Программа
вступительного экзамена
в аспирантуру
по специальности 10.01.01
Русская литература
Москва
Институт международного права и экономики имени А.С. Грибоедова
2009
УТВЕРЖДЕНО
Ученым советом
(протокол № 2 от 18.12.2008 г.)
С о с т а в и т е л и: д-р филол. наук, проф. В.В. Агеносов;
д-р филол. наук, проф. Л.Г. Кихней;
канд. филол. наук, проф. Н.И. Якушин
Программа вступительного экзамена в аспирантуру по специальности 10.01.01 «Русская литература» / сост. В.В. Агеносов, Л.Г. Кихней, Н.И. Якушин. – М. : ИМПЭ им. А.С. Грибоедова, 2009. – 51 с.
Подготовлена на факультете журналистики.
© Агеносов В.В., Кихней Л.Г., Якушин Н.И., 2009
© Институт международного права и экономики имени А.С. Грибоедова, 2009
Часть I. РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА XIX века
Введение
Социально-исторические особенности развития России в XIX в. Особая роль русской классической литературы в историческом, духовном и нравственном развитии страны, ее связь с общественной жизнью, освободительным движением, с жизнью народа и его устным поэтическим творчеством. Ведущие идеи и важнейшие проблемы русской литературы. Роль русской литературы в мировом литературном процессе.
Тема 1. Литература 1801–1825-х годов
Литературно-общественная ситуация
Социально-политическая обстановка в России на рубеже XVIII и XIX веков. Влияние идей Великой французской революции на формирование общественного сознания и литературного движения в первой четверти XIX в.
Культура, просвещение и искусство в начале XIX столетия. Литературные кружки. Развитие журналистики. Языковая реформа Н.М. Карамзина. Полемика «шишковистов» и «карамзинистов». Общество «Беседа любителей русского слова», его состав и литературная позиция. Общество «Арзамас», его общественная и эстетическая программа.
Отечественная война 1812 г. и движение декабристов, их значение для развития русской литературы.
Сложность и своеобразие литературного процесса в России в начале XIX в. Основные литературные направления, их взаимосвязь и борьба по идейным и литературно-эстетическим вопросам. Связь литературного процесса с национальными традициями и развитием западноевропейской литературы.
Классицизм в начале XIX столетия и его эволюция. Завершение творческого пути Г.Р. Державина. Поздние представители классицизма (А.С. Шишков, А.П. Бунина, В.А. Озеров и др.).
Сентиментализм и его место в литературном процессе начала века. Последние произведения Н.М. Карамзина. Его последователи. Жанры сентиментальной повести и сентиментального путешествия.
Просветительский реализм и основные положения его эстетической программы. Значение И.А. Крылова в ряду деятелей просветительского реализма.
Предромантизм. Его социально-философская и историко-литературная основа. Стремление к самобытности, историзму и народности. Элементы предромантизма в поэзии К.Н. Батюшкова и В.А. Жуковского.
Романтизм. Социальные и философские основы его возникновения на Западе и особенности русского романтизма. Своеобразие художественного осмысления романтиками окружающей действительности. Основные черты романтического мышления и характера романтического героя. Типология русского романтизма.
Московское общество любомудров, его философско-эстетическая программа.
Появление первых реалистических произведений в творчестве А.С. Пушкина. Основные эстетические принципы реализма. Этапы его развития в XIX в., его течения.
Персоналии
В.А. Жуковский (1783–1852)
Основные периоды творчества.
Первые литературные опыты. «Сельское кладбище» — программное произведение раннего Жуковского. Романтические элегии («Вечер» и др.), их художественное своеобразие.
Балладное творчество. Художественный мир «Людмилы» и «Светланы», их религиозно-нравственная основа. Этические коллизии в балладах с темой преступления и наказания («Ивиковы журавли», «Варвик» и др.). Мотивы справедливого возмездия и торжество нравственного идеала.
Патриотическая лирика Жуковского («Певец во стане русских воинов»). Участие поэта в литературной борьбе своего времени.
Тематическое разнообразие лирики Жуковского. Программное стихотворение «Теон и Эсхин».
Жуковский-переводчик. Основные переводы. Жуковский-педагог. Идеи воспитания в программе образования наследника престола.
Место и роль Жуковского в русской литературе.
И.А. Крылов (1768/69–1844)
Крылов-баснописец. Основная проблематика его басен. Тема Отечественной войны 1812 г. в басенном творчестве Крылова.
Просветительская деятельность баснописца, его отношение к социальным преобразованиям.
Реализм и народность басен Крылова. В.Г. Белинский о Крылове.
Мастерство Крылова-баснописца. Его роль в развитии русской литературы и формировании реализма. Крылов и наша современность.
А.С. Грибоедов (1795–1829)
Широта и многогранность личности А.С. Грибоедова. Грибоедов – дипломат и общественный деятель. Ранние опыты в области драматургии.
«Горе от ума». Традиции сатирической литературы XVIII в., черты классицизма, романтизма и реализма в комедии. Проблематика и идейное содержание. Отголоски идей раннего декабризма в произведении. Столкновение века «нынешнего» и «минувшего». Система образов. «Безумие» Чацкого в контексте идеологической борьбы эпохи. Сюжетно-композиционная структура комедии, личное и общественное в ней.
Восприятие «Горе от ума» читателями и зрителями разных эпох. Комедия Грибоедова и наша современность.
