Лекция Философская мысль Древнего Востока Древневосточные общества (Индия, Китай) это общества традиционной культуры. Традиционная



Pdf көрінісі
бет1/9
Дата06.02.2023
өлшемі319,15 Kb.
#167603
түріЛекция
  1   2   3   4   5   6   7   8   9
Байланысты:
i r2




Лекция 2. Философская мысль Древнего Востока 
Древневосточные общества (Индия, Китай) – это общества 
традиционной 
культуры.
 
Традиционная 
культура – это культура, основанная прежде всего, на 
высокоавторитетном священном тексте (Веды, Пятикнижие, Библия). Без этой 
своей основы (священный текст), традиционная культура не только непонятна, но 
она вообще не может существовать. 
Своеобразие философии Древнего Востока обусловлено и тем, что ее 
становление и развитие проходило в лоне, в рамках религиозно-мифологического 
мировоззрения, при слабой связи с наукой. Для восточных типов 
философствования характерна не рационально-логическая компонента (Древняя 
Греция), 
а 
художественно-поэтическое, 
символическое 
восприятие 
действительности, образно-ассоциативная логика. 
В философских школах Древнего Востока детально разрабатывались и 
обосновывались идеи 
космологической
природы 
сознания,
принципы и 
технология 
житейской 
мудрости, 
нравственного 
воспитания 
и 
самосовершенствования, т.е. в основном проблемы этико-психологического и 
этико-политического характера.

Проблематика, специфические черты и основные категории философии 
Древней Индии.
Усиление общественного неравенства привело к тому, что в обществе начали 
формироваться четыре группы, или варны: 
брахманы, кшатрии, вайшьи и шудры, различавшиеся по своему 
общественному положению, правам и обязанностям. 
Брахманы 
— жрецы и 
кшатрии
— воины составляли высший социальный слой, к 
вайшьям 
относились 
ремесленники, земледельцы, торговцы, низший же общественный слой 
составляли 
шудры
. К этому времени относится и возникновение государства в 
Индии. Особенности социальной организации нашли свое отражение в Ведах. 
Именно арийцы принесли с собой Веды, что в переводе с 
санскрита 
(древнеиндийского языка) означает ведовство, знание.
 
Первым памятником религиозно-мифологической мысли, положившим 
начало философской традиции в Древней Индии, своеобразной 
предфилософией
были Веды
 
(«знания»), конец VIII в. до н.э. 
Веды
– священное знание, которое рассматривалось как «услышанное», т.е. 
имеющее сверхчеловеческое происхождение. Веды (священный текст) являются 
одним из древнейших литературных памятников человечества. Они представляли 
собой четыре сборника текстов религиозного, общественно-политического и 
философского содержания.
В настоящее время известны 
четыре Веды: 
Ригведа, Самаведа, Яджурведа, 
Атхарваведа. Каждая Веда состоит из 
четырех частей:

самхиты - религиозные гимны, «священное писание»; 



- брахманы - книги, написанные индийскими жрецами (брахманами) и 
адресованные прежде всего брахманам, в которых описывается правильность 
совершения ритуалов и жертвоприношений; 
- араньяки - книги лесных отшельников; 

упанишады (сидение у ног учителя) - философские комментарии к Ведам.
Упанишадами завершается 
первый этап 
индийской философии - ведический. 
Древнейшая из Вед – «Ригведа» – гимн богам и отдельным явлениям 
природы. В этом сборнике излагается «
изначальность»
всего сущего. Сборник 
состоит из 1028 гимнов и 10500 стихов, т.е. столько, сколько в «Иллиаде» и 
«Одиссее» вместе взятых. До сих пор знание наизусть гимнов Ригведы является 
обязательным для образованного индуса. И поныне Веды остаются сердцем 
индийской культуры, символом мудрости и знания. 
Важнейшая идея Вед заключалась в том, что человек един с природой, он ее 


Достарыңызбен бөлісу:
  1   2   3   4   5   6   7   8   9




©engime.org 2024
әкімшілігінің қараңыз

    Басты бет