Смысл жизни



Pdf көрінісі
бет1/6
Дата15.05.2020
өлшемі259.82 Kb.
түріРеферат
  1   2   3   4   5   6


Минский Государственный Лингвистический Университет 

 

 



 

 

 



 

 

 



 

 

 



Реферат на тему: «Смысл жизни» 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 



 

 




 

 

 

Выполнил студент 101 группы 

переводческого факультета 

Квартальный Александр 

 

 

 



 

 

Минск 2006​



 Содержание 

Вступление



Смысл жизни как понятие



Два направления при рассмотрении поиска смысла жизни



Основные концепции смысла жизни



Л. Н. Толстой о смысле жизни



«Человек в поисках смысла»

10 

Смысл, осмысленность и цель жизни

12 

Заключение

13 

Список использованной литературы:

15 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 



 

 




 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

…человеку пришлось пройти еще много

 

 

 

 

 

дорог. Он бросался на все, что, казалось

 

 

   

 

 

 

ему, несло в себе смысл. Он пробовал

 

   

 

 

 

 

воевать, пробовал строить. Он любил и

 

 

 

 

   

ненавидел, творил и рушил. И только

 

   

   

 

когда жизнь его стала клониться к

 

 

 

 

   

закату, человек понял главную истину.

 

 

 

 

 

Жизнь не имеет смысла. Смысл – это

 

 

 

 

   

 

всегда несвобода. Смысл – это жесткие

 

 

   

 

 

рамки, в которые мы загоняем друг

   

 

 

 

 

друга. Говорим – смысл в деньгах.

 

 

 

 

 

 

Говорим – смысл в любви. Говорим –

   

   

 

   

смысл в вере. Но все это – лишь рамки. В

   

 

 

 

   

 

   

жизни нет смысла – и это ее высший

 

 

     

   

 

смысл и высшая ценность, В жизни нет

   

 

   

 

 

финала, к которому ты обязан прийти –

   

 

 

 

   

и это важнее тысячи придуманных

 

 

 

 

 

смыслов". 

Сергей Лукьяненко, «Спектр» 

 

 

Вступление 

 

Одной из центральных проблем этики является определение места

 

 

 



 

 

 



 

 

человека в жизни, смысла его бытия. Эта проблема волновала людей во все



   

 

 



 

 

 



 

 

   



 

времена.  

Я приблизился к раскрытию темы реферата настолько, что чувствую:

 

   



 

 

 



 

 

 



не смогу оставить клавиатуру в покое до тех пор, пока не найду ответа на

 

 



 

   


 

 

 



 

   


 

   


вопрос, который, признаюсь, начал волновать меня совсем недавно

 

 



 

 

 



 

 

 



(несколько месяцев тому назад). 

Ныряя в глубь темы, нужно отметить, что находишь (на расстоянии

   

 

 



 

 

 



 

 

 



 

 



 

 



 

 

приблизительно равном от её поверхности до кажущегося дна) течения, в



 

 

   



 

 

 



 

   


которых есть вопросы о судьбе и случайности обстоятельств, о добре и зле, о

 

 



   

   


 

   


   

   


жизни и смерти. Эти течения не дают возможности достичь дна, и

   


 

 

 



 

 

 



 

   


приходится всплывать на поверхность, чтобы глотнуть воздуха. Иначе можно

 

   



 

 

 



 

 

 



задохнуться. Но каждый раз при таком погружении у тебя появляется опыт и

 

 



 

 

 



 

   


 

 

   



надежда на то, что ты, возможно, рано или поздно достигнешь цели,

 

 



 

 

 



 

 

 



 

 

 



увидишь, что на дне, если оно, конечно существует.  

 

Смысл жизни как понятие 



 

Смысл жизни – понятие, раскрывающее самоценное значение

 

 

 



 

 

 



 

человеческой жизни. Смысложизненная проблематика связана с поиском

 

 

 



 

   


 

«истины бытия» (смысл – от «с-мысл», т.е. «быть с мыслью), которая

 

 

   



 

 

 



   

 

 



одновременно выступает как «благо бытия», обладает безусловной

 

 



 

 

 



 

 

обязывающей силой. Это регулятивное понятие, присущее любой развитой



 

 

 



 

 

 



 

 

мировоззренческой



системе,

которое


оправдывает

и

истолковывает



 

 

 



 

 

 



свойственные этой системе моральные нормы, показывает, во имя чего

 

 



 

 

 



 

 

 



 

необходима предписываемая им деятельность. 

