Учебная программа для специальности: 1-21 04 01 «Культурология



бет1/13
Дата20.11.2016
өлшемі2,32 Mb.
#2184
түріУчебная программа
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   13
БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

_____________________________________________

(название высшего учебного заведения)
УТВЕРЖДАЮ

Ректор Белорусского государственного университета,

академик___________________

(название высшего учебного заведения)

_______________ С. В. Абламейко

(подпись) (И.О.Фамилия)

Рег. №_4128___________________

_08__апреля_2011 г.____________
ИСТОРИЯ ЕВРЕЙСКОЙ КУЛЬТУРЫ И ЛИТЕРАТУРЫ

НОВОГО И НОВЕЙШЕГО ВРЕМЕНИ
Учебная программа для специальности:

1-21 04 01 «Культурология (по направлениям)»;

направление специальности:

1-21 04 01 - 01 «Культурология (фундаментальная)»;

cпециализация:

1-21 04 01 - 01 06 «Гебраистика и английский язык»

2011 г.
Составители:
Г. В. Синило, зав. кафедрой культурологии гуманитарного факультета учреждения образования «Белорусский государственный университет», кандидат филологических наук, доцент

РЕЦЕНЗЕНТЫ:

Э. Г. Иоффе, доктор исторических наук, профессор кафедры истории учреждения образования «Белорусский государственный педагогический университет имени М. Танка»;
В. В. Халипов, кандидат филологических наук, доцент кафедры зарубежной литературы учреждения образования «Белорусский государственный университет»

РЕКОМЕНДОВАНА К УТВЕРЖДЕНИЮ:

Кафедрой культурологии гуманитарного факультета учреждения образования «Белорусский государственный университет»

(протокол № 9 от 24.03.2011 г.);

Научно-методической комиссией гуманитарного факультета

(протокол № 8 от 28.03.2011 г.).

Ответственный за редакцию: Г. В. Синило



ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Данная учебная программа предназначена для студентов гуманитарного факультета БГУ, обучающихся по специальности «Культурология» и специализирующихся в области гебраистики.

Спецкурс, читаемый в соответствии с этой программой, ставит перед собой цель ознакомления будущих культурологов-гебраистов с основными закономерностями развития и феноменами еврейской культуры Нового и Новейшего времени, т. е. XVII – начала XXI веков. Однако новые процессы, сдвиги и сломы, потрясения, предвещавшие начало Нового времени, потрясли еврейскую культуру уже в XVI в., после изгнания из Испании (1492). И хотя еврейская культура по-прежнему развивалась в рамках двух крупнейших культурных ареалов – мусульманского и христианского, все более значимой в эпоху Нового времени становится еврейская культура, творящаяся в Европе сефардами и ашкеназами, и все в большей степени последними. В XVI в., кроме Европы, важнейшим центром развития еврейской культуры становится Земля Израиля, а в ней – высокогорный Цфат, где создаются новые мистические учения, чрезвычайно авторитетные для своего времени и для последующей культуре. В Европе же XVI–XVII вв. судьба еврейского мира нерасторжима связана с Реформацией, с противостоянием католиков и протестантов, с Тридцатилетней войной и восстанием под руководством Б. Хмельницкого на Украине (события Хмельнитчины). Этот трагический социокультурный контекст порождает мощные мессианские движения (Шломо Молхо и Давида Реувени, Шабтая Цви), вызывающие потрясения не только в еврейском, но также в христианском и мусульманском мирах.

Все это вызывает к жизни новые духовные процессы, которые продолжаются в эпоху Просвещения, когда еврейская культура в Западной Европе развивается в тесном соприкосновении с европейским Просвещением и порождает еврейское Просвещение – Гаскалу. Одновременно все более значимой становится роль восточноевропейского еврейства, в среде которого рождается новое религиозно-мистическое движение – хасидизм. Параллельное развитие Гаскалы и хасидизма, полемика между ними определяет лицо еврейской культуры в XIX в. Одновременно еврейская культура в Западной Европе трансформируется под влиянием процессов эмансипации и ассимиляции, связанных изначально с Гаскалой. Это приводит к более тесным контактам с христианским миром и генезису новых течений внутри иудаизма – реформизма, консервативного иудаизма и – как реакция на посдение – неоортодоксии. В Восточной Европе сохраняется ортодоксальный иудаизм в двух вариантах – раввинизм и хасидизм. Здесь же успешно развивается новая светская литература на иврите (в рамках Гаскалы) и формируется религиозная и художественная литература на идише (в рамках хасидизма и Гаскалы).

