Федеральное агентство по образованию
ГОУ ВПО «Российский государственный
профессионально-педагогический университет»
ГОУ ВПО «Уральский государственный педагогический университет
Уральский институт бизнеса им. И. А. Ильина
Иван Ильин и художественная культура России
материалы межвузовской студенческой
научно -практической конференции
21 мая 2008 г., Екатеринбург
Екатеринбург
2008
УДК 1. (091) (082) ББК Ю3(2)6 – 63я 431
И46
Иван Ильин и художественная культура России [Текст]:: материалы межвуз. студ. науч.-практ. конф., 21 мая 2008 г., Екатеринбург. – Екатеринбург: ГОУ ВПО «Рос. гос. проф.-пед. ун-т», 2008. – 157 с.
В сборнике обсуждаются жизненный путь Ивана Александровича, особенности его творчества, его учение о целостном духовном акте, его эстетика и культурология. В приложении «Наше наследие» представлены статьи И. А. Ильина, содержание которых целительно для нас, граждан современной России.
Редакционная коллегия:
Глазырина Е. Ю., д-р пед. наук, проф.; Гончаров С.З. д-р филос. наук, проф. (отв. редактор); Смольникова Н. С., канд. филос. наук, доц. (ГОУ ВПО «Российский государственный
профессионально-педагогический университет»)
© ГОУ ВПО «Российский государственный
профессионально-педагогический
университет», 2008
125-летию со дня рождения выдающегося мыслителя России Ивана Александровича Ильина посвящается
1883 – 1954
ОГЛАВЛЕНИЕ
Предисловие………………………………………………………………6
Глава 1. Особенности творчества И. А. Ильина
Гончаров с.з., лаптева н.м. «по-настоящему избранный»:
вехи жизненного пути и.А. ильина……………………………………..9
Гончаров С.З., Антипина М. С. Духовная актология
Ивана Ильина……………………………………………………………16
Кетова Л.М. Развитие русской идеи в наследии и.а.ильина………47
антипина м.с., лаптева н.м. иван ильин о духовном акте
русской культуры……………………………………………………….54
Гусев Е.А.. Сущность и своеобразие русской культуры……………...60
Гончаров С. З., Кудиенко К. Креативность сердца
и кризис бессердечной культуры (по работам И. А. Ильина)………..70
Глава 2. Культура Россиив творчестве И. А. Ильина
Гончаров С. З. И. А. Ильин: Путь к художественной культуре……..82
патрушева А. И.А.Ильин о русском восприятии искусства
и художественного совершенства современного искусства………...100
Смольникова Н.С. Иван Ильин о России и о русских
писателях.. ……………………………………………………………..103
Оларин С. А. С. Пушкин – гармонично поющий классик России….110
Букина О.К. Образ русского композитора в работах И.А. Ильина...120
Смольникова Н.С. Маска и душа Федора Шаляпина ……………129
Фролов С. А. Духовный смысл сказки……………………………….148
Щербакова В. Б. творческое развитие идеалов античной
гармонии в архитектуре русского классицизма……………………...155
Кислякова Е. Ю. Идеалы гармонично развитой личности
в русской живописи первой половины XIX века…………………….163
Синюков О. В. Образ Христа в отечественной
рок-музыке как поиск пути к свету и добру…………………………169
Никулина Е. любовь и семья в творческом наследии
ивана ильина………………………………………………… ……….181
Зингерова И.Э. иван ильин о национальном воспитании………….184
«Наше наследие»
Ильин И. А. жизнь без святынь……………………………………..187
Ильин И. А. Стань цельным!.................................................................192
Ильин И. А. Почему мы верим в Россию…………………………….198
Сведение об авторах…………………………………….……………..207
Предисловие
Творчество И. А. Ильина (1883 – 1954) «солнечным светом» вошло в общественное сознание России в начале 1990-х годов. Классик отечественной литературы Василий Белов, скупой на похвалу, сказал на IX съезде писателей России: если бы я раньше был знаком с трудами Ивана Ильина, я бы жил и писал по-другому. «Относительно русской религиозной философии XX века, – писал Н. П. Полторацкий, ученик И. А. Ильина, профессор, – можно сказать, что много было званных, но мало избранных. …. Ильин принадлежал к категории людей, по-настоящему избранных».
