Субъективное и объективное в образе



Pdf көрінісі
бет1/12
Дата13.10.2022
өлшемі0,6 Mb.
#152886
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12
Байланысты:
episteme 2012 05



— 43 —
СУБЪЕКТИВНОЕ И ОБЪЕКТИВНОЕ В ОБРАЗЕ
31
И. Я. Лойфман
заслуженный деятель науки Российской Федерации, 
доктор философских наук, профессор
М. Н. Руткевич
член-корреспондент АН СССР, 
доктор философских наук, профессор
Человек есть мера всех вещей.
Протагор
1. 
ОБРАЗ КАК ГНОСЕОЛОГИЧЕСКАЯ КАТЕГОРИЯ
Субъект и объект. 
Основные гносеологические категории ма
-
терии и сознания, связанные между собой отношением отражения, 
далее должны быть конкретизированы, а тем самым обогащены 
рядом «парных» категорий, генетически восходящих к исходным, 
но вместе с тем отличным от них. Глубокая внутренняя связь ду
-
ховного и материального в деятельности людей настоятельно тре
-
бует введения категорий, выражающих различные «срезы» этого 
отношения (субъект–объект, теория–практика, свобода–необхо
-
димость), которые будут последовательно рассмотрены в данной
и последующих главах.
В данной главе в центре внимания будут находиться понятия 
субъективного и объективного, имеющие своей основой катего
-
рии субъекта и объекта. В своем исходном значении субъект – это 
познающее сознание, а объект – материальный мир. Если бы ре
-
альный процесс взаимодействия сознания с окружающим миром 
ограничивался данным отношением, не было бы необходимости
в использовании данных понятий. Но объект, по определению, – 
это, на что направлена мысль и действие (пассивная сторона),
в то время как субъект – носитель мысли и действия (активная 
сторона). Объектом мысли может быть, как известно, не толь
-
ко материальный предмет, но и другой человек с его поступками
и мыслями, далее, мысль, запечатленная в учебнике по физике или 
романе «Война и мир»; в конце концов написанная мною пять ми
-
нут назад фраза также может стать объектом размышления, что
-
бы быть зачеркнутой или улучшенной. Соответственно понятие 
субъекта соотносительно с объектом должно трактоваться также
в колоссальном диапазоне: от мысли индивида в данный момент 
до совокупности его мыслей и действий, от общественного созна
-
ния в тех или иных его формах и проявлениях до всей практи
-
ческой и познавательной деятельности общества по изменению 
природы. В общественных науках разграничение объективного
31 
Лойфман И. Я., Руткевич М. Н. Основы гносеологии. 2-ое изд. Екатеринбург: Банк 
культурной информации, 2003. С. 53–76.


— 44 —
и субъективного факторов обычно проводится по линии: сложив
-
шиеся независимо от людей объективные обстоятельства и актив
-
ная деятельность людей (материальная и духовная) по изменению 
этих обстоятельств. Охват действительности категориями субъекта 
и объекта универсален, что позволяет философию характеризо
-
вать как общую теорию субъекта и объекта в их связи, движении
и развитии
32
. В человеческой деятельности объект и субъект много
-
образно опосредуют друг друга. Объект распредмечивается и при
-
сваивается субъектом, а субъект опредмечивается и отчуждается
в объекте. Объект, воздействуя на субъект, выступает в отноше
-
нии, в сравнении с другими объектами, а субъект, воздействуя
на объект, выступает в отношении, в общении с другими субъекта
-
ми. В сущности взаимодействие субъекта и объекта – это двуединый 
социально-исторический процесс субъективации объективного
и объективации субъективного, т. е. своеобразный переход субъ
-
екта и объекта друг в друга. Различные модификации такого пе
-
рехода характерны для практического, духовно-практического
и теоретического способов освоения бытия (в драме жизни человек
и актер, и режиссер, и зритель). С учетом этих замечаний перейдем 
к рассмотрению соотношения объективного и субъективного в ос
-
новных формах человеческого познания.
Сначала о соотношении субъективного и объективного в каж
-
дой из двух известных уже нам ступеней познания – чувственной
и рациональной. В первую входят ощущения, восприятия, пред
-
ставления, во вторую – понятия, суждения, умозаключения.
И те и другие являются отражениями, копиями, образами внеш
-
него мира, но своеобразными, в каждой из них по-своему сплета
-
ются субъективный и объективный моменты; на этой основе далее 
мы остановимся на таких сложных образах, как художественный
и другие, в которых по-особому сплетены чувственное и рацио
-
нальное.


Достарыңызбен бөлісу:
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12




©engime.org 2024
әкімшілігінің қараңыз

    Басты бет