В конце XIX в. становится очевидным кризис Гаскалы, несбыточность ее иллюзий относительно вхождения евреев в семью народов мира через освоение ими других культур, а в сущности – через ассимиляцию. Ответом на это стал взрыв антисемитизма как в Западной, так и Восточной Европе, рождение новой его формы – расового антисемимтизма. В свою очередь, это вызывает к жизни новые духовные и политические процессы в еврейском мире: политический сионизм, основоположником которого стал Т. Герцль, стихийное палестинофильское движение в Восточной Европе и движение за возрождение национальной культуры, которое возникло в царской России и идеологом которого стал Ахад-га-Ам. Именно движение за национальное возрождение в соединении с сионистскими идеями породило взлет художественной культуры и прежде всего литературы на иврите и идище. Еврейская художественная литература на рубеже XIX–XX вв. все более обретает свой национальный облик и одновременно органично входит в европейский контекст, включается в мировой литературный процесс, порождает универсальные ценности (творчество Х. Н. Бялика, Ш. Черниховского, Менделе Мойхер-Сфорима, Шолом-Алейхема, И. Л. Переца и др.).

В первой половине ХХ в. наряду с Европой все более важными центрами развития еврейской культуры становятся США и Эрец Йисраэль (Земля Израиля). Именно Эрец Йисраэль является важнейшим центром развития культуры и литературы на иврите, именно здесь закладывается фундамент культуры современного Израиля. Восточная Европа (Советский Союз) и США остаются важнейшими центрами творчества на идише, однако в Советском Союзе еврейская культура постепенно сходит на нет под влиянием политики государственного антисемитизма. Страшнейшим испытанием для еврейского народа становится нацистский геноцид в 30-40-е гг., трагедия Холокоста (Шоа). Однако еврейский народ не только выстоял, но и сумел возродить свою культуру – прежде всего на древней исторической родине евреев, в современном Государстве Израиля. Еврейская культура второй половины ХХ в. в высшей степени демонстрирует свой мультикультурализм, она находится в постоянном диалоге со своими древними корнями и одновременно в полилоге со многими культурами мира. Все это порождает сложность парадигмы еврейской культуры ХХ в.

Таким образом, главной целью данного спецкурса является углубленное изучение еврейской культуры Нового и Новейшего времени.

Непосредственными задачами спецкурса являются следующие:


  1. Сформировать у студентов представление о социокультурном контексте развития еврейской культуры в эпоху Нового и Новейшего времени, ее контактах и диалоге с христианской и – шире – европейской и мировой культурой.

  2. Показать основные духовно-религиозные, философско-этические и художественные открытия еврейской культуры в эту эпоху и их значимость для мировой культуры.

  3. Дать представление о духовной культуре Цфата (Эрец Йисраэль) и важности возникших там мистических учений (в частности – Й. Лурии) для развития еврейской и европейской культур Нового времени.

  4. Сформировать представления о развитии еврейской культуры в эпоху Реформации в Западной и Центральной Европе, о духовном творчестве сефардов и ашкеназов.

  5. Изучить сложные социокультурные процессы и духовное творчество ашкеназов в XVII в., и особенно в Восточной Европе.

  6. Дать представление о важнейших мессианских движениях XVI–XVII вв. и их последствиях для еврейской, христианской и мусульманской культур.

  7. Изучить генезис и специфику Гаскалы, связи еврейского Просвещения с европейским, их типологию и феноменологию.

  8. Показать процесс формирования новых течений внутри иудаизма – реформизма, консерватизма, неоортодоксии, выявить их духовные интенции.

  9. Проследить процесс формирования хасидизма и сформировать знания в области мистической хасидской философии и ее значимости для еврейской и мировой культуры, для формирования философского диалогизма М. Бубера.

  10. Исследовать важнейшие художественные феномены, порожденные еврейской культурой Нового и Новейшего времени, и вклад евреев в развитие мировой культуры на данном этапе.




ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

Еврейская культура и литература начала Нового времени

(вторая половина XVIXVII вв.)
Обострение социальных противоречий и духовный кризис в Европе второй половины XVI – XVII вв. Общая панорама еврейской жизни в начале Нового времени.