Из целостного духовного акта Ильина следовала полнота его духовного наследия – история и теория философии, философия религии, культуры, искусства, политики, духовного опыта, этика, теория права и государства, историческая прогностика, обширная публицистика, дневники, переписка и др. «Имя русского религиозного философа и национального мыслителя Ивана Александровича Ильина – отмечает Ю. Т. Лисица, профессор, подвижник русской культуры, составитель собрания сочинений И. А. Ильина, – мощно ворвалось в жизнь России конца XX столетия, естественно легло в русскую верующую душу и укоренилось в сердце человека русской культуры. Гражданин, любящий свою Отчизну и свой народ, болеющий за свою Родину, не может не отозваться на пламенное слово Ильина, потому что как у настоящего ученого слово это – точное, как у сильного философа – глубокое, как у мудрого педагога – строгое, как у истинного художника – образное, как у прекрасного стилиста – изящное».
И. А. Ильин – это Пушкин в философии и в иных духовных видах творчества: и тот и другой обладали целостным духовным актом и развитым чувством совершенства.
Ильина цитируют Президент России и лидеры политических партий, представители Русской Православной Церкви и военные, его продуманные советы о пути к новой России внимательно осмысливаются на международных и всероссийских конференциях, на страницах газет и журналов, в научных публикациях. Наследие И. А. Ильина вышло на первый план образованного современного сознания и является, пожалуй, единственным из работ русских философов, которое объединяет все нравственно здоровые силы России независимо от их партийной принадлежности. Ильин духовно объединяет гражданское общество России.
Чем же он вносит общегражданское согласие в наши души? Прозрачной ясностью изложения великого духовного опыта, который представлен Православием и русской классической культурой, нравственной обоснованностью выводов из политических и социально-экономических исследований, национально-патриотической направленностью идей, свободных от самодовольства, исторической правдивостью в изложении психологии и политики большевизма, революции, отношений «Россия – Запад»; верной исторической прогностикой, целиком подтвердившейся в период «перестройки» и последующей «смуты»; убедительностью изложения «пути духовного обновления», ценностных основ бытия человека, семьи, воспитания, Родины, правосознания и государства, труда и собственности, воинского и иного гражданского служения Отечеству.
Или кратко: Ильин своим наследием вернул нам, ныне живущим в России, подлинную Россию во всей ее богоочарованности, культурном великолепии и многоголосии, душевной щедрости и духовного благородства. И вот на фоне такой России ясно понимаешь, падения и «звездные часы» России советской, тупики и перспективы России нынешней. Ильин возвращает нам российское национальное самосознание и достоинство, российский характер и волю к совершенству. И все это изложено Ильиным по-пушкински ясно и точно, без ненависти и злобы. Только вздох печали и сострадания трагедии и мукам народа, и вместе с тем всегда – «солнечная» перспектива.
В Екатеринбурге создан Центр исследования творчества
И. А. Ильина под председательством архиепископа Екатеринбургской епархии Викентия; проведены 6 международных Ильинских Чтений, учреждена премия имени И. А. Ильина. Его труды с увлечением читают не только преподаватели, но и студенты, аспиранты.
В данном сборнике материалов конференции обсуждаются жизненный путь Ивана Александровича, особенности его творчества, его учение о целостном духовном акте, его эстетика и культурология.
В приложении «Наше наследие» представлены статьи И. А. Ильина, содержание которых целительно для нас, граждан современной России.
гончаров с. з., отв. редактор.
Глава 1. ОСОБЕННОСТИ ТВОРЧЕСТВА И. А. ИЛЬИНА
«По -настоящему избранный»: Вехи жизненного пути Ивана Александровича Ильина
Гончаров с.з., лаптева н.м.
Биография Ивана Александровича Ильина достаточно известна. наиболее полно она изложена и представлена иллюстративно в прекрасном издании, подготовленном Ю. Т. Лисицей [1]. Иван Александрович Ильин родился в Москве 28 марта (по старому стилю) 1883 года. Его родословная, отмечает Ю. Т. Лисица, – из «заслуженных дворянских родов, служивших верой и правдой Отечеству и давших России целую плеяду образованных и талантливых потомков». Культурная и труженическая линия родословной, вероятно, во многом определила духовную и гражданскую направленность творчества И. А. Ильина, его высокий культурно-духовный ранг.