Смысл жизни, ​в качестве этической категории​, выражает социально

 

   



 

 

 

 



 

значимую нравственную ценность, которая выбирается и интериоризируется

 

 

 



 

   


 

личностью в процессе социализации, являясь доминирующей в системе её

   

 

 



 

   


   

ценностных ориентаций.  

Следует отметить, что смысл жизни отличается от «жизненных

 

 



 

 

 



 

 

 



впечатлений», поскольку в представлении о смысле жизни отражаются не

 

   



   

 

 



 

 

переживания человека от событий в собственной жизни или ожидания в



 

 

 



   

 

 



 

   


отношении возможного благополучия и счастья. Смысл жизни отличается и

 

 



   

 

 



 

   


от «объяснения» жизни, поскольку в объяснении устанавливаются причины

 

 



 

   


 

 

 



происходящего и достигается понимание жизни. В смысле жизни отражается

   


 

 

   



 

 

 



образ не реально случившейся и осуществляющейся, но должной жизни.  

 

Два направления при рассмотрении поиска смысла жизни 



 

Неизменная актуальность смысложизненной проблематики обусловила

 

 

 



 

 

её становление на самых ранних этапах истории этики. Уже тогда начали



 

 

 



 

 

 



 

 

 



 

 

формироваться некоторые интеллектуальные конструкции, послужившие



 

 

 



 

 

впоследствии базой для развёрнутых этических построений. В их развитии



 

 

 



 

 

   



 

 

можно выделить ​две основные тенденции​, условно обозначаемые как



 

 

 



 

 

 



 

 

имманентная​ и ​трансцендентальная​. 



Имманентная традиция, ​ориентированная на выявление смысла,

 

 

 

 



 

 

внутренне



присущего

реальному,

земному

человеческому

бытию,

 

 



 

 

 



 

реализовывалась, преимущественно, в лоне натуралистического направления

 

   


 

 

 



 

 



 

 



в этике. Предпосылка этического натурализма, исходившего в объяснении

 

 



 

 

 



   

 

морали из природы человека, определяла трактовку смысла жизни,



 

 

 



 

 

 



 

 

предполагавшую осуществление естественных человеческих желаний и



 

 

 



 

   


интересов. Дифференциация в рамках натуралистической парадигмы

 

 



 

 

 



 

являлась одновременно и конкретизацией смысложизненных исканий:

 

 

 



 

 

 



сущность морали, высшее благо и смысл жизни ​гедонизм связывал с

 

 



 

   


 

 

 



   

наслаждением, ​эвдемонизм​ – со счастьем, ​утилитаризм​ – с пользой. 

Исторические примеры попыток построения ​гедонистической этики

 

 



 

 

 



 

убеждают в том, что концепции такого рода не способны удовлетворительно

   

 

 



 

 

   



 

 

объяснить смысл человеческого существования. 



Результаты



эвдемонистического

поиска

оказались



значительно

 

 



 

 

 



конструктивнее, они нашли выражение в целом комплексе эвристически

 

 



 

   


 

 

 



плодотворных идей, однако не смогли вывести этическое мышление за

 

 



 

 

 



 

 

 



 

границы логического круга, определяемого исходной «натуралистической

 

 

 



 

 

 



ошибкой». Если в качестве смысложизненной установки объявляется

 

 



 

 

 



 

 

стремление к счастью, то такая позиция в известной степени подрывает



   

 

 



 

   


 

 

 



основания общности людей, становящихся, по сути дела, рабами своей

 

 



 

 

 



 

 

 



 

«естественности». Понимая это, эвдемонисты вынуждены вводить в

 

 

 



 

 

 



 

содержательную

расшифровку

счастья


элементы

долженствования,

 

 

 



 

 

связанные с необходимостью ограничения «естественности». В результате,



   

 

 



   

 

смысл жизни, выводимый, вроде бы, из природы человека, из сущего,



 

 

 



 

 

 



 

 

 



 

оказывается противостоящим этой природе, предписывая её обуздание

 

 

 



 

 

 



 

должным. 