Контрреформация и ухудшение положения евреев в Италии и католических странах. Сожжение Талмуда папой Юлием III (1553). Булла против евреев папы Павла IV и введение им гетто по всей Италии (1555). Суд над марранами Анконы (Папская область) и сожжение 25 марранов (1555). Преследования марранов в Испании и Португалии.

Возникновение большой общины евреев-изгнанников (преимущественно марранов и их потомков) в Нидерландах. Относительная религиозная терпимость по отношению к евреям в Нидерландах и Англии. Официальное признание властями еврейской общины в Нидерландах (1619). Возвращение марранов к иудаизму. Вклад евреев в экономический и культурный расцвет Нидерландов в XVII в. Процветание голландского еврейства. Мирные взаимоотношения евреев и христиан в Голландии.

Поселение евреев в голландских колониях на островах Вест-Индии и в Северной Америке. Основание еврейской общины Нового света совместно с марранами, бежавшими с Пиренейского полуострова. Появление евреев – выходцев из Бразилии (1654) и Нидерландов (1655) в Новом Амстердаме (Нью-Йорке). Деятельность протестантского проповедника, основателя колонии Род-Айленд в Северной Америке Р. Уильямса в защиту веротерпимости и свободы вероисповедания для евреев (1644). Значение еврейского духовного наследия, идеала «Моисеевой республики», идей Завета, Обетования и Исхода для пуританской культуры Америки.



Центр еврейской культуры в Эрец Йисраэль в XIVXVI вв. Земля Израиля под властью мамлюков (1291–1516). Упадок экономики. Возрастание значения Эрец Йисраэль для ислама и рост мусульманского фанатизма. Усиление преследований евреев в Европе и приток в Эрец Йисраэль иммигрантов из Германии во второй половине XIV в. Новая алия из Европы в конце XV в. (в связи с завоеванием турками Балканского полуострова и падением Константинополя). Алия евреев (из числа насильственно обращенных в христианство) из Испании и Португалии. Возрождение еврейской духовной жизни в Иерусалиме и Цфате. Начало османского владычества (с 1517 г.). Подъем сельского хозяйства и ремесел, духовного творчества. Цфат как важнейший центр еврейского религиозного образования и изучения Торы.

Деятельность Йосефа Каро (Йосеф бен Эфраим Каро; 1488, Толедо или Самора, – 1575, Цфат) как комментатора Писания, ѓалахиста и кодификатора Талмуда, автора Шульхан арух. Изгнание семьи Каро из Испании и Португалии, переселение в Турцию. Переезд в Цфат (1536). Глава йешивы Цфата (ок. 200 учеников). Среди учеников – Моше Кордоверо и Моше Алшех (ок. 1507 – ок. 1600). Многочисленные респонсы. Труд Йосефа Каро Шульхан Арух (Шулхан Арух ‘Приуготованный стол’, ‘Накрытый стол’) как кодификация Талмуда, как одна из основных книг ортодоксального иудаизма, как свод законов и правил, определяющих каждодневную жизнь верующего и соблюдающего заповеди Торы еврея. Шульхан Арух как сокращенный и упрощенный вариант обширного и наиболее значительного труда Й. Каро – Бет Йосеф («Дом Иосифа»). Кесеф Мишне (1574/1575) как комментарий к Мишне Тора Маймонида и наиболее важное пособие в изучении труда Маймонида. Другие работы Й. Каро.



Цфат как важнейший центр еврейского мистицизма. Цфатская Каббала. Йосеф Каро как каббалист. Маггид мейшарим («Провозвестник праведности»; изд. 1646) Й. Каро как спиритуальная автобиография, мистический дневник и каббалистически-гомилетический комментарий к Торе. Самые знаменитые каббалисты Цфата: Шломо Алькабец, Моше Кордоверо, Йицхак Лурия. Каббалистическая концепция Моше Кордоверо (Моисея Кордуанского).

Шломо бен Моше ѓа-Леви Алькабец (ок. 1505, Салоники?, – 1584, Цфат) как каббалист и поэт-мистик. Переселение в Цфат (ок. 1535). Влияние на концепцию Шломо Алькабеца его талантливого ученика – Моше Кордоверо, особенно «Гранатовой рощи». Книга Алькабеца Ликкутей хакдамот ле-хохмат ѓа-Каббала («Сборник введений в учение Каббалы»; хранится в Оксфорде, рук. 40). Понимание эманаций Бога – Сфирот – как Его сущности (в отличие от М. Кордоверо). Стремление перевести символы сокровенной Сущности на язык понятий. Опора на Сэфер Зоѓар и толкование фрагментов из нее. Литургические гимны (пиюты) Шломо Алькабеца. Субботний гимн Леха Доди... («Выйди, Возлюбленный мой...») и преломление в нем топики Песни Песней. Мессианские мотивы в гимне и аллюзии на пророческие книги. Леха Доди как самое распространенное субботнее песнопение, вошедшее в сефардские и ашкеназские молитвенники. Влияние на последующую еврейскую поэзию, религиозную и светскую.

