Подготовка учащихся к итоговой аттестации по русскому языку и литературе
Е.Л. Шалаева, учитель русского языка и литературы МАОУ СОШ №17 г. Щёлково МО
Если представить нашу работу в виде айсберга, то видимой ее частью будет ОГЭ, ЕГЭ и итоговое сочинение, а каждодневная работа учителя, которая приводит к тому, что может впоследствии оценить и проанализировать каждый, скрыта от глаз окружающих. Причем подводная часть айсберга будет приобретать совершенно уникальные очертания, потому что каждый учитель использует свои методы и приемы, который он считает эффективными, приемлемыми или необходимыми.
Литература как школьный предмет охватывает эстетические, гуманитарные, коммуникативные знания, интегрирует художественное, историческое, географическое, речевое, обществоведческое образование, определяет нравственное и гражданское воспитание школьников. В последнее время учителям русского языка и литературы приходится готовить учащихся к ОГЭ, ЕГЭ по русскому языку, литературе, а теперь еще и к итоговому сочинению, поэтому приходится соединять традиционные и авторские методики подготовки, написания, редактирования и оценивания творческих работ учащихся, в том числе и вышеперечисленных.
Все мы имеем разный теоретическо-практический опыт подготовки учащихся к разным видам литературоведческого анализа. Проблематичность эффективности нашей работы объясняется недостаточностью современных методических знаний в области «Развитие устной и письменной речи учащихся», а также в направлении «Работа над составлением творческих текстов разных жанров и типов речи».
В современных условиях «возвращения» к полновесной работе над сочинениями, безусловно, и учитель, и ученик испытывают вполне объяснимые затруднения. Преподавателю необходимо продумать систему творческих заданий, изучить алгоритмы написания учащимися сочинений разных жанров.
Подготовка к написанию сочинения сопутствует анализу и интерпретации художественного текста, и это совместная творческая работа учителя и учащихся. При этом учитель должен учитывать интеллектуальные и психофизиологические особенности учащихся. Многократно проверено на опыте: что легко удается в одном классе, может встретить сопротивление или непонимание в другом.
Проблема учащихся главным образом состоит в том, что они во многом утратили навыки внимательного, «медленного чтения», умение составлять развернутый ответ в соответствии с проблемным вопросом, предполагающим обстоятельное рассуждение на литературную тему. Для успешного написания сочинения учащийся должен владеть не только теоретическими сведениями, но и практическими навыками творческой работы.
Анализ кратких и развернутых ответов и сочинений обучающихся показывает следующие недостатки:
невысокий образовательный и общекультурный уровень письменных работ;
слабое знание художественных текстов, непонимание историко-литературного и общественно-культурного фона эпохи (многие слова, даже общеупотребительные, учащимся кажутся архаизмами, значение многих слов им неизвестно);
недостаточное умение анализировать и интерпретировать литературное произведение; (от неумения внимательно читать!)
подмена анализа текста пересказом (при раскрытии темы сочинения учащиеся часто сбиваются в пересказ);
затруднение при выполнении сопоставления художественных текстов;
поверхностное восприятие изобразительно-выразительных особенностей
литературных произведений (в лучшем случае ученики помнят эпитеты и метафоры. На вопрос, для чего они используются, отвечают: «Для украшения текста»);
наличие штампов, схематизма в изложении материала;
неумение раскрывать позицию автора исходного текста;
отсутствие навыка аргументации собственной точки зрения.
Как же решать эти проблемы? В первую очередь, необходимо установить доминирующие и сопутствующие проблемы, поступательное, системное решение которых позволит нам сделать работу творческой, психологически комфортной, продуктивной.
Остановлюсь на некоторых.
Оговорюсь, что не делаю принципиальных различий между разными видами творческих работ обучающихся, несмотря на различные подходы к их оцениванию.
На любом уроке при изучении художественного произведения я обязательно уделяю время чтению вслух, причем требую выразительного чтения. Делаю паузы, чтобы разьяснить значение непонятных слов (в 5 классе обьясняю сама, в старших – рекомендую обращаться к словарям). Анализируем художественные особенности произведения, делаем «открытия»: в романе Достоевского находим цветопись, звукопись. Обращаем внимание на детали. Только в этом случае складывается целостный художественный образ и понимание авторского отношения. По завершении анализа текста необходима небольшая творческая работа (рефлексия).
При этом все работы будут уникальны, что очень важно.
Вот примеры работ учащихся на уроке по теме «Петербург Достоевского».
Достарыңызбен бөлісу: |