А.С. Пушкин (1799–1837)
Значение событий Отечественной войны 1812 г. и движения декабристов в идейно-эстетическом формировании поэта. Творческое осмысление традиций Г.Р. Державина, К.Н. Батюшкова, В.А. Жуковского, освоение творческого наследия западноевропейской литературы и античного искусства.
Место А.С. Пушкина в русской литературе («Пушкин – наше все» – А. Григорьев). Пушкин – создатель русского литературного языка, его роль в развитии отечественной поэзии, прозы и драматургии. Значение творчества поэта для нравственно-духовного формирования русского общества.
Лицейский период (1814–1817). Жанры лицейской лирики, ее мотивы и характер лирического героя. «Другу-стихотворцу» – первый поэтический манифест поэта. Отражение событий Отечественной войны 1812 г. («Воспоминания в Царском селе»), вольнолюбивых настроений («Лицинию») в поэзии Пушкина. Попытки создания эпических произведений. Элегические мотивы в лирике поэта («Певец»). Итоговое стихотворение «Товарищам».
Петербургский период (1817–1820). Участие в обществе «Арзамас», знакомство с деятелями декабристского движения. Вольнолюбивая лирика и ее связь с декабристской идеологией («Вольность», «К Чаадаеву», «Деревня»), эпиграммы.
Поэма «Руслан и Людмила», ее новаторский характер, образ героя-повествователя, язык произведения, связь с устным народным творчеством.
Южный период (1820–1824). Общение с деятелями Южного общества декабристов. Идейно-тематическое и жанровое своеобразие лирики поэта, своеобразие лирического героя: «добровольный изгнанник» («Погасло дневное светило»), узник («Узник»), мститель («Кинжал») и др. Кризис вольнолюбивых устремлений поэта («Свободы сеятель пустынный» и др.) и его причина.
Южные поэмы, их идейно-художественные особенности, отражение в них черт характера «современного человека». Поэма «Цыганы». Основной конфликт, образ Алеко как выражение трагически безысходного положения современного человека. Начало работы над романом «Евгений Онегин».
Период михайловской ссылки (1824–1826). Подведение итогов романтического периода («К морю»). Новое понимание сущности и назначения поэта («Разговор книгопродавца с поэтом», «Пророк»). Трансформация основных лирических жанров: элегии («Сожженное письмо»), дружеского послания («И.И. Пущину» и др.). Стихотворение «19 октября». Стихотворения в народном духе («Песни о Стеньке Разине»), баллада «Жених».
Трагедия «Борис Годунов». Историческая концепция поэта и ее отражение в конфликте и сюжете произведения (народ и власть, проблема личности, роль образов Пимена и Юродивого). Борис Годунов и Самозванец. Новаторство трагедии.
Творчество 1826–1829 гг. Общественно-политическая позиция Пушкина и ее отражение в лирике («Стансы», «Друзьям»). Образ Петра I в творчестве поэта («Стансы», «Арап Петра Великого», «Полтава»).
Декабристская тема и осуждение деспотизма («В Сибирь», «Арион», «Анчар»). Тема духовной независимости поэта в стихотворных манифестах Пушкина («Поэт и толпа», «Поэт», «Поэту»). Философская лирика поэта («Дар напрасный, дар случайный...», «Брожу ли я вдоль улиц шумных...»).
«Полтава» – историко-героическая и социально-психологическая поэма, система образов, своеобразие языка, элементы украинского фольклора.
Роман «Евгений Онегин» как «энциклопедия русской жизни и в высшей степени народное произведение» (В.Г. Белинский) и первый русский реалистический роман, его социальная проблематика, система образов, особенности сюжета и композиции, лирическое начало, особенности стиха («онегинская строфа»), Онегин как «герой времени». Образ Татьяны. Смысл противопоставления Онегина и Татьяны. Роль авторского повествования, его отношение к происходящим событиям и героям романа. В.Г. Белинский о романе.
Болдинская осень 1830 г. Идейно-тематическое и жанровое многообразие произведений Пушкина этого периода.
«Повести Белкина», их проблематика, демократизм, раздумья о судьбе русского дворянства, своеобразие повествования. «История села Горюхина». Новаторская сущность прозы Пушкина.
«Маленькие трагедии», их социально-философская и этическая проблематика, проблема нравственной деградации личности в условиях «ужасного века» («Скупой рыцарь»), таланта и посредственности («Моцарт и Сальери»), всепобеждающей силы любви («Каменный гость») и др.
Своеобразие болдинской лирики, ее идейное и жанровое многообразие.
Творчество 1830-х гг. Отражение фактов биографии поэта в лирике. Патриотические стихотворения («Клеветникам России», «Бородинская годовщина», «Перед гробницею святой»). Философская лирика («Вновь я посетил...», «Когда за городом задумчив я брожу...» и др.).
Сказки Пушкина, их проблематика и идейное содержание.
Программное значение стихотворений «Эхо», «Из Пиндемонти», «Памятник».
Пушкин-историк. Проблема крестьянских восстаний в его творчестве. Роман «Капитанская дочка», его проблематика и идейное содержание. Связь частного и социального, исторически неизбежного и человеческого в характерах героев. Проблема историзма.
Эволюция темы Петра I. Поэма «Медный всадник», историко-философский конфликт в поэме и его преломление в сюжете и композиции. Проблема власти и народа, личности и государства. Новое осмысление деятельности Петра I. Образ Евгения. Смысл их сопоставления.
Повесть «Пиковая дама», проблематика и идейное содержание. Образ Германна как человека «нового времени».
Пушкин – публицист и издатель журнала «Современник».
Пушкин и наша современность.
Достарыңызбен бөлісу: |