Моше бен Йааков Кордоверо (1522, ? – 1570, Цфат) как один из наиболее видных представителей Цфатской школы Каббалы. Испанские корни семьи (Моисей Кордуанский). Ученик Й. Каро и Ш. Алькабеца, учитель Й. Лурии. Деятельность в качестве даяна и главы йешивы в Цфате. Монументальные мистические труды М. Кордоверо: Пардес риммоним («Гранатовый сад», или «Гранатовая роща», 1549; изд. в Салониках в 1584); Элима Раббати («Великий Элим», 1559; изд. во Львове в 1881); обширный комментарий к Сэфер Зоѓар Ор йакар («Свет драгоценный»; опубл. лишь разделы Шиур кома [Варшава, 1883], Дришот бе-инъяней ѓа-малахим [«Изыскания об ангелах», ч. 1–7, Иерусалим, 1962–1975]); введение в Каббалу Ор не‘эрав («Вечерний свет», Венеция, 1587); комментарий к Пятикнижию Сэфер герушин («Книга изгнаний», Венеция, 1600). Учение Кордоверо как единственная в истории Каббалы попытка ее демифологизации и рационализации, подведения под нее философской базы. Опора на Маймонида. Концепция Бога как Первопричины, а Его артибутов – как отрицания отрицаний. Диалектика единства и множества как одна из важнейших проблем концепции Кордоверо (переход от сокровенного Бога – Эйн-Соф – к Сфирот – сложному Божественному множеству). Теорию трех световых сущностнй (цахцахот), потенциально пребывающих в Эйн-Соф. Ярко выраженный монизм концепции Кордоверо и специфика его подхода к проблеме добра и зла. Зло как отсутствие добра. Умозрительно-эзотерический характер Каббалы Моше Кордоверо и слабая степень ее распространенности.

Йицхак Лурия и возникновение Лурианской Каббалы.

Йицхак бен Шломо Ашкенази Лурия (также ѓа-Ашкенази р. Йицхак; акроним ѓа-Ари; в народе – ѓа-Ари ѓа-Кадош ‘Святой Лев’; 1534, Иерусалим, – 1572, Цфат) как создатель одного из основных направлений Каббалы, получивших его имя (Лурианская Каббала). Происхождение из смешанной ашкеназско-сефардской семьи. Детство и юность в Египте, в семье дяди Мордехая Франсеса. Ученичество у ѓалахиста и каббалиста Давида бен Шломо Ибн Аби Зимры (акроним Радбаз; 1479–1573). Легенды о юности Йицхака Лурии, его склонности к отшельничеству и мистической экзальтации. Первая написанная лично книга – комментарий к «Книге сокровения», части Сэфер Зоѓар. Близость к системе М. Кордоверо. Переселение с семьей в Цфат (1569 или 1570). Занятия Каббалой под руководством М. Кордоверо до смерти последнего (конец 1570). Устное изложение собственного учения в кругу учеников (известны имена 30 из них). Особый образ жизни. Паломничества на могилы праведников с учениками. Общение с душами умерших. Откровения, полученные от пророка Элийаѓу. Преждевременная смерть во время эпидемии. Запись учения Й. Лурии самым талантливым его учеником – Хайимом Виталом в книге Эц ѓа-Хайим («Древо Жизни»). Основные понятия и идеи концепции Й. Лурии. Замена темы сотворения мира как основной для предыдущей Каббалы на эсхатологическую. Перенесение мессианской идей из социально-исторического плана в метафизически-космический. Понятия цимцум («сжатие [Бога]»), швират ѓа-келим («ломка сосудов») и тиккун ѓа-олам («исправление мира», «реинтеграция мира») как центральные в концепции Й. Лурии. Галут (изгнание еврейского народа) как следствие космической катастрофы. Миссия народа Израиля как миссия собирания рассеянных искр света и вознесения их к Престолу Всевышнего. Активная роль человека в борьбе со злом и процессе восстановления космической гармонии. «Собирание изгнанников» (т. е. народа Израиля на своей земле) как «собирание всех искр, пребывающих в изгнании» (Х. Витал). Преодоление изгнания как мистическое преодоление изгнания Шехины и ее соединение с Возлюбленным – Всевышним. Соединение в Лурианской Каббале национальных мотивов с универсально-космическими в едином великом мифе Изгнания и Искупления. Противоположность учению Кордоверо: антропоморфизм, онтологизация зла, дуализм (мир Сфирот и мир клиппот), но и его преодоление, сексуальные мотивы, спиритуализация телесной жизни человека. Учение Й. Лурии как ответ на трагедию, постигшую испанское еврейство, и как объяснение взаимосвязи трагедии еврейского народа и космической катастрофы, которая некогда изменила мир и последствия которой должны быть преодолены в будущем. Специфика литургической поэзии Й. Лурии (гимнов к субботним трапезам): мистический смысл Субботы и особая связь человека с миром и Всевышним в этот день. Огромное влияние концепции Й. Лурии на последующее развитие еврейской культуры, мистических учений, особенно на хасидизм, но также на саббатианство и франкизм.