Дед – Иван Иванович Ильин (1799 – 1865) – инженер-строитель, полковник; он возводил Большой Кремлевский дворец, стал его комендантом. В Кремле жила семья деда, там же родился отец Ильина, крестным которого был Император Александр II. Отец философа, Александр Иванович (1851 – 1921), был губернским секретарем, присяжным поверенным округа Московской судебной палаты. Племянники И. А. Ильина по отцовской линии – выдающиеся люди – «писатели, врачи, искусствоведы». Внук тети И. А. Ильина И. Л. Андроников стал писателем, литературоведом, мастером устного рассказа [1. С. 8]. Мать философа – немка Каролина Луиза Швейкерт (1858 – 1942), приняла православие и после венчания стала Екатериной Юльевной Ильиной. Отец матери, Юлиус Швейкерт, доктор медицины, врач императорского вдовьего дома. Родственные связи Ильина по материнской линии замкнуты на семью Келдышей, в частности академика АН СССР Л. В. Келдыша.
Иван Ильин закончил с золотой медалью 1-ю Московскую классическую гимназию в 1901 году. В 1901 – 1906 годы он – студент юридического факультета Московского императорского университета. В августе 1906 года он венчался с Наталией Николевной Вокач (1882 – 1962). Отец Наталии Вокач – Николай Антонович Вокач – кандидат права, племянник Петра Витте, ее мать – Мария Андреевна Муромцева – родная сестра С. А. Муромцева, председателя 1-ой Государственной Думы. Наталия Николаевна занималась философией, искусствоведением, историей.
В период 1906 – 1909 годов И. А. Ильин публикует научные работы о философии И. Г. Фихте, Шеллинга, Гегеля, Руссо. В 1906 году состоялась его встреча с Л. Н. Толстым в Ясной Поляне. В 1909 году он – магистр государственного права, приват-доцент кафедры энциклопедии права и истории философии права Московского университета. В 1910 – 1912 годы Ильин пребывает в научной командировке (Германия, Италия, Франция), работает в университетах Гейдельберга, Фрейбурга, Геттингена, Берлина и Парижа; встречается с Риккертом, Гуссерлем, Зиммелем и другими философами, работает над диссертацией, посвященной философии Гегеля, следит за событиями в России. Модернистам «серебряного века», религиозно-духовным обновленцам этого периода он противопоставляет «предметное видение»; Н. Бердяеву, Вяч. Иванову, М. Волошину, А. Белому, «штейнерианцам» он «давал отпор» [1. С.5]. Его духовными авторитетами, отмечает Ю. Т. Лисица, были А. С. Пушкин, Н. В. Гоголь, Ф. И. Тютчев, А. К. Толстой, Феофан Затворник, а также его современники В. И. Герье, Е. Н. Трубецкой П. И. Новгородцев.
Если Февральскую революции. Ильин воспринял как «временный беспорядок», то Отктябрь 1917 года – как катастрофу. Ильин публикует пламенные статьи против большевиков, устанавливает связь с одним из организаторов Белого движения генералом Алексеевым. Защита диссертации Ильина состоялась 19 мая 1918 года. Диссертационное исследование было столь основательно, что Ильину единогласно присудили сразу две степени – магистра и доктора государственных наук. Ильин становится профессором Московского университета.
Ильина арестовывали три раза в 1918 году, один раз в феврале 1920 года. Результатом последнего ареста в сентябре 1922 года явился приговор ГПу о высылке за границу.
Начался Берлинский период жизни. В Берлине образовался кусочек России – духовной, культурной, волевой. Ильин – один из создателей Русского научного института, декан юридического факультета, член-корреспондент Славянского института при Лондонском университете. Он ведет курсы энциклопедии права, истории этических учений, введение в философию и эстетику, учение о правосознании, устанавливает прочные отношения с деятелями Белого движения генералом А. А. фон Лампе, главнокомандующим Русской армии, генералом П. Н. Врангелем, создателем Русского Обще-Воинского Союза (РОВС), митрополитом Анастасием, архиепископом Иоанном (Поммером), П. Б. Струве, В. Х. Давадцем и др.; участвует как делегат в работе Русского Зарубежного Съезда (1926), становится идеологом РОВСа; в 1926 – 1933 годы профессор Ильин выступает с лекциями и докладами в городах Германии, Франции, Швейцарии, Чехословакии, Югославии, Австрии, Латвии на русском, немецком и французском языках. Он входит в редакцию газеты «Возрождение», активно публикуется в парижских газетах «Россия и славянство», «Русский инвалид», белградской «Новое время», рижской «Слово», нью-йоркской «Россия, джорданвилльской «Православная Русь», сотрудничает в журналах парижско-пражском «Русская мысль», рижском «Перезвоны», женевском «Новый путь», сан-францисском «День русского ребенка», является редактором-издателем журнала «русской волевой идеи» «Русский колокол» (1927 – 1930), сотрудничает с Национально-Трудовым Союзом Нового Поколения – молодежной организацией.