Не освобождена от этой ошибки и методология ​утилитаризма​,

 

 



 

 

   



 

 

направляющая свой смысложизненный поиск в соответствии с принципом



 

 

 



   

   


 

полезности. Эгоистический подтекст, изначально присутствующий в нём,

 

 

 



 

   


 

заставляет представителей различных типов утилитаристской этики искать

 

 

 



 

 

 



 

варианты объединения личной и общественной выгоды, расширяя диапазон

 

 

   



 

 

 



 

значений исходного понятия «польза» или заимствуя аргументацию

 

 

 



 

 

 



 

эвдемонистического или гедонистического стиля. Это, однако, не помогает

 

 

 



 

 

 



 

 

избавиться от теоретических противоречий и негативных, в моральном



 

 

 



   

   


 

отношении,

практических

следствий

реального

использования

 

 

 



 

 

утилитаристской ориентации. 



Имманентная традиция в целом, выразив оптимистическое отношение

 

   



 

 

 



 

к ценности жизни, представила множество интересных идей относительно её

 

 

 



 

 

 



 

   


смысла, наметила определённый путь движения мысли: ​от сущего к

 

 



 

 

 



 

 

   

должному, от внутреннего к внешнему, от личного к общественному​. 

Трансцендентальная

традиция,

предполагающая



поиск

смысла


 

 

 

 



 

человеческой

жизни

за

её



пределами,

оформлялась

в

рамках


 

 

 



 

 

 



 

 

идеалистического потока этической мысли. Она связана с выявлением некоей



 

 

 



 

 

   



 

 

высшей для человека самоценной сущности, приобщение к которой могло бы



 

 

 



 

 

   



 

 

 



 

 



 

 



 

придать смысл его существованию. В качестве такого трансцендентного

 

 

 



   

 

 



 

источника может выступать бог или иное всеобщее надприродное начало.

 

 

 



 

 

 



 

 

 



Аргументация этого подхода обычно базируется на констатации явного

 

 



 

 

 



 

 

 



несовершенства земного бытия, его нравственной неполноценности и,

 

 



 

 

 



 

 

соответственно,



отрицании

его


способности

наполнить

смыслом

 

 



 

 

 



 

человеческую жизнь. Кроме того, активно используется идея о том, что

 

 

 



 

 

 



   

 

 



рассмотреть смысл жизни, находясь «внутри» изменчивого (до хаотичности),

 

 



 

 

 



 

 

 



противоречивого (до абсурдности) жизненного потока, невозможно; нужен

 

 



 

 

 



 

 

«выход за пределы», чтобы с некоторой устойчивой, отстранённой позиции



   

 

   



 

 

 



 

обозревать его общую панораму, находя таким образом подлинное значение 

Понятно, что данная традиция полагается, в отличие от имманентной,

 

 



 

 

   



   

 

преимущественно на иррационалистический способ постижения смысла



 

 

 



 

 

 



жизни: вера или интуиция играет в ней, как правило, более значительную

 

 



 

 

   



 

 

 



 

 

роль, нежели разум. Если даже разум первоначально выступает в качестве



 

 

 



 

 

 



 

   


 

ведущей силы, то в своих конечных основаниях он всё равно так или иначе с

 

     


 

 

   



 

 

 



 

   


какой-либо внерациональной очевидностью. 

Подводя итог, следует отметить, что выделение двух фундаментальных

 

 

 



 

 

 



 

 

традиций смысложизненного поиска довольно условно, поскольку в



 

 

 



 

 

 



 

историческом развитии этического мышления они взаимодействовали

 

 

 



 

 

 



сложным образом, не только противостоя, но и переплетаясь друг с другом.

 

   



 

 

   



 

   


 

Кроме того, можно обнаружить варианты исследования смысла жизни,

 

 

 



 

 

 



 

 

который нельзя безоговорочно отнести к какой-либо из этих традиций. 



 



Достарыңызбен бөлісу:
  1   2   3   4   5   6




©engime.org 2020
әкімшілігінің қараңыз

    Басты бет