Становление каббалистической агиографии. Цикл об Йицхаке Лурии в двух изводах: Шивхей ѓа-Ари («Хвалы ѓа-Ари») в виде писем р. Шломо Шлумиля из Дрежниц и Тольдот ѓа-Ари («Биография ѓа-Ари»). Сэфер ѓа-хезионот («Книга видений») Хаима бен Йосефа Витала (1542, Цфат, – 1620, Дамаск), ученика Лурии, как специфическая авто-агиография. Генезис темы диббука и ее дальнейшее влияние на еврейскую мистику и агиографию.

Еврейские мессианские движения в XVI в.: Давид Реувени, Шломо Молхо.

Загадки личности и деятельность Давида Реувени (также Рувени, ѓа-Рувени; 1480-е гг.? – 1538, Льерена, Испания) и инспирирование мессианских чаяний. Мифологема страны Хавор – царства колен Реувена и Гада. Поддержка Шломо Молхо как «мессии». Трагическая судьба Реувени. Записки (дневник) Давида Реувени как первая автобиография на иврите. Личность Д. Реувени в романе М. Брода «Реувени, князь Иудейский» (1925; рус. пер.: Реубени, князь Иудейский. М.; Л., 1927; Иерусалим: Б-ка-Алия, 1974).

Шломо Молхо (он же – Диогу Пириш; ок. 1500, Лиссабон, – 1532, Мантуя) как каббалист и инициатор мессианского движения. Загадки личности и трагическая судьба Шломо Молхо. Воспитание в марранской среде. Возвращение к иудаизму под влиянием Д. Реувени. Бегство из Португалии в Салоники и изучение Каббалы под рук. И. Тайтацака. Знакомство с Й. Каро и восторженные отзывы последнего о Шломо Молхо. Круг учеников и последователей. Отражение мессианских чаяний Шломо Молхо в его сборнике Драшот («Проповеди», 1529). Мессианские проповеди в Анконе (1529). Бегство в Пезаро, затем в Рим. Укрепление в вере в собственное мессианское предназначение. Поддержка Папы Климента VII. Сбывшиеся предсказания о наводнении в Риме (1530) и землетрясении в Португалии (1531). Рост популярности проповедей Шломо Молхо в еврейской и хроистианской среде. Преследования инквизиции и защита со стороны Папы и кардиналов. Новая встреча с Реувени в Венеции (1530) и провозглашение себя его посланником, а затем посланцем Самого Бога. Приговорение к сожжению и спасение. Пребывание с Реувени в Регенсбурге при дворе Карла V. Арест, суд в Мантуе, казнь (сожжение на костре). Огромное влияние личности Шломо Молхо на современников. Влияние идей Шломо Молхо на саббатианство. «Зверь в тростнике» Шломо Молхо как спиритуальная автобиография. Агиографические сказания о Шломо Молхо. Образ Шломо Молхо в романах М. Брода «Реувени, князь Иудейский» (1925), Э. Флега «Папский еврей (1925), А. А. Кабака (1928–1929).

Деятельность Грации Мендес (1510–1569) и Йосефа Наси (ок. 1524–1579) по борьбе с инквизицией, спасению марранов, за право свободно исповедовать иудаизм, по осуществлению мессианских чаяний и восстановлению Тверии.