Научная деятельность Ильина в Берлинский период была такой же интенсивной, как и его политическая деятельность: в 1925 году выходит в свет его знаменитая книга «О сопротивлении злу силою», «Три речи о России (1934), «Что говорит мученичество Церкви в Советской России Церквам остального мира» (1936), «Творческая идея нашего будущего» (1937), «Основы борьбы за национальную Россию (1938), «Мученичество церкви в России» (1937), «Христианство и большевизм (1937), «Наступление на Восточную церковь (1937). Ильин впечатляюще раскрывает благотворное социальное значение христианских ценностей и дьяволиаду антихристианства большевиков. Эта направленность его публикаций косвенно разоблачала и антихристианскую политику нацистской Германии. В 1934 году Ильин был уволен из Русского научного института за отказ вести свою научную и преподавательскую деятельность в согласии с национал – социалистической программой, в 1938 году арестовывают его литературные труды, запрещают публичные лекции. Благодаря помощи друзей Ильину с женой удалось выехать в Швейцарию. Наступил третий, швейцарский период его жизни.
Власти в Швейцарии отказывали Ильиным в праве на проживание в стране. От высылки в Германию чету Ильиных спас композитор Сергей Васильевич Рахманинов, внеся крупный залог (4000 швейцарских марок). Имея только вид на жительство, Ильин лишился права на постоянную работу. Власти запретили ему участвовать и в политической деятельности.
Ильин оставался верен себе. Он продолжает интенсивную научную, лекционную, конспиративную политическую деятельность, помогает эмигрантам из России, осуществляет тематическое издание «О грядущей России», публикует серию статей: «О цельной вере», «Возрождение русской государственности», «Где мы и куда нам идти», «Очертания будущей России», «Расчленителям России» «Чем я служу», «Против соблазна», «Самостояние России», «О русской национальной идее», «О зле» и др.; выходит в свет на немецком языке выдающийся философско-художественный триптих «Я вглядываюсь в жизнь. Книга раздумий» (1938), «Замирающее сердце. Книга тихих созерцаний», «Взгляд в даль Книга размышлений и упований» (1945). Анонимно или под псевдонимом Ильин опубликовал для единомышленников из РОВСа 215 бюллетений, которые были посмертно опубликованы издательством РОВСа в виде двух томов под общим названием «Наши задачи». Ю. Т. Лисица дал точную квалификацию этого труда Ильина, это – «Аксиомы политического опыта» [1. С.129]. «Наши задачи» настолько актуальны для современной России, что, читая их, вспоминаешь слова писателя Василия Ивановича Белова – тот, кто не знает, что делать, пусть прочтет Ивана Ильина; все, что ни возьмешь у Ильина, все подсказывает нам, что делать, и не надо ничего изобретать. Составитель Собрания сочинений Ильина Ю. Т. Лисица установил на основе архивных данных мотивацию написания Ильиным серии статей под общим названием «Что сулит миру расчленение России» (1950). Ею является линия эмигрантских философствующих кругов, инициируемая, по выражению Ильина, «определенными центрами» В двух письмах к писателю Г. В Офросимову Ильин дает ответ: «Да, федотовщина (политические воззрения Г. П. Федотова – Ю. Л.) вредна – ибо за ней ложи – демагогирующая Запад в вопросе о том, что Россия слишком велика и опасна и что поэтому ее надо расчленить» [1. С.129]. Завершает литературную деятельность Ильина его фундаментальный труд «Аксиомы религиозного опыта», который был издан при жизни автора в 1953 году благодаря самоотверженности и помощи промышленника Владимира Павловича Рябушинского, потерявшего зрение над редактированием текста Ильина.
