Программа одобрена решением кафедры иностранных, государственных языков и зарубежной литературы



бет1/3
Дата04.12.2016
өлшемі432,89 Kb.
#3122
түріПрограмма
  1   2   3
Программа одобрена решением кафедры иностранных, государственных языков и зарубежной литературы

Протокол № ___ от «___»__________2012г.

Проект программы рассмотрен на заседании кафедры иностранных, государственных языков и зарубежной литературы

ПРОГРАММА

ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)

История литературы страны изучаемого языка

по направлению подготовки



035700.62 «Лингвистика»

ФГОС ВПО утвержден приказом МОиН РФ от «20» мая 2010г. № 541



Общий объем курса по учебному плану _4_(zet) _144_(часов)

Квалификация (степень) выпускника - бакалавр

Нормативный срок освоения программы – 4 года

Форма обучения - очная


Зав. кафедрой иностранных, государственных языков и зарубежной литературы к.филол.н., доц. Сергеев В.А. «___»_____2011г. _________ (подпись)


Разработчик д.филол.н., проф. кафедры иностранных, государственных языков и зарубежной литературы Несмелова О.О.«___»_____2011г. _________ (подпись)



  1. Цели освоения дисциплины


Целями освоения дисциплины «История литературы стран изучаемого языка» являются: приобретение необходимых в рамках специализации фоновых знаний, позволяющих преодолевать влияние культурных стереотипов и мыслить критически; знание закономерностей функционирования литературного процесса в англоязычных странах; умение осознавать значимость междисциплинарных связей в процессе овладения иностранным языком.


2. Место дисциплины в структуре ООП
Данная дисциплина относится к базовой части профессионального цикла дисциплин (Б.1.В.ОД.2).

3. Требования к результатам освоения дисциплины (модуля):

По итогам изучения курса студент должен обладать следующими компетенциями:



Общекультурные (ОК):

  • ориентируется в системе общечеловеческих ценностей и учитывает ценностно-смысловые ориентации различных социальных, национальных, религиозных, профессиональных общностей и групп в российском социуме (ОК-1);

  • руководствуется принципами культурного релятивизма и этическими нормами, предполагающими отказ от этноцентризма и уважение своеобразия иноязычной культуры и ценностных ориентаций иноязычного социума (ОК-2);

  • владеет наследием отечественной научной мысли, направленной на решение общегуманитарных и общечеловеческих задач (ОК-6);


профессиональные (ПК):

  • имеет представление об этических и нравственных нормах поведения, принятых в инокультурном социуме, о моделях социальных ситуаций, типичных сценариях взаимодействия (ПК-2);

  • умеет свободно выражать свои мысли, адекватно используя разнообразные языковые средства с целью выделения релевантной информации (ПК-5);

  • владеет основными особенностями официального, нейтрального и неофициального регистров общения (ПК-6);

  • умеет структурировать и интегрировать знания из различных областей профессиональной деятельности и обладает способностью их творческого использования и развития в ходе решения профессиональных задач (ПК-37);

  • умеет видеть междисциплинарные связи изучаемых дисциплин и понимает их значение для будущей профессиональной деятельности (ПК-38);

  • владеет основами современной информационной и библиографической культуры (ПК-39);

  • умеет выдвинуть гипотезы и последовательно развивать аргументацию в их защиту (ПК-40);

  • владеет стандартными методиками поиска, анализа и обработки материала исследования (ПК-41);

В результате освоения дисциплины обучающийся должен:



Знать:

основные литературные направления/художественные течения, характеризующие специфику англоязычной литературы, закономерности функционирования последней в рамках определенных лингвокультур (английской, американской, австралийской, и т.д.); функциональные разновидности и отличительные черты, свойственные литературе определенных исторических периодов (Средневековья, Ренессанса, эпохи Просвещения, Романтизма, Реализма, Модернизма, Постмодернизма); значимых представителей данных художественных течений и их основные произведения.



Уметь:

определить жанровую/культурную специфику изучаемого произведения, принадлежность его к определенному литературному направлению /художественной школе; структурировать и интегрировать знания из различных областей филологического знания.



