раскрывает себя полнее и глубже... Один смысл
раскрывает свои глубины, встретившись и соприкоснувшись с
другим, чужим смыслом..., между ними начинается как бы диалог,
который преодолевает замкнутость и односторонность этих смыс-
лов, этих культур... При такой диалогической встрече двух культур
они не сливаются и не смешиваются, но они взаимно обогащают-
ся» (М. Бахтин) [2, с. 98–99]. Диалогизм предполагает выработку
понимания того, что собственное этнокультурное существование
невозможно без уважительного и бережного отношения к ценно-
стям других народов.
В современном мире тенденции культурной универсализации,
порожденные процессами глобализации, приобретают особую
актуальность. Это связано с тем, что глобализация интенсивно
меняет не только экономический и политический ландшафт пла-
неты, но и воздействует на картину межкультурных связей. Этот
процесс заключается в формировании единого всемирного рын-
ка, всемирной информационной открытости, в появлении новых
информационных технологий, и в то же время – в увеличении
глобальной культурной связи между людьми и народами. Гло-
бализация сопутствует связыванию структур, институтов, про-
фессиональных культур. Несмотря на все позитивные тенденции
глобального всечеловеческого сотрудничества, абсолютное боль-
шинство исследователей полагает, что процесс глобализации спо-
собствует унификации локальных культур. В связи с этим С. Хан-
тингтон считает, что нельзя говорить о едином человечестве, это
лишь приведет к возрастанию конфликтов и столкновений, кото-
рые будут вызваны столкновениями цивилизаций на основе мно-
жественности идентификаций.
119
Понятие «идентичности» возникло в 1960–70-х гг. в области
социальной психологии, благодаря британцу Г. Тэджфелу. Со-
гласно ему, идентичность представляет собой «часть Я-концепции
индивида, которая возникает из осознания своего членства в со-
циальной группе (или группах) вместе с ценностным и эмоцио-
нальным значением, придаваемым этому членству» [3, с. 14].
В структуре идентичности обычно выделяют два основных
компонента – когнитивный и аффективный. Аффективный ком-
понент представляет собой оценку качеств собственной группы,
отношение к членству в ней, значимость этого членства. Отно-
шение к собственной этнической общности проявляется в пози-
тивных и негативных этнических аттитюдах (удовлетворенность
и неудовлетворенность членством в этнической общности). Ког-
нитивный компонент включает процесс дифференциации (соци-
альное оценочное сравнение) и процесс групповой идентифика-
ции (осознание принадлежности к группе). Исходя из гипотезы
Б. Ф. Поршнева, формирование идентичности начинается с самых
истоков становления человечества как социальной общности. Со-
гласно его учению, субъективное «МЫ» появляется, когда люди
повстречали и обособились от каких-то «Они», т. е. осознали би-
нарную оппозицию «они – нелюди, мы – люди». «Всякое противо-
поставление объединяет, всякое объединение противопоставляет,
мера противопоставления и есть мера объединения» [4, с. 13].
Дифференциация категоризуемых групп неразрывно связана с
другим когнитивным процессом – групповой идентификацией
[5, с. 8–21].
Следует отметить, что, ограничивая себя от Других, группа
определяет границы, которыми она сама себя очерчивает во вре-
мени и пространстве. Их роль состоит в оказании влияния на
взаимодействие с другими группами ограничении конкретными
областями и системами ценностей.
Сегодня существует несколько концепций идентичности.
Одни исследователи (П. Ван ден Берг, Ю. Бромлей) полагают, что
осознание себя в качестве члена группы генетически заложено у
каждого и является следствием предрасположенности человека к
родственному отбору и общности территории (примордиализм).
Другие (Н. Чебоксаров и С. Арутюнов) считают, что идентичность
построена на этнических ценностных константах и общности по-
требностей и интересов (инструментализм). Следует отметить,
что все эти концепции не всегда подтверждаются повседневно-
стью. Это доказывается опросами, проведенными группой рос-
сийских исследователей. Более половины из числа ответивших
респондентов указали культуру и язык в качестве имманентных
120
атрибутов этничности. В 2010–2011 гг. более половины из числа
респондентов (55,8 %) указали основными атрибутами этнично-
сти: «ценности», «символы», «образы», т. е. основные компонен-
ты картины мира [6, с. 18]. Поэтому мы полагаем, что наиболее
целесообразно рассматривать идентичность, построенную на кар-
тине мира, т. к. она является основополагающей характеристикой
группы и оказывает непосредственное влияние на формирование
норм, ценностей, интересов, представлений группы. Принимая во
внимание существование универсальной, этнической, групповой
и личностной картин мира, можно говорить о формировании ана-
логичного спектра идентичностей.
Таким образом, идентичность базируется на картине мира
и предопределяет типы внутригрупповых и межгрупповых ин-
теракций. Процесс формирования идентичности большинство
исследователей называют «идентификацией». Итак, идентифи-
кация – это личностный эмоциональный процесс самоотождест-
вления человека с другими [7, 8]. Благодаря идентификации про-
исходит осмысленное принятие и усвоение ценностно-смысловых
установок от «значимых других» (К. Роджерс) и происходящее
на этой основе отождествление себя с группой. В связи с этим мы
предлагаем выделить четыре типа идентификации. В целях даль-
нейшего анализа мы считаем необходимым сделать краткий обзор
основных дефиниций идентификации.
Достарыңызбен бөлісу: |