Дважды Ильин терял все средства жизни и начинал все заново. Горек хлеб на чужбине. Силы ему давали вера православная, служение Родине – Матери, горение его «поющего сердца» и поддержка друзей-единомышлеников. К Ильину тянулись и разделяли его чаяния духовно лучшие люди: писатели И. С. Шмелев и Г. В. Офросимов, творцы музыки С. В. Рахманинов и Н. К. Метнер, гений театра К. С. Станиславский, владыка Иоанн (Помер), художники М. В. Нестеров и Е. Е. Климов, военные П. Н. Врангель и А. А. фон Лампе. Духовно-культурный ранг Ильина состоялся и благодаря его дружескому окружению.
Ильин воспринимал Россию многолико: он видел Россию добольшевистскую и большевистскую, созерцал Россию из-за рубежа и прозревал оттуда Россию грядущую. Он видел в России то, что нам, ныне в ней живущим, пока еще не дано ощутить. И в многоликости России он прозревал то, что Господь задумал о ней. Поэтому он верен был до своей кончины замыслу Божию о России, зорко видел те круги, которые «варят антихриста» и завещал: «Эту линию духа, нить духа – надо по-ариадниному вести через весь лабиринт Минотавра».
Пятый период состоит в возвращении духовного наследия Ильина на Родину, в Россию. На Родину возвращен прах И. А. Ильина, о его творчестве на центральном телевидении вышли два фильма Алексея Денисова. Общероссийское общественное движение «Россия Православная» учредило медаль имени И. А. Ильина «За развитие русской мысли». Медалью № 1 посмертно награжден 18 сентября 1998 года ученик и последователь И. А. Ильина профессор Питтсбургского университета Николай Петрович Полторацкий (1921 – 1990), создатель Архива И. А. Ильина, много сделавший на ниве пропаганды наследия мыслителя. Продолжается издания Собраний сочинений Ильина. В Екатеринбурге Уральский институт бизнеса носит имя И. А. Ильина, усилиями этого института совместно с Екатеринбургской епархией проведены 6 международных чтений посвященных творчеству выдающегося мыслителя, учреждены научные премии И.А. Ильина, которыми удостоены свыше 10 исследователей.
Все эти и последующие шаги в возвращении наследия И. А. Ильина будут с каждым годом постепенно приоткрывать «замутненному» общественному сознанию России жизненную значительность, величие и красоту духовного – культурного ранга мыслителя и обнажать необходимость смены курса в политике страны – в областях культуры и воспитания, политики и хозяйства. «Относительно русской религиозной философии XX века, – писал Н. П. Полторацкий, – можно сказать, что много было званных, но мало избранных. В идейном наследии каждого из русских философов есть, конечно, немало – а в некоторых случаях и много – ценного, но только немногие из этих философов могут быть отнесены к категории учителей, духовно-идейных водителей – в точном смысле этих слов. Ильин принадлежал к категории людей, по-настоящему избранных. У него есть чему поучиться. И нынешним поколениям, и будущим. Ибо он был носителем не только верных идей, но и духовного меча и Животворящего Креста. Именно такие вдохновенные и вдохновляющие – предметно компетентные и ответственные – учители и нужны в наше смутное и трудное время. И конечно, именно такие нужны будут и в будущем» [1.С. 179].
Литература
иван ильин и россия: Неопубликованные фотографии и архивные материалы / Автор – сост. Ю. Т. Лисица. – М., 1999.
ДУХОВНАЯ АКТОЛОГИЯ ИВАНА ИЛЬИНА
гончаров с. з., антипина М. С.
качество жизни и культуры, уровень притязаний субъектов в значительной мере определяются тем актом субъективности, каким творятся жизнь и культура. Субъективный акт определяется сочетанием душевно-духовных сил. Такой акт может быть ориентирован или на внешнюю реальность, или на внутренний опыт, он может быть частичным или целостным, в нем могут преобладать или чувственность, или рациональность, или воля, или воображение и т.д. Упрощенность субъективного акта – одна из причин вырождения культуры в «бессердечную» техногенную цивилизацию. Максимум прибыли, минимум совести – такова ее экономикоцентричная рассудочная установка.
целостный духовный акт означает единение основных душевно-духовных сил, их симфонию (согласованность). Такой акт составляет креативно-антропологический базис для успешной самореализации человека в личной, профессиональной и гражданской областях жизнедеятельности. Он ориентирует на креативность в проектировании социальных систем, будь то экономика, политика, менеджмент на предприятии или образование.