Владеть:

навыками филологического анализа (определение идейно-формальной структуры художественного произведения, анализ индивидуальных авторских стилей и т.н. великих стилей эпохи; использование соответствующего понятийного аппарата); умение адекватно выражать свои мысли, критически мыслить и анализировать художественный текст.



4. Общий объем дисциплины

Общая трудоемкость дисциплины составляет _4_ (ZET)__144_(академ.часов)



Распределение часов курса «История литературы страны изучаемого языка» по разделам, темам и видам работ


Наименование

тем/разделов,

коды компетенций подготовки бакалавра, приобретаемых в соответствующих темах

ZET

Аудиторные занятия

(часов)

СРС (часов)

(Текущий контроль по темам)



Всего

Лек.

Практ./

Сем.

Лаб.

Всего

Реф.

Эссе

др. формы

контроля

Тема 1. Английская литература средних веков

Код компетенции: ОК-1, ОК-2, ОК – 6, ПК-2, ПК-5, ПК-6, ПК-37, ПК -38, ПК – 39, ПК- 40, ПК - 41.




10

6

4*




10

2

6

2

Тема 2. Литература эпохи Возрождения

Код компетенции: ОК-1, ОК-2, ОК – 6, ПК-2, ПК-5, ПК-6, ПК-37, ПК -38, ПК – 39, ПК- 40, ПК - 41.




10

12

8




10

4

10

6

Тема 3. Литература 17 в.

Код компетенции: ОК-1, ОК-2, ОК – 6, ПК-2, ПК-5, ПК-6, ПК-37, ПК -38, ПК – 39, ПК- 40, ПК - 41.




10

12

8




10

4

10

6

Тема 4. Литература эпохи Просвещения

Код компетенции: ОК-1, ОК-2, ОК – 6, ПК-2, ПК-5, ПК-6, ПК-37, ПК -38, ПК – 39, ПК- 40, ПК - 41.




12

12

8*




12

4

10

6

Тема 5. Романтизм

Код компетенции: ОК-1, ОК-2, ОК – 6, ПК-2, ПК-5, ПК-6, ПК-37, ПК -38, ПК – 39, ПК- 40, ПК - 41.




10

6

4




10

2

6

2

Тема 6. Неоромантизм и реализм на рубеже 19-20 в.в.

Код компетенции: ОК-1, ОК-2, ОК – 6, ПК-2, ПК-5, ПК-6, ПК-37, ПК -38, ПК – 39, ПК- 40, ПК - 41.




2

6

4*




2

2

6

2

ИТОГО

4

54










54










Курсовая работа




Промежуточный контроль

(экзамен/зачет/зачет с оценкой)



Экзамен (36)

ВСЕГО

180























5. Содержание дисциплины (модуля)
5.1. Содержание разделов дисциплины

(Содержание указывается в дидактических единицах)


п/п

Наименование раздела, темы дисциплины

Содержание раздела

1.

Английская литература средних веков

Англо-саксонский период. Историческое развитие Англии в 5-11 в.в. Раннее средневековье. Понятие о народном эпосе. Особенности эпоса: устная основа, коллективное творчество, универсальный характер, Взаимодействие черт волшебной сказки и хроники. Эпическая поэма «Беовульф». Хронология создания. Фабула и структура. Характер эпического героя. Приоритет коллективных ценностей. Проблема сочетания языческого и христианского мироощущения в «Беовульфе». Художественные особенности языка эпоса. Аллитерационный стих.
          1. Англо-нормандский период Нормандское завоевание. Структура феодального обществаАнглии, ее отражение в языке и литературе. Шотландские и английские народные баллады. Цикл о Робин Гуде. Средневековый рыцарский роман: происхождение и развитие. Понятие «куртуазность». Сопоставление рыцарского романа с народным эпосом. Основные сюжеты рыцарских романов. Книга Т. Мэлори «Смерть Артура» и ее место в истории рыцарского романа.

Английская литература 14 в. Понятие «Предвозрождение». Изменения в социальной структуре английского общества - возникновение «третьего сословия Интерес к реальной, земной жизни Д.Чосер «Кентерберийские рассказы» «Жизнерадостное свободомыслие» как основное настроение творчества. Структура книги - связь с «Декамероном» Д. Бокаччо. Стихотворные новеллы разных рассказчиков, представляющих разные социальные слои. Рассказы рыцаря и мельника как два полюса во взгляде на человека. Роль Чосера в формировании национального английского языка.