Прага как важнейший центр еврейской культуры в XVI – начале XVII вв.

Йеѓуда Лива (Лёв) бен Бецалель (Маѓараль ми-Праг ‘Маѓараль из Праги’; 1512?, Познань, – 1609, Прага) как раввин, талмудист, мыслитель и ученый. Деятельность в качестве окружного раввина в Моравии (1553–1573). Переезд в Прагу и основание йешивы и Общества изучения Мишны. Деятельность в качестве Главного раввина Познани (1584–1584, 1592–1597), затем – Праги (с 1597 до конца жизни). Изучение математики и астрономии, дружба с Тихо Браге. Борьба за свободу выражения мыслей и идей. Труды по вопросам философии и этики: Нетивот олам («Тропы мира»), Тиферет Йисраэль («Слава Израиля»), Нецах Йисраэль («Вечность Израиля»). Специфика метафизики Йеѓуды Ливы бен Бецалеля. Влияние средневековых интерпретаций Платона и Аристотеля. Концепция двоемирия. Соотношение чуда и естественных закономерностей. Уникальность судьбы Израиля. Специфика мессианской концепции. Идея особой близости Шехины народу Израиля в галуте особой органической связи народа со Страной Израиля. Многочисленные легенды о р. Йеѓуде Ливе бен Бецалеле. Легенда о пражском големе и ее интерпретация в последующей еврейской и европейской культуре и литературе.

Деятельность Давида Ганса (1541–1613), астронома, математика, географа, автора первой систематической хроники жизни ашкеназских евреев (Цемах Давид – «Росток Давида», 1592). Еврейская судьба в контексте всемирной судьбы. Чешский патриотизм Давида Ганса.

Усиление нетерпимости по отношению к евреям в Западной и Центральной Европе в связи с противостоянием католиков и протестантов. Изгнания евреев из городов Германии, Богемии (Чехии) и Моравии. Тридцатилетняя война в Европе (1618–1648) и преследования евреев. Съезд представителей еврейских общин в Моравии (1650) и избрание духовного руководства еврейства в составе девяти выдающихся законоучителей. Реформа обучения юношества, реорганизация раввинатов и йешив. Центр развития еврейской культуры в Моравии и Богемии.

Возвращение евреев в Англию в годы пуританской революции. Борьба ученого и раввина из Амстердама Моше бен Йисраэля за право евреев селиться в Англии. Возникновение экономически процветающей еврейской общины в Англии (1655), ее связи с другими еврейскими общинами.

Ситуация в Восточной Европе. Специфика еврейской автономии в Польше и Литве: право избрания Главного раввина, заседания Верховного суда во время ярмарок в Люблине. Формирование Литовского Ваада (Совета) и Ваада четырех земель. Структура польско-литовской еврейской общины. Система религиозного образования, деятельность йешив в Польше и Литве. Преследования евреев в связи с проникновением в Польшу идей Реформации. Диспуты между евреями и христианами.

События хмельнитчины (1648–1649), русско-польской войны, шведского нашествия (1654–1660) и гибель еврейских общин Украины и Беларуси. Отражение еврейских погромов времен восстания под руководством Б. Хмельницкого, в еврейских хрониках XVII в. и трудах русских историков (В. Костомаров и др.). Кровавые наветы в Польше и Литве.

Изменение вектора еврейской эмиграции с Востока на Запад. Появление беженцев-ашкеназов из Польши и Литвы среди сефардов Турции и Западной Европы. Возникновение ашкеназских общин в Нидерландах. Контакты сефардской и ашкеназской культур, обогащение ими мировой культуры Запада и Востока, посредничество в их взаимодействии.

Евреи в Османской империи. Относительное экономическое благополучие евреев под властью турок. Евреи – врачи, банкиры и дипломаты при дворе султана Османской империи (дон Йосеф Наси, Шломо Ашкенази и др.). Участие евреев в международной торговле. Экономический и духовный подъем Эрец Йисраэль.

Обострение мессианских чаяний в еврейской среде в связи с изгнанием из Испании и Португалии, гонениями в Западной и Центральной Европе, резней во время восстания Б. Хмельницкого, усилениями контактов ашкеназских и сефардских общин, распространением каббалистических идей (прежде всего – Лурианской Каббалы).



Достарыңызбен бөлісу:
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   13




©engime.org 2024
әкімшілігінің қараңыз

    Басты бет