(наст. фам. Крачковский) родился в семье художника-пейзажиста, академика живописи Иосифа Крачковского и художницы Веры Беккер.
Учился в Царскосельской гимназии (1904 –1911), часто бывал с родителями в Италии и Франции.
Крачковский И. Е.
Гимназист
Дмитрий Крачковский
В 1913–1917 году изучал юриспруденцию и филологию в Петербургском университете. В этот период он увлекался антропософией.
В 1913–1917 году изучал юриспруденцию и филологию в Петербургском университете. В этот период он увлекался антропософией.
В 1916 году вышла его первая книга стихов "Палитра". Следующих сборников, а их потом было много, пришлось ждать долго: от времен серебряного века до второй эмиграции, начавшейся для многих, побывавших в плену или угнанных на работу в Германию, после 1945 года.
В 1917 году он служит в Москве, посещает литературные и философские собрания, слушает Белого и Волошина. С наступлением новых времен поэт понимает, что возможность свободно писать и говорить ушла безвозвратно, и уезжает на Украину, где работает в Радиотелеграфном агентстве в Харькове.
В 1917 году он служит в Москве, посещает литературные и философские собрания, слушает Белого и Волошина. С наступлением новых времен поэт понимает, что возможность свободно писать и говорить ушла безвозвратно, и уезжает на Украину, где работает в Радиотелеграфном агентстве в Харькове.
Из-за Второй мировой войны поэт покидает Россию. Во время немецкой оккупации в 1942 году бежит в Австрию. Там стихи опять приходят к нему.
Всего с 1950 по 1977 у Дмитрия Кленовского вышло 11 поэтических сборников. Он очень уединенно жил с супругой в Траунштейне (Бавария) и до последнего дня писал – один из последних свидетелей дореволюционного литературного Петербурга и один из самых выдающихся мастеров слова русской эмиграции.
Всего с 1950 по 1977 у Дмитрия Кленовского вышло 11 поэтических сборников. Он очень уединенно жил с супругой в Траунштейне (Бавария) и до последнего дня писал – один из последних свидетелей дореволюционного литературного Петербурга и один из самых выдающихся мастеров слова русской эмиграции.
Супруги Крачковские в Траунштейне 1970 г.
Супруги Крачковские в Траунштейне
Фото старческого дома в Траунштейне (слева), где Д. Кленовский жил с супругой, и придорожной часовни рядом с ним. Снежная зима 1965 года.
Заметное место в творчестве Кленовского занимает тема Петербурга и Царского Села: О Петербурге: цикл «Стихи о Петербурге»; «О, только бы припомнить голос твой...». О Царском Селе: «Долг моего детства»; «Не забытое, не прощенное», «Когда я мальчиком с тобой дружил», «Царскосельская гимназия», «Царскосельский сон».
Заметное место в творчестве Кленовского занимает тема Петербурга и Царского Села: О Петербурге: цикл «Стихи о Петербурге»; «О, только бы припомнить голос твой...». О Царском Селе: «Долг моего детства»; «Не забытое, не прощенное», «Когда я мальчиком с тобой дружил», «Царскосельская гимназия», «Царскосельский сон».
Параллельно с образами города (Каменный остров, стрелка) возникают образы Пушкина, Гумилева, которые были для него «дороже всех».
Нина Берберова называет Дмитрия Кленовского «Последним царскоселом». «Последний акмеист», «последний царскосел», «последний поэт серебряного века» – так именовали критики Дмитрия Иосифовича Кленовского.
Родине
Между нами — двери и засовы, Но в моей скитальческой судьбе Я служу тебе высоким словом. Не чужбине я служу — тебе.
Я сейчас не мил тебе, не нужен, И пускай бездомные года Все петлю затягивают туже — Ты со мной везде и навсегда.
Душное минует лихолетье, Милая протянется рука... Я через моря, через столетья Возвращусь к тебе издалека.
Не спрошу тебя и не отвечу, Лишь прильну к любимому плечу И за этот миг, за эту встречу, Задыхаясь, все тебе прощу.
Ангелу-хранителю (отрывок)
С детских лет ты был всегда со мною: В первой женской бережной руке, В первой половице под ногою, В первом солнце на моем виске. А потом ты шел со мною рядом, Баловал парижскою весной, Римским утром, андалузским садом – И по-русски говорил со мной. Я тогда не знал тебя. Я думал: Это я с собою говорю. Слишком много радости и шума Заглушало молодость мою.
«Он (Кленовский) не только стал, но и твердо признан признан одним из лучших поэтов Русского Зарубежья. Думаю, что он и один из лучших лириков России середины нашего века. Печать большой поэтической личности лежит на нём ...
«Он (Кленовский) не только стал, но и твердо признан признан одним из лучших поэтов Русского Зарубежья. Думаю, что он и один из лучших лириков России середины нашего века. Печать большой поэтической личности лежит на нём ...
Он говорит просто, иногда как бы по-домашнему, но всегда есть в нём торжественность, даже в самом малом. Капля по капле, текут его строки, рождая мир поэзии, строго ему принадлежащей»