2.

Литература эпохи Возрождения

Понятие «Возрождение». Социальная база Возрождения - переход к буржуазному обществу. Формирование гуманистического мировоззрения - представление о красоте, могуществе и свободе человека. Великие научные и географические открытия. Возрождение в Англии - периодизация. Раннее Возрождение - Т. Мор «Утопия».

«Век Елизаветы» - вторая половина 16 в. Воплощение ренессансных идей в полнокровных художественных образах. Развитие английского сонета от Т. Уайета до У. Шекспира. Формирование английского национального театра. Т. Марло и ренессансная трагедия.

Творчество У. Шекспира. Биография - «шекспировский вопрос». Периодизация творчества. Цикл сонетов. Гуманистический взгляд на любовь. Комедии - фарсовые, галантно-пасторальные, «синтетические». Различные формы и уровни комического у Шекспира. Жанр драматических хроник. Основная тема хроник - путь Англии от феодальной анархии к национальному единству. Основные проблемы хроник: проблема власти и личности монарха. Трагедии Шекспира - связь с кризисом Возрождения. Универсальность ситуации и масштабность проблематики. Трагический герой-титан. Трагедии «Гамлет» и «Король Лир». Постелизаветинская драма и «метафизическая поэзия» начала 17 в.


3.

Литература 17 в.

Историческое развитие Англии в 17 в. Социально-политическая и религиозная борьба. Понятие о пуританстве. Английская буржуазная революция и реставрация монархии в 1660 г. «Славная революция» 1688 г. и формирование буржуазно-аристократического компромисса. Творчество Д. Мильтона. Связь с ренессансным гуманизмом и пуританские мотивы. Поэма «Потерянный рай». Торжественный, монументальный белый стих. Две основные сюжетные линии, основанные на материале Ветхого Завета. Амбивалентность образа Сатаны.

4.

Литература эпохи Просвещения

18 век - Век Просвещения. Основная задача Просвещения - борьба с рудиментами феодализма, установление буржуазно-демократического уклада. Разум как основа просветительского мировоззрения. Основной художественный стиль - просветительский реализм. Особенности Просвещения в Англии. Периодизация английского Просвещения. Роль журналистики в возникновении просветительского романа. Развитие просветительского романа.

Д. Дефо «Приключения Робинзона Крузо». Отражение просветительских идей. Труд как основа и главное содержание жизни. Характер труда Робинзона - свободный и творческий. Ранний просветительский роман - маскировка под документ, линейная композиция, роль детали. Типы романа - приключенческий, просветительский, плутовской, путешествий.

Д. Свифт «Приключения Гулливера». Особое место в английском Просвещении. Жанровая основа - политический памфлет, философская повесть, утопия, фантастика. Часть 1 - сатирико-аллегорическое изображение современной Англии. Часть 4 - глубина и всеобъемлющий характер сатиры.

С.Ричардсон. Семейно-бытовой роман. Формирование буржуазного этического кодекса. Детальное изображение повседневной жизни. Психологический анализ. Романы «Памела» и «Кларисса». Ограниченность моральной позиции Ричардсона.

Г. Филдинг. Новые виды романа - «роман большой дороги» и социально-бытовой роман. Теория романа: отказ от маскировки под документ, повествование от автора, разветвленная композиция. Роман «Приключения Тома Джонса». Панорамное изображение английского общества середины 18 в. Проблема подлинной и ложной нравственности (оппозиция Том Джонс - Блайфил).

Третий этап Просвещения - сентиментализм. Отказ от просветительского реализма. Творчество Л. Стерна. Роман «Жизнь и мнения Тристрама Шенди». Оригинальность стиля и композиции, пародийный характер. «Доктрина шендизма» - понятие «конька». Шендистские герои Стерна. Проблема сентиментального отношения к жизни в «Сентиментальном путешествии».

Поэзия Р. Бернса. Фольклорный характер.


5.