Мышление есть универсальная способность человека, позволяющая ему строить свои действия согласно закономерностям внешних тел, причем, любых. Благодаря мышлению индивид выступает не частной силой природы, но в качестве субъекта, способного управлять всеми стихийными силами. Что бы ни делал человек, его активность управляется мышлением. Однако помимо мышления нам, людям, присущи такие творческие силы как продуктивное воображение, эстетическое созерцание, нравственно-чуткая воля, одухотворенная вера, совесть и любящее сердце. Единение этих сил рождает целостный духовный акт, дарующий полноту миропереживания и понимания, непроизвольное творчество и радостную самореализацию.
В познании, особенно социальной реальности, в равной мере важны и логический синтез мышления, и аксиологический (эмотивный, от слова «эмоция») синтез сердца, как духовного органа человека. Сердце синтезирует созерцания и представления в аспекте значимости событий для людей, в аспекте желаемого и должного. Такой синтез включает нравственные, эстетические антропологические и религиозные компоненты, дополняя односторонность логического синтеза, в котором доминирует форма, структура, устойчивые отношения (закономерности). Мышления вне ценностного положительного вектора становится всеядным, релятивным. Ему все равно, что доказывать. Оно неминуемо скатится до состояния этической и иной аксиологической нейтральности и станет социально опасным, плодя деструктивные проекты и ложные экспертизы.
И. А. Ильин, как никто другой, ясно прозревал планетарный кризис и квалифицировал его как кризис духовный в его религиозном сосредоточии. Работы И. А. Ильина обращены к нам, застающим этот кризис. Выход из кризиса предполагает, в первую очередь, не внешние преобразования, а само внутреннее, душевно-духовное преображение человека с иной вертикалью ценностей, с иным пониманием существа человека и межчеловеческих отношений, с иными ориентирами в «жизненном мире» – в воспитании и образовании, в религии и культуре, в политике и хозяйстве, в армии, суде и др. Ибо ментальность современного человека с ее техно – и экономикоцетричностью не позволит преодолеть кризис.
И. А. Ильин, наследуя опыт Православия, сам лично практиковал иной, в отличие от современного, духовный акт. Такой акт он углубил, пережил всем существом своим и выразил по-пушкински, с прозрачной ясностью в своих творениях. Он обнажил гибельность того душевного акта, каким стала твориться техногенная цивилизация. Он намного опередил свое время и завещал нам аксиологию сердца на основе любви и воли к совершенству, к совершенству Божию. Он передал нам цельную теорию – актологию любящего сердца. И своим печатным словом убедительно обнажил человекотворческую природу и спасительность цельного духовного акта. Причастие к этому его акту позволяет войти во внутренний духовный мир мыслителя и через его духовную оптику верно воспринять как его труды, так и саму реальность.
Если И. Кант раскрыл логический синтез рассудка, то И. А. Ильин выявил аксиологический (ценностный) синтез сердца. Вопрос о соединении логики мышления и аксиологии сердца находится в центре современной философии, иных гуманитарно-социальных наук потому, что целостность духовного акта дарует спасение души и позволяет понять и преимущество объективно лучшего содержания и творить его. Сердце и разум, соединенные духовным созерцанием, есть два крыла творческого взлета и духовного парения личности в «солнечных пространствах» прекрасных значений. религия клонится к закату тогда, когда угасает горение сердца, меркнет и культура; с угасанием того и другого понижается ранг ценностей и притязаний людей; наступает подмена высшего низшим: культуры – техногенной цивилизацией. Начинается пошлость. Россия нуждается в обновлении духовного, культуротворящего акта, в единении сердца и разума.
Человек, конечно, соткан из природного материала, из остывшей «звездной пыли». Но природное снято в надприродном, в социальном. Социальное же в человеке снято в духовном. Духовное в человеке есть веяние божественных энергий. Поэтому человек есть «религиозное существо». Таким он воспринимал себя уже на заре своей истории. С позиций вертикали «божественное – духовное – социальное – природное» яснее понимаешь удельный вес компонентов бытия человека.
Ильин воспринимал Россию многолико: он видел Россию добольшевистскую и большевистскую, созерцал Россию из-за рубежа и прозревал оттуда Россию грядущую. Он видел в России то, что нам, ныне в ней живущим, пока еще не дано ощутить. И в многоликости России он прозревал то, что Господь задумал о ней. Поэтому он верен был до своей кончины замыслу Божию о России, зорко видел те круги, которые «варят антихриста» и завещал: «Эту линию духа, нить духа – надо по-ариадниному вести через весь лабиринт Минотавра».
Достарыңызбен бөлісу: |