Романтизм

Исторические предпосылки возникновения романтизма - реакция на Французскую революцию и пост-революционное развитие. Отказ от просветительской опоры на Разум, акцент на чувство. Разрыв идеала и действительности. Эстетика романтизма. Культ природы и чувства. Типология романтического героя.

Ранний английский романтизм. Поэзия У. Вордсворта и С.-Т. Колриджа. Тематика и эстетические принципы. Поэзия П. Б. Шелли и Д. Китса.

Д.Г. Байрон. Биография. Политическая и литературно=эстетическая позиция. Ранняя лирика. Поэма «Паломничество Чайлд Гарольда». Образ главного героя - новизна и соответствие духу времени. Основные темы авторских отступлений - Испания, Греция, Наполеон, Французская революция и др. Сочетание романтической меланхолии с призывом к борьбе за свободу. «Восточные поэмы». Романтический Восток в поэзии Байрона. Образ романтического бунтаря - поэма «Корсар». Философия «мировой скорби» в поэмах «Манфред» и «Каин». Поэма «Дон Жуан» - новые черты в творчестве Байрона. Приключенческая фабула. Основные темы авторских отступлений - борьба против тирании, осуждение войны, сатирическое изображение английского общества.

Возникновение исторического романа и творчество В. Скотта. «Шотландские», «английские» и «континентальные» романы Скотта - художественное истолкование европейской истории в ее ключевых моментах. Философия истории в романах Скотта. Роль народа и великих исторических личностей. Идея «срединного пути». Романы «Айвенго», «Пуритане», «Квентин Дорвард».



6.

Неоромантизм и реализм на рубеже 19-20 в.в.

Неоромантизм - сопоставление с романтизмом начала 19 в. Особенности неоромантического идеала. Творчество О. Уайльда, Р.Л. Стивенсона, Д.Р. Киплинга.

Сочетание широты социального взгляда с глубиной психологического анализа. Д. Голсуорси «Сага о Форсайтах». Форсайтизм как социально-психологическое явление. Д.Б. Шоу. Социально-политические и литературно-эстетические взгляды. Драматургическая реформа: пьеса-дискуссия на актуальную общественную тему. Цикл «Неприятные пьесы» - «Профессия миссис Уоррен». Борьба с романтическими иллюзиями - цикл «Приятные пьесы». Теория об «идеалистах» и «реалистах» - пьеса «Ученик дьявола». Проблематика пьесы «Дом, где разбиваются сердца». Условность и гротеск пьес 20-х г.г. Социальная фантастика Д.Г. Уэллса - «Машина времени», «Война миров», «Человек- невидимка».



8. Английская литература 20 века.

Историческая ситуация начала 20 в. Влияние новых философских идей (З. Фрейд, К. Юнг, А. Бергсон) на развитие литературы. «Психологическая школа и творчество В. Вулф. Техника «потока сознания». Эстетические принципы и творчество Д. Джойса. Роман «Улисс». Мировоззрение и творчество Д.Г. Лоуренса. Роман «Любовник леди Чаттерлей». Поэтическая система Т.С. Элиота.

Обзор творчества английских писателей 20 в. - У.С. Моэм, Г. Грин, И. Во, Рю. Олдингтон, О. Хаксли, Д. Оруэлл, А. Мэрдок, У. Голдинг, Д.Р.Р. Толкин, Э. Берджесс, М. Спарк,

Понятие о постмодернизме. Постмодернистские принципы художественного творчества - Д. Фаулз, Д. Барнс, П. Акройд и др.






5.2 Разделы дисциплины и междисциплинарные связи

с обеспечиваемыми (последующими) дисциплинами

№ п/п

Наименование обеспечиваемых (последующих) дисциплин

№ разделов данной дисциплины, необходимых для изучения обеспечиваемых (последующих) дисциплин







1

2

3

4

5

6




1.

Стилистика




+

+

+

+

+




2.

Практикум по культуре речевого общения

+

+

+

+

+

+




3.

Аналитическое чтение

+

+

+

+

+

+




4.

Практический курс английского языка







+

+

+







5.

Лексикология

+

+

+

+

+

+




6.

Русский язык и культура речи

+

+

+

+

+

+





Достарыңызбен бөлісу:
  1   2   3




©engime.org 2024
әкімшілігінің қараңыз

    Басты бет